- Что такое деструктор?
- Какие виды деструкторов руководителя бывают?
- Ключевые проблемы руководителя при работе с деструкторами
- Почему дети превращаются в деструктивных лидеров
- Типы деструктивных лидеров
- 7 популярных форм проявлений деструкторов руководителей
- 1. Упертость, жесткость
- 2. Перфекционизм
- 3. Обесценивание
- 4. Самобичевание
- 5. Безразличие
- 6. Отсутствие уважения
- 7. Жалость к себе
- Как учителю бороться с деструктивными лидерами
- Откуда берутся деструкторы?
Что такое деструктор?
Деструктор переводится как «разрушитель». Это специфические негативные проявления характера лидера, способные разрушить его бизнес, его планы, уверенность в себе, здоровье, отношения с другими людьми, с коллективом, целевую энергию, стратегию, прибыль компании и так далее. Предположительно, деструкторы есть у каждого из нас, вопрос в их степени и влиянии на нас, наш бизнес, а также на отношения с окружающими.
Какие виды деструкторов руководителя бывают?
Это плохое настроение, чрезмерная эмоциональность, неуважительное отношение, крик… Если их систематизировать, то мы получим следующие виды деструкторов:
- Деструкторы давления: чрезмерная агрессивность, грубость, высокомерие, несдержанность в проявлении негативных эмоций по отношению к окружающим. Подчиненные, столкнувшиеся с подобными «настойчивыми» проявлениями руководителя, чаще всего говорят о том, что у них падает мотивация, целеустремленность, желание работать и проявлять инициативу. Настроение портится, у многих начинаются эмоциональные проблемы, что приводит в том числе к выгоранию. И, конечно же, эффективность и продуктивность команды падает.
- Избегающие разрушители: руководитель проявляет чрезмерную осторожность, нерешительность, нежелание принимать решения, «ставит точку», избегает любого, даже разумного риска, потерь и недовольства со стороны других людей, связанных с принимаемым решением. Последствия этого разрушителя – упущенные возможности, угасание силы лидерского статуса и веры в лидера, демотивация коллектива из-за нерешительности. И как следствие — общее падение работоспособности.
- Разрушители нестабильности: когда руководитель проявляет эмоциональную неустойчивость — неспособность противостоять давлению и стрессу, чрезмерная обидчивость, склонность все принимать близко к сердцу. С таким руководителем сложно вести диалог, оценивать проблемы, критиковать — слишком велик риск получить преувеличенные эмоции. В результате проблемы замалчиваются, не решаются, инициативы не обсуждаются.
Ключевые проблемы руководителя при работе с деструкторами
Вы, вероятно, замечали определенные типы деструкторов у других людей или даже у себя. Более того, разные деструкторы могут проявляться у разных людей при разных обстоятельствах или не проявляться. Например, на работе менеджер склонен к агрессии, а дома нет. Даже когда руководитель осознает негативные последствия спойлеров, у него могут возникнуть две проблемы:
- Действие деструктора легче заметить в других, чем в себе. Некоторые разрушители настолько хорошо умеют «маскироваться» под «сильные стороны» или черты личности, что долгое время остаются незамеченными человеком.
- Даже зная о наличии собственного деструктора, разобраться с ним в данный момент крайне сложно. Чаще мы осознаем только после того, как сработал деструктор, и можем только сожалеть или ругать себя. А на данный момент — он сильнее нас, на то он и разрушитель!
Почему дети превращаются в деструктивных лидеров
По мнению психолога-педагога Елены Сухомлиновой, наиболее распространенными причинами, по которым ребенок становится деструктивным лидером, являются:
- Семейные проблемы.
Нестабильная семейная ситуация – развод, насилие в семье, тяжелая болезнь или потеря близкого человека вызывает у ребенка стресс и стремление к отдыху, в результате – пассивную агрессию по отношению к сверстникам, отказ выполнять просьбы старших, даже определенное пожелание о месть.
- Монотонная эмоциональная и интеллектуальная жизнь.
Ученик не ходит на дополнительные занятия, у него нет хобби или любимого дела, которое будет занимать его время и мысли. Поэтому деструктивное выступает для него своеобразным развлечением. Подростку нравится видеть, как работают его манипуляции.
- Низкая самооценка.
Чаще всего провоцируется издевательствами со стороны членов семьи. Такие дети пытаются компенсировать эту проблему, завоевывая авторитет в группе, чтобы нарушать правила, провоцировать сверстников на уважение и неповиновение старшим, которых воспринимают как угрозу или врагов.
Получите профессию учителя-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в учебном центре Норвежского педагогического совета.
Что в программе?
- Практико-ориентированные методы работы социального педагога и педагога-организатора.
- Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
- Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
Типы деструктивных лидеров
Деструктивные лидеры характеризуются характером своего лидерства:
- Неофициальный.
Стремится самоутвердиться через открытое противостояние учителям, нарушения дисциплины и подталкивание к этому других учеников.
- Скрытый.
Побуждает других к совершению деструктивных поступков, сам же остается в тени. Чаще всего является инициатором чьей-то травли.
- Невольно.
Нарушает дисциплину, участвуя в неуместных спорах, дискуссиях с учителем. Он перебивает и делает, как ему кажется, важные «дополнения».
И по направлению своих действий:
- «Болтун».
Ребенок привлекает одноклассников своей общительностью. Но тем самым он отвлекает их от учебы и бросает бизнес ради сомнительного общения. Допустим, он пересказывает потрясающий фильм своему соседу по парте, объясняя новую тему.
- «Дезинформировать».
Ученик неправильно истолковывает слова учителя и провоцирует антиобщественное поведение. Например, если учитель уходит и дает классу самостоятельную работу во время своего отсутствия, «дезинформатор» будет убеждать детей, что задание можно выполнить дома, и организовывать массовые прогулы.
- «Провокатор».
Ученик нарушает дисциплину и учебный процесс, провоцирует конфликты между детьми. В случае спора между одноклассниками он будет «подливать масла в огонь» и стараться вовлечь в спор как можно больше детей, чтобы сорвать урок.
- «Хулиган».
Привлекает школьников к асоциальным развлечениям – алкоголю, курению, мелкому хулиганству и даже воровству. Из-за своей популярности он создает у сверстников ощущение, что поступать так, как он, то есть иметь вредные привычки и нарушать порядок — это здорово.
Читайте также: Как выглядеть умнее на собеседовании: 8 способов показаться умнее и получить работу — 17 июля 2022 — НГС
7 популярных форм проявлений деструкторов руководителей
Чтобы деструкторы были замечены нами, важно знать их «в лицо», понимать, что такое характеристики, маркеры, признаки деструктора. И развивайте осознанность, чтобы отслеживать свои собственные проявления.
1. Упертость, жесткость
Пожалуй, самым популярным, сложным и важным разрушителем является то, что принято называть упрямством. Когда-то это качество помогало лидеру стать тем, кто он есть, а теперь оно помогает ему добиваться поставленной цели. Но она же стала и его разрушителем. Благодаря своей настойчивости он стал не по зубам, считает, что всегда прав, что точно знает, что и как делать.
Он перестает слушать и слушать других, занимает авторитарную позицию, перестает воспринимать критику, давит на сотрудников, партнеров и близких, даже считает, что взял жизнь за хвост и управляет ею. Команда такого руководителя демотивирована, сильные сотрудники не задерживаются, инициатива в такой команде не приветствуется, а сам руководитель «страдает» из-за нерадивых подчиненных, удерживая большую часть управления в ручном режиме.
2. Перфекционизм
Такой руководитель стремится сделать все хорошо, безошибочно, правильно, просто идеально. Ошибки недопустимы, за каждую ошибку вы и ваши сотрудники должны быть наказаны. Менеджер относится к ошибкам как к проявлению собственного несовершенства, недостатка. Ему стыдно совершать ошибки и признавать их. Болезненно реагирует на критику. Не склонен к риску, постоянно критикует других и их инициативы, что убивает мотивацию и желание что-то предложить.
Такой руководитель сильно отстает в профессиональном развитии от тех, кто действует более смело. Потому что другие учатся на ошибках, а он нет.
3. Обесценивание
Менеджер не дает себе шанса, как бы говоря — «да куда мне идти». Он снизит цену, побоится упомянуть больше, побоится отказать, даже когда не хочет делать то, о чем его просят. Он стремится быть полезным, старается помочь, когда ему самому некомфортно, склонен жертвовать своими интересами ради других. Его легко протолкнуть, добиться от него уступок.
Он может находиться в положении жертвы, убежденного, что большего он не заслуживает, хорошо, что он имеет то, что имеет. Он также имеет тенденцию превозносить других, а также обесценивать тех, кто ему близок. Сотрудники такого руководителя должны быть готовы к тому, что их идея или инициатива будут встречены холодным «занимайтесь не своим делом» или «что вы делаете!».
4. Самобичевание
Такой руководитель винит себя, ругает себя за ошибки, за недостатки, за события в своей и чужой жизни, за проблемы в бизнесе, с сотрудниками и клиентами. Если что-то пойдет не так, он «виноват». Он не может простить себе прошлого, потерь и неудач. Чувство вины следует за ним.
Таким людям свойственно жаловаться, обвинять внешние обстоятельства, искать виноватых в проблемах, наказывать, переходить на личности. Демотивируя таким поведением и себя, и других, они успокаиваются только тогда, когда виновник найден.
5. Безразличие
Такой лидер не заботится о себе. Самое главное в его жизни это бизнес, бизнес, работа, семья, дети, клиенты и так далее. А он и его интересы — подождут! Здоровье? Это тоже подождет! Во-первых, у него так много дел, у него так много дел для мира, для семьи, для компании и клиентов, что времени на себя просто не остается.
Точно так же он может доверить вам задачу, а потом «забыть» о вас, не дать обратной связи и вообще управлять издалека. Тем самым демотивируя команду, которая не понимает, насколько это важно и ценно для компании и начальника лично. Он жертвует своими интересами, своим здоровьем «ради вас», рано или поздно познакомит вас с аккаунтом. Как?! Вы не оценили его жертв?! Так бери, неблагодарный!
6. Отсутствие уважения
В первую очередь такой человек не уважает себя. Их границы, их слова, их ценности и характеристики, их обязательства. Он позволяет другим нарушать собственные границы, проявлять неуважение к себе, а самое главное его качество — умение терпеть и прощать. Ему кажется, что это хорошие качества. Но кто будет уважать его, если он не уважает себя?
Другие, читая об отсутствии самоуважения, проверяют личные пределы человека. Когда они чувствуют свое отсутствие, то нагружают такого коллегу задачами, работой, например. И берет все больше и больше, безропотно соглашаясь. Начисляют кому повезет! Потерпев хамство в свой адрес один раз, он начинает получать его регулярно. По отношению к окружающим позволяет себе кричать, хамить, оскорблять, нарушать собственное обещание, проявлять неуважение к личным границам, личным, гендерным, возрастным особенностям другого.
7. Жалость к себе
Намереваясь начать новую жизнь в понедельник, и открывая утром глаза, такой человек думает, что он еще не готов, потому что… Дальше по списку начинается плохая погода, такое же настроение и вообще слишком сложная дорога. Он слишком ленив, чтобы выйти из своего привычного комфорта, начинает что-то и останавливается, когда сталкивается с трудностями. А по отношению к другим, это тот самый человек, которого хочется спасти, «сделать ему добро», покаяться, дать ему второй шанс.
Он тот самый человек, которого снимут с его бремени, которого не уволят даже за косяки, потому что «человек хороший». Сам он склонен жалеть других и давать поблажки, помогать там, где их не просят, вмешиваться в чужую жизнь, а непрошенные советы — его визитная карточка.
Как учителю бороться с деструктивными лидерами
Две основные ошибки, которые допускают учителя, пытаясь устранить деструктивного лидера:
- резко лишить его статуса лидера, попытаться унизить;
Это только усугубляет конфликт и ухудшает ситуацию. Руководителей лучше постепенно привлекать к простым видам социально-организационной ответственности:
- выполнение небольших заказов,
- проектная деятельность,
- групповое управление.
- перевести деструктивного лидера в другой класс на постоянной основе;
Когда в группе уже установлены определенные правила, такое действие вряд ли наведет порядок. Но новая команда обязательно нанесет урон.
Педагог-психолог Елена Сухомлинова считает, что для эффективной борьбы с деструктивным лидером гораздо эффективнее предпринять следующие шаги:
- Поместите активных детей старшего возраста в группу для внеклассных занятий.
Это позволит деструктивному лидеру иметь перед глазами образец для подражания и со временем изменить свое поведение.
- Вовлекайте деструктивного лидера в групповую работу, постепенно усложняйте ее и создавайте ситуации успеха.
Участие в групповом проекте при достаточной внешней мотивации может превратить деструктивного лидера в эффективного.
- Предоставляйте дополнительные материалы для саморазвития, поощряйте стремление к знаниям и хвалите даже скромные результаты.
Потому что уважение и доброта могут коснуться даже деструктивных лидеров. Кроме того, многим из них не хватало доброты.
Сопутствующий материал:
- Деструктивный студент — распознать и «обезвредить»
- Детский экстремизм. Найдите причины и предотвратите
Если вам понравился материал на Pedagogisk Råd, подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы узнавать о событиях первыми.
Подписаться на классного руководителя Детская психология
Откуда берутся деструкторы?
Согласно исследованию «Почему люди ведут себя так, как люди», проведенному в 1986 году Школой бизнеса Дардена, в основе наших действий, а также нашего восприятия действий других лежат так называемые перцептивные фильтры. Фильтры включают в себя: пол, возраст, убеждения и вероисповедание, черты характера, особенности воспитания, вероисповедание, профессия…
Мы часто хотим лучшего; наши действия всегда основаны на положительном намерении или намерении. Однако фильтры искажают это намерение, как стекло с фильтрами искажает пучок света. И так на выходе имеем искаженный сигнал, а в нашем случае — деструктор.
Например:
- За настойчивостью стоит уверенность в себе, твердость.
- За перфекционизмом кроется желание сделать работу хорошо.
- За обесцениванием скрывается желание ценить то, что есть.
- За самобичеванием кроется желание выучить урок, научиться.
- За равнодушием кроется доверие, желание дать больше свободы.
- При отсутствии уважения — легкость, доброта.
- За жалостью к себе кроется сочувствие и желание помочь людям.
Намерения хорошие, но все хорошо в балансе.