- 15 тем для непринужденного разговора
- Как настаивать на своём
- Не судите
- Как обрести уверенность в себе
- 1. Важно помнить про язык тела
- 2. Нужно следить за тоном голоса
- 3. Внимательно слушать так же важно, как и хорошо говорить
- 4. Эмпатия
- 5. Улыбка
- Упражнение 2: «От пяти до одного»
- 1. Оглянись и отметь для себя пять вещей вокруг
- 2. Найди то, что можешь потрогать
- 3. Прислушайся к миру
- 4. Почувствуй два запаха
- 5. Почувствуй один вкус
- О чем нужно поговорить обязательно хотя бы раз
- Половая зрелость
- Первый интимный опыт
- Алкоголь и наркотики
- Самооценка
- Что такое ассертивность
- Темы, которые могут вызвать острую реакцию
- Личные переживания
- Друзья
- Одежда, внешность
- Карманные деньги
- Треннинги для подростков — Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»
- Треннинги для подростков — Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
- Почему не получается поговорить
- Упражнение 1: «Что есть моя тревога и откуда она берётся»
- 1. Пусть подросток заведёт себе список того, что его тревожит
- 2. Списку можно выделить конкретное время дня
- 3. Записи лучше вести в понятном только подростку виде
- 4. Главное – найти закономерность
- 5. Система баллов
- Общайтесь с подростком как со взрослым
15 тем для непринужденного разговора
Конечно же, учеба и хобби, друзья – это то, что интересует родителей в первую очередь. Но когда дело доходит до контроля. Естественно, ребенок неохотно говорит на эти темы, потому что разговор далеко не всегда приятный. Но у подростка есть свои интересы, так почему бы родителям не подстегнуть их, пока они садятся обедать или просто отдыхают с семьей?
О чем поговорить с ребенком «по душам»:
- любимая музыка и исполнители;
- книги и литература (да-да, манга — это тоже литература, привыкайте);
- фильмы, сериалы, мультфильмы;
- о смысле жизни и его изменении во времени;
- живой мир (хорошая тема, если ребенок просит енота);
- компьютеры, IT, компьютерные игры (начнете немного разбираться в Доте);
- кулинария, питание (актуально и для мальчиков, и для девочек, каждый должен жить самостоятельно и что-то есть);
- дружба, взаимопонимание, принятие друг друга;
- ваша семья, ее история, смена ролей и восприятие семьи сегодня;
- любовь и отношения;
- научные новости и достижения;
- интернет и социальные сети (есть чему поучиться у ребенка);
- фантазии о будущем — технологии, общество, фантастические книги как прогноз;
- эмоции и чувства – «как это работает»;
- мировые новости, политика и экономика.
Как видите, темы для разговора самые разнообразные. Но помните: смысл разговора не в том, чтобы учить и не в том, чтобы насаждать свои взгляды. Поболтать, обсудить что-то интересное, лучше понять друг друга и просто хорошо провести время — вот ваша цель. И характер разговора должен быть соответствующим.
Как настаивать на своём
Один из самых важных навыков, которому родители должны учить своих детей, — это открыто высказывать свое мнение, уметь обсуждать и отстаивать его.
До момента, когда ребенок достигает подросткового возраста, родители стараются максимально контролировать его жизнь. Половое созревание – это время, когда нужно немного отпустить ситуацию и дать детям больше самостоятельности. Это учит думать наперед и решать свои проблемы, брать на себя ответственность и выстраивать общение с миром. Первый шаг на этом пути – научить подростка правильно общаться, то есть открыто и уверенно. Это также называется ассертивным общением. Принципы исчерпывающе описаны в книге Эмили Робертс «Ваше мнение имеет значение!».
Не судите
Конечно, в зависимости от его интересов, вы можете привести обсуждение к хобби, которое ему интересно, и было бы неплохо заранее прочитать что-нибудь на эту тему. Кроме того, постарайтесь слушать, не осуждая, предлагая немедленные решения или пытаясь произвести впечатление своими обширными знаниями, потому что подросток уже думает, что вы все равно немного устарели.
Так что что бы вы ни думали, если решите задать вопрос, вы рискуете получить ответ, который вас не устроит. Просто постарайтесь выяснить подробности и, может быть, даже спросите подростка, какое возможное решение он в этом видит. Этого будет достаточно, и он оценит вашу доступность, поэтому есть большая вероятность, что он спросит совета, когда жизнь бросит ему вызов.
В противном случае есть риск, что ваш ребенок закроется, и вы ничего не узнаете о его жизни. Цель состоит не в том, чтобы немедленно расследовать и наказывать, когда вы обнаружите что-то подозрительное, а в том, чтобы поддерживать отношения с вашим подростком, чтобы у него хватило смелости попросить о помощи, когда она ему понадобится.
Как обрести уверенность в себе
Чтобы выглядеть и чувствовать себя в безопасности, вот несколько простых советов. Они подходят для детей, подростков и даже взрослых.
1. Важно помнить про язык тела
Уверенность и неуверенность в нас выдает язык нашего тела: поза, выражение лица – здесь важно все. И первое, что вам нужно сделать, это выпрямить нас, чтобы мы выглядели более уверенно.
2. Нужно следить за тоном голоса
Наш голос — мощный инструмент, он может дополнять то, что мы говорим, или не соглашаться с ним. Во время конфликта полезно вести себя спокойно и дружелюбно, желательно не использовать сарказм — он раздражает собеседника (или оппонента). Говорить лучше четко и разборчиво, но не слишком громко. Следует избегать агрессивного тона, он бесполезен.
3. Внимательно слушать так же важно, как и хорошо говорить
Когда мы общаемся с людьми, важно показать им, что мы их слушаем. В общении двух людей нет места наушникам в ушах и телефону в руках. Внешний вид должен выражать уважение, а внимание должно быть направлено на то, что человек говорит вам. Лучше смотреть прямо на собеседника, но не обязательно прямо в глаза.
Читайте также: Чем больше стараешься, тем меньше получаешь: главный парадокс психики
4. Эмпатия
Для человека важно уметь представить себя вместо собеседника, мысленно поменяться с ним ролями. Только так можно получить наиболее полную картину происходящего.
5. Улыбка
изображать радость или чрезмерную радость не стоит, а вот улыбка помогает наладить общение. Не улыбка и не саркастический смех, а искренняя легкая улыбка. Но он также должен быть уместным.
Упражнение 2: «От пяти до одного»
Эта техника предназначена для того, чтобы разорвать порочный круг беспокойства, а не для того, чтобы снова его закрутить. Она привыкла переключать свое внимание на окружающий мир, когда ее голова и душа представляют собой полную мешанину эмоций, чувств и мыслей.
1. Оглянись и отметь для себя пять вещей вокруг
Лучше обратить внимание на мелкие детали, которые раньше оставались незамеченными.
2. Найди то, что можешь потрогать
Вы должны коснуться четырех объектов в пределах досягаемости. Затем вам нужно сосредоточиться на том, как они себя чувствуют, и на их ощущениях на поверхности. Кто они такие? Гладкая, шероховатая, гладкая? Важно просто заметить это для себя.
3. Прислушайся к миру
На этом этапе вам нужно слушать и находить звуки вокруг себя, на которых вы можете сосредоточиться. Это может быть размеренный гул кондиционера, улица за окном или голоса за дверью. Затем вы должны назвать, что дает три из этих звуков.
4. Почувствуй два запаха
Здесь надо понюхать и найти два запаха. Они могут быть хорошими или нет, их не нужно оценивать.
5. Почувствуй один вкус
Вы должны подумать о том, что вы можете попробовать. Если под рукой ничего нет, стоит сосредоточиться на ощущениях во рту или просто представить себе любимый вкус.
О чем нужно поговорить обязательно хотя бы раз
Но не только интересные темы для подростков являются поводом для разговора. Есть и серьезные вещи, которые средний родитель избегает обсуждать (и средний подросток тоже). Однако эти вещи необходимо обсудить.
Половая зрелость
Половое созревание – сложный период, когда в организме ребенка происходит много изменений. И не все довольны, и обсуждать их нет желания, даже с родителями. Поэтому необходимо говорить о половом созревании до его начала, заранее рассказывать, что ждет ребенка, как будут происходить изменения и почему. Анатомия и физиология интересная, с правильной подачей.
Первый интимный опыт
Сложная тема для всех. Но вы можете облегчить задачу – не стоит говорить о пестиках и тычинках – можете быть уверены, что ваш ребенок уже знает все об интиме и его разных видах. Ваша задача рассказать о контрацепции и о том, что секс возможен только по обоюдному согласию и только с предохранением. Разговор может идти по плану, но лучше, если разговор начнется с чего-то другого — так будет меньше смущения с обеих сторон. И еще: с вашей стороны не должно быть никаких проповедей, угроз и навязывания своего мнения. Просто советы, истории из личного опыта, медицинские факты — смотрите видео известных популяризаторов науки, они умеют донести сложную информацию просто и доступно.
Алкоголь и наркотики
Все знают, что это плохо, но кто остановит это? Как рассказать об алкоголе и наркотиках, чтобы подросток понял, что с вызывающими привыкание веществами лучше не связываться?
Первое правило – никаких ограничений. Запретный плод сладок, особенно когда он болтается перед носом у подростка. Разговор должен охватывать следующие аспекты:
- почему люди начинают пить, курить или употреблять наркотики (тут поможет хороший психолог – публикации в Интернете на эту тему обязательно будут);
- почему возникает привыкание (и снова возвращаемся к физиологии);
- почему бутылка алкоголя или наркотика не решает проблем;
- почему нельзя «быть как все» в компании;
- что такое ответственное употребление алкоголя (если вы пьете регулярно и ребенок об этом знает).
Если в семье были или есть наркоманы, не скрывайте этого. Иногда вид сбитого с толку родственника действует лучше, чем сотни разговоров и лекций.
Самооценка
Самооценка у подростков редко бывает нормальной. Он варьируется от «я самый крутой» до «я неудачник и никому не нужен». Научите ребенка думать о себе хорошо, даже если что-то не получается или ему не нравится внешний вид. Поддерживайте его начинания, радуйтесь вместе с ним каким-то успехам, вселяйте уверенность в неудачах. При заниженной самооценке разговоры не смогут помочь — вам нужен ваш опыт, поддержка, принятие, и это ваша уверенность в том, что ваш ребенок умный, красивый, талантливый (нужное подчеркнуть). Потому что самооценка человека складывается из оценки окружения, и в первую очередь ее формируют родители.
Что такое ассертивность
Напористость является синонимом слова «целеустремленность», именно она помогает людям строить отношения с окружающими и достигать поставленных целей. Решительность помогает постоять за себя, когда мнение подростка оказывается под давлением. Когда ребенок ведет себя уверенно и решительно, окружающие чувствуют себя самодостаточными, это помогает справляться с различными сложными жизненными событиями.
Отстаивая свою позицию, самое главное не обижать других, иначе напористость превращается в хамство и наглость. Ибо напористость — это способность сказать то, что нужно сказать, не будучи негативным. Быть напористым означает уважать себя и честно выражать свои желания и мысли, но не грубить другим. Чтобы овладеть этим качеством, нужно как можно больше практиковаться.
Темы, которые могут вызвать острую реакцию
Вне зависимости от того, девочка у вас или мальчик, всегда найдутся интересные темы для подростков и те, которые лучше не трогать — пока сам ребенок не захочет поговорить.
Личные переживания
Правило для всех одинаковое: личное есть личное. И пока ребенок сам не захочет поговорить, лучше эту тему не поднимать. Исключение: вы видите, что ребенок расстроен, подавлен и нуждается в срочной помощи. И даже в этом случае не устраивать допрос, а незаметно пригласить на беседу и сообщить о своей готовности выслушать, понять, поддержать и помочь.
Друзья
Вам не нравится друг ребенка, возможно, по объективным причинам. Но запрет на общение или навязчивые «советы» не заставят подростка отказаться от дружбы. Да и ребенок перестанет открываться. Пусть разговоры о друзьях будут отвлеченными — о качествах, присущих настоящим друзьям, о том, чего не должно быть в дружбе. А выводы дети сделают сами (они умеют, не волнуйтесь). И никакого возмущения «я тебе говорил/говорил», если ребенок вдруг пожалуется на друзей. Он такой плохой, не делай еще хуже. Помогите справиться с ситуацией, сделать выводы и разобраться с последствиями.
Одежда, внешность
Подростку следует экспериментировать с внешностью, и пусть он это делает — при условии, что результаты неудачного эксперимента можно будет легко устранить. Одежда, прическа, цвет волос, аксессуары – дайте ребенку время найти себя, быть таким, каким он любит. Даже если эти квесты заставят вас нервно открывать очередную бутылочку валерьянки. Эксперименты закончились. Обязательно.
Карманные деньги
Изучение принципов экономики начинается с карманных денег. Дайте подростку возможность самостоятельно распоряжаться собственными средствами – пусть и по ошибке, с покупкой чего-то ненужного на ваш взгляд, будь то игра или ведерко мороженого. Разговоры о деньгах должны быть только воспитательными. И не забудьте рассказать об импульсивных покупках, маркетинговых уловках — на примерах из собственной жизни.
Треннинги для подростков — Тренинговое занятие для подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы «Радуга эмоций»
Публикация «Тренинг для молодежи с эмоционально-волевыми расстройствами…» Эмоции и чувства играют важнейшую роль в процессе познания мира с первых дней жизни ребенка. Каждое прожитое событие ребенок подкрепляет особыми эмоциональными проявлениями. Путем самовыражения в определенных ситуациях ребенок получает новые знания об окружающем…
Тренировки личностного роста и сопротивления для молодежи 14–16 лет Цель: развитие позитивной самооценки, жизнестойкости. Задачи: 1. Стимулировать самопознание и саморазвитие, способствовать осознанию собственных личностных качеств 2. Формировать более реальную оценку своих способностей, через умение видеть свои ошибки и недостатки…
Мини-тренинг для подростков «Я Маска» Цель: Развитие интереса к себе и уверенности в себе у молодых людей. 1. Организационный момент: Упражнение «Общие черты» — Подростки садятся в круг, психолог предлагает передать тем, у кого есть какой-то общий признак (например, голубые глаза, серая куртка и т.д.) разминка:…
Занятия по социальной адаптации молодежи с элементами тренинга «Я в социуме» Цель: формирование представлений о факторах социализации. Проработка процессов раскрытия личностных характеристик. Упражнение «Впечатление» В начале занятия участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем занятии. Ведущий задает вопросы группе для обсуждения…
Треннинги для подростков — Тренинг по формированию у детей и подростков толерантного поведения «Жить в мире с собой и другими»
Статья «Воспитание в формировании толерантного поведения у детей и молодежи…» Составитель:…
Семинар-тренинг и мастер-класс для родителей детей старших групп «Отдых = здоровье» Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Задачи: • Расширить представления родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, использовать их в семейном воспитании. •…
Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте» МОБОУ СОШ № 25 г. Томска Педагог-психолог Сухушина Анна Александровна Сценарий: Тренинг: «Развитие толерантности в раннем подростковом возрасте» Подросток уже не ребенок, но еще не ребенок взрослый . Он…
Тренинг для подростков «Семейные ценности» ко Дню семьи Тема: «Семейные ценности». (Открытое занятие с элементами тренинга ко дню семьи. Подготовила педагог-психолог: Какоткина И.А. Цель: 1. Формирование нравственной позиции по отношению к семье. 2. Развитие положительных чувств и эмоций, связанных с семьей. 3. Образование…
Почему не получается поговорить
Интересный вопрос для многих родителей. Чаще всего подростки не хотят говорить на определенные темы по следующим причинам:
- неподходящее время для беседы (устал, расстроен, обижен — лучше разобраться с настроением, а не читать запланированную лекцию);
- нет понимания — к чему эти разговоры (мягко предложите высказаться, можно начать со своих откровений);
- сложно заговорить — предложите ему поговорить так, как будто он один в комнате, или начните с рассказа о себе (вспомните, когда у вас было подобное настроение, почему, как вы из него вышли);
- взрослые слишком активно интересуются жизнью ребенка — естественно, желания быть честным нет, хотя разговор действительно навевает грусть.
Упражнение 1: «Что есть моя тревога и откуда она берётся»
Чтобы понять, как бороться с тревогой, нужно сначала понять, откуда она берется и что ее провоцирует. Детям, склонным к беспокойству и размышлениям, этот метод поможет докопаться до сути дела.
1. Пусть подросток заведёт себе список того, что его тревожит
Если подросток в данный момент почувствовал тревогу, пусть запишет в специальную тетрадку, что произошло и при каких обстоятельствах. Это может быть короткая заметка в виде «дата, время суток, что произошло, какие были проявления тревоги». Например: «1 декабря, понедельник, в школе объявили оценки за сочинения, ладони вспотели». Это не обязательно должен быть дневник, достаточно короткой заметки.
2. Списку можно выделить конкретное время дня
Чтобы не уходить в постоянное писание и не уделять слишком много внимания отслеживанию беспокойства, пусть ребенок делает записи один раз в день, в строго определенное время.
3. Записи лучше вести в понятном только подростку виде
Страх быть замеченным за духовной заботой — один из самых сильных. Чтобы этого не произошло, пусть ребенок использует простую кодировку со всеми понятными символами. Затем их можно расшифровать и при необходимости дополнить.
4. Главное – найти закономерность
В проявлениях тревоги можно обнаружить закономерности, а вдоль них — триггеры. Это может быть что угодно, вплоть до погоды, людей вокруг и их количества. Важно найти закономерности.
5. Система баллов
Баллы лучше присваивать случаям появления тревожности, оптимальная шкала от нуля до десяти, где нижняя граница — абсолютный покой, а верхняя граница — максимальный уровень тревожности. Например, ребенок выступал перед классом и почувствовал, что боится восьми баллов. Теперь полезно подумать, уменьшится ли значение, если вокруг будет меньше людей или, например, если они неизвестны. В силу специфики проблемы получить точные цифры не получится, но такой подход точно поможет разобраться в себе.
Общайтесь с подростком как со взрослым
Подросток — не ребенок, поэтому не относитесь к нему так, будто ему 7 лет. Это разозлит его и оттолкнет. Подросток играет роль взрослого — иногда у него это получается, иногда нет. Но он должен сделать это, чтобы продолжить собственное развитие. Так что не принимайте вещи на свой счет, но помните о своей молодости и о необходимости отделиться от взрослого опекуна.