Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Успех
Содержание
  1. Что такое самооценка
  2. Как вылечить свою самооценку?
  3. Оспаривайте негативные убеждения о себе
  4. Признавайте то, что у вас хорошо получается
  5. Избегайте негативных отношений
  6. Будьте доброжелательны к себе
  7. Копируйте поведение уверенных в себе людей
  8. Скажите «Нет»
  9. Как формируется самооценка
  10. Как самооценка влияет на человека
  11. На личность
  12. На обучение
  13. На профессиональную сферу
  14. Формирование самоконтроля и самооценки
  15. Уровни самооценки
  16. Виды самооценки
  17. Адекватная самооценка
  18. Искаженная, или неадекватная самооценка
  19. Смешанная самооценка
  20. Завышенная самооценка
  21. Признаки
  22. Формирование самооценки младшего школьника
  23. Низкая самооценка
  24. Признаки
  25. Причины низкой самооценки
  26. Формирование адекватной самооценки
  27. Связь низкой самооценки и неуверенности в себе
  28. Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога
  29. 1. Найдите себе дело по душе
  30. 2. Ставьте цели и добивайтесь их
  31. 3. Записывайте свои успехи
  32. 4. Не сравнивайте себя с другими
  33. 5. Принимайте себя таким, какой вы есть
  34. 6. Не увлекайтесь самокритикой
  35. 7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах
  36. 8. Смените токсичное окружение

Что такое самооценка

Самооценка – это то значение, которое человек придает себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Это общее самоощущение, которое отражает уровень уверенности в себе, принятие или неприятие себя в целом. И частная самооценка, которая характеризует отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успехам в определенных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровым человеком — это общая самооценка; но в то же время считает, что плохо готовит или что ему тяжела физическая активность — это частное самоощущение.

Американский психолог Уильям Джеймс был первым, кто представил теорию самооценки в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, говоря, что самооценка равна успеху, деленному на наши цели, ценности и то, как мы себя чувствуем о нашем потенциале. То есть, если наша реальная производительность низка, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачником. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя хорошо, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценка характеризуется уровнем — высоким, средним и низким; реализм — достаточный и недостаточный (завышенный и заниженный); а стабильность — устойчивый и неустойчивый.

Как вылечить свою самооценку?

Оспаривайте негативные убеждения о себе

Чтобы повысить свою уверенность, определите негативные убеждения, которые у вас есть о себе, и бросьте им вызов.

Например, вам может казаться, что вы «слишком глупы», чтобы претендовать на новую работу, или что вы «никому не интересны».

Запишите эти негативные мысли в дневник. Затем приведите доказательства, которые их опровергают: «Я действительно хорошо отгадываю эти ужасные загадки» или «Мой брат пишет мне сообщения в WhatsApp каждую неделю».

Признавайте то, что у вас хорошо получается

Запишите другие положительные качества о себе, например: «Я хорошо готовлю» или «Я умею слушать людей». Найдите не менее 5 таких оценок о себе и регулярно обновляйте список.

Повесьте его на видное место, чтобы чаще вспоминать о своих положительных качествах.

Избегайте негативных отношений

Старайтесь проводить меньше времени с людьми, которые склонны принижать вас. Скажите им, как вы относитесь к их действиям.

Стройте отношения с людьми, которые позитивны и ценят вас.

Будьте доброжелательны к себе

Когда вы критикуете себя, подумайте, что бы вы сказали другу в подобной ситуации. Старайтесь относиться к себе как к лучшему другу: честному, но дружелюбному.

Копируйте поведение уверенных в себе людей

быть в безопасности означает уважать мнения и потребности других людей, но также ожидать от них того же.

Наблюдайте за настойчивыми людьми и копируйте их поведение. Какие-то их действия могут вас не устраивать — это нормально.

Скажите «Нет»

Люди с низкой самооценкой говорят «да» другим людям, даже если не хотят этого, опасаясь испортить отношения. В результате они перегружают себя, накапливают злость внутри и впадают в депрессию.

Научитесь говорить «нет» разными способами, чтобы лучше донести до людей свои способности и потребности.

Как формируется самооценка

По мнению психологов, опрошенных РБК Тренды, фундамент самооценки закладывается в детстве. По мнению Владимира Шляпникова, заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа, основа базового отношения к себе — принимаю я себя таким, какой я есть или нет, — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Школа также играет важную роль в формировании самооценки. В отличие от родителей, учителя дают нам первую социальную оценку. По его словам, оно более дифференцировано и относится к конкретным видам деятельности и предметам.

Фото: Shutterstock

Экономика образования Опасная атмосфера: что делать, если ваш ребенок посещает токсичную школу

Во взрослом возрасте на самооценку больше влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • способ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для нашей общей самооценки. Например, те, кто постоянно получает чрезмерно критические суждения от семьи и друзей, с большей вероятностью будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывает то, что американский психолог Карл Роджерс назвал «безоговорочно позитивным отношением», с большей вероятностью обладают здоровой и адекватной самооценкой. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие между восприятием человеком самого себя и реальным состоянием.

Как самооценка влияет на человека

Многие факторы влияют на самооценку, и в то же время есть много вещей, влияющих на самооценку. Это влияет на процесс принятия решений, наши отношения с другими людьми, эмоциональное здоровье. Давайте подробнее рассмотрим, как уверенность в себе может повлиять на человека в целом, учиться и строить карьеру.

На личность

Для человека самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самооценки. Это в свою очередь помогает человеку осознать собственный успех или неудачу, поставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную самостоятельность личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как поясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит перед собой реалистичные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но хочет участвовать в марафоне, он поймет, что для подготовки к забегу ему потребуется гораздо больше времени, чем опытным спортсменам; на основе этих знаний он будет решать, ставить ли такую ​​цель и как ее достичь.

В то же время, отмечает Шляпников, это не означает, что люди с достаточной уверенностью в себе не могут ставить перед собой трудные цели — они вынуждены это делать, и, как правило, люди с достаточной уверенностью в себе добиваются поставленных целей. «Такой человек добивается успеха и в то же время действует на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При недостаточно высокой уверенности в себе человек неизбежно сталкивается с неудачами. Задаваясь сознательно неразрешимой цели, маловероятно, что человек ее достигает, как бы он ни старался, а сам процесс достижения цели может представлять угрозу для жизни и здоровья, считает он.

По мнению эксперта, недостаточно низкая самооценка — это плохо, потому что человек тоже не развивается. Он избегает рисков, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться на полную катушку.

Фото: alpinabook.ru

Экономика образования Повышение интеллекта: четыре ключевых навыка успешной личности

На обучение

В подростковом возрасте самооценка учащегося оказывает существенное влияние практически на все, что он делает в школе: как он справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. Как в детстве, так и во взрослом возрасте низкая самооценка может снижать желание человека учиться, его способность сосредотачиваться на процессе обучения. В то же время из-за завышенной самоуверенности и внутренней позиции «я все знаю» у человека может в принципе пропасть желание познавать новое, а значит, развиваться.

Читайте также: Скучный человек: основные признаки и манеры поведения

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят эксперты, опрошенные РБК Тренды. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, низкая самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«В реальности человек с низкой самооценкой может быть хорошим профессионалом, может быть, не самым лучшим, но хорошим. Такое представление о себе часто заставляет человека не только полагать, что его деятельность нехороша, но и что он не в состоянии ее исправить — ведь надо быть умнее, волевым, сознательным, терпеливым и так далее, говорит эксперт.

Фото: Unsplash

Экономика образования Почему профессиональное развитие повышает самооценку

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная уверенность в себе и с какой уверенностью в себе человек более эффективен — в личных целях и на работе.

Формирование самоконтроля и самооценки

Современное общество нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Вот почему так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, задатки и амбиции, индивидуальность каждого маленького человека. Роль самооценки в формировании личности, отвечающей современным требованиям общества, достаточно важна наряду с формированием самоконтроля.

Индивидуум наделен редкой способностью контролировать и направлять свою деятельность. Через личный опыт, через общение с окружающим обществом и средой у субъекта вырабатывается внутренняя адаптация — самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.

Самоконтроль как способность самостоятельно находить собственные ошибки, ошибки, неточности, планировать пути устранения выявленных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развития и воспитания контроля. Контроль влияет на формирование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных характеристик личности.

Под самоконтролем понимают понимание и оценку личностью личностных действий психических процессов и состояний, требующих наличия определенного эталона и возможности получения данных об управляемых действиях и состояниях.

Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у детей понимания необходимости регуляции собственного поведения на основе усвоенных правил; формирование у детей умения прогнозировать результаты своих действий в отношении эмоциональных потрясений, возникающих в связи с представлениями детей о важности будущих последствий для себя и окружающего общества на основе анализа ситуаций из повседневной жизни; формирование у детей понимания личностного смысла действий, содержащих нравственно-нравственный смысл.

Уровни самооценки

Уверенность в себе делится на три уровня:

  1. Низкая самооценка. При низкой самооценке человек считает, что он хуже, чем он есть на самом деле. Обычно это касается всех сфер жизни: профессиональной деятельности, личной жизни, общения с окружающими. Психологи считают, что это худший вариант развития событий. Такие люди несчастливы, редко добиваются успеха на всех фронтах, обидчивы и болезненно реагируют на критику.
  2. Нормальный или адекватный. Здесь человек реально воспринимает себя, знает свои сильные и слабые стороны. Идеальный, но редкий случай. Большинство людей думают, что они объективно оценивают себя и свои способности, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что имеет место перекос в сторону искаженного самоощущения.
  • Высокий. Нет, не так: недостаточный рост. Из названия все понятно: человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле. Он преувеличивает достоинства и не замечает недостатков. Часто такие люди не хотят учиться и развиваться. А зачем, если я и так почти идеальна? При этом качество работы заметно хуже, чем у более адекватных коллег. То же самое и в других сферах жизни, хотя дерзкие люди часто добиваются успеха за счет харизмы.

Виды самооценки

Различают три типа самооценки: адекватную, искаженную и смешанную.

Адекватная самооценка

Это когда человек по-настоящему осознает свои способности. Он прекрасно понимает, на что он способен и, что тоже немаловажно, на что он не способен. Такой подход позволяет принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.

Искаженная, или неадекватная самооценка

В некоторых аспектах жизни мы переоцениваем или, наоборот, недооцениваем себя. Тогда говорят о завышенной или заниженной, а в общем случае — искаженной самооценке. В этом тоже нет ничего хорошего, хотя люди с низкой самооценкой менее счастливы и уверены в себе, чем те, кто переоценивает себя.

Искаженная самооценка доставляет массу неприятностей и проблем. Человек может взяться за задачу, а потом окажется, что шапка не для Сеньки. Испытывает проблемы в общении (с противоположным полом, коллегами и случайными людьми), обладает прекрасным характером и отличными внешними данными. Отсюда и проблемы в карьере, личной жизни и так далее.

Смешанная самооценка

Самая обычная история. Поскольку самооценка состоит из многих компонентов, мы можем недооценивать свои способности в одной области и переоценивать в другой. Например, люди, которые постоянно терпят неудачи на личном фронте, могут быть самонадеянными на работе. Это помогает построить карьеру и добиться профессионального успеха. Мне не везет в смерти, мне везет в любви, как говорится.

Психологи называют это явление гиперкомпенсацией. Это один из видов психологической защиты. Наше подсознание пытается компенсировать неудачи в одной области успехами в другой. Так человек находит определенный баланс, при котором ему хорошо и комфортно.

Но, как и любая психологическая защита, гиперкомпенсация не решает, а только маскирует проблему. Постоянное смещение неприятных моментов приводит к усугублению проблем. В какой-то момент все может выйти наружу.

Кроме того, самооценка может меняться со временем. На это влияют различные события, происходящие в жизни человека. Например, развод или расставание с партнером может повредить самооценке, даже если до этого с ней все было в порядке. Или, например, человек считал себя профессионалом своего дела, но единственная неудача пошатнула эту уверенность. Нет, он не перестал быть профессионалом, просто изменилось его восприятие себя как специалиста.

Если вы хотите научиться справляться с тревогой в наше непростое время, приглашаю вас на мой мини-курс «Волшебный щит. Защитите себя от тревог». Курс продлится 5 дней. Каждый день вы будете получать задание, которое займет всего 10-20 минут. С моей помощью к концу курса вы приобретете и отработаете навыки борьбы с беспокойство – сделать «Волшебный щит».

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать низкую самооценку и заниженную самооценку, считает Валентин Оськин. То есть, поясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», он уверен, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим он представляет себя с точностью до наоборот — красивым и милым, Мастер и талант. При этом он часто получает восхищение и похвалу от людей.

«Это восхищение и похвала не дает человеку впасть обратно в свой личный ад, но действие этих внешних чувств очень скоротечно, и вскоре человек снова почувствует себя никчемным и ни на что неспособным, хотя это не так», говорит Оскин.

Другой вариант завышенной самооценки — это когда человек в детстве только хвалил и никогда не получал достаточной критики, даже когда это было объективно необходимо, — поясняет эксперт. В такой ситуации человек часто не может сравнить свои навыки с реальным состоянием. Обычно в этом случае человек испытывает большую уверенность и восхищение собой, а то, что он делает, воспринимает как нечто очень хорошее, красивое и важное, хотя его результаты на самом деле весьма посредственны, если не сказать плохи.

Признаки

Человек с высокой самооценкой может:

  • заботиться о поддержании его совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • считая, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать хорошие идеи
  • сильно переоценивает свои навыки и способности.

Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки тесно связано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение всегда привлекают их внимание к себе, ставят их в ситуации, когда им приходится как-то относиться к себе и оценивать собственные способности, способность что-то производить, подчиняться определенным требованиям и нормам, проявлять индивидуальные черты личности.

Самооценка является важным и необходимым компонентом в формировании самосознания, т.е понимания собственной личности, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, поступков, поступков, мотивов и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к другим личностям и к себе.

Амбиции и самооценка малышей имеют большое влияние на успех в определенных видах деятельности.

В течение учебного года формируется самооценка младшего школьника. Отдельная ситуационная самооценка, не связанная с представлением осмысленного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако более постоянной и независимой от ситуаций самооценка становится только в том случае, если она связана с «Я-концепцией», и при этом между ними не выявляются содержательные отклонения. В первый год обучения образ своего «Я» умножится в несколько раз.

Для учебной деятельности младшему школьнику необходимо умение правильно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого нужны знания о себе, своем потенциале. Процесс развития самоконтроля зависит от степени сформированности уверенности в себе. Школьники способны осуществлять самоконтроль только с помощью и руководством взрослых или при участии сверстников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Детское самосознание реализуется в учебной деятельности.

Дети оценивают себя во время учебной деятельности двумя способами. Первый заключается в сопоставлении степени личной требовательности с объективными последствиями личной деятельности. Во-вторых, сравнение собственной личности с другими людьми. И чем выше уровень спроса, тем сложнее будет их удовлетворить. Успехи и неудачи в определенном виде деятельности существенно влияют на оценку человеком собственных навыков и способностей в этой деятельности. Так, например, неудачи обычно снижают амбиции, а успехи, наоборот, увеличивают их. Сравнение также важно. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно пытается сравнивать себя с остальными ребятами, при этом учитывая не только собственные успехи, но и всю социальную ситуацию.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным психическим расстройствам, в том числе к тревожным и депрессивным расстройствам. Это также увеличивает риск суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с низкой самооценкой может:

  • верить, что другие лучше его;
  • затрудняется выразить свои потребности;
  • часто испытывают страх, неуверенность в себе и тревогу;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • трудности с принятием положительных отзывов
  • имеют проблемы с отказом и установлением личных границ.

Фото: «Альпина нехудожественная литература»

Социальная экономика Хорошие плохие эмоции: почему эволюция не устранила депрессию

Причины низкой самооценки

Заниженная самооценка часто формируется в детстве. Окружающие ребенка люди посылают ему сообщения о себе: как положительные, так и отрицательные.

Не совсем понятно, почему именно негативные сообщения «остаются» в психике человека и продолжают воздействовать на него даже во взрослом возрасте.

Возможно, это связано со склонностью личности к негативному мышлению или чрезмерной требовательностью к себе. Сложные жизненные обстоятельства (болезнь или потеря близкого человека) могут разрушительно сказаться на самооценке.

Формирование адекватной самооценки

Уверенность в себе — одно из важнейших условий превращения маленького индивидуума в личность. Развивает у испытуемых потребность соответствовать не только окружающим личностям и среде, но и уровню собственных личностных суждений. Правильно сформированная адекватная самооценка – это не просто знание собственной личности и не сумма каких-то характеристик, а определенное отношение к собственной личности. Это определяет понимание личности как отдельного устойчивого объекта.

М. Фенникель представлял уверенность в себе как центральный элемент произвольной саморегуляции. По ее мнению, он определяет направленность и уровень активности личности, ее положение по отношению к окружающей среде, обществу, собственной личности, является механизмом сложнейшего психологического характера. Она вовлечена во многие контексты и отношения с образованиями психики личности и является важной детерминантой всех форм ее деятельности и коммуникативного взаимодействия. Первые способности к оценке собственной личности закладываются в раннем детстве, а их формирование и совершенствование происходит на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что уверенность в себе позволяет личности сохранять устойчивость вне зависимости от варьирования ситуаций, в то же время предоставляя возможность личности оставаться самой собой.

Формирование достаточной уверенности человека в себе чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, налаживания отношений с социумом, для успешного общения, успеха в определенном виде деятельности.

И особое внимание следует уделить формированию самооценки ребенка, так как у него только начинают формироваться все образования его личности, тогда на самооценку гораздо легче воздействовать и изменяться. Ведь младенец не появляется на свет с определенным отношением к собственной личности и возможностям. Как и все другие черты личности, его уверенность в себе складывается в процессе воспитания, овладения деятельностью и межличностным взаимодействием.

По мере взросления дети учатся понимать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно этот оценочный компонент «я» и называется самооценкой. Он представляет собой ядро ​​самосознания и связанную с ним степень самоутверждения личности. Под степенью требований понимают степень трудности целей, которые ребенок ставит перед собой.

Уверенность в себе и уровень требовательности малыша оказывают большое влияние на эмоциональное самочувствие, его развитие и успешность в различных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится влияние самооценки малыша на его поступки, поведение, поступки и межличностные контакты.

На формирование положительной самооценки у детей в первую очередь влияет семейное воспитание и педагогическое влияние педагогов.

Влияние семейного воспитания на самооценку детей, наверное, очень трудно переоценить. От родителей зависит самооценка — будет ли она достаточной или нет. Для достаточной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частая положительная оценка их поступков, поведения и поступков. Никогда нельзя унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то не так, объясните ему, что не так, и покажите, как это сделать. Попробуйте оценить его поведение, а не черты характера. Не бойтесь хвалить ребенка. Только хвалить надо правильно — не за данные ему природой качества, а за его достижения, победы, пусть и небольшие.

Учителя играют не менее важную роль в развитии самооценки детей. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школы. И учебная деятельность является наиболее важной на данном этапе развития. Поэтому считается, что важнейшим фактором, определяющим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка педагогов. Давая оценку знаниям и умениям детей, педагог одновременно оценивает их личности, их потенциал, способности и место среди остальных. Так дети воспринимают оценки учителей.

Связь низкой самооценки и неуверенности в себе

Для начала перечислю основные признаки заниженной самооценки:

  1. Повышенная чувствительность к критике
  2. Зависимость от мнения других
  3. Пассивность
  4. Нерешительность, боязнь ошибиться
  5. Беспокойство
  6. Чрезмерная ревность
  7. Зависть — это когда вы сравниваете себя с другими людьми в ущерб себе
  8. Чрезмерная самокритика
  9. «Мания величия» — это обратная сторона заниженной самооценки (или нарциссизма, о чем я писал в этой статье).

Человек, у которого есть хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, не уверен в себе. В результате он редко добивается успеха в карьере, личной жизни и даже в бытовых мелочах.

Поэтому связь между низкой самооценкой и уверенностью в себе будет предельно простой: человек уверен, что у него ничего не получится. То есть низкая самооценка является прямой причиной неуверенности в себе. Человек считает себя недостаточно образованным для успешной карьеры, недостаточно обаятельным для отношений с противоположным полом, недостаточно талантливым для занятий творчеством. Во всех сферах жизни неуверенный в себе человек обнаружит, что ему этого недостаточно».

Поэтому, чтобы стать уверенным в себе человеком, нужно начать с повышения самооценки. Ниже я расскажу о том, как это сделать.

Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога

1. Найдите себе дело по душе

Этот метод прекрасно работает не только с детьми, но и со состоявшимися взрослыми. Механика точно такая же: ты делаешь то, что тебе нравится и делаешь хорошо, добиваешься успеха, и в результате растет твоя самооценка и уверенность в себе. Спорт, хобби, творчество, семья – хорошие примеры.

2. Ставьте цели и добивайтесь их

Во что бы то ни стало, любой ценой. Так вы поймете, что способны на многое, и это избавит вас от комплекса неполноценности. Никто не говорит, что нужно сразу бросаться покорять Эльбрус или прыгать с парашютом. На первое время достаточно простых заданий: сделать подарок любимой (любимой), проснуться на полчаса раньше или дочитать отложенную до лучших времен книгу.

3. Записывайте свои успехи

Продолжение предыдущей мысли. Ставьте цели, достигайте их, а затем записывайте их в дневник вместе с другими добрыми делами, которые вы сделали в определенное время: день, неделю, месяц. Смело записывайте все подряд: пропустил машину со второстепенной дороги, задавил бабушку зеброй, заработал на тысячу рублей больше, чем в прошлом месяце.

Не забывайте читать дневник, например, раз в месяц. Пять добрых дел и достигнутых целей в день – это 150 записей в месяц. Прочтите еще раз — и вы удивитесь, насколько вы умны.

4. Не сравнивайте себя с другими

Это порочная практика, и вот почему: всегда можно найти более успешного, красивого и талантливого человека, чем ты сам. Но в чем смысл? Каждый из нас уникален, на этот раз. И счастлива ли Анджелина Джоли, успех которой на первый взгляд объективен и не вызывает сомнений? Неизвестный. Для кого суп жидк, для кого жемчуг мелок.

5. Принимайте себя таким, какой вы есть

Ты единственный человек на этой планете. Так зачем сравнивать себя с другими? Лучше сосредоточиться на достижении собственных целей в соответствии со своим потенциалом и представлением о счастье.

6. Не увлекайтесь самокритикой

Нет, самокритика — это хорошо, но нельзя переходить грань между ней и самокритикой, самобичеванием. Все ошибаются, это нормально. Но если каждую маленькую неудачу воспринимать как фатальное поражение вселенского масштаба, это нехорошо. Ошиблись — устраиваем разбор полетов, делаем выводы и закрываем тему. Не нужно погружаться в пучину ядовитых мыслей, о которых я писал в этой статье.

7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах

Вместо того, чтобы зацикливаться на негативе, целенаправленно найдите свои сильные стороны и работайте над их развитием. Нет людей без положительных качеств, вы не исключение.

8. Смените токсичное окружение

Если вы чувствуете, что ваш круг общения негативно влияет на вашу самооценку, пора подумать о смене работы, заведении новых друзей или даже расставании с токсичным партнером. Продолжать жить как раньше — в этом случае себе дороже.

Оцените статью
Блог о World of Tanks