Самооценка — что это такое и как ее можно повысить

Успех
Содержание
  1. Самооценка — это…
  2. Функции
  3. Уровни и виды самооценки
  4. Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога
  5. 1. Найдите себе дело по душе
  6. 2. Ставьте цели и добивайтесь их
  7. 3. Записывайте свои успехи
  8. 4. Не сравнивайте себя с другими
  9. 5. Принимайте себя таким, какой вы есть
  10. 6. Не увлекайтесь самокритикой
  11. 7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах
  12. 8. Смените токсичное окружение
  13. Классификация
  14. Диагностика
  15. Дембо-Рубинштейн
  16. Шкала Занга
  17. Листы самооценки
  18. Признаки низкой самооценки
  19. На первый второй рассчитайтесь
  20. Как поднять самооценку и уверенность в себе?
  21. Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?
  22. Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?
  23. Техники работы
  24. Как формируется оценка себя
  25. Как самооценка влияет на человека
  26. На личность
  27. На обучение
  28. На профессиональную сферу
  29. Факторы, влияющие на формирование самооценки
  30. Социальные факторы
  31. Личностные факторы
  32. Уровень притязаний

Самооценка — это…

В психологии это понятие относится к тому, как мы воспринимаем себя: какова наша значимость среди людей, а также важность нашей деятельности для окружающих.

«Я» и «оценка» — оценка самого себя: своей внешности, тела, эмоций, личностных особенностей, характера, поведения, предпочтений, поступков и т д.

Неважно, кто именно человек (должность, социальный статус), и чем он занимается (дворником или писателем). Главное, как он все это оценивает.

Вы можете быть пожарным, ежедневно спасать от смерти множество людей и при этом считать себя ничтожеством. А можно вести асоциальный образ жизни, мучить животных, участвовать в грабежах, пакостить с близкими и представлять себя неповторимым совершенством.

Важно отметить, что степень удовлетворенности собой и своим существованием напрямую зависит от того, что и как вы думаете о себе. Чем позитивнее восприятие собственной личности, тем легче и счастливее живет человек, тем выше его достижения. И наоборот.

Функции

Способность к самостоятельности и потребность в оценке своих качеств заложены в природе человека. Отсутствие этой способности затрудняет существование в обществе, делает невозможным адекватное восприятие мира и себя в этом мире.

Можно выделить основные функции самооценки:


регулирующий

защитный

отражающий

развивать

эмоциональный

Регуляторная функция помогает принять решение, сделать выбор. С помощью этой функции человек решает, как вести себя в той или иной ситуации — делать или не делать, соглашаться или отказываться.

Защитная функция свойственна адекватным и завышенным самооценкам. В случае неудачи или непредвиденных обстоятельств позволяет пережить ситуацию без серьезных потерь, не дает опустить руки и потерять веру в себя. У людей с низкой самооценкой эта функция не работает.

Рефлекторная функция отражает отношение человека к самому себе. Она реально показывает, как личность относится к своим действиям, способствует адекватной оценке собственных действий.

Функция разработки не позволяет вам останавливаться на достигнутом. Стимулирует постоянное саморазвитие, личностный рост, подталкивает к мысли о необходимости приобретения новых знаний и навыков.

Особое место занимает эмоциональная функция. Именно она отвечает за степень удовлетворенности собственными качествами, позволяет чувствовать себя адекватно и комфортно.

Кроме перечисленных, можно выделить и некоторые другие функции самооценки — адаптивная, помогает приспособиться к внешним обстоятельствам; корректирующие, выполняющие контрольные функции в процессе жизнедеятельности; терминальные, заставляющие прекращать действия в случае их нежелательного развития и некоторые другие.

Процесс формирования самооценки

Уровни и виды самооценки

Медитация

Существует 3 уровня уверенности:

  1. Завышенная или завышенная самооценка – человек ведет себя уверенно, даже иногда чересчур, свято верит, что есть два мнения: одно его, другое неправильное. Личное достоинство незаслуженно возведено в сто степеней. В то время как собственные недостатки вообще не признаются.
  2. Нормальный — подразумевает способность реально анализировать свои действия и действия, конструктивно критиковать себя за ошибки и, если так, поддерживать, а не гореть. Такой человек не убегает от ответственности, имеет достаточный уровень требовательности, знает свои сильные стороны и принимает свои недостатки.
  3. Низкая самооценка – характеризуется повышенной тревожностью, ранимостью, неспособностью похвалить себя, принижением своих достоинств. Такой человек постоянно сравнивает себя с другими, которые не в его пользу и страдает от этого, он видит только свои недостатки.

Для психически здорового человека без невротических расстройств характерна нормальная самооценка. Низкий и высокий уровни могут быть одинаково опасны для человека.

В первом случае страдает качество жизни, потому что неуверенные в себе люди не рискуют, не пробуют, упускают миллионы возможностей, подвергаются злоупотреблениям, которые сами же и допускают, не умеют за себя постоять.

Во втором случае убежденность в своей правоте часто заводит в тупик. Неспособность распознать небольшую потерю часто приводит к крупной неудаче. Одна маленькая ошибка порождает ряд других: они накапливаются, как снежный ком, и приводят к большим потерям в будущем (люди, работа, отношения).

Вот виды самооценки:

  1. Достаточно нормального восприятия себя, нормальной самооценки.
  2. Искаженная – сюда относится завышенная и заниженная самооценка, так как ни то, ни другое не соответствует действительности. Человек либо переоценивает свою значимость и ценность, либо сильно ее недооценивает.
  3. Смешанный – включает первые два типа. Это означает, что человек в разные моменты жизни может оценивать себя по-разному.

Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога

1. Найдите себе дело по душе

Этот метод прекрасно работает не только с детьми, но и со состоявшимися взрослыми. Механика точно такая же: ты делаешь то, что тебе нравится и делаешь хорошо, добиваешься успеха, и в результате растет твоя самооценка и уверенность в себе. Спорт, хобби, творчество, семья – хорошие примеры.

2. Ставьте цели и добивайтесь их

Во что бы то ни стало, любой ценой. Так вы поймете, что способны на многое, и это избавит вас от комплекса неполноценности. Никто не говорит, что нужно сразу бросаться покорять Эльбрус или прыгать с парашютом. На первое время достаточно простых заданий: сделать подарок любимой (любимой), проснуться на полчаса раньше или дочитать отложенную до лучших времен книгу.

3. Записывайте свои успехи

Продолжение предыдущей мысли. Ставьте цели, достигайте их, а затем записывайте их в дневник вместе с другими добрыми делами, которые вы сделали в определенное время: день, неделю, месяц. Смело записывайте все подряд: пропустил машину со второстепенной дороги, задавил бабушку зеброй, заработал на тысячу рублей больше, чем в прошлом месяце.

Не забывайте читать дневник, например, раз в месяц. Пять добрых дел и достигнутых целей в день – это 150 записей в месяц. Прочтите еще раз — и вы удивитесь, насколько вы умны.

4. Не сравнивайте себя с другими

Это порочная практика, и вот почему: всегда можно найти более успешного, красивого и талантливого человека, чем ты сам. Но в чем смысл? Каждый из нас уникален, на этот раз. И счастлива ли Анджелина Джоли, успех которой на первый взгляд объективен и не вызывает сомнений? Неизвестный. Для кого суп жидк, для кого жемчуг мелок.

5. Принимайте себя таким, какой вы есть

Ты единственный человек на этой планете. Так зачем сравнивать себя с другими? Лучше сосредоточиться на достижении собственных целей в соответствии со своим потенциалом и представлением о счастье.

6. Не увлекайтесь самокритикой

Нет, самокритика — это хорошо, но нельзя переходить грань между ней и самокритикой, самобичеванием. Все ошибаются, это нормально. Но если каждую маленькую неудачу воспринимать как фатальное поражение вселенского масштаба, это нехорошо. Ошиблись — устраиваем разбор полетов, делаем выводы и закрываем тему. Не нужно погружаться в пучину ядовитых мыслей, о которых я писал в этой статье.

7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах

Вместо того, чтобы зацикливаться на негативе, целенаправленно найдите свои сильные стороны и работайте над их развитием. Нет людей без положительных качеств, вы не исключение.

8. Смените токсичное окружение

Если вы чувствуете, что ваш круг общения негативно влияет на вашу самооценку, пора подумать о смене работы, заведении новых друзей или даже расставании с токсичным партнером. Продолжать жить как раньше — в этом случае себе дороже.

Читайте также: Предложения со словом не заставить себя долго ждать

Классификация

Уверенность в себе присутствует в каждом человеке. У кого-то он представлен в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраняться и у взрослых. Чаще с возрастом у человека формируется устойчивое мнение о себе, которое сложно исправить.

Уверенности в себе не может быть слишком много – ее либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво подходит человек к оценке своих сильных сторон, особенностей, поступков, можно провести адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Существует множество критериев, по которым человек оценивает себя, но можно выделить наиболее характерные и присущие большинству.

Диагностика

тест.jpg

Дембо-Рубинштейн

Одним из наиболее известных и адаптированных методов диагностики является метод Дембо-Рубинштейна. Она была развита в 1962 г. Т. В. Дембо (американский психолог), а затем дополнена в 1970 г. С. Я. Рубинштейном (советский психолог).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Одному человеку дается задание сделать на них отметку. После этого его просят показать, где, по его мнению, на этих столбцах располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что ниже их лежат те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная оценка; где-то рядом — кому хватит.

Рубинштейн, используя модификацию теста Де Грифа, дополнил этот диагноз педиатрическим вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т д

Шкала Занга

Цель методики – выявить уровень самооценки тревожности. Он был разработан психотерапевтом У. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки состоит из 20 утверждений, на которые вы должны дать односложный ответ:

  • редкий;
  • иногда;
  • часто;
  • часто.

Перед заполнением анкеты их предупреждают, что ответы следует давать исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Затем психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — нормально/соответствует достаточной уверенности в себе;
  • 45-59 — легкая или умеренная тревожность/самооценка требует адаптации, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — выраженная или выраженная тревожность/заниженная самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжелое тревожное расстройство/критически заниженная самооценка, требующее серьезного вмешательства специалиста.

Zung Anxiety Rating Scale (сокращенно ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используется учителями совместно со школьными психологами или менеджерами. Они позволяют определить, как учащиеся/сотрудники оценивают себя в классе/на рабочем месте. Регулярный контроль результатов позволяет определить уровень уверенности человека в себе.

Пример листа самооценки младшего школьника:

Лист самооценки для младшего школьника

Для старшеклассников:

Лист самооценки для гимназии

Сотрудников обычно просят оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объем выполненных задач;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • независимость;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надежный;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • социальная работа.

С результатами таких диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не ограничивается этими методами, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лари, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шура и др).

Предупреждение. Многочисленные онлайн-тесты не дают точного представления об уровне уверенности в себе по разным причинам: неизвестное авторство, неподходящее окружение и состояние (психолог готовится к такой диагностике), короткая и непрофессиональная интерпретация результатов, одноразовые и развлекательный. Так что, если вам интересна эта тема, либо идите на консультацию к профильному специалисту, либо ищите известные авторские анкеты.

Признаки низкой самооценки

Так как человеку всегда сложно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, свидетельствующие о том, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянное недовольство собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, резкая реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • стремление действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, стремление угодить всем, стремление оправдать свои действия перед другими;
  • Нерешительность, боязнь совершить ошибку, сильное разочарование и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно без причины;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные жалобы, в т.ч по пустякам;
  • Неудовлетворенность своим внешним видом;
  • Враждебное отношение к внешнему миру (все вокруг враги);
  • Постоянное чувство страха и оборонительная позиция;
  • Выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы обнаружили у себя, тем больше вам следует задуматься о том, как повысить свою самооценку и обрести уверенность в себе.

Проблемы и трудности возникают в жизни абсолютно у каждого человека, но важна разница в их восприятии. Все временные проблемы человек с низкой самооценкой воспринимает как постоянные, как свою «тяжелую судьбу», поэтому всегда настроен негативно и пессимистично. В результате все это может вызвать даже серьезные психические расстройства. Пока человек с достаточной уверенностью в себе стремится преодолеть возникающие трудности и изменить свою жизнь к лучшему, все делает это возможным.

На первый второй рассчитайтесь

У человека с неустойчивой самооценкой есть еще одна характеристика. Он классифицирует всех людей, которые его окружают и которых он встречает. Он должен оценивать каждого нового человека и находить для него место в своей внутренней классификации.

Принцип, лежащий в основе этой классификации, очень прост. Человек, с которым я общаюсь, он выше меня или ниже меня. Место, которое я помещаю в свою классификацию, зависит от моего поведения по отношению к нему.

Если в своей классификации я ставлю человека выше себя, то я считаю, что я ниже его. Соответственно, я действую исходя из этой классификации. По отношению к этим людям я могу быть уважительным, бескорыстным и легко выполнять их просьбы, иногда заискивать, может даже заискивать перед ними. Я постараюсь заслужить вашу благосклонность. Я хотел бы услышать, что они говорят мне. Или наоборот, хочется быть агрессивным, пытаться делать гадости. Уже здесь поведенческая модель будет зависеть от воспитания.

Если я ставлю человека под себя, то могу вести себя высокомерно или снисходительно по отношению к нему. Я могу посмеяться над ним, по иронии судьбы. Я мог бы даже не заметить. Я могу обидеть. Здесь тоже все будет зависеть от того, как вас воспитывали. По отношению к людям, которых я ставлю на один уровень со мной, я могу пробудить соревновательный дух.

Несмотря на то, что в моей собственной классификации мы находимся на одном уровне, я буду по возможности использовать разные случаи, чтобы хотя бы доказать себе, что я хоть немного лучше. Естественно, эта классификация пересматривается со временем и в зависимости от того, как я себя оцениваю. Правда, отношение людей, которое я ставлю выше себя, обычно подлежит пересмотру. Со временем я могу опустить их до того же уровня, что и я, или даже опустить ниже себя. Кстати, это случается часто.

Я всегда говорю, остерегайтесь поклонников. Сколько уже было примеров, когда радость сменялась через некоторое время презрением, очернением и пренебрежением. И ситуации, когда я поставил человека под себя, а потом классификация изменилась, и вдруг стал ставить его над собой, крайне редки.

Честно говоря, я таких прецедентов не припомню. Эта классификация важна еще и потому, что во многом определяет смысл жизни человека. Его способ удовлетворить инстинкт лидерства. Но об этом позже.

Как поднять самооценку и уверенность в себе?

Как повысить уверенность в себе

Современное общество озабочено тем, как повысить самооценку и уверенность в себе. Подробнее о том, как справиться с низкой самооценкой, читайте здесь.

Как повысить уверенность в себе в нескольких словах:

  1. Примиритесь с собой, примите свои качества как должное.
  2. Узнайте, как планировать достижение целей.
  3. Учитесь преодолевать трудности.
  4. Развивайте конструктивное мышление.

Каждое задание достойно отдельной статьи и подробного изложения, а также практического руководства к действию. Этот список служит отправной точкой для самосовершенствования.

Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?

При завышенной самооценке индивидуум склонен переоценивать свои способности и, следовательно, имеет повышенный уровень требований. Он уверен в себе, берется за самые сложные дела, превосходит даже свои настоящие способности, безапелляционный в суждениях и ослиный в высказываниях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с чужим мнением, склонен идеализировать собственную личность.

Наиболее важными признаками завышенной самооценки являются такие проявления:

  • Высокомерие и высокомерие.
  • Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики со стороны других.
  • Безграничная самоуверенность, отсутствие авторитета, игнорирование чужого мнения.
  • Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первыми, зависть и неприязнь к более успешным людям.
  • В случае провала проекта, непризнания своей вины и некомпетентности, проявления агрессии по отношению к конкурентам, перекладывания ответственности на других.
  • Навязывание своего мнения, совета и опыта, даже если они никого не интересовали.
  • Преобладание собственного «я» в любом разговоре, который он все равно переведет в обсуждение любимого и общего хвастовства.
  • Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, потому что он больше склонен доводить до нервного срыва окружение, чем себя, потому что он независим от чужого мнения и совершенно не озабочен этим. Узнайте больше о токсичных отношениях.

Чаще всего истоки завышенной самооценки кроются в детстве, когда избалованный ребенок привык быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать то, что требуется. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потакает каждому его капризу и исполняет его желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями вступает во взрослую жизнь. Кстати, завышенная самооценка может формироваться и во взрослом возрасте при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в чисто мужском коллективе или отличается выдающимися внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание.

Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?

В психологии различают 3 уровня самооценки, а именно:

  • Низкая самооценка, психология которой проявляется в застенчивости, неуверенности в себе, отсутствии реальной оценки своей роли и способностей, затруднениях в принятии решений и т.д.
  • Адекватная самооценка является основой разумного отношения к себе, реального соотношения своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей с поставленными перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органическую функцию в обществе и достижение успеха в жизни.
  • Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерие, баловство, отсутствие самокритики, пренебрежение к чужому мнению, хвастовство и высокомерие.

Уровень уверенности в себе в психологии определяется по формуле: уровень требований/уровень возможностей. Причем к утверждениям относятся желания, цели, требования к себе и другим, возможности — способности, талант, образование и интеллект, социальный статус, воспитание, сила воли, физическое состояние и т.д.

На формирование определенного уровня уверенности в себе существенное влияние оказывает мнение окружающих и их внимание к личности и ее действиям. Ради этого внимания человек порой готов пойти на самые неадекватные поступки, вплоть до преступления и даже самоубийства. Кроме того, следует помнить, что формирование самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является постоянным формированием личности человека. Оно варьируется в зависимости от стадии формирования личности, самосознания и уровня развития.

Важными для формирования уверенности в себе являются следующие моменты:

  • Фундаментальное влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе самооценки личности. В психологии это явление называется интериоризацией и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом от внешнего взаимодействия к внутренней мыслительной деятельности.
  • Реальный человеческий успех в различных сферах деятельности. Чем больше достижение, тем выше самооценка человека.
  • Сравнимость реального Я с идеальным Я, т е того, что человек есть на самом деле, с тем, каким он хочет быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее доверие.

Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка является достаточно субъективным психическим образованием, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой человеком окружающей среды. Адекватность и состоятельность самооценки проверяется реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в обществе.

Техники работы

уверенность-в-себе.jpg

В НЛП (нейролингвистическом программировании) существуют различные техники работы с самооценкой для ее коррекции и правильного формирования.

Положительный настрой

Важно оценивать каждую ситуацию позитивно. Если это удалось, похвалите себя; если это был провал, делайте выводы и работайте над ошибками. Эта техника предполагает произнесение аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

создано 2 списка. В первом указаны положительные качества и черты характера, во втором – отрицательные. На работу над каждой слабостью выделяется определенное количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). В конце семестра подводятся итоги и переписываются списки.

Листы ожидания — собственные и другие

Один список содержит ваши собственные цели и задачи, другой – то, что другие ожидают от вас. Точки сравниваются, кресты остаются, а параллели отбрасываются или приостанавливаются в зависимости от ваших предпочтений.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • друг уговаривает его открыть собственную студию звукозаписи.

Вы планируете сами стать владельцем студии — этот пункт остался. Вы тоже не отказываетесь от возможности окончить ВУЗ, но это в будущем — отложите. А вот домохозяйкой быть точно не хотите — зачеркните.

В чем суть техники? Поможет четко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете излагать им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошел день, что важного произошло, степень вашего участия в случившемся. Постарайтесь понять, почему вы поступили в той или иной ситуации именно так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок следует избегать в будущем.

Постановка целей

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что вам предстоит для ее достижения. Соответствует ли уровень ваших требований вашим способностям? Вы хотите стать менеджером отдела? Подумайте, сможете ли вы нести это бремя на себе, когда на вас смотрят коллеги, родственники и друзья. Если ожидания верны, вы обладаете достаточной уверенностью в себе, добиваетесь желаемого. Если вы хотите, а другие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начните работать над снижением планки. В противном случае научитесь смотреть на себя со стороны и думать о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные методики являются самостоятельной работой над уверенностью в себе, которая позволяет адекватно посмотреть на себя со стороны. Но в некоторых случаях помощь специалиста необходима. У психологов есть свои методы коррекции.

Обучение

Психолог может записать вас на различные групповые тренировки. Они учатся общаться, смотреть на себя чужими глазами, доверять. Для этого используются тесты, ситуационные задачи и ролевые игры.

Метод с тремя вопросами

У психологов есть отличная методика, состоящая всего из трех вопросов: Что я такое? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы можно обсуждать часами, днями или даже неделями. Результат курса – формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная методика, используемая для работы с различными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, живущими в нем: Родителей, Взрослых и Детей. При достаточной самоуверенности мирно уживаются, при переоценке капризное и эгоистичное Детское правило, при недооценке за все отвечает строгий родитель. Задача коррекционного курса сделать их равными.

Самооценка является одним из основных понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Отсюда происходят некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией. Поэтому вы должны постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов не опускать и не поднимать эту планку. Ведь от этого будет зависеть ваш успех и самодостаточность.

Как формируется оценка себя

Весы

Итак, самооценка – это мое собственное восприятие себя. Значит ли это, что каждый «устанавливает свою цену»? И нет, и да.

Нет — потому что вас когда-то учили оценивать себя определенным образом, и вы продолжаете делать это по привычке:

  1. низкая самооценка — если все детство ребенку внушали, что он кривое, бездарное существо, ни на что не годное, что он никогда не добьется успеха и вообще ничего хорошего из этого не вырастет… С каким багажом знания такие дети растут о себе? Какое место они отводят себе среди других, когда становятся взрослыми дядями и тетями?Часто бывает так, что человек вырастает неуверенным и подавленным, несмотря на то, что родители никогда не говорили и не делали ему ничего плохого. Наоборот, его всячески хвалили, мотивировали: «У тебя пятерка? Отлично. В следующий раз получишь пятерку». «Смотри, как красиво Петенька читает стихи, тебе тоже надо этому научиться». «Если ты займешь 1 место в конкурсе, я проведу с тобой все выходные».

    В этих словах нет агрессии, нет оскорблений и унижений, правда? Они кажутся добрыми и выглядят как благие намерения. Они работают.

    сравнивать себя с другими — это человеческая природа. Но когда ребенка постоянно сравнивают и совсем не в его пользу, когда его заставляют даже побоями заслужить любовь, ласку и уважение… Он усваивает, что «я могу быть хорошим только тогда, когда делаю что-то для других». Сам по себе я ничто». В будущем перед ним обязательно встанет вопрос «как полюбить себя и повысить уверенность в себе»;

  2. нормальная самооценка – если родители проявляют любовь, теплоту и заботу, посылают малышу, что он важен и нужен, он вырастет с убеждением в своей ценности как личности. Он станет уверенным в себе человеком, умеющим любить себя и поэтому утверждающим такое же отношение к себе со стороны, не боящимся ошибаться, добивающимся высоких результатов на всех фронтах жизни;
  3. и еще одна модель воспитания, формирующая завышенную самооценку — когда ребенка буквально хвалят, я закрываю глаза на его недостатки, приписываю положительные качества и качества, которые хочу в нем видеть. Такой индивид является кандидатом на недостаточную, завышенную самооценку. Сами родители не понимают, что обрекают своих отпрысков на проблемы в будущем.

Хорошая новость заключается в том, что мы можем влиять на нашу самооценку. Достигнув совершеннолетия, мы способны изменить ранее навязанный образ себя, подвергая критике прошлый опыт.

Но повышать свою уверенность — это как взлетать, повышать свой уровень всегда приятнее, верно? А вот спуститься с небес на землю гораздо сложнее: человеку предстоит столкнуться с огромным разочарованием в себе, признать отсутствие супергеройских качеств. Это больно и неудобно.

Самооценка — это плавающее явление, которое можно исправить. «Неважно, что наши родители сделали с нами. Важно то, что мы делаем сейчас с тем, что было сделано с нами».

Нечто подобное сказал один из известных психологов, и он был прав.

Прежде чем что-то менять, нужно понять, как вы себя воспринимаете. Для этого нужно пройти тест на уверенность в себе, которых сейчас много в интернете.

Как самооценка влияет на человека

Многие факторы влияют на самооценку, и в то же время есть много вещей, влияющих на самооценку. Это влияет на процесс принятия решений, наши отношения с другими людьми, эмоциональное здоровье. Давайте подробнее рассмотрим, как уверенность в себе может повлиять на человека в целом, учиться и строить карьеру.

На личность

Для человека самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самооценки. Это в свою очередь помогает человеку осознать собственный успех или неудачу, поставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную самостоятельность личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как поясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит перед собой реалистичные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но хочет участвовать в марафоне, он поймет, что для подготовки к забегу ему потребуется гораздо больше времени, чем опытным спортсменам; на основе этих знаний он будет решать, ставить ли такую ​​цель и как ее достичь. В то же время, отмечает Шляпников, это не означает, что люди с достаточной уверенностью в себе не могут ставить перед собой трудные цели — они вынуждены это делать, и, как правило, люди с достаточной уверенностью в себе добиваются поставленных целей.

«Такой человек добивается успеха и в то же время действует на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При недостаточно высокой уверенности в себе человек неизбежно сталкивается с неудачами. Задаваясь сознательно неразрешимой цели, маловероятно, что человек ее достигает, как бы он ни старался, а сам процесс достижения цели может представлять угрозу для жизни и здоровья, считает он.

По мнению эксперта, недостаточно низкая самооценка — это плохо, потому что человек тоже не развивается. Он избегает рисков, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться на полную катушку.

Фото: alpinabook.ru

Экономика образования Повышение интеллекта: четыре ключевых навыка успешной личности

На обучение

В подростковом возрасте самооценка учащегося оказывает существенное влияние практически на все, что он делает в школе: как он справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. Как в детстве, так и во взрослом возрасте низкая самооценка может снижать желание человека учиться, его способность сосредотачиваться на процессе обучения. В то же время из-за завышенной самоуверенности и внутренней позиции «я все знаю» у человека может в принципе пропасть желание познавать новое, а значит, развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят эксперты, опрошенные РБК Тренды. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, низкая самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«В реальности человек с низкой самооценкой может быть хорошим профессионалом, может быть, не самым лучшим, но хорошим. Такое представление о себе часто заставляет человека не только полагать, что его деятельность нехороша, но и что он не в состоянии ее исправить — ведь надо быть умнее, волевым, сознательным, терпеливым и так далее, говорит эксперт.

Фото: Unsplash

Экономика образования Почему профессиональное развитие повышает самооценку

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная уверенность в себе и с какой уверенностью в себе человек более эффективен — в личных целях и на работе.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Семейный стиль воспитания

Недостаточная уверенность в себе – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы как самому человеку, так и окружающим. Но можно ли обвинять человека в неправильном представлении о себе? Что влияет на самооценку?

Социальные факторы

Фундамент самооценки закладывается в детстве, с того момента, как малыш осознает свое «Я» и начнет сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном и даже в младшем школьном возрасте дети еще не могут анализировать свои качества и поведение, поэтому сфера оценки формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как В. Маяковский: «Младенец-сын пришел к отцу, и младенец спросил: — Что хорошо? А что плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок к формированию недостаточной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные штрафы;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумение, непослушание;
  • положение «короля» в семье или любимца в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его ошибках и ошибках.

Детские психологи считают, что в целом полезнее похвала и поощрение, а вредны постоянные выговоры и наказания. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем сильнее, чем положительные. А неприятные переживания дольше сохраняются в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Вот как это произошло в ходе эволюции.

Большое влияние на формирование самооценки и самооценки взрослого человека оказывает мнение других людей, особенно если речь идет о социально значимых людях, чье мнение важно для нас.

Личностные факторы

На формирование самооценки также влияют индивидуальные особенности человека, своеобразие чувств, темперамент и характер.

Люди с чувствительной психикой больше переживают из-за своих ошибок и из-за чужих суждений, чем менее эмоциональные.

  • Человеку, в котором доминирует меланхолик, свойственно расстраиваться даже из-за небольшого случайного замечания и надолго его запоминать.
  • Флегматик может даже не заметить замечания.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за чужих суждений переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты часто страдают завышенной самооценкой из-за склонности к демонстративному поведению. Но люди, избегающие людей, предпочитающие уединение, часто считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее в первую очередь задает социальная среда. Есть еще один немаловажный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Все мы к чему-то стремимся в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать денег на новую квартиру, кто-то хочет создать свою процветающую компанию, а для кого-то поездка на море — предел мечтаний. Степень сложности, трудность цели или задачи, которую человек определяет для себя, и есть уровень его притязаний.

Помимо уверенности в себе уровень требований может быть достаточным или недостаточным. Достаточна та, где цели соответствуют способностям человека. Если выпускник школы с плохими знаниями и низкими баллами по ЕГЭ решает поступать в престижный вуз столицы, у него явно недостаточная, завышенная потребность. А когда хороший студент отказывается поступать в вуз, потому что боится провала, то уровень амбиций слишком низок. Оба они плохие.

Уровень требований формируется под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и в свою очередь влияют на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставящий себе планку, которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и возможности успеха. Да и заниженный уровень запросов не способствует развитию самооценки и уверенности в себе.

Но психологи до сих пор считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Это делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Оцените статью
Блог о World of Tanks