- Признание ошибок
- Отказ от фокуса на ошибке
- Анализ ошибок
- Преодоление страха
- Готово!
- Положительное подкрепление и обучение
- Почему так эффективно учиться на чужих ошибках
- Почему мы не учимся на ошибках?
- Что нам мешает учиться на чужих ошибках?
- Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом
- Во-вторых, включайте эмпатию
- Рассылка с лучшими статьями. Раз в неделюдля самых занятых
- Этап 2. Выявить причины ошибок
Признание ошибок
Человеку сложно признать, что он неправ — и это нормально. Кэтрин Шульц, автор книги «Быть неправым: приключение на грани того, чтобы быть неправым», учит на лекциях, что для нас важно чувствовать себя правым. На этом чувстве основана наша вера и доверие к внешнему миру. Когда мы совершаем ошибку, понимание приходит не сразу, обычно вместе с негативными последствиями наших решений и поступков. Тогда мы чувствуем раздражение и раздражение, пытаемся найти другое объяснение случившемуся, не связанное с нашей ошибкой.
Но чтобы двигаться вперед и извлекать пользу из ошибок, нужно видеть причинно-следственную связь между своими действиями и негативным исходом. Пока не признаешь ошибку, исправить ее невозможно. Когда вы берете на себя ответственность за случившееся, а не сваливаете ее на обстоятельства, вы обретаете контроль над ситуацией, возможность ее исправить и не повторять в будущем.
Отказ от фокуса на ошибке
Еще одна привычка, которая мешает учиться на собственном опыте, — это сосредоточенность на прошлом. Подобную одержимость одними и теми же мыслями психологи называют сложным словом «руминация». Неконструктивно постоянно повторять в голове обстоятельства, при которых произошла ошибка, и свои действия, которые к ней привели. Это создает чувство вины и парализует вашу деятельность. И, конечно же, ничего не делает для того, чтобы изменить ситуацию или устранить последствия.
Чтобы двигаться вперед, нужно отпустить чувства, связанные с случившимся, отказаться от самобичевания и направить мысли в конструктивное русло: что я могу сделать сейчас, чтобы смягчить или устранить последствия.
Анализ ошибок
Чтобы не повторить ошибку в будущем, нужно тщательно проанализировать ситуацию и понять причину, по которой это произошло.
Честно ответьте на несколько вопросов:
Преодоление страха
Как правило, люди боятся ошибок по двум причинам:
- Из-за внутреннего ощущения дискомфорта, о котором мы уже упоминали выше. Очень неприятно чувствовать себя тупым неудачником. Кажется, что лучше вообще ничего не делать, а то и не испытаешь.
- Из-за боязни внешней оценки. Мы боимся осуждения или наказания за ошибку. Это действительно возможно, но если вы хотите двигаться вперед, лучше не зависеть от чужих суждений. Спросите себя, помогает ли критика исправить ситуацию. Если нет, научитесь игнорировать это.
Чтобы обрести уверенность в себе и избавиться от страха неудачи, полезно общаться с успешными людьми или читать биографии знаменитостей. Все они совершали ошибки, но не останавливались на них, а разобрались с причинами и пошли дальше.
Знаменитый политик Уинстон Черчилль однажды сказал: «Успех — это способность идти от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Следуйте этому принципу, и ошибки не станут преградой на пути к вашим целям.
Готово!
Если мы будем действовать, двигаться вперед и учиться новому, ошибки и неудачи неизбежны. Иногда кажется, что нет ничего лучше, чем ошибаться. Но это мешает нам развиваться и получать результаты. Ошибок не следует избегать любой ценой, их нужно правильно использовать для улучшения своих навыков и достижения поставленных целей. Мы расскажем вам, как это сделать.
Читайте также: Деловой этикет (29 фото): что это, правила, нормы и особенности для человека, функции и основы этикета
Положительное подкрепление и обучение
Считается, что все навыки осваиваются быстрее, если они получены из положительного опыта. Когда мы вспоминаем об успехах, достигнутых благодаря выигрышным стратегиям, позитивное поведение хорошо подкрепляется в виде выброса дофамина. Этот нейротрансмиттер повышает шансы человека на принятие быстрых и правильных решений при столкновении с подобными ситуациями в будущем. Как видите, успех отвечает за наш личный и карьерный рост. Высвобождение дофамина и положительное подкрепление увеличивают вероятность обучения новым навыкам. При этом меняется и поведение ученика: чем чаще он выигрывает, тем больше рискует.
Выявлена генетическая предрасположенность к тяжелой форме коронавируса
Из старых контейнеров сделала изящные корзинки: теперь они украшают мою кухню
Обоняние может не восстановиться еще 5 месяцев после заражения ковидом
Почему так эффективно учиться на чужих ошибках
Я знаю, что чужие ошибки не учат
И время жестоко, и совсем не лечит,
И весь мой накопленный жизненный опыт
Внезапно он может оказаться совершенно бесполезным.
Как мы учимся на чужих ошибках
Ничто так не придает уверенности и веры в себя, как чужие ошибки. А больше всего вдохновляют ошибки известных и успешных людей.
Многим спокойнее, если вполне опытные и успешные люди совершают ошибки чуть ли не на ровном месте. И широко распространенное убеждение, что успех других стимулирует и побуждает к действию, ошибочно. На самом деле чужой успех часто не стимулирует, а, наоборот, угнетает, вызывает уныние и тоску, ранит наше самолюбие. Причина этого кроется в психологическом механизме, заложенном в человеке природой.
Защитная реакция на чужие ошибки
Очень небольшое число людей способно радоваться успехам других так же искренне, как большинство из нас воспринимает ошибки и неудачи других. Конечно, мы можем желать удачи успешным людям и аплодировать им, но нам проще поделиться чьим-то опытом, чем искренне радоваться успехам и достижениям других. Причина этого в том, что реагировать на ошибки и ошибки других людей полезно для нас и действительно помогает нам двигаться вперед. Ведь при виде спотыкающегося прохожего мы сами начинаем внимательнее смотреть себе под ноги, чтобы не споткнуться.
Успех других людей не имеет такой же предсказательной силы. Он лишь призывает нас бежать сломя голову к заветной цели. Такая гонка без разбора дороги совершенно небезопасна: так можно сломать все ноги…
Будьте скромнее, и к вам будут относиться намного лучше
Еще одна причина такой реакции на чужие ошибки — свойство людей лучше относиться к другим, когда они страдают. В то же время большинство из нас не хочет, чтобы другие страдали. И дело тут в том, что найти общий язык с теми, кто терпит неудачу, гораздо проще, чем с теми, кто чувствует себя успешным и самодовольным.
По этой причине те новички в команде, которые афишируют свой жизненный успех, обязательно будут восприниматься как хладнокровные и осторожные.
Сплетни, как анализ чужих недостатков…
Еще один удивительный факт: сплетни и пересуды часто связывают людей и укрепляют коллектив. Ведь в большинстве случаев сплетни описывают чужие ошибки и неудачи, а не успехи и достижения.
С какой искренней радостью мы обсуждаем и радуемся чужим недостаткам, «обмывая их кости»! На самом деле сплетники тщательно анализируют чужие промахи, заблуждения и промахи. А потом делают для себя определенные выводы, чтобы не повторять негативный опыт других. Недаром говорят, что гораздо лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Их ошибки могут только подтолкнуть человека к изменению себя.
Почему мы не учимся на ошибках?
С рождения у нас есть определенные права, но кажется, что всем нам изначально отказано в праве на ошибку. При этом, конечно, все понимают, что без ошибок не обойтись. Однако сам факт совершения чего-либо считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем забыть об этом или страдать от чувства вины. «Ошибка — это то, что идет вразрез с правилами или нормами: социальными, групповыми и индивидуальными», — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. «Поэтому ошибается тот, у кого постоянно проблемы с нормативностью».
Причины этих проблем, по словам эксперта, разные. Например, родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и на протяжении всей жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Почему он постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо осуждение окружающих. Общество одобряет — это хорошо, не одобряет — значит ошибка. Так у человека формируются собственные представления о нормативности, и для их подтверждения он может то и дело неосознанно промахиваться. Психологическая установка в этом случае такова: «В жизни столько граблей, на которые еще не ступала нога человека».
«Если ребенку объяснили про «хорошее» и «плохое», он живет по определенным правилам, заложенным в его семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однако личный опыт всегда отличается от родительского — то, что нормально для мамы и папы, для взрослого потомства может оказаться ошибкой.Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать другим или самому себе: нормы и правила не универсальны, а его ситуация – явление уникальное, и ошибкой здесь является претензия на собственную уникальность.Психологическая установка в данном случае такова: «Обходя расложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».
Гештальт-терапевт Екатерина Хломова также говорит, что семья играет большую роль в проблеме совершения ошибок: «Все мы являемся частью семейной системы, у всех нас есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем нам хочется. Многие люди привыкли действовать по заданному шаблону, потому что либо это безопаснее, либо этому научила семейная система, и эти действия важны для сохранения стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть неосознанное преимущество это — получить то, что недоступно никаким другим способом. Например, если я то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, может быть, причина в том, что это единственный способ с ними общаться».
По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, пережившие в раннем детстве отторжение со стороны родителей, или те, у кого мать и отец в силу психологических особенностей или жизненных обстоятельств , не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, часто не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного внутреннего родителя, отвечающего за духовную устойчивость, за гибкость и адаптивность, за способность учиться не только на собственных ошибках, но и от других.
Травмированный внутренний ребенок таких людей выходит на первый план во многих ситуациях во взрослом возрасте, поэтому происходит повторение прошлого, жизни по сценарию, когда, например, дочери и бывшие жены алкоголиков находят пьющих мужей, а любовники при жизни снова влюбляются и расстаются с закрепленным браком, искренне не замечая свободных мужчин вокруг».
Что нам мешает учиться на чужих ошибках?
Любое изучение чужого опыта, даже если мы получаем его из первых рук, может быть искажено из-за «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, не близкого нам по своему мировоззрению, и это отличие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работ второго ученика разбираются примеры, которые большинство не решает, но отличник, наблюдающий это, скорее всего, будет сидеть и думать: «Ну не глуп же я, чтобы совершить такую ошибку».
С подобной мыслью уже в более старшем возрасте люди слушают рассказы знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признать, что человек сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не позволяет ему в полной мере воспринимать опыт других.
Кроме того, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, только изучая опыт другого человека как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — просто повторите чужие ошибки, вместо того, чтобы их избежать или, в крайнем случае, совершить свои собственные.
Однако никто не говорит, что чужие ошибки совершенно бесполезны. Просто к ним нужен особый подход.
Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом
Будучи детьми строгой системы, где вы либо отличник, либо будущий уборщик, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда что-то идет не так. Ко многим из них можно отнестись с философской точки зрения как к приятному опыту, будь то безрассудное желание надеть разноцветные носки или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.
Во-вторых, включайте эмпатию
изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если действие или переживания главного героя вас не увлекут, вы не сможете вспомнить и — постфактум — проанализировать его опыт.
Рассылка с лучшими статьями. Раз в неделюдля самых занятых
Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересующую вас тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!
Шаг 1 из 2
Выберите интересующую вас тему
Гимназия Неполная гимназия Выберите, где вы хотите получать письма →
Шаг 2 из 2
Выберите, где вы хотите получать электронную почту
По электронной почте или
Шаг 2 из 2
Выберите, где вы хотите получать электронную почту
Я принимаю условия соглашения и политику конфиденциальности
Этап 2. Выявить причины ошибок
Теперь нам нужно найти причину каждой зафиксированной ошибки. Этот этап поможет нам выявить наши «слабые места» и понять, что нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?
Вот что у вас должно примерно получиться:
При анализе причин важно руководствоваться принципом «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Другими словами, мы должны сначала искать причину того, что произошло в наших действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить только тогда, когда возьмем на себя ответственность за то, что произошло.
Даже если неприятное событие имеет очевидные внешние причины, задумайтесь: могли ли вы его предотвратить? Можно ли как-то подготовиться к этому? Если да, то именно это и следует записать в качестве причины.
Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и промокли до нитки. Конечно, дождь пришел сам собой, и мы никак не могли на него повлиять. Тем не менее, мы могли бы проверить прогноз погоды перед выходом из дома или взять с собой плащ.
У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае вы можете записать их все или выбрать только самые важные из них.