- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Инстинкты или диалектика выживания?
- На чем основывается диалектическая направленность?
- Азбука философии как метод искусственного познания
- Диалектическая мысль и ее роль в жизни
- Закон отрицания отрицания
- Древняя философия – на инстинктивном уровне использована в природе
- Край хаоса Пера Бака – самоорганизация критичности
- Философия по Энгельсу как закон об общем движении материальных ценностей
- Потоки в самосознании бытия
- Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественные
Метафизическое мышление распознает изменения либо количественно, либо качественно. Соотношение между количественными и качественными изменениями есть открытие диалектической философии. Эта связь представлена соответствующим законом, гласящим, что изменение качества, сущности предмета происходит в результате изменения его количественных свойств, возрастающих в определенном направлении. Новое качество предмета возникает в результате количественных изменений по сравнению со старым.
понимание механизма действия и смысла закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».
Категория «собственность» занимает особое место в философском мировоззрении. Один мир разнообразен. Многообразие мира раскрывается через различия в явлениях, образующих его как бесконечное разнообразие. Каждое явление также представляет определенное разнообразие: оно меняет состояние, оно многогранно. Философия использует категорию «свойство» для выражения стороны, грани явления. Собственность, строго говоря, равна не самой этой стороне, а тому, с чем она собирается взаимодействовать с другими сторонами и другими явлениями.
Категория «качество» отражает совокупность основных, т е необходимых, устойчивых, повторяющихся, общих свойств явлений. Их обычно называют существенными, так как они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».
Г. Гегель отмечал, что качество состоит в том, что явление перестает быть собой, когда оно утрачивается. Ведь качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Это определяет способ их взаимодействия. Признание качества означает выделение существенных характеристик и представление их в виде системы.
Категория «количество» определяет объект, процесс с точки зрения величины, продолжительности, интенсивности и предполагает численные методы оценки. В отличие от качества, которое остается инвариантным (неизменным) в развитии явления до определенного момента, количество может быть изменено без изменения сущности явления.
Отношение между количеством и качеством иллюстрирует диалектику единства противоположностей. Качество выражает стабильную сторону развития. Рисунок подтверждает вариацию в развитии. Их единство обусловлено существованием явления, которое они характеризуют.
Категория «мера» определяет количественные пределы, в которых сохраняется качество объекта. Мера выражает единство качества и количества.
Категория «скачок» отражает процесс перехода от одного качества к другому. Прыжок является одной из форм такого перехода. Новое качество есть результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. Непрерывное движение заменяется дискретным (дискретным).
Есть много форм прыжков. Они различаются по объему, содержанию и манере выражения. Конкретная форма скачка зависит от характера развивающегося явления, от характера противоречий и условий, при которых прерывается эволюционный процесс. Если мы знаем условия, мы можем контролировать какой-то прыжок. Яркий тому пример – создание атомных электростанций, атомных реакторов и грамотное антикризисное управление экономикой.
Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок связи непрерывных и конвульсивных изменений в мире, в развитии знаний о них. Важно, чтобы не только количественные изменения вызывали качественные изменения, но и качественные изменения вызывали количественные изменения. Таким образом, перевод транспорта на электрическую тягу неизбежно ведет к увеличению скорости и интенсивности движения, новой организации транспортной системы и новому своду правил.
Инстинкты или диалектика выживания?
Даже животные приходят к своим практическим выводам не только на основе аристотелевского силлогизма, но и на основе гегелевской диалектики. Таким образом лиса понимает, что четвероногие и птицы питательны и вкусны. Увидев зайца, кролика или курицу, лиса думает: «Это конкретное существо относится к вкусному и питательному типу». Перед нами полный силлогизм, даже если лиса никогда не читала Аристотеля. Но когда та же лиса встречает первое животное крупнее ее, например волка, она быстро приходит к выводу, что количество переходит в качество, и летит. Ясно, что лапы лисы снабжены «гегелевскими тенденциями», даже если последние не совсем сознательны.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что законом перехода количества в качество являются внутренние отношения природы с живым существом, которое трансформировалось в язык сознания, а затем человек смог обобщить эти формы сознания и превратить их в на логические (диалектические) категории, тем самым создавая возможность глубже проникнуть в мир флоры и фауны.
На чем основывается диалектическая направленность?
Основное положение диалектики состоит в том, что все находится в постоянном процессе изменения, движения и развития. Даже когда нам кажется, что ничего не происходит, на самом деле материя всегда меняется. Молекулы, атомы и субатомные частицы постоянно изменяются, всегда в движении.
Таким образом, диалектика по существу является динамической интерпретацией явлений и процессов, происходящих на всех уровнях как органического, так и неорганического материала. Это не механическое представление о движении как о чем-то, приводимом в инертную массу внешней «силой», а совершенно иное представление о материи как о самодвижущейся силе. Для философов материя и движение (энергия) были одним и тем же, двумя способами выражения одной и той же идеи. Эту идею блестяще подтвердила теория Эйнштейна об эквивалентности массы и энергии.
Азбука философии как метод искусственного познания
Когда мы впервые думаем об окружающем нас мире, мы видим обширную и невероятно сложную серию явлений, сетей, бесконечных изменений, причин и следствий, действий и противодействий. Движущей силой научных исследований является стремление осмыслить этот удивительный лабиринт, понять его, чтобы преодолеть. Мы ищем законы, способные отделить необходимое от конкретного, случайное от необходимого и позволяющие понять, какие силы порождают противодействующие нам явления. Закон перехода количества в качество, по мнению физика и философа Дэвида Бома, есть состояние трансформации. Он думал:
В природе ничто не остается постоянным, все находится в состоянии трансформации и изменения. Однако мы обнаруживаем, что ничто не вытекает из ничего без предшествующих событий, существовавших ранее. Точно так же ничто не исчезает бесследно. Есть ощущение, что в более поздние времена он абсолютно ничего не порождает. Эта общая характеристика мира может быть выражена в терминах принципа, который обобщает широкий спектр различных типов опыта и которому до сих пор не противоречило ни одно наблюдение или эксперимент.
Диалектическая мысль и ее роль в жизни
Существенный момент диалектического мышления не в том, что оно основывается на идее изменения и движения, а в том, что оно рассматривает движение и изменение как явления, основанные на противоположностях. В то время как традиционная формальная логика стремится устранить противоречие, диалектическое мышление принимает его. Противоречие — важная черта всякого бытия, что видно из гегелевского закона перехода количества в качество на материальном уровне. Он лежит в самой сердцевине материи. Это источник всего движения, изменения, жизни и развития. Диалектический закон, выражающий эту идею, таков:
- Это закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
- Третий закон диалектики, отрицание отрицания, выражает понятие развития.
- Вместо порочного круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоположности действительно ведет к развитию от простого к сложному, от низшего к высшему.
- Процессы не повторяются точно так же, несмотря на видимость обратного.
- Таковы, в очень схематичном виде, три самых основных диалектических закона.
- Из них возникает целый ряд дополнительных положений, касающихся отношения между целым и частью, формой и содержанием, конечным и бесконечным, притяжением и отталкиванием.
Это то, что мы постараемся решить. Начнем с количества и качества. Закон диалектики перехода количества в качество и его превращения имеет чрезвычайно широкий спектр применения — от мельчайших частиц материи на субатомном уровне до самых привычных явлений, известных человеку. Его можно увидеть во всевозможных проявлениях и на многих уровнях. Но этот очень важный закон еще не получил должного признания.
Закон отрицания отрицания
Этот закон характеризует важнейшую сторону развития — его направление. Отличительной особенностью закона является то, что он проявляется во времени, причем речь идет о значительных временных интервалах.
Это свойство нетрудно объяснить законом отрицания. Двойное отрицание в законе указывает на цикличность развития, отраженного в законе. Необходимость повторного отрицания требует длительного времени и в немалой степени.
Вне философской интерпретации отрицание понимается просто как отрицание или одобрение чего-либо, либо противоположность утверждения. Одни высказывают определенную мысль, другие ее отвергают (отрицают). Негативное отношение отождествляется с негативным отношением к чему-либо.
В философском смысле отрицание изначально понималось как изменение явлений. Термин «изменение», отражающий любое отклонение от существующего состояния, со временем приобрел новое значение. Более того, «отрицание» стало термином, выражающим коренное изменение явления в целом, а не отдельных его характеристик. Оно связано с разрушением, упразднением, утратой объекта, процесса как такового, прекращением его существования. Двигатель внутреннего сгорания покинул локомотив и отправил его назад во времени. Электродвигатель заменил тепловоз.
Метафизическая философия определяет отрицание как прекращение бытия. Смерть отрицает жизнь. Стандарт хоронит надежды экономики на инвестиции. Зерно, которое попадает на мельницу, превращается в муку. Метафизика отражает внешнюю, видимую сторону отрицания.
Диалектика считает отрицание важнейшим элементом развития мира. Поэтому в диалектическом понимании отрицание есть не конец бытия, а изменение той или иной формы бытия. Развитие не заканчивается отрицанием. Оно идет в двух направлениях, в зависимости от характера отрицания. Если отрицание уничтожает источник развития, например, бизнес закрывается из-за банкротства, движение временно принимает форму энтропийного изменения. Оставшееся имущество продается после выплаты долгов и увольнения сотрудников. Однако это не означает конец. Доход пускают в оборот, а производство продолжается.
Когда отрицание не связано с источником развития (например, корпоративная реструктуризация), развитие продолжается как поступательное движение.
Диалектическое отрицание есть естественный процесс обновления, замены старого качества новым, являющимся результатом саморазвития явления. Он поддерживает связь между старым и новым.
В процессе диалектического отрицания упраздняется старое, что препятствует развитию старого. При этом сохраняются и укрепляются семена нового, рационального. Отрицание не может быть абсолютным. Оно всегда относительно (не по форме, а по существу). Явление не исчезает бесследно; оно не становится несуществующим. Он меняет свои формы движения, свою конкретную форму.
Закон отрицания на отрицании показывает, что развитие происходит через непрерывность. Двойное отрицание обнаруживает поступательный характер развития: новое, более совершенное, возникает естественно (первое отрицание) и так же естественно, развившись, уступает место более разумному, более совершенному (второе отрицание).
Проявление закона «отрицания отрицания» обычно сравнивают со спиральным движением, демонстрирующим восходящий импульс развития. Движение по спирали, форма явления частично повторяется, а содержание меняется. Он был улучшен на основе опыта предыдущей разработки.
Читайте также: Как победить в споре: психологические приемы, убеждения и уловки в конфликтах
Древняя философия – на инстинктивном уровне использована в природе
Переход количества в качество был известен уже мегарским грекам, которые использовали его для демонстрации некоторых парадоксов, иногда в форме шутки. Например: «Соломинка, которая сломала спину верблюда», «Многие руки делают легкую работу», «Постоянное капание изнашивает камень» (вода точит камень) и так далее
Во многих законах философии переход от количества к качеству проник в народное сознание, как остроумно заметил Троцкий:
Каждый человек в той или иной мере диалектик, в большинстве случаев бессознательно. Хозяйка знает, что некоторая соленость в супе приятна, но эта добавленная соль делает суп непривлекательным. Соответственно, неграмотная крестьянка ведет себя при приготовлении супа по гегелевскому закону перехода количества в качество. Подобные примеры из повседневной жизни можно приводить бесконечно.
Поэтому можно смело сказать, что все в мире происходит как самоосознание, естественным образом. Если кто-то устанет, тело, как элемент достижения количественного утомления, отдохнет. На следующий биологический день качество работы улучшится, иначе количество обернется против качественных дел. То же самое произойдет и в обратном сценарии – здесь задействована природа как внешний воздействующий механизм.
Край хаоса Пера Бака – самоорганизация критичности
Несмотря на кажущуюся тривиальность этих примеров, они раскрывают глубокую правду о том, как устроен мир. Возьмем, к примеру, пучок кукурузы. Некоторые из последних исследований, связанных с теорией хаоса, были сосредоточены на критической точке, где серия небольших вариаций приводит к массовому изменению состояния (в современной терминологии это называется «краем хаоса»). Работа датского физика. Пер Бак и другие авторы «самоорганизованной критичности» лишь на примере кучи песка иллюстрировали глубинные процессы, происходящие на многих уровнях в природе и точно соответствующие закону перехода количества в качество. Иногда эти вещи просто незаметны, и человек не замечает простого количественного изменения.
Философия по Энгельсу как закон об общем движении материальных ценностей
Энгельс определяет диалектику как «науку об общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Раньше он тоже проводил опыты над природными явлениями, но потом решил заняться наблюдением, чтобы узнать правду. Он говорит о законах диалектики и начинает с трех основных:
- Закон перехода количества в качество и обратно в исходную форму.
- Закон взаимопроникновения противоположностей.
- Закон отрицания отрицания.
На первый взгляд это требование может показаться чрезмерно амбициозным. Действительно ли возможно разработать законы, имеющие такое общее применение? Может ли существовать базовая модель, которая повторяется в работе не только общества и мышления, но и самой природы? Несмотря на все подобные возражения, становится все более очевидным, что такие модели существуют и постоянно появляются на всех уровнях в различных формах. И растет число примеров, взятых из таких разнообразных областей, как субатомные частицы для изучения населения, которые придают больший вес теории диалектического материализма.
Потоки в самосознании бытия
Все находится в постоянном движении, от нейтрино до сверхскоплений. Сама Земля находится в постоянном движении, вращаясь вокруг Солнца один раз в год и вокруг своей оси один раз в день. Солнце, в свою очередь, совершает оборот вокруг своей оси один раз в 26 дней и вместе со всеми другими звездами нашей галактики совершает оборот вокруг галактики раз в 230 миллионов лет. Вероятно, даже более крупные структуры (скопления галактик) также имеют какое-то общее вращательное движение. Кажется, это относится к материи вплоть до атомного уровня, где атомы, составляющие молекулы, вращаются друг относительно друга с разной скоростью. Это закон перехода количества в качество, примеры которого можно привести в природе абсолютно везде. Внутри атома электроны вращаются вокруг ядра с огромной скоростью.
Электрон обладает свойством, известным как внутренний спин. Кажется, что он вращается вокруг своей оси с фиксированной скоростью, и его нельзя остановить или изменить, кроме как уничтожив сам электрон. Философский закон перехода количества в качество может быть истолкован иначе как накопление материала, составляющего количественную силу. То есть придать закону обратное понимание и действие.Если спин электрона увеличивается, то он настолько резко меняет свои свойства, что приводит к качественному изменению, создавая совершенно другую частицу.
Величина, известная как угловой момент, комбинированная мера массы, размера и скорости вращающейся системы, используется для измерения вращения элементарных частиц. Принцип спинового квантования является фундаментальным на субатомном уровне, но существует и в макроскопическом мире. Однако эффект настолько ничтожен, что его можно принять как должное. Мир субатомных частиц находится в состоянии постоянного движения и брожения, где ничто не совпадает само с собой.
Частицы постоянно превращаются в свои противоположности, поэтому невозможно постоянно утверждать их идентичность. Нейтроны становятся протонами, а протоны становятся нейтронами в непрерывном обмене тождествами. Это закон взаимного перехода количества в качество.
Закон единства и борьбы противоположностей
С незапамятных времен противоречия мира привлекали внимание людей. (Вспомним учение даосизма Лао-цзы, о гармонии инь и ян, их противоположности и единстве в Дао). Противоречие проявляется во всем: в обществе, в материальном мире, в знаниях и так далее
Но чтобы изучать противоречие бытия, мы должны понять, в чем состоит само противоречие.
Противоречие – это некое взаимодействие разных, даже противоположных сторон, качеств, вызывающих процесс столкновения противоположных амбиций и сил.
Полностью одинаковых (одинаковых) вещей не существует: предметы, предметы, явления различны — как друг от друга, так и сами по себе. Но это другое противоречие: «единство и борьба». Этот тип противоречия основан на диалектическом противоречии, т е предполагает не только различие, но прежде всего единство взаимодополняющих (взаимовлияющих) сторон предмета, явления или процесса. То есть «единство и борьба» противоположностей выражает интенсивное взаимодействие между «полярными» качествами. Например, применяя закон единства и борьбы противоположностей, каждый живой объект можно представить как сочетание двух начал: женского и мужского. То есть каждый человек есть результат единства двух начал.
Противоречие выражает внутренний источник всякого движения и развития. Противоречия бывают внутренние и внешние. Внутренние противоречия – это противоречия между элементами структуры. Внешние противоположности — это противоположности различных явлений.
Противоречия могут быть принципиальными и неосновополагающими, принципиальными и неосновополагающими. Например, взаимное превращение нейтрона, протона, электрона в атомном ядре есть процесс постоянного возникновения и растворения противоположностей, но это не приводит к изменению в атоме — полярности ядра и электронных оболочек сохраняется.
Существуют антагонистические и неантагонистические противоположности.
Антагонистическая оппозиция есть неразрешимая оппозиция. Ее разрешение возможно только революционным путем, как переход в новое качество. Например, противостояние рабов и рабовладельцев, рабочих и капиталистов.
Неантагонистическая оппозиция проявляется между однородными социально-классовыми обществами. Например, свободная конкуренция между капиталистами.
Диалектическое отрицание включает в себя три процесса:
- разрушение, устранение прежнего (разрушение),
- частичное накопление, суммирование, сохранение (накопление),
- формирование, создание нового (строительство).
Этот закон формулируется как закон отрицания отрицания, предполагающий цикличность, повторение. Классический пример проявления этого закона мы находим у самого Г. Гегеля: семя, посаженное в землю, прорастает, как стебель, он само семя отрицает, далее новые семена отрицают стебель.
Проявление этого закона обычно представляют в виде спирали, где каждый новый виток повторяет предыдущий, но на качественно новом уровне. То есть происходит не полное отрицание (аннигиляция) предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением некоторых (но существенных) признаков предыдущей стадии.