- Что такое самооценка
- Как вылечить свою самооценку?
- Оспаривайте негативные убеждения о себе
- Признавайте то, что у вас хорошо получается
- Избегайте негативных отношений
- Будьте доброжелательны к себе
- Копируйте поведение уверенных в себе людей
- Скажите «Нет»
- Как формируется самооценка
- Как самооценка влияет на человека
- На личность
- На обучение
- На профессиональную сферу
- Формирование самоконтроля и самооценки
- Уровни самооценки
- Виды самооценки
- Адекватная самооценка
- Искаженная, или неадекватная самооценка
- Смешанная самооценка
- Завышенная самооценка
- Признаки
- Формирование самооценки младшего школьника
- Низкая самооценка
- Признаки
- Причины низкой самооценки
- Формирование адекватной самооценки
- Связь низкой самооценки и неуверенности в себе
- Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога
- 1. Найдите себе дело по душе
- 2. Ставьте цели и добивайтесь их
- 3. Записывайте свои успехи
- 4. Не сравнивайте себя с другими
- 5. Принимайте себя таким, какой вы есть
- 6. Не увлекайтесь самокритикой
- 7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах
- 8. Смените токсичное окружение
Что такое самооценка
Самооценка – это то значение, которое человек придает себе в целом и отдельным сторонам своей личности, деятельности, поведения. Это общее самоощущение, которое отражает уровень уверенности в себе, принятие или неприятие себя в целом. И частная самооценка, которая характеризует отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успехам в определенных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровым человеком — это общая самооценка; но в то же время считает, что плохо готовит или что ему тяжела физическая активность — это частное самоощущение.
Американский психолог Уильям Джеймс был первым, кто представил теорию самооценки в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, говоря, что самооценка равна успеху, деленному на наши цели, ценности и то, как мы себя чувствуем о нашем потенциале. То есть, если наша реальная производительность низка, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачником. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя хорошо, и наша самооценка повышается.
В психологии самооценка характеризуется уровнем — высоким, средним и низким; реализм — достаточный и недостаточный (завышенный и заниженный); а стабильность — устойчивый и неустойчивый.
Как вылечить свою самооценку?
Оспаривайте негативные убеждения о себе
Чтобы повысить свою уверенность, определите негативные убеждения, которые у вас есть о себе, и бросьте им вызов.
Например, вам может казаться, что вы «слишком глупы», чтобы претендовать на новую работу, или что вы «никому не интересны».
Запишите эти негативные мысли в дневник. Затем приведите доказательства, которые их опровергают: «Я действительно хорошо отгадываю эти ужасные загадки» или «Мой брат пишет мне сообщения в WhatsApp каждую неделю».
Признавайте то, что у вас хорошо получается
Запишите другие положительные качества о себе, например: «Я хорошо готовлю» или «Я умею слушать людей». Найдите не менее 5 таких оценок о себе и регулярно обновляйте список.
Повесьте его на видное место, чтобы чаще вспоминать о своих положительных качествах.
Избегайте негативных отношений
Старайтесь проводить меньше времени с людьми, которые склонны принижать вас. Скажите им, как вы относитесь к их действиям.
Стройте отношения с людьми, которые позитивны и ценят вас.
Будьте доброжелательны к себе
Когда вы критикуете себя, подумайте, что бы вы сказали другу в подобной ситуации. Старайтесь относиться к себе как к лучшему другу: честному, но дружелюбному.
Копируйте поведение уверенных в себе людей
быть в безопасности означает уважать мнения и потребности других людей, но также ожидать от них того же.
Наблюдайте за настойчивыми людьми и копируйте их поведение. Какие-то их действия могут вас не устраивать — это нормально.
Скажите «Нет»
Люди с низкой самооценкой говорят «да» другим людям, даже если не хотят этого, опасаясь испортить отношения. В результате они перегружают себя, накапливают злость внутри и впадают в депрессию.
Научитесь говорить «нет» разными способами, чтобы лучше донести до людей свои способности и потребности.
Как формируется самооценка
По мнению психологов, опрошенных РБК Тренды, фундамент самооценки закладывается в детстве. По мнению Владимира Шляпникова, заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа, основа базового отношения к себе — принимаю я себя таким, какой я есть или нет, — формируется в результате общения с родителями в детстве.
«Школа также играет важную роль в формировании самооценки. В отличие от родителей, учителя дают нам первую социальную оценку. По его словам, оно более дифференцировано и относится к конкретным видам деятельности и предметам.
Экономика образования Опасная атмосфера: что делать, если ваш ребенок посещает токсичную школу
Во взрослом возрасте на самооценку больше влияют:
- социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
- проблемы со здоровьем, инвалидность;
- социальные отношения;
- способ мышления.
Обычно именно наш опыт формирует основу для нашей общей самооценки. Например, те, кто постоянно получает чрезмерно критические суждения от семьи и друзей, с большей вероятностью будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывает то, что американский психолог Карл Роджерс назвал «безоговорочно позитивным отношением», с большей вероятностью обладают здоровой и адекватной самооценкой. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие между восприятием человеком самого себя и реальным состоянием.
Как самооценка влияет на человека
Многие факторы влияют на самооценку, и в то же время есть много вещей, влияющих на самооценку. Это влияет на процесс принятия решений, наши отношения с другими людьми, эмоциональное здоровье. Давайте подробнее рассмотрим, как уверенность в себе может повлиять на человека в целом, учиться и строить карьеру.
На личность
Для человека самооценка выполняет регулирующую и защитную функцию.
- Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самооценки. Это в свою очередь помогает человеку осознать собственный успех или неудачу, поставить дальнейшие цели.
- Защитная функция обеспечивает относительную самостоятельность личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.
Как поясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит перед собой реалистичные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но хочет участвовать в марафоне, он поймет, что для подготовки к забегу ему потребуется гораздо больше времени, чем опытным спортсменам; на основе этих знаний он будет решать, ставить ли такую цель и как ее достичь.
В то же время, отмечает Шляпников, это не означает, что люди с достаточной уверенностью в себе не могут ставить перед собой трудные цели — они вынуждены это делать, и, как правило, люди с достаточной уверенностью в себе добиваются поставленных целей. «Такой человек добивается успеха и в то же время действует на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При недостаточно высокой уверенности в себе человек неизбежно сталкивается с неудачами. Задаваясь сознательно неразрешимой цели, маловероятно, что человек ее достигает, как бы он ни старался, а сам процесс достижения цели может представлять угрозу для жизни и здоровья, считает он.
По мнению эксперта, недостаточно низкая самооценка — это плохо, потому что человек тоже не развивается. Он избегает рисков, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться на полную катушку.
Экономика образования Повышение интеллекта: четыре ключевых навыка успешной личности
На обучение
В подростковом возрасте самооценка учащегося оказывает существенное влияние практически на все, что он делает в школе: как он справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. Как в детстве, так и во взрослом возрасте низкая самооценка может снижать желание человека учиться, его способность сосредотачиваться на процессе обучения. В то же время из-за завышенной самоуверенности и внутренней позиции «я все знаю» у человека может в принципе пропасть желание познавать новое, а значит, развиваться.
Читайте также: Скучный человек: основные признаки и манеры поведения
На профессиональную сферу
О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят эксперты, опрошенные РБК Тренды. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, низкая самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.
«В реальности человек с низкой самооценкой может быть хорошим профессионалом, может быть, не самым лучшим, но хорошим. Такое представление о себе часто заставляет человека не только полагать, что его деятельность нехороша, но и что он не в состоянии ее исправить — ведь надо быть умнее, волевым, сознательным, терпеливым и так далее, говорит эксперт.
Экономика образования Почему профессиональное развитие повышает самооценку
Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная уверенность в себе и с какой уверенностью в себе человек более эффективен — в личных целях и на работе.
Формирование самоконтроля и самооценки
Современное общество нуждается в развитии и формировании личности социально активной, деятельной, инициативной, творчески выраженной. Вот почему так необходимо развивать природные задатки, навыки, интеллектуальные способности и умения, задатки и амбиции, индивидуальность каждого маленького человека. Роль самооценки в формировании личности, отвечающей современным требованиям общества, достаточно важна наряду с формированием самоконтроля.
Индивидуум наделен редкой способностью контролировать и направлять свою деятельность. Через личный опыт, через общение с окружающим обществом и средой у субъекта вырабатывается внутренняя адаптация — самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами.
Самоконтроль как способность самостоятельно находить собственные ошибки, ошибки, неточности, планировать пути устранения выявленных недостатков. Самоконтроль можно отнести к одному из способов развития и воспитания контроля. Контроль влияет на формирование устойчивого внимания, формирование памяти и других когнитивных характеристик личности.
Под самоконтролем понимают понимание и оценку личностью личностных действий психических процессов и состояний, требующих наличия определенного эталона и возможности получения данных об управляемых действиях и состояниях.
Условия формирования самооценки и самоконтроля заключаются в развитии у детей понимания необходимости регуляции собственного поведения на основе усвоенных правил; формирование у детей умения прогнозировать результаты своих действий в отношении эмоциональных потрясений, возникающих в связи с представлениями детей о важности будущих последствий для себя и окружающего общества на основе анализа ситуаций из повседневной жизни; формирование у детей понимания личностного смысла действий, содержащих нравственно-нравственный смысл.
Уровни самооценки
Уверенность в себе делится на три уровня:
- Низкая самооценка. При низкой самооценке человек считает, что он хуже, чем он есть на самом деле. Обычно это касается всех сфер жизни: профессиональной деятельности, личной жизни, общения с окружающими. Психологи считают, что это худший вариант развития событий. Такие люди несчастливы, редко добиваются успеха на всех фронтах, обидчивы и болезненно реагируют на критику.
- Нормальный или адекватный. Здесь человек реально воспринимает себя, знает свои сильные и слабые стороны. Идеальный, но редкий случай. Большинство людей думают, что они объективно оценивают себя и свои способности, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что имеет место перекос в сторону искаженного самоощущения.
- Высокий. Нет, не так: недостаточный рост. Из названия все понятно: человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле. Он преувеличивает достоинства и не замечает недостатков. Часто такие люди не хотят учиться и развиваться. А зачем, если я и так почти идеальна? При этом качество работы заметно хуже, чем у более адекватных коллег. То же самое и в других сферах жизни, хотя дерзкие люди часто добиваются успеха за счет харизмы.
Виды самооценки
Различают три типа самооценки: адекватную, искаженную и смешанную.
Адекватная самооценка
Это когда человек по-настоящему осознает свои способности. Он прекрасно понимает, на что он способен и, что тоже немаловажно, на что он не способен. Такой подход позволяет принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.
Искаженная, или неадекватная самооценка
В некоторых аспектах жизни мы переоцениваем или, наоборот, недооцениваем себя. Тогда говорят о завышенной или заниженной, а в общем случае — искаженной самооценке. В этом тоже нет ничего хорошего, хотя люди с низкой самооценкой менее счастливы и уверены в себе, чем те, кто переоценивает себя.
Искаженная самооценка доставляет массу неприятностей и проблем. Человек может взяться за задачу, а потом окажется, что шапка не для Сеньки. Испытывает проблемы в общении (с противоположным полом, коллегами и случайными людьми), обладает прекрасным характером и отличными внешними данными. Отсюда и проблемы в карьере, личной жизни и так далее.
Смешанная самооценка
Самая обычная история. Поскольку самооценка состоит из многих компонентов, мы можем недооценивать свои способности в одной области и переоценивать в другой. Например, люди, которые постоянно терпят неудачи на личном фронте, могут быть самонадеянными на работе. Это помогает построить карьеру и добиться профессионального успеха. Мне не везет в смерти, мне везет в любви, как говорится.
Психологи называют это явление гиперкомпенсацией. Это один из видов психологической защиты. Наше подсознание пытается компенсировать неудачи в одной области успехами в другой. Так человек находит определенный баланс, при котором ему хорошо и комфортно.
Но, как и любая психологическая защита, гиперкомпенсация не решает, а только маскирует проблему. Постоянное смещение неприятных моментов приводит к усугублению проблем. В какой-то момент все может выйти наружу.
Кроме того, самооценка может меняться со временем. На это влияют различные события, происходящие в жизни человека. Например, развод или расставание с партнером может повредить самооценке, даже если до этого с ней все было в порядке. Или, например, человек считал себя профессионалом своего дела, но единственная неудача пошатнула эту уверенность. Нет, он не перестал быть профессионалом, просто изменилось его восприятие себя как специалиста.
Если вы хотите научиться справляться с тревогой в наше непростое время, приглашаю вас на мой мини-курс «Волшебный щит. Защитите себя от тревог». Курс продлится 5 дней. Каждый день вы будете получать задание, которое займет всего 10-20 минут. С моей помощью к концу курса вы приобретете и отработаете навыки борьбы с беспокойство – сделать «Волшебный щит».
Завышенная самооценка
У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать низкую самооценку и заниженную самооценку, считает Валентин Оськин. То есть, поясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», он уверен, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим он представляет себя с точностью до наоборот — красивым и милым, Мастер и талант. При этом он часто получает восхищение и похвалу от людей.
«Это восхищение и похвала не дает человеку впасть обратно в свой личный ад, но действие этих внешних чувств очень скоротечно, и вскоре человек снова почувствует себя никчемным и ни на что неспособным, хотя это не так», говорит Оскин.
Другой вариант завышенной самооценки — это когда человек в детстве только хвалил и никогда не получал достаточной критики, даже когда это было объективно необходимо, — поясняет эксперт. В такой ситуации человек часто не может сравнить свои навыки с реальным состоянием. Обычно в этом случае человек испытывает большую уверенность и восхищение собой, а то, что он делает, воспринимает как нечто очень хорошее, красивое и важное, хотя его результаты на самом деле весьма посредственны, если не сказать плохи.
Признаки
Человек с высокой самооценкой может:
- заботиться о поддержании его совершенства;
- сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
- верить, что он не может потерпеть неудачу;
- считая, что он более квалифицирован и лучше других;
- выражать хорошие идеи
- сильно переоценивает свои навыки и способности.
Формирование самооценки младшего школьника
Формирование самооценки тесно связано с активной деятельностью детей, с самоконтролем и самонаблюдением. Различные занятия, игры, общение всегда привлекают их внимание к себе, ставят их в ситуации, когда им приходится как-то относиться к себе и оценивать собственные способности, способность что-то производить, подчиняться определенным требованиям и нормам, проявлять индивидуальные черты личности.
Самооценка является важным и необходимым компонентом в формировании самосознания, т.е понимания собственной личности, индивидуальных физических сил, интеллектуальных способностей, поступков, поступков, мотивов и целей поведения, отношения к окружающему социуму, к другим личностям и к себе.
Амбиции и самооценка малышей имеют большое влияние на успех в определенных видах деятельности.
В течение учебного года формируется самооценка младшего школьника. Отдельная ситуационная самооценка, не связанная с представлением осмысленного характера о собственной личности, появляется гораздо раньше, чем личностная «Я-концепция». Однако более постоянной и независимой от ситуаций самооценка становится только в том случае, если она связана с «Я-концепцией», и при этом между ними не выявляются содержательные отклонения. В первый год обучения образ своего «Я» умножится в несколько раз.
Для учебной деятельности младшему школьнику необходимо умение правильно ставить цели и управлять своим поведением, контролировать себя. А для этого нужны знания о себе, своем потенциале. Процесс развития самоконтроля зависит от степени сформированности уверенности в себе. Школьники способны осуществлять самоконтроль только с помощью и руководством взрослых или при участии сверстников. Представления детей младшего школьного возраста о себе являются основой самооценки. Детское самосознание реализуется в учебной деятельности.
Дети оценивают себя во время учебной деятельности двумя способами. Первый заключается в сопоставлении степени личной требовательности с объективными последствиями личной деятельности. Во-вторых, сравнение собственной личности с другими людьми. И чем выше уровень спроса, тем сложнее будет их удовлетворить. Успехи и неудачи в определенном виде деятельности существенно влияют на оценку человеком собственных навыков и способностей в этой деятельности. Так, например, неудачи обычно снижают амбиции, а успехи, наоборот, увеличивают их. Сравнение также важно. Ведь оценивая себя, малыш вольно или невольно пытается сравнивать себя с остальными ребятами, при этом учитывая не только собственные успехи, но и всю социальную ситуацию.
Низкая самооценка
Низкая самооценка может привести к различным психическим расстройствам, в том числе к тревожным и депрессивным расстройствам. Это также увеличивает риск суицидальных мыслей.
Признаки
Человек с низкой самооценкой может:
- верить, что другие лучше его;
- затрудняется выразить свои потребности;
- часто испытывают страх, неуверенность в себе и тревогу;
- испытывать сильный страх неудачи;
- трудности с принятием положительных отзывов
- имеют проблемы с отказом и установлением личных границ.
Социальная экономика Хорошие плохие эмоции: почему эволюция не устранила депрессию
Причины низкой самооценки
Заниженная самооценка часто формируется в детстве. Окружающие ребенка люди посылают ему сообщения о себе: как положительные, так и отрицательные.
Не совсем понятно, почему именно негативные сообщения «остаются» в психике человека и продолжают воздействовать на него даже во взрослом возрасте.
Возможно, это связано со склонностью личности к негативному мышлению или чрезмерной требовательностью к себе. Сложные жизненные обстоятельства (болезнь или потеря близкого человека) могут разрушительно сказаться на самооценке.
Формирование адекватной самооценки
Уверенность в себе — одно из важнейших условий превращения маленького индивидуума в личность. Развивает у испытуемых потребность соответствовать не только окружающим личностям и среде, но и уровню собственных личностных суждений. Правильно сформированная адекватная самооценка – это не просто знание собственной личности и не сумма каких-то характеристик, а определенное отношение к собственной личности. Это определяет понимание личности как отдельного устойчивого объекта.
М. Фенникель представлял уверенность в себе как центральный элемент произвольной саморегуляции. По ее мнению, он определяет направленность и уровень активности личности, ее положение по отношению к окружающей среде, обществу, собственной личности, является механизмом сложнейшего психологического характера. Она вовлечена во многие контексты и отношения с образованиями психики личности и является важной детерминантой всех форм ее деятельности и коммуникативного взаимодействия. Первые способности к оценке собственной личности закладываются в раннем детстве, а их формирование и совершенствование происходит на протяжении всего жизненного пути личности.
Р. Немов считал, что уверенность в себе позволяет личности сохранять устойчивость вне зависимости от варьирования ситуаций, в то же время предоставляя возможность личности оставаться самой собой.
Формирование достаточной уверенности человека в себе чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, налаживания отношений с социумом, для успешного общения, успеха в определенном виде деятельности.
И особое внимание следует уделить формированию самооценки ребенка, так как у него только начинают формироваться все образования его личности, тогда на самооценку гораздо легче воздействовать и изменяться. Ведь младенец не появляется на свет с определенным отношением к собственной личности и возможностям. Как и все другие черты личности, его уверенность в себе складывается в процессе воспитания, овладения деятельностью и межличностным взаимодействием.
По мере взросления дети учатся понимать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно этот оценочный компонент «я» и называется самооценкой. Он представляет собой ядро самосознания и связанную с ним степень самоутверждения личности. Под степенью требований понимают степень трудности целей, которые ребенок ставит перед собой.
Уверенность в себе и уровень требовательности малыша оказывают большое влияние на эмоциональное самочувствие, его развитие и успешность в различных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится влияние самооценки малыша на его поступки, поведение, поступки и межличностные контакты.
На формирование положительной самооценки у детей в первую очередь влияет семейное воспитание и педагогическое влияние педагогов.
Влияние семейного воспитания на самооценку детей, наверное, очень трудно переоценить. От родителей зависит самооценка — будет ли она достаточной или нет. Для достаточной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частая положительная оценка их поступков, поведения и поступков. Никогда нельзя унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то не так, объясните ему, что не так, и покажите, как это сделать. Попробуйте оценить его поведение, а не черты характера. Не бойтесь хвалить ребенка. Только хвалить надо правильно — не за данные ему природой качества, а за его достижения, победы, пусть и небольшие.
Учителя играют не менее важную роль в развитии самооценки детей. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школы. И учебная деятельность является наиболее важной на данном этапе развития. Поэтому считается, что важнейшим фактором, определяющим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка педагогов. Давая оценку знаниям и умениям детей, педагог одновременно оценивает их личности, их потенциал, способности и место среди остальных. Так дети воспринимают оценки учителей.
Связь низкой самооценки и неуверенности в себе
Для начала перечислю основные признаки заниженной самооценки:
- Повышенная чувствительность к критике
- Зависимость от мнения других
- Пассивность
- Нерешительность, боязнь ошибиться
- Беспокойство
- Чрезмерная ревность
- Зависть — это когда вы сравниваете себя с другими людьми в ущерб себе
- Чрезмерная самокритика
- «Мания величия» — это обратная сторона заниженной самооценки (или нарциссизма, о чем я писал в этой статье).
Человек, у которого есть хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, не уверен в себе. В результате он редко добивается успеха в карьере, личной жизни и даже в бытовых мелочах.
Поэтому связь между низкой самооценкой и уверенностью в себе будет предельно простой: человек уверен, что у него ничего не получится. То есть низкая самооценка является прямой причиной неуверенности в себе. Человек считает себя недостаточно образованным для успешной карьеры, недостаточно обаятельным для отношений с противоположным полом, недостаточно талантливым для занятий творчеством. Во всех сферах жизни неуверенный в себе человек обнаружит, что ему этого недостаточно».
Поэтому, чтобы стать уверенным в себе человеком, нужно начать с повышения самооценки. Ниже я расскажу о том, как это сделать.
Как повысить самооценку: 9 рекомендаций психолога
1. Найдите себе дело по душе
Этот метод прекрасно работает не только с детьми, но и со состоявшимися взрослыми. Механика точно такая же: ты делаешь то, что тебе нравится и делаешь хорошо, добиваешься успеха, и в результате растет твоя самооценка и уверенность в себе. Спорт, хобби, творчество, семья – хорошие примеры.
2. Ставьте цели и добивайтесь их
Во что бы то ни стало, любой ценой. Так вы поймете, что способны на многое, и это избавит вас от комплекса неполноценности. Никто не говорит, что нужно сразу бросаться покорять Эльбрус или прыгать с парашютом. На первое время достаточно простых заданий: сделать подарок любимой (любимой), проснуться на полчаса раньше или дочитать отложенную до лучших времен книгу.
3. Записывайте свои успехи
Продолжение предыдущей мысли. Ставьте цели, достигайте их, а затем записывайте их в дневник вместе с другими добрыми делами, которые вы сделали в определенное время: день, неделю, месяц. Смело записывайте все подряд: пропустил машину со второстепенной дороги, задавил бабушку зеброй, заработал на тысячу рублей больше, чем в прошлом месяце.
Не забывайте читать дневник, например, раз в месяц. Пять добрых дел и достигнутых целей в день – это 150 записей в месяц. Прочтите еще раз — и вы удивитесь, насколько вы умны.
4. Не сравнивайте себя с другими
Это порочная практика, и вот почему: всегда можно найти более успешного, красивого и талантливого человека, чем ты сам. Но в чем смысл? Каждый из нас уникален, на этот раз. И счастлива ли Анджелина Джоли, успех которой на первый взгляд объективен и не вызывает сомнений? Неизвестный. Для кого суп жидк, для кого жемчуг мелок.
5. Принимайте себя таким, какой вы есть
Ты единственный человек на этой планете. Так зачем сравнивать себя с другими? Лучше сосредоточиться на достижении собственных целей в соответствии со своим потенциалом и представлением о счастье.
6. Не увлекайтесь самокритикой
Нет, самокритика — это хорошо, но нельзя переходить грань между ней и самокритикой, самобичеванием. Все ошибаются, это нормально. Но если каждую маленькую неудачу воспринимать как фатальное поражение вселенского масштаба, это нехорошо. Ошиблись — устраиваем разбор полетов, делаем выводы и закрываем тему. Не нужно погружаться в пучину ядовитых мыслей, о которых я писал в этой статье.
7. Сконцентрируйтесь на положительных качествах
Вместо того, чтобы зацикливаться на негативе, целенаправленно найдите свои сильные стороны и работайте над их развитием. Нет людей без положительных качеств, вы не исключение.
8. Смените токсичное окружение
Если вы чувствуете, что ваш круг общения негативно влияет на вашу самооценку, пора подумать о смене работы, заведении новых друзей или даже расставании с токсичным партнером. Продолжать жить как раньше — в этом случае себе дороже.