Восприятие — что это такое, свойства и виды восприятия в психологии

Успех
Содержание
  1. Восприятие — что это?
  2. 4 уровня восприятия
  3. Свойства восприятия
  4. Как развить перцепцию
  5. Познавать себя
  6. Бороться со стереотипами
  7. Как и почему меняется мозг
  8. Гистограммы vs линейные графики
  9. Виды восприятия
  10. По модальности:
  11. В зависимости от ведущего анализатора:
  12. По способу актуализации:
  13. Интерактивные элементы
  14. Факторы восприятия
  15. Круговые диаграммы vs гистограммы
  16. Искажённое восприятие реальности
  17. Есть ли адекватная и неадекватная перцепция
  18. Реальность зависит от людей
  19. Другие визуализации
  20. Диаграммы рассеяния
  21. Пиктограммы и рисунки
  22. ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА
  23. Субъективность и не вычисляемая неуверенность во всём
  24. Как мозг принимает решения
  25. 3D
  26. Ошибки в восприятии (иллюзии)
  27. Восприятие человека человеком
  28. Базовые формы
  29. Плотность данных
  30. Чем это опасно?
  31. Задачи социальной перцепции
  32. Выделить себя и группу
  33. Урегулировать конфликт
  34. Создать образ
  35. Мнение о важном
  36. Как сознание строит реальность?
  37. Опорные точки

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы внешнего мира, отражение действительности в психике.

В данном случае понятием является глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие — это существительное, объект, результат, образ сам по себе.

Чаще всего наука (что это такое?) использует первый вариант значений. Мы будем опираться на него в этой статье.

Восприятие является синонимом слова «восприятие», которое опять-таки в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное знание окружающего. В равной степени используются такие слова, как оценка, принятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В течение жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине интересуешься какими-то вещами: берешь в руки, чтобы понять какая консистенция, вес, плотность, цвет, запах, вкус и так далее, то есть используешь нужные органы чувств (еда — вкус) , книга — видение).

Все эти свойства вызывают разные переживания, которые в совокупности порождают образ предмета. Таким образом, процесс познания есть восприятие.

Что такое восприятие

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не просто сумма ощущений. Он также включает в себя наши индивидуальные знания и представления о мире. Это явление тесно связано с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Этот процесс содержит 4 уровня:

  1. Обнаружение — здесь мы понимаем, что есть некий раздражитель извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Дискриминация – это фактическое восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – это поиск образа среди существующих в психическом опыте (как он выглядит из знакомых?).
  4. Идентификация – отнесение образа к определенной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято различать 7 характеристик восприятия:

В Интернете

  1. Избирательность — доминирующее выделение одного объекта на фоне остальных из-за невозможности охватить одновременно большое их количество. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы решить, какую из них стоит купить для дальнейшего чтения.Когда у вас в руках конкретный, все внимание в этот момент направлено на него: читатель рассматривает его внешне, читает название, содержание, пролистывает. Остальные как бы не существуют, они уходят на второй план. Но как только интерес к этому вопросу угасает, внимание переключается на следующий. То, что было в руках, уходит на второй план.
  2. Объективность восприятия – это отнесение объекта к определенной категории объектов окружающей среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое — это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычащее — это крокодил, животное.Зачастую процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден тратить некоторое время и дополнительные усилия на то, чтобы определить тип изучаемого объекта (подойти ближе, послушать или понюхать его).

    Узнавание также делится на конкретное и неспецифическое: первое — то, что нам знакомо (на улице узнаю машину мужа). Второй тип помогает определить только тип объекта, его поверхностные характеристики (на улице вижу много объектов в движении и определяю их как автомобили, но не знаю кто они, год выпуска, история и тд).

    В этом плане на поведение человека влияет объективность: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, последняя будет быстро съедена. В случае, когда перед нами незнакомый продукт, большинство людей, вероятно, будут насторожены – их больше заинтересует предложенное блюдо.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образов от психического опыта, личностных особенностей личности. Проще говоря, люди воспринимают один и тот же предмет по-разному, исходя из своих убеждений, взглядов, ценностей и потребностей.В коротком видео ниже показана эта характеристика человеческого восприятия на простых изображениях, которые каждый видит по-своему:

  4. Целостность – это свойство, демонстрирующее тот факт, что изображение всегда воспринимается как единое целое на основе совокупности получаемых от него ощущений. То есть его нельзя создать только цветом или звуком. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если она остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым, когда он связан с целым. Например, большой, железный и плывет по воде — это пароход, большой и железный на рельсах — поезд: замена одного элемента меняет картину.Более того, когда человек слушает музыку, он не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Воспроизведение нот в другом порядке и тональности меняет всю мелодию.
  6. Постоянство — относительное постоянство окружающих предметов. Почему родственники? Днем хорошо видно, что ваш дом голубой, а ночью он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не цените изменение визуального восприятия.Если бы этого свойства не было, то повсюду, с наступлением ночи, раздавались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои дома, терялись бы и другие ориентиры.
  7. Осмысленность – это осознание предметов и явлений во внешнем мире. Например, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она нужна и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы учимся ему на протяжении всей жизни.

Как развить перцепцию

Социальные стереотипы и искаженное восприятие других людей могут привести к неправильным решениям, ошибкам и заблуждениям. Они затрудняют и ограничивают возможности для личного общения. Если вы часто попадаете в ситуации, когда не понимаете, почему человек ведет себя определенным образом, и это приводит к конфликту, необходимо улучшить восприятие окружающих. Эксперты РБК Тренды рекомендуют несколько способов развития социального восприятия.

Познавать себя

Во время общения с другим человеком мы частично видим в нем собственное отражение, — говорит Юлия Каминская. Человек воспринимает других людей на основе своего опыта. «Я делаю вывод, что человек хмурится, значит, он злится, потому что у меня есть опыт столкновения с такой реальностью. Я знаю, что, когда я злюсь, я начинаю хмуриться. Чтобы лучше понимать других людей, нужно расширить свои представления о возможных эмоциональные реакции в разных ситуациях, дайте себе разрешение увидеть больше, чем принято сейчас в моей семье или в моем обществе, — говорит она.

Бороться со стереотипами

Важным и универсальным способом является понимание работы стереотипов и эффектов социального восприятия, считает Ирина Макарова. А для этого важно задать себе вопрос: что сейчас происходит? Что влияет на меня сейчас? На что я в первую очередь обращаю внимание в восприятии другого?

Как и почему меняется мозг

Сегодня мы знаем, что мозг обладает замечательной способностью создавать новые связи и в некоторых случаях даже создавать новые нейроны. Эта нейропластичность также укрепляет связи по мере получения нового опыта: со временем одни связи укрепляются, а другие исчезают.

Исследователи считают, что, развивая новые связи и обрывая слабые, мозг может адаптироваться к изменяющейся среде.

Мозг одинаково реагирует на все, о чем вы думаете.

Интересно, что мозг продолжает создавать новые нейронные связи и изменять существующие. Необходимо адаптироваться к новому опыту, узнавать новую информацию и создавать новые воспоминания. Да-да, многие вещи, которые мы считаем реальными, на самом деле не более чем происки вашего мозга. Иллюзия.

Помните, что благодаря нейропластичности — доказанной научной истине, что мозг меняется в зависимости от получения информации — ваши повторяющиеся мысли, чувства и поведение на самом деле меняют мозг и его работу на физиологическом уровне. Мозг также воспроизводит прошлый опыт, делает тысячи догадок одновременно и взвешивает вероятности.

Факт
Очень важно понять, что мы не видим реальность. Вместо этого мы видим историю, созданную для нас.

Мозг — это мы.

В большинстве случаев история, которую генерирует мозг, соответствует реальному физическому миру. В конечном итоге мозг усердно работает над изменением реальности в соответствии с прошлым опытом, эмоциями и дискомфортом от неопределенности.

Читайте также: Веселые и позитивные выражения (350 выражений)

Гистограммы vs линейные графики

Закс и Тверски обнаружили, что при описании гистограмм говорят о контрасте между значениями переменных в столбцах («А больше в Х, чем В»), а в линейных графиках описывают тренды («Когда Х увеличивается , Y также увеличивается»).

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается разными приемниками или анализаторами, один из которых всегда является ведущим.

При чтении печатной информации мы больше полагаемся на зрение, в еде — на вкусовые ощущения, обнимание человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций типов восприятия:

По модальности:

  1. визуальный — создать визуальный образ:
  2. слуховой – восприимчивость к звукам;
  3. тактильное восприятие – чтение информации об окружающем через тактильные ощущения;
  4. обонятельные – характерные запахи;
  5. вкусовые – построение образа с помощью вкусовых переживаний.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой взгляд – это зрение, слух и осязание. Все здоровые люди имеют этот тип восприятия. В зависимости от того, каким анализатором чаще всего пользуется человек, его относят к группе людей со схожим типом восприятия:
    1. кинестетический (ощущения, движение) — человек (называемый кинестетическим) считывает информацию, полагаясь больше всего на движение предметов, на ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «схватить», «попробовать», «пощупать», «ощутить»;
    2. слуховой (звуковой) — большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «слышу», «слушаю», «слушаю», «звук» и другие;
    3. зрительный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «вижу», «вижу», «воображаю».

    Таким образом, слушая, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Эти знания помогут решить извечную проблему взаимодействия — невозможность понять друг друга. Последнее возникает именно из-за разных способностей «видеть» мир.

  2. Сложный – это сочетание двух и более видов восприятия в различных сочетаниях: например, зрительно-слухового или зрительно-моторно-слухового. Это происходит, если человек использует определенную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  3. Особый тип — это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, едите что-то или пытаетесь вычислить время и пространство, а может быть, анализируете чье-то отношение к вам — каждая ситуация «требует» своего подход. Вы не можете попробовать музыку, понюхать слова и сказать, о чем они, оценить мягкость объекта, не прикасаясь к нему.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет все свое внимание на эту деятельность, фокусирует взгляд на буквах, держит учебник в руках.

Непроизвольное восприятие обусловлено средой, а не целями личности. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невролога, которым он бьет под коленную чашечку для проверки физиологических реакций.

Интерактивные элементы

Лю и Хир обнаружили, что при взаимодействии с интерактивной графикой задержка в полсекунды оказывает большое влияние на действия человека.

Участники, программа которых выполнялась с опозданием, меньше двигали мышью, меняли способ взаимодействия и в целом выполняли меньше действий. Они также больше прокомментировали интерфейс.

Факторы восприятия

Восприятие. Основные виды, характеристики и особенности восприятия

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы:

  • интенсивность раздражителя;
  • размер раздражителя;
  • стимульный контраст;
  • движение раздражителя;
  • узнавание раздражителя.

Внутренние факторы:

  • установка человека;
  • потребности;
  • опыт;
  • личностные характеристики (уверенность в себе, левша или правша, оптимизм-пессимизм и др.);
  • эффекты восприятия.

Круговые диаграммы vs гистограммы

Эллс был одним из первых, кто опубликовал статью на эту тему в 1926 году. В то время предполагалось, что круговые диаграммы воспринимаются как неадекватные. Например, ему сказали, что человеческий глаз не может правильно оценить размеры дуг, углов и хорд.

Эйлс дал студентам два листа круговых диаграмм и гистограмм и попросил их оценить взаимосвязь между сегментами и целым.

Искажённое восприятие реальности

Чем так опасно искаженное восприятие действительности? Другой яркий пример человека с искаженным сознанием – алкоголик. Любой здравомыслящий человек понимает, что алкоголь — это яд, разрушающий и тело, и разум. И чтобы человек регулярно травился этим ядом, его сознание обязательно должно быть искажено. Почему это происходит?

Человек, который употребляет алкоголь, может сделать это только по одной причине — в прошлом он пил других или подсадил себя на аналогичный наркотик. Или просто как-то способствовал этому, что самое интересное, может быть, даже неосознанно.

Например, существует традиция раздавать милостыню бедным возле церкви. И почему-то никто не верит, что 90% стоящих там людей имеют признаки хронического алкоголизма в прямом смысле, как говорится, «явно». И человек дает деньги такому нищему, не задумываясь, что он спонсировал самоотравление этого человека алкогольным ядом. Какие будут последствия для человека, который пожертвовал эти деньги? Несмотря на кажущийся благожелательным на первый взгляд поступок, последствия будут самыми печальными.

Можно не сомневаться, что рано или поздно этот человек «подсядет» на алкоголь или подобное ему вещество. И это яркий пример искажения действительности. Столик, небрежно брошенный в шапку нищего, страдающего алкоголизмом, создал деформацию в сознании такого «благодетеля», которая начинает искажать его восприятие действительности таким образом, что он начинает вести себя неадекватно — пить алкоголь или что-то в этом роде. Так работает закон кармы – безжалостный, беспощадный и в высшей степени справедливый.

Есть ли адекватная и неадекватная перцепция

То, что люди должны воспринимать других людей определенным образом, — это иллюзия. Как отмечают опрошенные РБК Тренды эксперты, в психологии такие понятия, как «адекватное» и «неполноценное» социальное восприятие, нельзя рассматривать в отрыве от условий, в которых протекает межличностное общение. Как отмечает Виктория Аршинова, об адекватном восприятии окружающих можно говорить только по отношению к образу мира конкретного человека. «Адекватность чужого восприятия всегда связана с местом, временем, возрастом, национальностью, иерархией и другими социокультурными условиями.

То, что подходит одному человеку, может быть неприемлемо для другого. Восприятие зависит и от индивидуальной «нормы» отношений между людьми, которая присуща каждому из нас. Именно поэтому люди, которые, на наш взгляд, странно одеты, или употребляют в своей речи непривычные для нас слова, ведут себя так, как это не принято в нашем понимании, и так далее, вызывают улыбку или настороженность», — поясняет.

Реальность зависит от людей

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что сознание творит реальность под влиянием других людей, принимает их мысли, объяснения, мнения, идеи и прочее и делает их своими. Особенно, если у человека нет четкого представления о действительности — о цели и смысле жизни, о том, как устроено общество и так далее, нет четких рамок и понимания действительности, то он особенно уязвим для чужого влияния.

Когда человек взрослеет под влиянием определенной среды, его образ действительности практически невозможно изменить, он становится частью этой действительности, носителями этого являются ежедневно окружающие его люди — все они поддерживают его реальность, которая в факт не его, потому что он был навязан ему от рождения, он не выбирал, где ему родиться!

Человек не рождается по своей воле, не живет по своей воле и не умирает по своей воле. Ни у одного человека в мире вообще нет ничего своего — человек есть результат среды, продукт того общества, в котором он родился. Единственный способ увидеть другую реальность — это окружить себя другими людьми и приостановить сознание свое для своего влияния — это единственный выбор, который может сделать человек. Наш единственный выбор в жизни – это выбор среды, но после ее выбора не может быть и речи о дальнейшей свободе и выборе.

Другие визуализации

В 2001 году Барлоу и Невилл попросили участников сравнить четыре разные иерархические диаграммы. Участникам не понравилась древовидная диаграмма, они предпочли айсберг и организационную схему.

Диаграммы рассеяния

Кливленд и др. обнаружили, что люди оценивают корреляцию по точечной диаграмме, частично основанной на размере облака точек. Когда одна и та же корреляция появляется на двух графиках, но масштаб меньше и облако точек маленькое, люди считают, что существует более высокая корреляция.

Пиктограммы и рисунки

Haroz, Kosara и Franconeri экспериментировали с использованием пиктограмм вместо абстрактных форм в простых диаграммах.

Они обнаружили, что легче запоминать данные с дискретными формами, чем с непрерывными формами. Когда исследователи пытались заменить текст в подписях пиктограммами, это приводило к увеличению количества ошибок.

ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

Таким образом, мы приходим к выводу, что получаемое физическое восприятие реальных объектов мира начинает становиться субъективным в процессе прохождения их через логику каждого индивида, где он через призму своего мышления и уровня сознания приходит к определенные выводы и получает определенное субъективное видение ситуации.

Подводя небольшой итог, можно сказать: несмотря на то, что все мы живем на одной планете, в одной стране и даже на одной улице в одном городе, каждый существует в мире собственного восприятия.

Проще говоря, весь мир, который мы воспринимаем, есть не что иное, как некая голограмма, построенная в сознании человека на основе информации, полученной от органов восприятия, и переживаемых на ее основе эмоций:

  • предыдущий опыт
  • знание
  • уровень сознания

Субъективность и не вычисляемая неуверенность во всём

Человек воспринимает окружающую его действительность через органы чувств, а затем оценивает полученную информацию в сознании и подсознании. Следовательно, есть как минимум два фактора, влияющих на наши знания и опыт: наши органы чувств и дальнейшее восприятие. Чтобы разобраться в ситуации, начнем с самых простых примеров.

Например, мы сидим за столом со стаканом воды перед нами. Насколько объективно мы воспринимаем то, что происходит перед нами? Казалось бы, очень простые ситуации! Но можем ли мы быть на 100% уверены в том, что видим, даже в такой простой ситуации? Нет, мы не можем.

Дело в том, что даже в такой простой ситуации, когда мы можем со 100% уверенностью сказать, что перед нами стол и на столе стоит стакан, такой возможности у нас нет.

Мы не можем быть уверены в этом на 100%, потому что существует множество факторов, которые могут поставить под сомнение даже то, что мы видим своими глазами.

Например, мы можем спать и видеть очень реалистичный сон, а это значит, что ни стола, ни стакана нет вообще! Мы можем видеть галлюцинации, которые случаются при сильной усталости, обезвоживании или ряде психических расстройств. А может, например, стать жертвой иллюзий и увидеть то, чего нет на самом деле.

В результате мы можем утверждать, что перед нами на столе стоит стакан, но только с определенной (не рассчитанной) степенью вероятности, но не со 100%, не со стопроцентной уверенностью.

Этот простой пример показывает, что все, что мы видели, слышали, знали, чувствовали или ощущали, является правдой лишь с определенной долей вероятности, и эту вероятность нельзя вычислить. Мы не можем гарантировать подлинность и достоверность того, что знаем на 100% — только с определенной, неисчислимой степенью вероятности.

Мы говорим о неисчислимой вероятности в связи с тем, что для расчета вероятности необходимо собирать статистику, а сбор статистики, в свою очередь, опирается на саму реальность, в достоверности восприятия которой мы не можем будь на 100% уверен. Таким образом получается, что, во-первых, такую ​​статистику собрать невозможно, а с другой стороны, вся статистика, как уже говорилось, основана на восприятии действительности, в чем мы просто не можем быть уверены. Следовательно, все такие вероятности неисчислимы.

Как мозг принимает решения

Так что если все, что мы видим и слышим, моделируется мозгом, то процесс восприятия мира начинается со стимула — любого физического объекта в окружающей среде. При этом сенсорные сигналы часто зашумлены и неполны.

Интересные факты
То, как мы воспринимаем звуки, зависит от высоты тона и громкости звука, а также от его источника. Высота звука зависит от частоты звуковых волн, а громкость зависит от их амплитуды.

Мозг воспринимает реальность и фантазии одинаково. Мы первыми реагируем на любое действие, предложение, не разделяя его на правду или ложь.

И еще кое-что важное: как показал ряд предыдущих исследований, мозг принимает решение за десять секунд до появления идеи. Наблюдая за активностью мозга во время принятия решений, исследователи смогли предсказать, какой выбор сделают люди, еще до того, как осознали, что решение уже принято.

Мы думаем, что наши решения сознательны, но, как показали результаты научной работы, сознание — это лишь верхушка айсберга, — говорит Джон-Дилан Хейнс, нейробиолог из Института когнитивных наук и наук о мозге им. Макса Планка, автор новой изучать.

Ранее эксперимент американских нейрофизиологов и психологов из Университета Джона Хопкинса показал, что мозг человека не способен объективно воспринимать реальность. Полный текст научной работы можно найти в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и техники? Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить ничего интересного!

3D

Четыре исследования показали, что мы оцениваем трехмерные объекты более точно, чем обычно думают.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего идеального, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «проваливаться» и давать индивидууму неправильные образы, не соответствующие действительности.

Отказывается как лошадь

Эти нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это искаженное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, с другой стороны, это:
    1. аффективные – они обусловлены чувствами и эмоциями. Например, встревоженный человек может увидеть приближающегося в тени дерева безумца или чудовища, услышать угрозу в чужой речи, застенчивый человек увидит повсюду критику и стыд;
    2. парейдолический – появление фантастических образов при их взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, насекомые вместо пятен грязи). Этот тип иллюзии является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации – это образы, не существующие в реальности или не существующие в момент кажущегося восприятия. Это расстройство присутствует только у психически больных людей — психотиков (например, шизофреников).Единственное состояние, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцинации, — это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересно, потому что на самом деле мы не видим друг друга такими, какие мы есть на самом деле, когда впервые встречаемся, и тому есть много причин.

Замечали ли вы, что когда вы встречаете человека, который вам симпатичен внешне, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если у него есть внешнее сходство с любимым любовником-матерью-братом, значительно ли возрастает симпатия к нему?

Восприятие окружающих обусловлено еще многими факторами, которые мы сознательно или не учитываем: отношением, жестами, культурой речи, поведением, поведением, его профессией, статусом и другими.

Итак, есть 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный — красивый, значит хороший, искренний;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный — похож на вредного соседа, а значит, одинаково неприятен;
  4. социально-ассоциативный — приписывание человеку социальных характеристик на основе внешности. Рваная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучной личности и вызывает желание держаться подальше. Но красивый костюм и дорогая машина приподнимают незнакомца в наших глазах.

Базовые формы

Крокстон обнаружил, что столбцы более эффективны для сравнения величин, чем круги, квадраты или кубы.

Плотность данных

Heer, Hong и Argwala исследовали, может ли графика быть одновременно компактной и хорошо коммуницировать.

Они отразили отрицательные значения на диаграммах временных рядов и изобразили экстремальные значения в виде полос разных цветов, которые затем наложили друг на друга. В результате размер карты уменьшен на 75%. В другом эксперименте исследователи попытались уменьшить обычную высоту диаграммы, самые маленькие случаи имели высоту всего шесть пикселей.

Выше показан типичный график временного ряда. Хир, Хонг и Аргвала выделили высокие значения светлыми цветами, а низкие — бледными, наложив их друг на друга. Затем они попытались отразить отрицательные значения (слева) и разместить их над положительными в том же месте (справа). В обоих случаях диаграмма была уменьшена в четыре раза.

В другом эксперименте исследователи уменьшили высоту разных графиков, чтобы проверить, хорошо ли воспринимается отражение отрицательных значений и перекрывающихся полос в компактном формате.

Они обнаружили, что чем больше цветных полос на диаграммах, тем больше людей делают ошибок, а значит, их не следует использовать.

При уменьшении размера диаграммы ее обычная форма оказалась наиболее неудобной для восприятия. В итоге исследователи пришли к выводу: можно безболезненно отражать отрицательные значения, это не будет мешать восприятию.

Чем это опасно?

Тейлор задает ключевой вопрос: «Что не так с восприятием, которое отклоняется от реальности?» Да что плохого, если человек воспринимает мир по-своему? Ответ неоднозначен и скорее зависит от степени и направления искажения. Например, одна из психологических теорий утверждает, что так называемые позитивные иллюзии, разумно переоценивающие возможности человека, могут дать определенные психологические и практические преимущества — в частности, вселить надежду и повысить жизнестойкость.

Но если восприятие уходит слишком далеко от реальности и переходит от слабых иллюзий к серьезным заблуждениям, оно становится обузой. Под его влиянием человек может ставить перед собой недостижимые цели или не проводить необходимую подготовку перед выполнением серьезных задач. На самом деле серьезное несоответствие между восприятием и реальностью может привести к инвалидности — примером тому являются некоторые психические расстройства.

Люди с разными убеждениями погружены каждый в свою реальность, и нормальный диалог практически невозможен

На социальном уровне происходит следующее. Когда отдельные люди или целые группы имеют разные реальности, они не могут решать серьезные и насущные проблемы — для этого просто нет общей почвы. Такое часто случается в политике: люди разных убеждений настолько погружены в собственную реальность, что организовать конструктивный диалог и принять единое решение практически невозможно. Результатом является пассивность или откровенная враждебность и преступления на почве ненависти.

В глобальном масштабе все еще серьезнее: у представителей разных стран большой разрыв в восприятии действительности, и все это ведет к медленному, но неуклонному растворению сил, которые в идеале должны скреплять мировое сообщество. Эта темная и популярная тема нашла свое отражение в кино, литературе и современном мире.

Задачи социальной перцепции

Термин социальное восприятие был введен исследователями в середине прошлого века неспроста. Как отмечает доктор психологических наук, член экспертного совета по цифровым образовательным технологиям при МГУ им. М. В. Ломоносова Виктория Аршинова, начало масштабных исследований социального восприятия пришлось на конец Великой Отечественной войны.

«Страны и люди понесли большие потери, распались семьи, общины и государства. Настало время большой социальной неразберихи. Тогда же психологи заметили, что людям, оказавшимся в новой ментальной, социальной и культурной реальности, не хватает понимания и опыта межличностного общения. После войны остро встал вопрос о том, как люди должны взаимодействовать друг с другом, как работать на предприятиях, где одновременно работали местные жители, мигранты и военнопленные. По ее словам, изучая межличностные взаимодействия для повышения интенсивности труда, исследователи обнаружили дефицит и искажение социального восприятия и начали его изучать.

Психологи пришли к выводу, что в процессе социального восприятия важны как внешние проявления людей (внешний вид, поведение, речь), так и внутреннее восприятие самого человека (как он читает то, что видит). То есть важно не только то, как человек выглядит и ведет себя, но и то, как его воспринимают окружающие.

Выделить себя и группу

Как поясняет психотерапевт сервиса «Зигмунд.Онлайн» Юлия Каминская, внутреннее восприятие окружающих закладывается в человеке еще в детстве. Ребенок смотрит на родителей и считывает их мимику и поведение в различных ситуациях. «Родители учат ребенка воспринимать мир и отделять себя от других людей. Например, мать говорит дочери: «Важно быть хорошей девочкой — хорошие девочки не кричат ​​и не плачут. Но они злые девчонки, потому что кричат. Так у ребенка с детства формируются образы того, как он воспринимает окружающих людей, объясняет она.

По ее мнению, основная роль социального восприятия состоит в том, чтобы различать, индивидуализировать себя и противопоставлять другим людям; определить социальную группу, к которой принадлежит человек по отношению к другим социальным группам. «Разделение людей на группы важно, потому что человеку всегда легче выжить в сплоченном коллективе, имеющем свои особенности. Идентификация себя как принадлежащей к определенной группе, особенно в детстве, необходима для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, поясняет эксперт.

Урегулировать конфликт

Социальное восприятие важно в теории конфликта. Как отмечает Юлия Каминская, исследователи до сих пор изучают, почему люди конфликтуют в тех или иных ситуациях и как эти конфликты можно разрешить. В социологии тема социального восприятия фокусируется на изучении того, как мы воспринимаем другие группы и как мы можем изменить свое восприятие. Как восприятие может воздействовать на других людей, в частности, изучал американский психотерапевт Арнольд Минделл. Исследователь утверждал, что понимание людьми друг друга приводит к разрешению конфликтов.

Однажды Минделл провел всемирную работу (метод работы с группами) с противоборствующими группами во время конфликта в Северной Ирландии во второй половине 20 века. Исследователь наблюдал за 200 людьми из противоборствующих группировок: они кричали друг на друга и пытались доказать свою правоту. В какой-то момент психотерапевт заметил, что на шее у участника конфликта образовалось красное пятно — он объяснил, что недавно перенес инфаркт и участие в этом конфликте стало для него фатальным.

Это услышал мужчина из противоположной группы и ответил: «У вас что, инфаркт был?! У меня такое высокое давление, что мой врач предупредил: это будет последний день моей жизни, если я приеду сюда!» По словам Арнольда Минделла, после того, как люди увидели общие судьбы друг друга, они поняли, что оба в данный момент рискуют своей жизнью, и перестали участвовать в конфликте.

Создать образ

То, как мы воспринимаем и реагируем на действия окружающих, важно и в личных отношениях, и в деловом общении. Например, исследование американских исследователей и представителей Procter & Gamble показало, что наличие макияжа добавляет женщинам компетентности и делает их более привлекательными с точки зрения окружающих. А исследователи из Виндзорского университета пришли к выводу, что классический стиль в одежде у мужчин гарантирует им более высокую зарплату и более уважительное восприятие. Люди, понимающие влияние социального восприятия, используют его для создания выигрышного имиджа в глазах других.

Фото: Pexels

Социальная экономика Не родись красивой: как внешность влияет на карьеру женщины

Мнение о важном

Горячие ссоры на деликатные темы иногда могут привести к разрыву отношений. Например, вы и ваш любимый человек имеете диаметрально разные позиции по политическим или социальным вопросам. Прежде чем отстаивать свою точку зрения, выслушайте аргументы собеседника. Его картина мира не совпадает с вашей, а формировалась на каких-то объективных фактах и ​​субъективных ощущениях.

Если вы придерживаетесь одной точки зрения и не видите остальных, вы упустите множество возможностей расширить свой кругозор и выйти за пределы собственных предубеждений. Хорошей иллюстрацией является интерпретация каких-либо исторических событий. Современники и потомки всегда оценивают и анализируют их по-разному. Это происходит именно потому, что каждый через свой образ мира и сложившееся мнение посылает предположения, детали, факты и следствия.

Как сознание строит реальность?

Сознание — это фильтр, который собирается в мозгу человека с рождения, по схемам и моделям, которые закладываются в голову человека с рождения и учат видеть. 24 часа в сутки, с рождения человека учат воспринимать ту или иную форму реальности через воспитание в детском саду, школу, СМИ, интернет — все это влияет на то, как мы воспринимаем мир. Ежедневно в нас создаются модели восприятия действительности, которые мы поддерживаем, рассказываем о них друг другу.

Вечер с Соловьевым
Скриншот «Воскресный вечер»

И образ мира, сформировавшийся в нашей голове с рождения, понимается нашим сознанием как объективная реальность, так как создается самим сознанием. Восприятие действительности складывается не из 100% объективной картины мира, как мы думаем, а из того, чему нас учили и как нас учили видеть и воспринимать мир. Человек не видит реальности. Он видит интерпретацию действительности нашим сознанием. Он не видит вещей, он видит их функции. Он видит отношения между вещами так, как ему объяснили, по закономерностям и схемам, которые его учили видеть с рождения.

У всех людей есть какая-то картина мира. И это очень мощный канал информации, который с каждым годом становится все мощнее, и люди погружаются в это море информации — Интернет. В этом океане создаются и выпускаются в него разные модели реальности, идеологии, идеи. Так. Когда мы общаемся с людьми, мы всегда посылаем свою точку зрения, свое субъективное представление о реальности другим людям, и мы хотим, чтобы другие люди были синхронизированы с ней и воспринимали действительность так же, как и мы — в этом цель общения и цель любой пропаганды: показать и доказать другому человеку, что наше мнение более правильное, чем его.

Опорные точки

Три исследования показывают, что определенные типы диаграмм и объектов на них провоцируют искажения восприятия. Из-за этих искажений мы можем не полностью правильно понять информацию.

Из закона Стивенса следует, что объект рядом с более крупным объектом кажется больше, чем он есть на самом деле. Когда рядом с ним находится объект меньшего размера, он выглядит меньше. Джордан и Шиано обнаружили, что увеличение расстояния между линиями имеет противоположный эффект.

Если линии расположены близко друг к другу, длина одной линии кажется более похожей на длину соседней линии (это называется ассимиляцией). Если линии расположены далеко друг от друга, длинные линии кажутся длиннее, а короткие — короче (это называется контрастом).

Оцените статью
Блог о World of Tanks