- Определения понятий
- Характеристики конвергентного мышления
- Опасности лукизма: почему мы судим людей по внешности и нормально ли это
- В чем разница
- Что общего между гением и ребенком
- Основные черты дивергентного мышления
- Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
- Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
- Тесты на типы мышления
- Не просто пляжный отдых: 10 необычных видов туризма
- Диагностика и оценка
- 13 полезных свойств семян чиа
- Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление
- 4 способа для развития дивергентного мышления
- 1. Брейншторм или мозговой штурм
- 2. Фрирайтинг или свободное письмо
- 3. Ведение журнала или дневника
- 4. Составление майнд-карты
- Что думали мыслители Древней Греции о внеземной жизни
- Как развивать дивергентное мышление
- Советы
- Тренажеры
- Упражнения
- Как развивать конвергентное мышление
- Советы
- Тренажеры
- Упражнения
- Кароси — внезапная смерть на рабочем месте
- Дивергентное мышление — первый шаг к гениальности
- Что такое культурный шок и как его преодолеть
- Примеры проявления этих видов в жизни
- Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
- Курсы
Определения понятий
Долгое время мыслительного процесса сичали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика — это наука о правильном мышлении и умении рассуждать. В школе и по сей день умение логически рассуждать лежит в основе успешного обучения.
Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.
Именно этот тип мы использовали на уроках алгебры, когда искали решение задачи с помощью новой выученной формулы. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.
К середине 20 века люди поняли, что логика часто оказывается бессильной при решении сложных, нестандартных задач. Причина в линейности и однонаправленности этого типа мышления. Поэтому подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Это был другой тип мыслительного процесса.
Дивергентное мышление — метод творческого мыслительного процесса, заключающийся в поиске нескольких правильных решений одной и той же проблемы или задачи.
Первым, кто начал изучать логическое и творческое мышление и дал им названия дивергентное и конвергентное, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.
Об основных типах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.
Характеристики конвергентного мышления
Большинство людей обладают конвергентным мышлением, потому что никто не учит их думать по-другому. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления. Человека учать решать ташабы по честному поэтапному алгоритму, кожаный ответ на таблейках и сочественный ход решения. Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.
Такой подход идеально подходит для успешных людей, но совершенно не подходит для творческих натур. Поэтому нередки случаи, когда отстающие школьники, закончившие школу и получившие возможность решать задачи, не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями. К таким личностям можно причислить Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием. Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построены таким образом, что задействуют только конвергентное (линейное) мышление.
Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества поступающей им информации выбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, что опровергает эти факты, даже не пытаясь понять и найти что-то новое.
Ярким примером проявления конвергентного мышления является известная теория Дарвина о том, что человек якобы произошел от обезьяны. Многие с этим согласны и даже не подозревают, что Дарвин на самом деле не утверждал, что обезьяна является предком человека. Он только предположил, что люди и обезьяны имеют общего предка. Однако большинство людей просто соглашались с расхожим мнением, даже не уделяя времени изучению самой теории Дарвина и вниканию в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически в любой библиотеке. И таких примеров великое множество.
Опасности лукизма: почему мы судим людей по внешности и нормально ли это
Мы говорим о том, как выглядит, и мы говорим о том, насколько нормально в современном мире судить о людях по их внешнему виду. Просвещение Наталья Грицкевич
В чем разница
Чтобы наглядно показать вам различия между этими двумя типами мышления, я кратко перечислю характеристики каждого из них.
Конвергентный:
- в переводе с латинского означает «собираться вместе”;
- линейное, однонаправленное;
- опирается на слово
- оригинато по поиску ехинично правильных решений;
- очень через алгоритмы доставки;
- на основе изучения уже имеющихся готовых данных, а не на поиске новых.
Дивергент:
- в переводе с латинского значения «раз находится”;
- нелинейное, разнонаправленное, т пл е идет в разные страны от ключевой проблемы;
- опирается на образ;
- ориентирован на поиск множества вариантов решения одной и той же задачи;
- очень нешаблонно, свободно от стереотипов;
- наделен гибкостью и способностью смотреть на ситуацию с разных точек зрения, воспринимать и генерировать новую информацию.
Итак, конвергентное мышление, или логическое мышление, предполагает сосредоточенность человека на одном основном решении проблемы и поиск только одного ответа. Она основана на фактах, аргументах. Если он не находит этот уникальный путь, он делает вывод, что задача не решена.
Если логика идет проторенной, более короткой и надежной дорогой, то она неприменима к дивергентному мышлению, потому что открывает новые неизведанные пути. Вот где можно случайно найти что-то необычное и уникальное.
Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или что они взаимоисключающие? Понятное дело, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, оба типа могут быть легко использованы у людей. Просто логично, что мы постигаем 10 лет, и ТРЕВЧЕСКОЕ восприятие очень начало самой развитой.
На заметку! Ставить равенство между дивергентным и креативным мышлением не совсем корректно. И все же творчество выходит далеко за рамки нелинейного мышления. Но без дивергентного метода невозможна творческая деятельность, ибо именно он лежит в основе творческого процесса.
Что общего между гением и ребенком
В одном из исследований дивергентного мышления ученые пришли к выводу, что дивергентное мышление присуще каждому человеку с детства. Однако, если эта способность не развита, она может быть утрачена по необходимости.
При обследовании группы детей в возрасте до трех лет около 98% детей проявили способность так мыслить. После этого тест на дивергентное мышление был повторен с той же группой детей через 5 лет: результаты показали 50%, а через 5 лет, когда они были подростками, только 3-5% детей продемонстрировали наличие дивергентного мышления.
В эксперименте приняли участие 1500 человек. Ученые предполагают, что падающий с возрастом показатель такого мышления может быть связан с особенностями системы образования, в которой правильным может быть только один ответ. Так постепенно дети теряют способность мыслить широко и нестандартно.
Только малый процент людей в содументе высокой мислить фродно от природы — такие люди чаще всего оказываются гениями. Однако расстраиваться не стоит. Дивергентному мышлению можно научиться в любом возрасте. Как именно это сделать и стать гением, мы поговорим ниже.
Основные черты дивергентного мышления
В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:
- Беглость Означает объявление, стихийно форумировать может различные идеи для практических решений быстрого тажды.
- Гибкость. Это способность находить неявные скрытые связи между объектами и событиями, одновременно рассматривать разные варианты, переключаться с одной области анализа на другую.
- Нестандартность. Он позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом и найти нетривиальные решения, которые не приходят в голову другим.
- Проработка Он помогает не только детально продумывать новые идеи, но и находить им практическое применение.
В педагогике выделяют еще одну черту дивергентного мышления – способность к самообучению и развитию посредством интуитивного чувства.
Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
Проверка стремления развития невестичих хороших качеств может быть теми же между. Специализированных тестов нет. На этот вопрос отвечают специалисты в области психологии. Если говорить о самотестировании, нужно найти точку отсчета. То есть проверка на время. Затем через неделю или больше повторите исследование и сравните результаты в числовом и временном выражениях с тем, что было раньше. При условии систематических даже кратковременных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Таким образом, рекомендуется проводить самодиагностику раз в две недели или месяц. По собственному желанию и соображению.
Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
Несколько принципов дивергентного мышления:
- Нелинейность
При работе с группой объектов и методов такой индивидуум достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, выработанным до начала деятельности. Конвергентный подход супускает через алгоритмы достижения концектной цели. И иначе. Особенно заметны приемы такой парадигмы в технической деятельности с творческой составляющей, программирование и т.п. Создавать программу можно по-разному, но хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный исходя из расхода ресурсов машины и конечного результата.
- Отсутствие комплекса действий
Алгоритм может быть взят за основу, либо человек работает по-своему для достижения целей. Оба варианта имеют право на существование. Все зависит от конкретных задач и необходимого результата. При этом здесь поддержка знаний, а не голых экспериментов. Программисты используют в качестве основы математические методы, теории графов, но не применяют шаблоны, а разрабатывают алгоритмы самостоятельно, под конкретные технические нужды. Или же повара. Знают технологию обработки продуктов, считают их сочетаемость. Далее работают по своему разумению для достижения вкусовых качеств и других необходимых свойств.
- Универсальность
Напряжение всего головного мозга (работает как правое, так и левое полушарие).
- Оригинальность
Творческая составляющая.
Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимо развивать необходимые качества.
Тесты на типы мышления
Тестов на мышление много (наша большая подборка), но нас интересуют только те, которые помогут нам понять, к чему мы склонны: принимать решения по алгоритму или предоставлять множественные варианты выхода из сложных ситуаций.
- Тест Гилфорда — предупреждаю, это профессиональный метод, поэтому его сложно интерпретировать. Он состоит из 7 субтестов, в каждом из которых есть задача, которую нужно решить, описания явлений или которые нужно определить. После каждого субтеста есть описание того, как интерпретировать результаты.
- Тест Торренса – состоит из 3 подтестов, где нужно что-то нарисовать или ответить на вопросы. Рейтинг составлен по 5 показателям: беглость, абстрактность названий, оригинальность, устойчивость к замыканию и развитию. По этим шкалам происходит диагностика конвергентного и дивергентного мышления.
- Тест на дивергентное мышление – состоит из 75 вопросов. Тест проходит в онлайн-формате, поэтому его прохождение займет не более 15 минут. По результатам вы увидите, какое у вас дивергентное мышление.
- Тест когнитивных способностей — очень всеобъемлющий и классный тест, основанный на его результатах. Продолжительность тестирования – до 40 минут. В результатах вы увидите свой личный профиль, когнитивный профиль. Получите карту с оценкой когнитивных способностей, вы узнаете свои слабые и сильные стороны, а также с чем связана продуктивность и что нужно для ее повышения. Цена – 2 000 руб.
- Тест на дивергентное мышление Вильямса — вот 12 незаконченных картин, которые нужно доделать. Оценка спасиботей описание по пайта параметрам, особому женщине присваивается название ризунка, работе, оригинальности, флективности и феглости. Этот тест дополнен анкетой для родителей о способностях детей и анкетой для творческих детей.
Не просто пляжный отдых: 10 необычных видов туризма
Он, самый необычный туризм, и какие его виды выявляются, какое выставление в размение, — сообщает редакция Royal Cheese. Путешествия Катарины Довлатовой
Диагностика и оценка
Автор концепции линейного и нелинейного мышления Джой Гилфорд разработала комплекс диагностических тестов, позволяющих выявить и оценить уровень дивергенции человеческого разума.
Эта методика оценивает 4 компонента креативности:
- Оригинальность.
- Спонтанность.
- Семантическая гибкость.
- Адаптивная гибкость.
Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными задачами. Но из-за своей сложности они не получили широкой популярности среди психологов.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Позднее эти тесты были усовершенствованы другим американским психологом Элис Пол Торренс. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их для разных возрастных категорий. В результате методология Торренса стала более понятной и превратилась в доступный инструмент выявления творческого потенциала.
Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые необходимо дополнить до осмысленных изображений, а также присвоить им имена. Результаты оцениваются по 4 критериям:
- Проработка идей.
- Скорость исполнения.
- Оригинальность.
- Гибкость.
Есть у Торренса и другие методы, например, звуковой и вербальный. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.
Ознакомиться с тестами дивергентного мышления и пройти их можно в нашей отдельной публикации.
Читайте также: Бей или беги: как устроен стресс и почему он делает нас сильнее
13 полезных свойств семян чиа
В чем польза семян чиа и каковы показания к применению этого продукта, мы расскажем вам в новой статье «Королевский сыр». Гедонизм Наталья Грицкевич.
Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление
Дети наделены наиболее развитым дивергентным мышлением. Их ум открыт всему новому, они не подвластны догмам и предрассудкам, обладают богатым воображением и огромным желанием учиться и развиваться.
Позже наше детское творчество «запихивается» в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество часто не приносит успеха. Так в нас умирает творец и рождается мыслящая машина.
Но не только образование и общество мешают развитию нашего расхождения. Рассмотрим, что относится к факторам, замедляющим скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:
- Психотип. Более склонны к творчеству интроверты, меланхолики и представители шизоидной акцентуации. Чем больше похожих ответов, тем легче человеку заниматься творчеством. А холерики и экстраверты, как правило, предпочитают полагаться на логику.
- Здоровье. Некоторые психические расстройства человека делают невозможным или затрудненным развитие дивергентного мышления.
- Образование. Все мы родом из детства, всех нас воспитывали по-разному. Если родители аргументировали свои просьбы словами «Сделай это, потому что я так сказал», то инициатива и мотивация у ребенка задушены, в таких условиях трудно работать.
- Близкое окресное В среде творческих единомышленников легче и быстрее раскрыться и вырастить в себе творчество. Обратная ситуация наблюдается, если окружение не соответствует аналогичному запросу.
4 способа для развития дивергентного мышления
Ниже мы расскажем о самых популярных способах, которые помогут вам развить дивергентное мышление.
1. Брейншторм или мозговой штурм
Мозговой штурм — популярный способ развития дивергентного мышления. Этот метод позволяет создавать идеи нелинейно и хаотично. Чтобы начать мозговой штурм, достаточно включить таймер на 15 минут и постараться за это время записать как можно больше решений нужной задачи.
Важным условием мозгового штурма является неоценивание любых идей, приходящих в голову. Буквально все идеи записываются. Потому что они могут служить мостом к настоящему прорыву. После окончания мозгового штурма можно включить критическое мышление и оценить идеи, придуманные в ходе мозгового штурма.
2. Фрирайтинг или свободное письмо
Еще один способ развить дивергентное мышление — свободное письмо. Этот метод предполагает, что человек выберет одну тему для размышления и будет писать все, что придет ему в голову. Естественно, это связано с основной темой.
Во время фрирайтинга не нужно останавливаться или читать текст. После того, как бесплатное письмо по теме было закончено, необходимо его проанализировать. Этот метод может найти нестандартный подход к решению задач.
3. Ведение журнала или дневника
фиксация свободно текущих идей — отличный способ тренировать дивергентное мышление. Идеи, которые приходят к нам спонтанно, могут оказаться очень ценными, поэтому их стоит закреплять и время от времени обращаться к ним при поиске новых решений.
Кроме этого недуга дивергентное мышление может почай методы самотерапии. Ведение личного дневника также может быть хорошим способом свободно выражать свои мысли, структурировать их и, следовательно, повышать уровень самосознания. Это достаточно важно для того, чтобы мыслить не только свободно, но и критически.
4. Составление майнд-карты
Этот метод поможет вам отработать навык не только дивергентного, но и конвергентного мышления. Для того чтобы составить интеллект-карту, достаточно обозначить тему и вывести из нее основные подтемы, которые в дальнейшем также можно структурировать и разветвлять.
Составление майнд-карты может качаться как более нозкой, так и в широких темах. Зрительный образ, который человек видит перед собой, может помочь найти нестандартное решение, ранее недоступное.
Что думали мыслители Древней Греции о внеземной жизни
Представления о существовании других миров и их обитателей стали появляться еще в Древней Греции. Некоторые из них получили развитие в современном научном мире. Просвещение Дарья Корюкина
Как развивать дивергентное мышление
Методам развития этого типа мышления посвящено множество исследований. Считается, что креативность – одно из лучших качеств руководителя, менеджера и любого работника. Творческих людей замечают, уважают и хотят работать.
Советы
Я дам несколько практических советов, и мне бы очень хотелось, чтобы вы действительно применили их в жизни:
- Выработайте привычку находить несколько решений. Приучите себя в любой ситуации иметь план А, план Б и план С.
- Ищите нестандартные решения. Отбросьте стереотипы и посмотрите на ситуацию под другим углом. Например, колючий кактус в нашей стране является просто декоративным растением, а некоторым людям его можно употреблять в пищу. Ищите новые свойства объектов.
- Примените метод мозгового штурма. На то какую проблему, ищите место вязаный жилет. Не бойтесь самых смелых или глупых решений. Часто этот метод применяется к компаниям. Например, вам нужно придумать слоган — и давайте выражать разные мысли: от самых серьезных до самых глупых. И в результате получится что-то классное, креативное.
- Составьте карты памяти. Так вы шире увидите свою проблему или задачу, что поможет вам понять, где находится слабое место, и усилить его.
- Используйте метод фокального объекта. Выделяется один предмет, затем берутся случайным образом 3–5 предметов и описываются, характеризуются. Основной объект связан с дополнительными функциями. Пример: объект – туфли. Дополнительно: компьютер (стильный, черный, эргономичный), трава (свежая, яркая, ароматная). Итог: туфли – стильные, черные, эргономичные, лакированные (яркие), ароматные. Метод рекламы.
Советы по развитию дивергентного мышления
Тренажеры
Здесь важно тренировать образное мышление и память. Даю вам несколько тренажеров для развития:
- Все по полочкам – тренирует образную память и стратегическое мышление. Здесь вам нужно собрать стопку книг в порядке возрастания. На одну полку можно поставить только одну стопку.
- Похожие картины – здесь вы тренируете динамику мышления, невербальную память и образное мышление. Необходимо запомнить расположение предметов и указать, куда они переместились.
- Матрицы памяты – развивает пространственную и зрительную память, образное мышление. Игровое поле состоит из ячеек, некоторые из которых окрашены. Необходимо запомнить расположение цветных клеток, повторять это расположение после их исчезновения.
Упражнения
Существует множество упражнений для развития этого типа. Опишу простое, но очень эффективное:
- Список слов с указанными критериями. Вам необходимо составить устный или письменный список слов с вашими критериями, например, на букву «У» или «Щ», состоящую из 7 букв, так, чтобы в центре слова была буква «Л», а и т д. Желательно выбрать 10 штук таких слов.
- Картина из обрезков. Вырежьте несколько кусочков цветной бумаги. Составить из них какой-то образ, чтобы получился какой-то предмет и было понятно, что это он.
- Придумайте рассказ из не связанных между собой слов. У вас есть слова: кот, компьютер, мыло, магазин, ламинат, дерево. Вам нужно придумать рассказ со всеми этими словами так, чтобы они были логически связаны друг с другом.
- Решайте ребусы, ребусы в тексте и графике.
- Спонтанное письмо. Если есть нерешенный вопрос, попробуйте сесть и написать письмо своему далекому другу. Пишите все, что придет в голову. Через некоторое время прочитайте и структурируйте свои мысли. Так развивается дивергентное мышление и происходит поиск решения проблемы.
Как развивать конвергентное мышление
Можно подумать, что конвергентное мышление только мешает нам развиваться. А вот и нет! В некоторых профессиях очень важно использовать именно этот тип, так как можно наломать дрова, если делать это иначе. Программисты не смогут произвести свой конечный продукт, если будут творчески писать в одной программе, потом в другой. Для этого есть алгоритм. Таким образом, разработка конвергентного взгляда также важна.
Советы
Этот тип мы формируем с детства. Поэтому я бы посоветовал развивать память, внимание и мышление как основу действий по алгоритму. Например, если вы отвлекаетесь, не упустить детали будет очень сложно.
- Тренируйте скорость восприятия – переключайте внимание с одного объекта на другой и осознанно описывайте его в памяти (рояль коричневый, телевизор выключен, компьютер работает, окно с дождем и так далее – так я быстро описал все, что вижу).
- Тренируйте словарный запас – старайтесь объяснять сложные вещи простым языком, насыщайте речь эпитетами, яркостью.
- Действуйте по алгоритмам – как я описал утро человека, так и говорите себе, что вы будете делать следующим днем. Это поможет, кстати, научиться планировать и идти к своей цели.
Тренажеры
Для развития конвергенции важно строить алгоритмы, анализировать, логически мыслить. Для этого даю вам несколько тренажеров:
- Логические сравнения – развивает словесную логику, концентрацию внимания, счет и логические операции. Здесь нужно сравнивать числа, выражения и выбирать то, которое больше. Здесь вы разовьете навыки быстрого расчета, повысите скорость анализа, принятия решений.
- Тайная комната – тренировка невербальной памяти, концентрации и распределения внимания. Здесь необходимо запомнить предметы, которые находятся на полке, а после включения света необходимо выбрать те, что упали с полки. Это важно для развития памяти, чтобы затем воспроизводить большие объемы информации, действовать по заданным алгоритмам.
- Буквы и цифры – игра на развитие логики и скорости реакции. Вы увидите объект на поле, необходимо как можно быстрее указать его свойство.
Ищите другие симуляторы на Wiki и в BrainApps.
Упражнения
Есть отличные упражнения, полезные для всех. Отложите все свои дела и идите работать!
- Перед вами слова. За 5 минут вы должны расставить все буквы в правильном порядке. Возьмите лист бумаги и запишите уже правильные слова: росип, солам, клуб, евшал, нанба.
- Необходимо составить цепочки слов так, чтобы одно слово можно было перевести в другое. Например: щит – мука. Как это сделать: шит – кит – кот – кол – пел – мел. Итак, вы делаете цепочи из слов: волк – тигр, стол – крота, день – ночь, дочь – печь. На все про все у вас 5 минут.
- И еще одно логическое задание, на выполнение — 10 минут. Юрию, Даниилу, Ивану, их женам – Людмиле, Дарине и Елене – всем вместе 151 год. Каждый мужчина на 5 лет старше своей жены. Юрий на 1 год старше Дарины, Людмиле и Юрию вместе 48 лет, Ивану и Людмиле вместе 52 года. Вопрос: На ком все женаты и сколько им лет? Ответ будет в конце статьи.
Кароси — внезапная смерть на рабочем месте
Кароши — явление внезапной смерти на работе, связанное с постоянным переутомлением, повышенным напряжением и утомляемостью. Просвещение Наталья Грицкевич
Дивергентное мышление — первый шаг к гениальности
Среди примеров, которые помогут проверить способность человека к дивергентному мышлению, чаще всего встречаются следующие: «придумай максимальное можно компьютерсть с хорошей можно поставить скрепку/ручку/ерастик». И если обычный человек может придумать 15-20 вариантов, то гений придумает более 200 вариантов.
При этом гений будет задавать вопросы, которые не приходят в голову обычным людям: он спросит, из какого материала может быть сделан этот предмет, каковы могут быть его максимальные размеры и так далее.
Что такое культурный шок и как его преодолеть
преодолеть культурный шок не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы говорим о том, как иммигранты адаптируются к новой культуре. Просвещение Наталья Грицкевич
Примеры проявления этих видов в жизни
Вот такие сложные слова мы с вами говорим, а хотелось бы понять, как эти типы мышления проявляются в жизни. И, не поверите, таких примеров в жизни очень много.
Возьмем яркий пример конвергентного мышления: социальную теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Хотели бы вы знать, что ваш предок — обезьяна? Я – нет. В чем конвергенция? На самом деле Дарвин этого не подтверждал, а лишь предполагал, что человек и обезьяна имеют общего предка. Публика «съела» идею, и мало у кого было время лично изучить теорию и не согласиться с ней.
Конвергентное мышление развивают в школе алгоритмами действий по информатике, алгебре, даже биологии. Например, задачу с переменными t и V, чтобы узнать расстояние S, нужно решить только путем умножения этих переменных и никак иначе. Или задача генетики решается строго по алгоритму.
А вот геометрические, пространственные задачи можно решать по-разному. Вот начало расхождения. Мы учим детей по алгормуту: встал, почистил зубы, застелил постель и позавтракал. А психологи для развития творчества советуют менять алгоритмы: встал, сделал зарядку, позавтракал, заправил постель и почистил зубы, например.
Или вот еще пример дивергентного мышления: вам нужно привлекать в интернет-магазин 100 новых клиентов в неделю. Вы продумываете несколько вариантов: реклама в соцсетях, организация вечеринок с экспертными мнениями в пользу вашего продукта, организация прямых рассылок, акций, подарочных сертификатов и т д. Цель одна, а решений для ее достижения много.
Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
Люди рождаются с дивергентным мышлением. Воображение, оригинальность и другие качества, присущие природе. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны добавляются позже слепой метод угнетается, но у всех в разной мере. Из-за этого усилия, необходимые для нового подхода, не идентичны. В развитии дивергентного мышления используются разные методы. Следующие два являются наиболее эффективными:
- Поиск нестандартных соединений. В качестве материала берут два объекта. Похожих или, что еще лучшее, непохожих в принцепе. Ботинок и корпал, человек и карандаш, прочие. Включая самые абсурдные варианты. Далее нужно найти сходство между выбранными предметами.
- Разработка нестандартных приемов использования привычных предметов. Нужно взять предмет. Скрепку, ложку, ручку. За минуту придумать как можно бесплатно методы основы бесплатного предметика. Это помогает развивать творческую составляющую.
Есть и другие методы. Например, поисковые ассоциации. Алгоритм тот же. Выбор концентратов премедта для размышлений. Поисковые ассоциации. С чем связан объект и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.
В день нужно выделять на это нехитрое занятие примерно 30-50 минут. Можно и больше, если есть такая возможность.
В психологии предлагаются дополнительные методы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, необходимо максимально применять новые методы к практическим задачам. Попробуйте решить их несколькими способами. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет преобладающим и уже привычным.
Освоение необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективны тренировки в раннем подростковом периоде. Это позволит сохранить творческое начало и не потерять оригинальность интеллектуальной деятельности.
Когда вы будете готовы к более длительным упражнениям, вы можете использовать весь комплекс упражнений:
- Слова
Необходимо за одну минуту составить список слов, оканчивающихся на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен аналогичный анализ на иностранных языках. Это активирует дополнительные ресурсы мозга. После большего прогресса вы можете усложнить задачу. Чтобы слова оканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т д
- Модификация метода
Он представляет собой семантический анализ слов. Нужно сделать как можно больше из одного. Время снова ограничено.
- Телевидение
В основе у них уже есть конкретная ситуация. Бытовой или профессиональный. По желанию. Далее необходимо назвать как можно больше способов. На 1-2 минуты. Временная иставля недвижимости для интенсификации интеллектуальной деятельности.
Очень помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и другие. Они направлены на развитие логического компонента умственных способностей. Однако их можно использовать и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.
На вопрос, как развить дивергентное мышление, также можно ответить рекомендацией заняться творчеством. Изобразительным или же прочим видом,музыкой. Важно ежедневно уделять занятиям определенное количество времени, не делая длительных перерывов в несколько дней и дольше.
Работать над вероятно можно вместе с психологом. По желанию.
Курсы
Вы не всегда хотите развиваться в одиночку. Я предлагаю вам лучший способ тренировки образного мышления — курсы.
Курс на развитие троавческого мышления от Викум – состоит из 16 уроков, каждый из которых включает видеоматериалы, графические схемы и памятки, практические задания.
Программа курса поможет:
- Развивать воображение, воображение и внимание.
- Уметь находить нестандартные варианты решения задач.
- Вы, наконец, позволили себе создать
- Сможете овощно супать, проплощать на практике новые идеи.
Стоимость – 2 000 руб.
Также есть курсы по развитию мышления, которые помогут вам улучшить свои когнитивные способности и умение мыслить образами.