- Понятие становления личности
- Процесс формирования и развития личности человека
- Значение дошкольного возраста
- Что представляет собой девиантное поведение. Формы и причины поведения. Способы как преодолеть такой тип поведения
- Роль воспитания родителями
- Развитие личности в течение жизни
- Стадии становления личности
- Факторы становления личности
- Становление личности ребенка
- 1. Первый свой кризис человек проживает именно в момент рождения,
- 2. Дальше, до 1,5 лет мы должны освоить фундаментальные для нас вещи:
- 3. Возраст трех лет сопровождается развитием силы воли для активных действий.
- 4. С 6 лет активно формируется понимание «Я что-то делаю, и это приносит плоды», развиваются трудолюбие и инициативность.
- 5. Подростковая ступень с 14 до 20 лет ставит задачу сформировать эго-идентичность через обретение новых ролей
- 6. Период с 20 до 25 лет прокладывает прочную дорогу к любви и близости.
- 7. Средний возраст (33-40 лет) заставляет задуматься над вопросом «А что дальше?»
- 8. К 40-45 годам наступает кризис середины жизни человека, когда происходит ее переосмысление.
- 6 стадий развития взрослой личности
- 1. Этап первобытного человека
- 2. Уровень обывателя
- 3. Уровень «начальника»
- 4. Период «блаженого»
- 5. Этап мудреца
- Роль родителей в становлении личности ребенка
- Социализация и общение
- Видео
- Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
- Стадии развития и формирования личности
- Характеристики дошкольного этапа
- Школьный этап
- С 20 до 50 лет
- Этап от 50 до 65 лет
- Этап от 65 лет
- Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
- Окружение
- Фазы становления личности по Л. И. Божович
Понятие становления личности
Процесс формирования личности, начинающийся с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно на протяжении всей жизни. Индивид приобретает опыт общения, учится приспосабливаться к ситуации, осознает свою уникальность и старается показать ее окружающим. Со временем возникает необходимость выделиться из толпы.
Примечание! Часто потребность выделиться в обществе и быть ему полезным возникает на уровне внутреннего противоречия.
Позже индивид хочет быть полезным другим, внести свой вклад в развитие общества. Все это и есть формирование личности, для которого характерны разные этапы, фазы. Современные источники информации описывают, как формируется личность, и придерживаются давно устоявшихся определений этих стадий и фаз формирования личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и о влиянии различных факторов на его личностное развитие.
Процесс формирования и развития личности человека
Это возможно только в обществе. Вход в любой новый блок происходит поэтапно.
- Адаптация заключается в изучении условий, норм, правил. Их поведение приведено в соответствие с принятыми рамками.
- Индивидуализация начинается тогда, когда индивид усвоил основы и готов мыслить творчески, с учетом своего опыта, темперамента и знаний.
- Интеграция – это вклад в общество с демонстрацией своих полезных для него качеств.
Если же успешного вступления не получилось, человек сам отказывается от этого варианта или создаются условия, вынуждающие его покинуть общество. В этом случае его саморазвитие останавливается или регрессирует.
Значение дошкольного возраста
Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Этот период характеризуется более активным восприятием информации. Это расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого слоя — группы в дошкольном учреждении. Родители по-прежнему являются решающим фактором. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (позитивное-негативное).
В дошкольном возрасте особое значение приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок делает много ошибок, его нужно обучать простым навыкам работы. При этом следует объяснять простые правила жизни: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения к старшим, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.
Что представляет собой девиантное поведение. Формы и причины поведения. Способы как преодолеть такой тип поведения
Роль воспитания родителями
причины конфликтов — наиболее важные факторы, которые могут на это повлиять
Личность всегда формируется под влиянием многих факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависит, будут ли ребенка тянуть к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.
Образование стихийное (хаотичное) и целенаправленное. Спонтанное обучение связано с повседневной жизнью, ребенок получает знания путем проб и ошибок. Целенаправленное родительство – это упорядоченный процесс обучения родителей и педагогов привитию ребенку хороших манер, правил поведения и жизненных ценностей.
Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:
- Осведомленность среди родителей – главный критерий успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
- Соответствие семейного воспитания программе для детского сада и школы. Часто стремление родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами воспитания, но их действия должны быть параллельны. Если, например, в школе учат правилам этикета, то дома их надо практически закреплять;
- Семейная жизнь и равенство. Супруги должны действовать вместе, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа нет, ребенок не поймет, какое решение правильное, а какое неправильное. Мама будет с ним строга, а папа добр;
- Способность родителей сочетать любовь, уважение и строгость в своем отношении. Воспитание в строгости формирует у ребенка комплексы, а постоянная преданность и потворство всем желаниям делает его эгоистом;
- Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мать и отец обязаны подавать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супругов должна интересовать жизнь ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь исправить их;
- Отношения между родителями. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.
Примечание! Если ребенок подвергся насилию со стороны отца или матери, в будущем он может вести себя также с другими и стать преступником.
Развитие личности в течение жизни
В самом раннем возрасте ребенок невольно копирует поведение родителей. Кроме того, тот член семьи, который имеет большее влияние на остальных, является авторитетным. Вскоре у детей развивается потребность в независимости; психология иногда выделяет этот период как детский кризис. Примером могут служить капризы малыша, хотя он еще фактически не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Волевые качества личности — что это в психологии, их формирование
Дети, как говорится, как губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они даже копируют рекламные ролики, увиденные по телевизору. По мере взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, после поступления в школу ребенок привыкает (часто неохотно) к дисциплине сидеть неподвижно в течение 45 минут. Школьные педагогические методы оценками и мелкими наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону в зависимости от ее восприятия.
Примечание! Для того чтобы ребенок смог социализироваться, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать эмпатию, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.
Развитие личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда появляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Этот период становления личности связан с тем, что раньше индивиду не нужно было разбираться в обществе. Теперь он присматривается к группе, примеряет на себя роли лидеров и последователей, которые часто хотят занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослостью еще нуждается в педагогике, в инструкциях личности. В подростковом возрасте, переживая взлеты и падения, личность ищет себя. Только тогда он погружается в социальные науки, где тренирует свои способности управлять накопленным опытом на благо окружающего мира.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд этапов, положительных и отрицательных. В самом кратком виде они выглядят так:
- Приспособление. Способность личности психологически адаптироваться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя как самостоятельный субъект;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельность, поиск и укрепление связей, которые будут способствовать положительному исходу этого стремления;
- Распад. Отторжение общества или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружающей средой, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, при котором личность теряет трудоспособность, страдает ее активность и адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в течение жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют порознь, т.е без одного другого не может быть. К факторам развития личности относятся:
- Внутренний – характеризуется темпераментом личности, его амбициями, силой воли и мотивацией.
- Внешняя — природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные — приобретенные способности, знания, способы поведения личности;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить формирование личности
Становление личности ребенка
Формирование личности происходит с помощью так называемых агентов социализации. Это отдельные лица или группы или целая организация, оказывающая вдохновляющее влияние на смену социальных ролей индивида.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации — родители, близкие родственники и друзья, возможно наставники;
- Агенты вторичной социализации — образовательная или трудовая администрация, церковь, армия и т д
Примечательно, что на разных этапах формирования «агенты» могут менять свое значение.
Читайте также: Советы для тех, кто хочет эффективно планировать свой день
1. Первый свой кризис человек проживает именно в момент рождения,
когда вы решаете проблему жизни или смерти. Именно тогда формируется интерес к жизни, а также умение не сдаваться в случае неудачи.
2. Дальше, до 1,5 лет мы должны освоить фундаментальные для нас вещи:
желание жить, доверять миру и собственной безопасности. Наша задача сделать так, чтобы мир был безопасным, а другие люди не представляли опасности. Таким образом формируется базовое доверие.
желание жить, доверяя миру и собственной безопасности Желание жить, доверяя миру и собственной безопасности
3. Возраст трех лет сопровождается развитием силы воли для активных действий.
Если у ребенка ранее сформировалось базовое доверие к миру, то настало время для действий и исследований; в этот период решается вопрос об автономии и первых шагах выхода из эмоциональной зависимости от взрослых.
Развитие силы воли для активных действийРазвитие силы воли для активных действий
4. С 6 лет активно формируется понимание «Я что-то делаю, и это приносит плоды», развиваются трудолюбие и инициативность.
Если ребенок получает достаточную поддержку и поощрение своей инициативы, у него появляется желание постоянно учиться и действовать. И если такой опыт не получен, у ребенка остается чувство неполноценности.
Развитие трудовых усилий и инициативы Развитие трудовых усилий и инициативы
5. Подростковая ступень с 14 до 20 лет ставит задачу сформировать эго-идентичность через обретение новых ролей
(ученик, друг, старший брат, член группы); гендерные отношения (конфликтующие системы ценностей); а также половое самоопределение. Подросток бросает вызов родительским и социальным нормам и в то же время нуждается в безопасности, чтобы быть похожим на своих сверстников.
Формирование эго-идентичности Формирование эго-идентичности
6. Период с 20 до 25 лет прокладывает прочную дорогу к любви и близости.
Близость — это способность отдать часть себя другому, не теряя собственной идентичности. Это время подумать о выборе партнера для дальнейшей жизни, перейти от изоляции к близости, установить доверительные личные отношения.
Переход к близости без потери собственной идентичности Переход к близости без потери собственной идентичности
7. Средний возраст (33-40 лет) заставляет задуматься над вопросом «А что дальше?»
и ставит перед нами задачу «Производительность или стагнация». Если задачи на предыдущих этапах решены, открывается потенциал для помощи другим и решения социальных проблем. В этот период развивается идентичность и человек начинает видеть себя и свои ресурсы в более широком смысле.
Способность помогать другим и решать социальные проблемы Способность помогать другим и решать социальные проблемы
8. К 40-45 годам наступает кризис середины жизни человека, когда происходит ее переосмысление.
На этом этапе появляется задача переоценки ценностей и выстраивания новой жизненной стратегии.
Выстраивание новой жизненной стратегии Выстраивание новой жизненной стратегии.
6 стадий развития взрослой личности
Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения, и если учесть мнение Фрейда по этому вопросу, то мы приходим к извечному вопросу сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся, что теория известного ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но чтобы составить собственное мнение, знания всего одной книги по психоанализу недостаточно.
Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.
1. Этап первобытного человека
Низшей ступенью развития человеческой личности является стадия первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру – основано на удовлетворении животных инстинктов. К тому же на этом этапе человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.
Если человек застревает на этом этапе, это может негативно сказаться на близких и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Все это приводит к преступности, нарушению законов общества. Более того, только уголовный закон и в меньшей степени нравственные принципы сдерживают «человека.
У человека на этом этапе может развиться интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознать потребность и принять мысль о том, что все вернется, а также негативное отношение к жизни и людям. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.
2. Уровень обывателя
Второй уровень – это уровень обывателя, который мало думает о жизни самостоятельно, большую часть информации получает из телепередач, журналов и СМИ. Информация не подвергается критическому анализу. Здесь уже есть понимание того, что в жизни следует избегать насилия. А это связано с кармическим опытом или воспитанием и более высокоразвитым человеческим сознанием.
При этом человек в обществе ведет себя вполне нормально, по существующим правилам, а на более тонком уровне, в уме, позволяет ему оскорблять, обвинять, обманывать. В основе этой стадии лежит потребность в удовольствии, часто бывают пьющие, курильщики или просто обжоры.
Если вспомнить развитие личности по Фрейду, он говорил о возможности развития таких последствий, как регресс в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и в то же время в трудных ситуациях или в периоды стресса скатиться до этого уровня — начать в больших количествах поглощать сладкое, употреблять алкоголь и т д. Люди пытаются обрести душевный покой через радость.
Происхождение закладывается в детстве, часто люди этой категории не получали любви и внимания в раннем возрасте, либо родители были слишком требовательны, поэтому «испортили» себя во взрослом возрасте Регрессия возникает, когда человек не справляется с очередными этапами развития личное развитие.
Для дальнейшего роста необходимо провести глубокий анализ основы своего поведения, понять и выяснить психоэмоциональные причины ранних периодов или выработать навыки преодоления жизненных трудностей иным путем. Во втором случае лечат следствие, в первом случае — причины этого явления (регрессия).
3. Уровень «начальника»
Следующий этап развития личности – уровень «начальника». При этом они не имеют в виду начальника в плане карьеры, хотя профессиональное развитие личности можно наблюдать. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности больше не являются основополагающими в поведении.
Поведение основано на желании владеть, властвовать, подчиняться. В отношениях это проявляется в стремлении завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто пропадает. Просто встреча с человеком на более высоком уровне может задержать человека на некоторое время. Ведь всегда интересно узнавать что-то новое, а люди на тонком уровне очень чувствительны и по-разному воспринимают жизнь, реагируют на нее.
На подсознательном уровне мы ищем человека на уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек на третьем уровне может общаться с людьми на более низком уровне необходимости, или если он не прошел все уроки последних периодов, происходит регресс, жизнь отправляет нас на учебу заново.
Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три стадии — духовное совершенствование, саморазвитие.
4. Период «блаженого»
Стадию настоящего роста я называю периодом «блаженства». Человек больше не концентрирует все внимание на своем эго, перестает быть ребенком и готов брать на себя ответственность и заботиться о других людях. Не все люди доходят до этой стадии, многие предпочитают оставаться детьми и хотят быть центром вселенной, покорять мир. Люди на первых трех стадиях не проявляют интереса к этой теме, их устраивает существующее состояние.
Давайте подумаем, может ли такой человек быть действительно счастливым? Даже если исполнятся все желания, останется осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, проявляется глубина чувств и переживаний, приходит понимание того, что отрицательные эмоции и чувства — ненависть, злоба, обман не могут радовать человека.
Если третий уровень позволяет обрести социальное положение и стабильность, то теперь есть знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, размышления, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким.
В возрастной градации это период зрелости, но не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления человека и потребности в саморазвитии.
5. Этап мудреца
Следующий период называется «стадией мудреца». Человек приобретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание того, что все жизненные события имеют свои первопричины, это уроки, которые необходимо отработать, чтобы изменить образ своей жизни.
Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятую стадию связан с разочарованием в идеалах мира и познанием духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ведь если пропустить четвертый период — преодоление гордыни, то возникает ощущение бессмысленности жизни и глубокое разочарование.
При правильном курсе развития есть настоящая мудрость и понимание развития жизни, развития личности. Человек в этот период находит баланс во всех проявлениях жизни и спокойно реагирует на события, всегда находит решения. Этот баланс поддерживается на глубинном уровне.
Обычно считается, что мудрость приходит в старости, но в первую очередь ее формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, жизненного опыта. Есть выражение — «мудрый не по годам».
Роль родителей в становлении личности ребенка
Виды стресса в психологии — их функции и решения
Родители играют важную роль в развитии личности. В семейном кругу закладывается личностная основа поведения, представлений об окружающем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее близкого) в будущем. Несмотря на методы воспитания, в течение жизни восприятие родителей будет меняться и по-прежнему занимать прочное место в подсознании личности.
Позитивные образы родителей – залог здоровой психики, способности достойно преодолевать жизненные трудности. Негативные образы, основанные на аккуратности, строгости и контроле, вызывают необъяснимое нервное напряжение даже у взрослой самостоятельной личности, что, безусловно, негативно сказывается на качестве жизни.
Социализация и общение
Общение и социализация помогают сформировать человека как личность. Мы социальные существа. Виновных заключенных в тюрьмах отправляют в одиночные камеры, где отсутствие социализации может свести с ума. Поэтому общение также является основой формирования человека как личности.
Первая социализация начинается с контакта с родителями и близкими родственниками. Затем круг друзей расширяется до воспитателей детского сада, других детей, случайных людей. Общаясь, личность начинает формировать чувства, перенимать модели поведения, находить свой «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, установок и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже при уверенном саморазвитии невозможно избавиться от влияния социальных контактов на мировоззрение.
Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку по отношению к психическому состоянию человека. Если общение исключено, происходит следующее:
- интеллект менее развит;
- замедляют развитие речевых навыков;
- снижена эмпатия, чувства не развиваются;
- могут появиться симптомы депрессии, шизофрении и других психических расстройств.
Так что если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, то можно замедлить его интеллектуальное, умственное и эмоциональное развитие. Такой человек может быть опасен для себя и окружающих, ему потребуется длительное лечение.
Видео
- Фактор наследственности (Новорожденный несет комплекс генов не только от своих родителей, но и от их далеких предков, т е имеет собственный богатейший наследственный фонд, присущий только ему, или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой его возникают и развиваются индивидуальные особенности) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.
- Врожденные характеристики человека (влияние: материнские чувства, эмоциональная реакция). Это функции, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, в силу ряда внешних и внутренних причин.
Социальные факторы:
- Физическая среда. Понятно, что окружающая нас природная среда постоянно влияет на наше поведение и участвует в формировании личности человека. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения.
- Культура. Каждая культура имеет определенный набор социальных норм и общих ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы.
- Социальная среда. Воздействие со стороны социальной среды осуществляется через процесс социализации. Социализация — это процесс, в котором индивид усваивает (интериоризирует) нормы своей группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется своеобразие данного индивида или личности.
- Индивидуальный опыт человека. Суть воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек оказывается в различных ситуациях, где на него воздействуют другие люди и физическая среда. Последовательность таких ситуаций уникальна для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, результат положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.
Социализация личности
Социализация — это процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение общественно значимых характеристик сознания и поведения, регулирующих отношения с обществом.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается с периодом гражданской зрелости человека.
- Школа принимает эстафету социализации личности.
- Мощным средством социализации личности являются средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
этапы подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) стадия игры, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) этап групповой игры, где дети учатся понимать, чего от них ждет целая группа людей
Механизмы социализации личности:
нормы, нормы поведения, взгляды, характерные для его семьи и ближайшего окружения Институциональный механизм взаимодействия человека с институтами общества, Стилизованный механизм Межличностный механизм взаимодействия человека с субъективно значимыми для него людьми Рефлекторный механизм
Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослость и старение являются периодами изменения и трансформации предыдущих жизненных моделей. Считается, что эти изменения происходят в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.
Общество задает стандартные рамки и ожидания для растущего человека, что провоцирует различные психологические кризисы.
Например, взрослый должен играть роль продуктивного члена общества: поступить в университет, затем устроиться на официальную работу. Ситуация ухудшается, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень предпочитает удаленную работу, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную уверенность в себе, оправдать ожидания, приводит к ощущению застоя и нарушает мировоззрение. Так у молодых мам в декрете падает самооценка, они теряют чувство значимости (даже если важны для своего ребенка).
Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход от вхождения во взрослый мир к следующему периоду заселения. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить созданную им ранее временную структуру взрослости.
Для большинства мужчин характерны кризы от умеренной до тяжелой степени. В это время часты разводы и смена карьеры.
Затем следует период затишья, который начинается в начале 30-х годов и длится примерно до 40 лет. Это период, когда главная задача – стать полноценным взрослым, обеспечить себе и своим близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и добивается результатов.
Большинство мужчин сосредотачиваются на важном жизненном событии, например, повышении по службе, чтобы окончательно утвердиться в обществе. В приоритете независимость и авторитет.
Переходный период к среднему возрасту длится от четырех до шести лет и достигает пика в начале 40-х годов. Он образует связь между ранней и средней взрослой жизнью и представляет собой встречу между прошлым и будущим.
В этот период главная задача – работать и частично разрешать несоответствие между тем, что есть, и тем, что может быть.
Период вхождения в средний возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.
Во взрослом возрасте возникает кризис чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди осознают, что приближаются к концу своей жизни. Если они прошли более ранние стадии развития, то будут удовлетворены тем, что прожили полную и насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности своей жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.
Стадии развития и формирования личности
Несмотря на уникальность курса, есть общие черты, присущие возрастным категориям. Понятие нормы и отклонения в данном случае весьма расплывчато, но некоторые основные значения заложить можно.
Характеристики дошкольного этапа
Берется период от рождения до 6 лет. В первые годы ребенок усваивает много информации. Принимает как должное, впитывает всеми доступными способами, лидер тактильный. Позже другие приобретают значение. Пока критическое мышление не завершено, процесс накопления продолжается. Движения начинаются примерно на первом году жизни. Основное влияние на саморазвитие оказывают родители, точнее тот, кто больше времени проводит с малышом. Благодаря такому отношению возникает доверие к миру или его оборотной стороне. Второй проявляется в пренебрежении родительской ответственностью, недостатке общения и тепла.
Рассматривая факторы, влияющие на формирование и развитие личности по мере взросления, необходимо отметить возрастающую самостоятельность и первые контакты с незнакомыми людьми в возрасте 2-3 лет. Это обретение уверенности. Гиперзадержание прерывает процесс, замедляет его, создает условия для заниженной самооценки в будущем.
Следующий шаг – активное или пассивное поведение, определение позиции. Нужно поощрять проявление инициативы, так как закладывается характер.
Школьный этап
Возраст до 13 лет считается юниором. Меняется социальный статус, происходит быстрая трансформация физических параметров организма, что сопровождается началом гормональной перестройки. Расширяется круг общения, появляются новые факторы развития личности в обществе. В частности, повышается любознательность, стремление к практическим исследованиям и познанию мира. Ребенок стремится к общественному признанию своих успехов, набирается опыта и пытается решать проблемы самостоятельно, без подсказок и помощи. Важно в это время оказать ему грамотную воспитательную и семейную поддержку, чтобы он поверил в себя.
Период 13-20 лет называют периодом самоопределения. Характерны бунтарство, игнорирование установленных норм, резкое выражение собственного мнения. В приоритете собственные ценности — формирование и развитие человека как личности через познание законов на практике, через отрицание и последующее принятие. При успешном прохождении этапа начинается построение планов, с непрерывным саморазвитием собственных способностей. Некоторые подростки приближаются к себе, погружаясь в свой мир и внутренние переживания. Если в сознании царит продолжительный хаос, взрослым нужна помощь в самоопределении.
С 20 до 50 лет
Эти десятилетия содержат в себе многое:
- формирование в профессиональной сфере;
- создание семьи;
- рождение детей и передача им опыта;
- самореализация.
Личность и факторы, влияющие на ее формирование, обретают определенный баланс, и трансформация уже идет осознанно. Негативная альтернатива – изоляция от общества, пристрастие к зависимости, саморазрушение. В этом случае необходима помощь специалистов для восстановления внутренней целостности, обучения и устранения причин внутриличностного конфликта и построения позитивных основ.
Этап от 50 до 65 лет
Это опять смена статуса, новые условия, небольшие ограничения, обусловленные возможностями организма. На первый план выходят другие цели и задачи, меняется сама система ценностей. Особое значение имеет внутренний фактор, влияющий на развитие личности. Человек достигает периода, когда он способен уделять время размышлениям, саморазвитию. Есть силы и возможности для исполнения ваших желаний. Если он упорно шел дальше – уважение, признание профессиональных и личных заслуг, теплое отношение со стороны близких. Также присутствует сильное желание заниматься творчеством, осваивать новые области интеллектуальной деятельности, получать удовольствие от любимых увлечений.
Негативный сценарий ведет к одиночеству, неприятию общества, внутренней пустоте. Такие люди превращаются в озлобленных эгоистов, их здоровье ослабевает, не исключена инвалидность.
Этап от 65 лет
В основе развития личности лежит осмысление накопленного опыта, в котором обобщаются результаты жизни. Второй вариант:
- Позитивно, там, где чувствуешь удовлетворение от проделанной работы, достигнутых высот и душевной гармонии, есть готовность рассказать о пережитом.
- Отрицательный, характеризующийся разочарованием, сожалением об упущенных возможностях, ощущением прожитой чужой жизни, тревожит страх смерти и обида на судьбу.
Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, способы их предотвращения
Развитие личности человека происходит на протяжении всей жизни, с младенчества. В этом процессе личность экстенсивно развивается, у него вырабатывается определенное отношение к окружающему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущий вид деятельности», определяющий развитие психики ребенка, исходя из того, что удовлетворяет его потребности:
- В первый период от 2 мес до 1 года младенец нуждается в непосредственном эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
- От 1 до 3 лет ребенку в раннем возрасте свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
- В 3 года — 6-7 лет дошкольнику присуща ролевая игра, где он подражает взрослому, пытается быть самостоятельным.
- Школьник с 6-7 лет до 10-11 лет проходит через образовательную деятельность, где он глубже познает мир, а также приближается к желанию стать взрослым.
Развитие личности наиболее активно происходит у детей
- Подросток 10-11 — 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личностным общением.
- Юноши и девушки в возрасте 15-17 лет начинают свою учебную и профессиональную деятельность, которая играет большую роль в самоопределении.
Окружение
Сложно точно определить, что является главным фактором развития личности. Но среда и социальная среда, в которой растет ребенок, формируют его привычки и мировоззрение. Сложнее всего изменить установки, заложенные с детства.
Человека в основном окружают люди с таким же социальным статусом, религией, менталитетом. Мы сами выбираем такую естественно мягкую сегрегацию, потому что с «своими типажами» легче общаться и развиваться. Читайте об отношениях в этом разделе. Окружение может измениться под влиянием внешних обстоятельств – развитие личности повернется и в другую сторону. Человеку свойственно приспосабливаться к окружающей его среде, лишь немногим свойственно выделяться из нее. Единицы этих юнитов формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.
Влияние социальной среды на развитие можно проследить в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние следует рассматривать и в связи с другими условиями.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделяла три основные фазы развития личности:
- Приспособление. На первом этапе индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению и дальнейшему использованию. Индивид может считать себя способной личностью с определенным набором качеств и характеристик. Но когда он присоединяется к новой группе, он должен изучить ее соответствующие нормы, чтобы адаптироваться, затем принять их и стать частью здоровых отношений в этом обществе.
- Индивидуализация. Эта фаза выступает как чувство противоречия внутри себя. Индивид, адаптировавшийся в группе, страдает от того, что потребность в личностной адаптации подменяется поведением «быть как все». Человек целенаправленно ищет различные способы выделиться. Он может похвастаться жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция сообщества. Третья фаза характеризуется другим чувством противоречия. Индивидуум не просто хочет выделиться из группы, но и быть максимально полезным и узнаваемым. Он выбирает и развивает такие качества своего характера и поведения, которые служат благим целям.
Примечание! Индивидуум не всегда работает над тем, чтобы произвести впечатление и занять определенное положение в группе. Часто группа сама формирует мнение об индивидууме.
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивид не адаптируется, он будет чувствовать себя смущенным, что может негативно сказаться на формировании личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, тревожность, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, личность сможет найти пути самореализации, самоопределения, ему присущ коллективизм.
служение обществу является важным стремлением в развитии личности
Формирование личности можно сравнить с поговоркой «живи и учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться подстраиваться под деятельность группы, чтобы чувствовать себя комфортно и востребованно.