- Определение болезни. Причины заболевания
- СДВГ у взрослых
- Причины СДВГ
- Как проходит у взрослых тестирование на СДВГ
- Виды ДРИ
- Симптомы синдрома дефицита внимания
- Патогенез синдрома дефицита внимания
- Почему детский перфекционизм — опасное явление
- Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания
- Осложнения синдрома дефицита внимания
- Особенности протекания ананкастного расстройства
- Лечение синдрома отложенной жизни
- Диагностика синдрома дефицита внимания
- Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ
- Тренировка и забота о теле
- Предрасполагающие факторы
- Черно-белое мышление
- Лечение синдрома дефицита внимания
- Психотерапевтические методики
- Медикаментозная терапия
- БОС-терапия (метод биологической обратной связи)
- Физиотерапия и массаж при СДВГ
- Педагогические меры
- Советы родителям
- Можно ли вылечить СДВГ полностью
- Прогноз. Профилактика
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое поведенческое расстройство, возникающее в детстве.
При этом расстройстве нарушается функция ЦНС (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), что приводит к затруднениям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушению памяти и способности к обучению, а также затруднениям в обработке информации. 1. 3
Актуальность проблемы связана с высокой частотой этого синдрома в педиатрии (2,2-18 %).
СДВГ у взрослых
Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых. 4 Если СДВГ не диагностировать в детстве, болезнь может прогрессировать во взрослом возрасте. Признаки СДВГ у взрослых:
- частая забывчивость;
- плохая ориентация во времени, частые опоздания;
- постоянный бардак на рабочем месте;
- неорганизованность в делах, много начатых, но незаконченных дел. 3
Причины СДВГ
Важнейшим этиологическим фактором синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является минимальная мозговая дисфункция, возникшая в перинатальном периоде развития. Большую роль в возникновении заболевания играют патологии во время беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни. Доказано также влияние алиментарного фактора — неправильного питания беременной и ребенка в раннем детстве, генетической обусловленности. С неврологической точки зрения в основе СДВГ лежат небольшие резидуальные (резидуальные) поражения головного мозга гипоксического генеза (из-за недостатка кислорода), которые у детей классифицируются как энцефалопатии.
Если вы испытываете подобные симптомы, обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!
Как проходит у взрослых тестирование на СДВГ
Не существует единого теста на СДВГ у взрослых для определения характерных симптомов. В рамках диагностики врач расспрашивает о жизни, детстве и воспитании, о беспокоящих проблемах. С согласия пациента специалист беседует с членами семьи. Для оценки возникновения симптомов врач может попросить вас заполнить анкету – оценочную шкалу. В клинике доктора Исаева используются современные и признанные во всем мире системы диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых. Для исключения наличия других соматических и неврологических заболеваний назначают дополнительное обследование. Только после проверки и оценки всех симптомов составляется индивидуальная программа лечения.
Только психиатр может поставить диагноз и назначить лечение синдрома дефицита внимания у взрослых!
Заболевания, которые мы лечим
- Антисоциальное расстройство личности
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Биполярное расстройство
- Кататоническое состояние
- Когнитивные расстройства
- Навязчивые состояния
- Аффективное расстройство
- Олигофрения
- Агрессия
- Эмоционально неустойчивое расстройство личности
Все услуги
Виды ДРИ
Различают две формы заболевания: необсессивную и обсессивную.
Незанятая форма проявляется незначительными внешними изменениями у больного, иногда незаметными для окружающих. Сами больные характеризуют собственное состояние следующими ощущениями:
- мыслящие о собственной жизни как сторонние наблюдатели, не имеющие возможности вмешиваться в ход событий;
- чувствует себя оторванным от собственного физического, психического состояния;
- чувствовать телесные изменения – считать себя постаревшим, слишком молодым, лицом противоположного пола;
- говорить о нереальном в происходящем;
- замечать наплыв нескончаемого потока мыслей, замечать ранее чуждые чувства.
Намеки на наличие расстройства могут проявляться в отдельных деталях. Например, человек внезапно сменил имидж, интересуется вещами, ранее для него несущественными. Меняются пищевые привычки, эмоциональные характеристики. Например, ранее уравновешенному, теперь индивиду свойственны ярость, нервозность, злость.
Навязчивая форма характеризуется резкой сменой поведения, заметной для всех знающих ее людей. Больного называют чужим именем, действия становятся отличными от обычных. Пациент олицетворяет нового человека или существо. Нередко больных представляют богом, демоном, ангелом. Разделение эго объясняет уже существовавшее понятие «одержимость дьяволом». Шаманы считаются первыми представителями диссоциативного беспорядка. Найдены рисунки периода палеолита, которые подтверждают перевоплощение волшебников в животных, внедрение духов.
Пожалуй, самая известная многогранная личность — Билли Миллиган. В нем одновременно существовало 24 автономных эго-состояния, 10 из которых были наиболее важными. Билли был менеджером. Интересны также Артур и Рейен Вадасковинич.
Артур — англичанин 22 лет, очень умный, образованный, манерный. В научной и медицинской сфере — узкоспециализированный. Отрицает существование Бога, носит очки, курит. Именно он, руководствуясь дедуктивным методом, обнаружил наличие других субличностей, выработал общие правила поведения.
Рейген Вадасковинич – уроженец Югославии, 23 года. Названный «хранителем ненависти». Чрезвычайно сильный, разделяет все виды оружия. К женщинам и детям относится с особым страхом и всегда помогает им. Большой крепкий парень вместе с Артуром контролирует все тело и регулирует опасные ситуации.
Помимо бывших любовников, в топ-10 личностей вошли 18-летняя красноречивая аферистка, боящийся мужчин 14-летний мальчик Дэнни и 3-летняя Кристин, появившаяся первой среди остальные состояния эго. Девушка стояла за спиной Билли в углу, когда он был виноват, любимец Рагена.
Был и брат Кристины — Кристофер, лесбиянка Адаланы, маленький Дэвид, принявший боль, спаситель Томми, помогающий выбраться из сковывающих обстоятельств. Например, он умеет снимать наручники.
Остальные 13 субличностей Артур и Раген объявлены нежелательными за неадекватное, антиобщественное поведение. Например, Фил и Кевин устраивают вооруженные нападения. Именно за них был осужден «настоящий» Билли, а также за изнасилования, совершенные лесбиянкой Адаланой из-за отсутствия любви, тепла и потребности в объятиях.
Билли Миллиган известен тем, что его обвинили в грабеже и изнасиловании, но оправдали. Мужчина стал первым подсудимым, которого оправдали по диагнозу множественной личности. Адвокаты смогли доказать вину в преступлениях нескольких альтернативных личностей Билли. Его отправили в психиатрическую больницу на лечение до полного выздоровления. Через 10 лет Билли выздоровел и был выписан из больницы.
причиной расстройства Билли Миллигана принято считать тяжелое детство. Отец парня страдал алкоголизмом, депрессией, покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было 6 лет. Отчим восьмилетнего Билли связал и изнасиловал мальчика в сарае. Моментом появления первой новой личности парня считается период в 3-4 года.
Впоследствии историю Билли Миллигана изложил в своем романе Дэниел Киз, назвавший свою работу «Множественные умы Билли Миллигана».
Читайте также: Как научиться доверять себе и людям: эффективные методы и советы
Симптомы синдрома дефицита внимания
- гиперактивность;
- нарушение внимания – трудно сконцентрироваться и удерживать концентрацию внимания в характерное для возраста время, невозможно абстрагироваться от воздействия различных раздражителей окружающей среды;
- легкие неврологические расстройства — подергивание мышц лица, дрожание пальцев (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
- эмоциональная лабильность – частые перепады настроения, повышенная раздражительность, тревожность, страх, повышенная плаксивость, тревожность;
- нарушение восприятия – чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обводить контуры картинки, рисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, они не могут различать на слух отдельные согласные звуки, воспроизводят неправильный ритм;
- повышенная импульсивность;
- повышенная утомляемость (умственная и физическая);
- нарушения речи и произношения.
Вследствие дисфункции головного мозга у детей вторичная невротизация начинается в раннем возрасте.
Сопутствующие заболевания СДВГ:
- невротические привычки — грызть ногти (онихофагия), сосать палец, много стереотипных движений (кивание головой, наклоны туловища, постоянное соединение пальцев и др.). Все это указывает на состояние внутреннего напряжения;
- нарушения сна с первых дней после рождения ребенка. Нарушается ритм сна — сонливость днем и бодрствование ночью, в пожилом возрасте — позднее засыпание с резким подъемом утром;
- робость;
- повышенная умственная утомляемость, проявляющаяся быстрой утомляемостью и частыми головными болями;
- потеря аппетита;
- навязчивые тики – в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;
- заикание.
Патогенез синдрома дефицита внимания
В основе патогенеза синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лежит задержка формирования биоритмов в коре головного мозга. Основной акцент связан с нарушениями морфофункциональной зрелости структур центральной нервной системы и прежде всего лобных отделов коры.
Основными причинами, приводящими к этим нарушениям, являются первично-органические дефекты функциональных систем ствола головного мозга, быстро развивающиеся в пренатальном онтогенезе (внутриутробном развитии): ретикулярная формация, подкорковые образования, структуры лимбической системы, нарушение обмена катехоламинов, частичная утрата тормозных синапсов, нарушение формирования функциональной специализации больших полушарий.
В результате осуществляется контроль ретикулярной формации ствола головного мозга над неспецифическими структурами таламуса, которые играют важную роль в координации функций между различными отделами мозга, участвующими в формировании памяти, и обеспечивают сохранность памяти интеллект у больного с СДВГ ослаблен.
Поражение стволовой и лимбической систем при СДВГ приводит к угнетению синтеза белков нейронов, разрежению слоев клеток и нарушению дифференцировки нейронов. Наблюдается нарушение обмена катехоламинов с развитием характерной гиперактивности.
Гиперактивность выступает своеобразным защитным механизмом, поддерживающим определенное функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающее его нормальное развитие.
Почему детский перфекционизм — опасное явление
В какой-то мере перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, делать все для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается совестливостью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если использовать их во взрослом возрасте в сфере бизнеса.
Но в то же время синдром таит в себе большую опасность. И самый главный негативный эффект – ухудшение самочувствия. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают беспокойством, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Озабоченность оценками настолько сильна и мешает адекватному мышлению, что, вопреки ожиданиям, у ребенка наблюдается снижение успеваемости.
Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только страдает от бесконечного стресса, но и доводит членов семьи до беспокойного состояния. Постоянные истерики по поводу неполучения пятерки или неправильной ноты на фортепиано выбивают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, прибираться, пить валерьянку.
Хуже всего то, что синдром отличника может перерасти во взрослую жизнь. Число таких перфекционистов постоянно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, работать, как он это делал в школе, и стараться обогнать одноклассников. В результате человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокого положения, построить роскошный особняк, но при этом считать себя неудачником.
причина в том, что человек с синдромом перфекциониста все делает не для себя, а для одобрения. Он не живет своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что он недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться большего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать от них идеальности, переносит на них свои ожидания и стремления и в конечном итоге воспитывает таких же несчастных людей.
Учащийся с синдромом отличника может не осознавать, что отличная оценка в дневнике вовсе не свидетельствует об усердии и обширных знаниях. Для ребенка именно оценка является примитивным, но понятным показателем успешности. Ориентируясь только на оценки, учащийся не приобретает умения анализировать собственные действия, их результативность. Пацан просто думает, что раз он получил только четверку, значит, плохо старался, ему еще над книгами работать. А вот твердые пятерки могут лишить способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.
То же самое касается хобби, спорта и творческих занятий. Один ученик легко справляется, а другой с большим трудом учится прикасаться к клавишам фортепиано или пинать мяч в баскетбольную сетку. Если другой ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и педагогической похвалой, он не сможет увидеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит намного больше, чем 1-е место другого участника, потому что он прикладывает все больше и больше усилий.
Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания
Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим заболеваниям Американской психиатрической ассоциации (1994 г.), существует три типа СДВГ:
- СДВГ с преобладанием синдрома дефицита внимания;
- СДВГ с преобладанием гиперактивности;
- смешанный вариант.
Осложнения синдрома дефицита внимания
- плохая успеваемость в школе;
- эмоциональные проблемы (заниженная самооценка, тревога, депрессия);
- социальные проблемы (отсутствие друзей);
- риск получения травмы;
- склонность к злоупотреблению психоактивными веществами.
Особенности протекания ананкастного расстройства
Ананкастический человек очень дотошный и добросовестный, он хочет быть совершенным во всем. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого склонны к трудоголикам. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнено задание, педантичны ли они, а если есть подчиненные, постоянно их контролируют.
Ананасты редко получают удовольствие от своей работы — в стремлении к совершенству они почти никогда не бывают полностью удовлетворены результатами своей и чужой работы. Чаще всего у них не так много времени, они постоянно оценивают и совершенствуют себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствия и отстранением от социальной жизни.
Доминирующим чувством является страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии будущего. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они откладывают деньги и экономно тратят их на себя и других. Они также склонны собирать бывшие в употреблении и бесполезные вещи и убирать их на черный день». Симптомы ананкастной анемии
Анксисты постоянно боятся риска и перемен, поэтому цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны перестраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием очень долгосрочных целей и задач.
Ананке (греч неизбежность) обычно ведет «жизнь по часам», в ритме расписаний и регламентов, и лучше всего чувствует себя при выполнении стандартных, рутинных действий в ситуации, когда правила четко определены.
Лечение синдрома отложенной жизни
Больным рекомендованы психотерапия, психологическое консультирование. Эффективны методы, повышающие осведомленность. Одним из таких направлений является экзистенциальная психотерапия Ирвина Ялома. Он отметил, что больные не осознают, что они смертны. Вот почему планирование отнимает у них большую часть энергии, откладывание желаний, игнорирование потребностей типично.
Ранее Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, установил, что в основе такого сценария лежит подсознательный страх смерти, вытесняемый из сознания защитными механизмами (отрицание, вытеснение, рационализация). Поэтому, чтобы вернуть интерес к происходящему сейчас, нужно осознать страх смерти, ее неизбежности. Осознание бренности жизни дает возможность радоваться каждому дню. Специалист помогает пациенту принять ряд постулатов:
- Смерть неизбежна. Мы не можем знать, когда это произойдет, по каким причинам. Умереть может человек любого возраста: никто не застрахован от несчастных случаев, автомобильных аварий, тяжелых заболеваний. Важно выйти из состояния озабоченности рутиной, мечтами, долгосрочными целями. Для осознания временной ограниченности существования больному предлагается мысленно представить близость смерти, рассказать, что будет важным в такой ситуации.
- Ответственность важна. Незрелость личности проявляется в стремлении обвинить в своих ошибках других или обстоятельства. Чтобы избавиться от заблуждений, стать уверенным в себе, нужно осознать свою ответственность за счастье, успех, близкие отношения. Этот шаг позволяет вам переключить свое внимание с планирования, построения намерений и фантазий на действия.
- Необходимо сделать выбор. Каждый день приходится выбирать одно, отказываться от другого. Способность принимать решения является важным навыком для повышения осведомленности. Он тот, кто позволяет вам лучше узнать свои собственные ценности и приоритеты. Если сложно выбрать важные события, развивайте навык, выбирая между менее важными вариантами (еда, одежда).
Продолжительность психотерапии определяется индивидуально, она может варьироваться от одного-двух месяцев до нескольких лет. Многие пациенты понимают ограничения охлаждающей жидкости и активно пытаются их преодолеть. Положительные изменения они замечают уже после первых психотерапевтических сеансов. У других установки очень сильные, только постепенные, регулярные изменения дают положительный результат через 1-2 года.
Диагностика синдрома дефицита внимания
В большинстве случаев первые клинические проявления резидуальных неврологических нарушений появляются в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на первом году жизни — в этот период лечение может быть особенно эффективным. По данным разных авторов, СДВГ наблюдается у 8-68% обследованных детей. Такие показатели говорят о высокой актуальности данной темы.
Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ
В DSM-5 различают три типа первичных расстройств и два дополнительных («другие уточненные» и «неуточненные»):
- синдром дефицита внимания/гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
- синдром дефицита внимания/гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
- синдром дефицита внимания/гиперактивности: смешанный тип;
- другой уточненный синдром дефицита внимания/гиперактивности;
- синдром дефицита внимания/гиперактивности неуточненный.
Дефицит внимания с преобладанием СДВГ диагностируется по шести симптомам у детей до 16 лет и по пяти у подростков старше 16 лет и взрослых. Ребенок или взрослый с СДВГ:
- не обращает внимания на детали, допускает ошибки по невнимательности в учебе, работе или другой деятельности;
- испытываете трудности с концентрацией внимания на задачах или играх;
- кажется, что он не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
- не следует инструкциям и не успевает закончить учебу, работу по дому или работу из-за отвлекающих факторов;
- испытываете проблемы с распорядком дня;
- избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие длительных умственных усилий (например, домашнюю работу в школе);
- потерять свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
- легко отвлекающийся;
- забывчивость в повседневных делах;
Для диагностики СДВГ с преобладанием гиперактивности у детей до 16 лет достаточно шести симптомов, у подростков старше 16 лет и взрослых – пяти. Ребенок или взрослый с СДВГ:
- ерзает на стуле, хлопает в ладоши или ноги;
- покидает свое место за столом или на рабочем месте в ситуациях, когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
- слишком много говорить;
- ответ до завершения вопроса;
- когда он играет или общается, не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.
Симптомы синдрома дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно в течение как минимум шести месяцев.
Также должны быть соблюдены следующие условия:
- некоторые симптомы дефицита внимания или гиперактивности наблюдались до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют в двух или более условиях (например, дома и в школе, на работе и в кругу друзей);
- симптомы мешают или снижают качество учебы или работы;
- симптомы не объясняются другими психическими расстройствами (например, тревогой, диссоциативным расстройством или расстройством личности) [12] .
Клиническое обследование детей с СДВГ обычно проводит невролог. Проводят обследование родителей: выясняют функции перинатального периода развития. Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, характеристику симптомов у данного ребенка, динамику развития патологической симптоматики, выясняет эмоциональный фон больного, его отношения с окружающими, изучает проводимые лечебные мероприятия и их эффективность. Во время осмотра важно обратить внимание на поведение ребенка в различных ситуациях (во время беседы, во время осмотра, во время контрольной).
Детально исследуется неврологический статус:
- поведение ребенка, его внешний вид;
- оценивается состояние черепно-мозговых нервов — глазные симптомы (ширина зрачков, их реакция на свет, объем движений глазных яблок, ширина глазных щелей), степень симметрии мимических мышц, наличие или отсутствие аномалий языка, фонации;
- оценивается двигательная сфера — объем движений, мышечная сила, сухожильные рефлексы, наличие или отсутствие патологических рефлексов, гиперкинезов, пробы координации и чувствительности, мелкой моторики.
Кроме того, используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонография, компьютерная томография, допплерография и другие исследования по показаниям).
Как правило, в независимом обследовании состояния больного участвуют несколько специалистов (невролог, нейрохирург, психотерапевт, нейропсихолог).
Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических), исследуется уровень стресса, определяется степень эмоциональной и социальной поддержки с помощью анкеты. Для выявления гиперактивности у ребенка используются критерии классификации DSM-IV.
В результате комплексного обследования 90% больных СДВГ имеют те или иные нарушения перинатального периода развития.
Наиболее важные факторы, влияющие на развитие СДВГ:
- токсикоз при беременности у матери больного;
- угроза прерывания беременности;
- хронические заболевания матери;
- резус-конфликт и конфликт по системе АВО плода и матери;
- патологические роды;
- родовая травма;
- инфекционные заболевания ребенка (грипп и другие);
- фебрильные судороги;
- травматическое повреждение мозга;
- менингеальные симптомы с гипертермией;
- история анестезии.
Наиболее частые жалобы: чрезмерная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частые перепады настроения, неспособность длительное время концентрироваться.
При обследовании у больных детей выявляют нарушения координации, дисритмии, статико-двигательную неуклюжесть, многочисленные синкинезии, повышенную двигательную возбудимость, утомляемость, капризность, нарушения поведения, трудности в учебе, дисграфию, дислексию.
Объективные методы обследования выявляют следующие нарушения:
- удаленные формы гидроцефалии (водянка головного мозга), косвенные признаки внутричерепной гипертензии, врожденные пороки развития, нейроортопедическая патология;
- нарушение мышечного тонуса;
- вегето-сосудистая дисрегуляция, слабость вестибулярного аппарата;
- экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы).
Как правило, неврологическая патология обнаруживается почти у 90% детей с диагнозом СДВГ.
Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относится конфликтная ситуация в семье, злоупотребление алкоголем родителями. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками и учителями.
Дифференциальную диагностику СДВГ проводят с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфических нарушений обучаемости (дискалькулия, дислексия и др.), заболеваний щитовидной железы, легкой степени олигофрении и шизофрении. Однако при таком методе диагностики могут возникнуть трудности из-за возможности сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями – психической патологией (депрессией, паническими атаками или навязчивыми мыслями). 2 3 4 [6] [9]
Тренировка и забота о теле
Правильность таких рекомендаций безусловна. Но если вас интересует, например, как стать уверенным в себе, то предлагаем обратить внимание на свое тело. Насколько гибкий, насколько сильный, насколько вы им владеете? Вы тренируете его? Вы заботитесь о нем?
Вы замечали, как спортсмены ведут себя в жизни? Или просто люди, которые много внимания уделяют своему телу: занимаются йогой, спортом, ходят на массаж, спа? Как вы думаете, у них есть вопрос о том, как стать уверенным в себе? Мы не можем точно сказать, что это не так. Но тем не менее такие люди всегда выглядят достаточно уверенно, от них исходит определенная энергетика. Они не обязательно блещут умом и даже внешне не очень красивы. Но они ведут себя совсем по-другому, у них хорошая осанка, пластичные движения, хорошая координация движений. И они излучают уверенность.
Поэтому тренировать свое тело, развивать его и заботиться о нем — это один из ответов на вопрос, как стать уверенным в себе. С его помощью мы также взаимодействуем с миром, он несет много информации о нас, которая неосознанно считывается окружающими и влияет на их отношение к нам. Ведь известно, что осанка, положение головы, походка говорят о внутреннем мире человека, его характере, его уверенности в себе. И насколько уверенно человек может показать свое тело и образ в целом.
Предрасполагающие факторы
Поскольку патологическая диссоциация затрагивает основу индивидуальной идентичности, ее истоки следует искать в раннем детстве. Обычно патология возникает в возрасте до 9 лет.
Личность маленького ребенка не целостна, целостна. Она совершенствуется в процессе обучения, личного опыта и других внешних факторов. При воздействии на детей негативных, стрессовых обстоятельств на ранних этапах развития их личность не достигает целостности, самостоятельности. Нет связи между жизненным опытом и воспоминаниями, чувствами, переживаниями.
Обычно факторами, провоцирующими патологическую диссоциацию, являются:
- насилие, особенно многократно повторяющееся — сексуальное, эмоциональное, физическое. Отдельная роль отводится инцесту – травле родственников, так как это событие сопровождается стыдом, виной, негативные эмоции вытесняются из памяти с помощью расстройства. Женщины гораздо чаще подвергаются насилию, чем мужчины, поэтому заболевание чаще встречается среди женского населения.
- отсутствие ухода. Особую роль играет отсутствие матери у 2-летних детей, что провоцирует формирование нарушенной привязанности;
- сильнейшее эмоциональное потрясение — потеря близких, несчастные случаи, тяжелые заболевания, катастрофы, стихийные бедствия. Воины также являются мощным провокатором беспорядков. Но есть интересный факт: исследования зафиксировали всего 76 случаев заболевания в 1944 году, тогда как в 90-е число увеличилось до 40 000.
Повторный психотравмирующий эпизод может спровоцировать появление новой личности.
Черно-белое мышление
— Из этой истории создается впечатление, что ПРЛ — это продукт воспитания и обстоятельств. Это так?
«Такие расстройства оцениваются с биопсихосоциального подхода, но их точная этиология пока однозначно не определена. Возможных причин несколько одновременно, и они могут быть из разных сфер жизни. В исследованиях, которые я читал, многие авторы Обратите внимание на некоторые особенности развития головного мозга, они не являются критическими.
Речь идет о функциях в развитии лобно-лимбических групп нейронов, которые характерны для большинства людей с ПРЛ. Такие функции могут быть компенсированы воспитанием, отношение родителей и так далее, то есть этот фактор сам по себе не гарантирует появления расстройства.В противном случае воспитание и отношения в семье могут способствовать развитию расстройства: здесь речь может идти о физическом или психологическом насилии, о нестабильности в поведении родителей.Это может быть причиной таких симптомов, как недоверие к людям, боязнь близости, неустойчивая самооценка.
В противном случае воспитание и семейные отношения могут способствовать развитию расстройства.
У людей, страдающих ПРЛ, также есть некоторые особенности мышления, такие как механизмы регуляции эмоций, такие как руминация (управление негативными ситуациями и мыслями). Общими симптомами являются самообвинение, катастрофизация (ситуация, при которой малозначительное по отношению к действительности событие воспринимается как конец света) и общие черты, такие как черно-белое мышление.
Как правило, такие люди практически постоянно испытывают чувство внутренней опустошенности, им свойственны скачки самооценки, когда за несколько минут человек может выйти из состояния «я совсем никчемный, я хуже всех» к состоянию «Я лучший в мире». У таких людей сильно повышена чувствительность к критике, реакция может быть очень агрессивной. Как показывает пример Евгении: она могла избить прохожего за простое замечание. Людям с ПРЛ также свойственна протестная активность, асоциальное поведение. Бывают и противоположные ситуации, когда человек, наоборот, старается быть полезным, вежливым и практичным, пренебрегая своими потребностями.
У людей, страдающих ПРЛ, также есть некоторые особенности мышления, такие как механизмы регуляции эмоций, такие как руминация (управление негативными ситуациями и мыслями).
Такие люди даже среди близких чувствуют одиночество. Им свойственна эмоциональная жадность и ненасытность. Они не способны принять, когда им что-то дают. Хочется еще и сию секунду, но все списано, просто в руки ложится. Человек с размытой «как бы» идентичностью. Как взрослый. Как мама. Как профессионал. Без осуждения: хамелеоны, вынужденные приспосабливаться к меняющемуся миру, не получающие желаемого. Внутри пустота. Нет четкой я-концепции, нет образа себя.
Лечение синдрома дефицита внимания
Наибольший эффект лечения достигается при сочетании различных методов психологической работы (как с самим ребенком, так и с родителями).
Психотерапевтические методики
Психотерапевтическое лечение состоит из системной семейной и групповой психотерапии, индивидуально-патогенетической психотерапии и различных методов внушения (прямой, непрямой, гипнотерапии).
Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. Используя игровые приемы, детей учат самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребенка часто нормализуется с помощью контроля шума окружающей среды и визуальной стимуляции, новизны или индивидуального руководства [11] .
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не дали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, седативных средств, трициклических антидепрессантов и ноотропов.
Стимулирующие препараты
Наиболее популярным во всем мире препаратом для лечения детей и подростков с СДВГ является метилфенидат (известный как риталин) [13]. После приема препарата повышается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к усилению активности префронтальной коры и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ [14][15]. Препарат одобрен в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других стран Европы. В России метилфенидат запрещен как психостимулятор.
Нестимулирующие препараты
Атомоксетин (Strattera), селективный ингибитор обратного захвата норадреналина, используется при лечении СДВГ. Препарат эффективен, но в ряде случаев может привести к развитию побочных эффектов: тошноты, сонливости, раздражительности, истерик, реже — токсического поражения печени и суицидальных мыслей.
Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда используются, когда стимуляторы неэффективны или когда побочные эффекты выражены, но они менее эффективны и не рекомендуются в качестве препаратов первой линии [11] .
БОС-терапия (метод биологической обратной связи)
Терапия биологической обратной связи позволяет безопасно и бережно корректировать неврологические расстройства. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребенок учится регулировать свою активность и поведение.
Физиотерапия и массаж при СДВГ
К физическим методам реабилитации относятся:
- массаж;
- физическое упражнение;
- упражнения в воде — рефлекторный, пассивный, активный, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);
- кинезиотерапия;
- физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейки матки или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Сгнивший;
- общее ультрафиолетовое облучение;
- электросон.
Многочисленные исследования также доказали терапевтический эффект акупунктуры (акупунктуры). Китайская чжэньцзю-терапия в западной медицине применяется относительно недавно (несколько десятков лет), но уже зарекомендовала себя как эффективный метод в лечении различных заболеваний, в том числе СДВГ.
Массаж активных точек вызывает расслабление мышц и повышает эффективность других лечебных методов.
Педагогические меры
Учителя должны учитывать индивидуальные особенности детей с СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребенку с самого начала обучения. Важно выбрать подходящую продолжительность для задач и, если возможно, контролировать окружающий шум. В некоторых случаях может потребоваться частное руководство.
Советы родителям
При СДВГ необходим строгий режим дня, также важно оградить ребенка от переутомления. Родители должны часто хвалить ребенка и подчеркивать его успехи, чтобы укрепить его самооценку.
Можно ли вылечить СДВГ полностью
Лекарства от СДВГ нет. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидивы в будущем.
Прогноз. Профилактика
Прогноз при заболевании относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребенка нарушения в медиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов возвращается. Но в 30-70% случаев симптомы СДВГ (темпераментность, бездумность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, неусидчивость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
При сочетании СДВГ с психическим заболеванием, наличием психопатологии у матери, симптомами импульсивности у ребенка прогноз заболевания становится неблагоприятным. [10]
Способность предотвратить СДВГ не доказана, но есть способы помочь детям добиться наилучших результатов в борьбе с этим синдромом:
- качественный дородовой уход;
- сбалансированная диета;
- оптимальное количество физических нагрузок и активности;
- соблюдение четкого режима дня;
- управление поведением ребенка (построение позитивных отношений между родителями и ребенком).