- Что такое креативность
- Как тренинги помогают развить креативность?
- 8. Начните с конца истории
- Три книги по теме:
- 7. Делайте повседневные дела другой рукой
- 14. …или неосознанно
- Подборка тренингов для развития креативности и творческих способностей
- Критерии креативности по Торренсу
- Характеристики творческой личности
- Как развивать креативность
- Полюбите процесс решения проблемы
- Ищите оригинальные идеи
- Расширяйте кругозор
- Творчески подходите к повседневным делам
- Учитесь видеть необычное в обычном
- 12. Громко смейтесь
- Способы развитие креативности и творческих способностей
- 4. Дистанцируйтесь от творческого проекта
- 6. Занимайтесь физическими упражнениями
- Методики развития творческого мышления
- Методика 1. Синектический штурм
- Методика 2. Шесть шляп
- Методика 3. Выход за рамки
- Методика 4. Случайное слово
- Что запомнить
- 9. Цените случайные мысли
- 13. Делайте что-то осознанно
- 5. Работайте в кофейне
- 3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения
- 10. Меньше знайте, больше угадывайте
- 11. Смотрите по сторонам
- С чего начать поиски своего «творческого начала»? Реальные методы
- 1. Работаем над своими психологическими барьерами
- 2. Слушаем свой внутренний голос
- 3. Входим в «творческий поток»
- 4. Развиваем творческое мышление
- 5. «Фантазии на скорость»
- 6. «С конца до начала»
- 7. «А что, если?»
- 8. Визуализация
- 9. Общение
- 10. Дыхательные практики
- 2. Не ждите вдохновения
Что такое креативность
Креативность, или творческие способности, — это способность мыслить нестандартно, находить новые решения и генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен мыслить, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи и делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения проблем.
Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торранс выделил компоненты творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.
Как тренинги помогают развить креативность?
Еще один вариант развития творческих способностей — физические упражнения. Главный закон обучения гласит: «Каждый человек имеет свой творческий потенциал». Поэтому почти все учения сосредоточены на пробуждении (или возрождении) вашего дремлющего (или мертвого) потенциала. И для этого тренеры придумали большое количество различных инструментов.
Начиная от моделирования ситуаций, когда тренер создает условия, при которых не хочется думать по-другому, и заканчивая различными заданиями, например «Найди выход». Все это направлено на преодоление существующих социальных и внутренних барьеров, мешающих простым смертным мыслить в ином, чем у большинства, направлении.
Кроме всего прочего, многие программы развития позволяют получить опыт руководства творческим процессом, что поможет вам создать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе в дальнейшем.
8. Начните с конца истории
Писательница Роксана Робинсон говорит, что пыталась писать короткие рассказы, сначала придумывая концовку. Это помогало ей преодолевать творческие кризисы.
Три книги по теме:
- Остин Клеон ворует как художник. 10 уроков творческого самовыражения»
- Бриджит Куинн «Невероятные женщины, изменившие искусство и историю»
- Феликс Шейнбергер, рождение иллюстратора. О творчестве, выгорании, совместных проектах, продвижении, гонорарах и авторских правах»
7. Делайте повседневные дела другой рукой
Если мы используем другую руку, мы активируем оба полушария мозга и стимулируем творчество. Активный обмен информацией между полушариями приводит к тому, что и чувства, и мысли становятся более четкими и понятными.
14. …или неосознанно
Столкнувшись со сложной проблемой, мы обычно начинаем усиленно думать о ее решении. Иногда это создает много лишнего шума в голове, что только увеличивает неудовлетворенность. Перерыв может быть столь же полезным, как и короткий перерыв во время тренировки. Когда вы вернетесь к своей проблеме, могут появиться новые идеи.
Подборка тренингов для развития креативности и творческих способностей
Просмотрев огромное количество различных тренировок, предлагаемых в Интернете, я смогла выбрать для себя три любимых.
- Начнем с самого популярного (и по совместительству первого по запросам Google) — «Креативное мышление». Тренеры — преподаватели Российской школы управления. Основная цель – объяснить студентам понятие креативности в бизнесе, научить их находить нестандартные решения сложных задач. По моему скромному мнению, первая строчка в Google досталась этому номинанту вполне заслуженно. В программу обучения входит все необходимое, здесь и мотивация, и генерация, и риски реализации нестандартных идей. В качестве бонуса тренеры научат вас рассчитывать бюджет проекта MVP. Мне это нравится.
- Тренинг «Удиви меня: тренинг креативности». В отличие от предыдущего, здесь упор делается на командную работу. «Удиви меня…» научит искусству мозгового штурма, непринужденному решению нестандартных задач (это вообще основная цель любого тренинга по развитию творческого мышления и креативности). Особенностью данного мастер-класса является перечень способов решения проблем, возникающих при реализации уже готового продукта. Кроме того, я увлекался всякими крутыми вещами, такими как «выход за пределы сознания» и «латеральное мышление Бона». Немного похоже на описание нового синтетического стимулятора, как в фильме «Поля тьмы», но описание мне понравилось. 9/10 рекомендую.
- «Искусство нестандартных решений. Тренинг по развитию творческих способностей. Последнее призовое место на нашем пьедестале творческого обучения занимает учебный курс, предназначенный для подростков. Тренажер не такой, как все предыдущие, адаптирован для бизнеса, здесь берется ссылка на домашнее использование творческих способностей. «Искусство…» обещает расширить внутриличностные границы, научить выходить на новый уровень восприятия и помочь отказаться от автоматических действий. Для подростков, как и для людей, которые еще не осознали, что взрослость — это не «купить все, что я хочу», эти практики будут как никогда полезны.
Помимо первой тройки, Интернет предлагает нам еще полсотни различных вариантов. Каждый сможет найти программу на свой вкус и бюджет. Цены на обучение варьируются от 3 до 150 тысяч. Каждый тренер предлагает вам уникальную программу тренировок и индивидуальные методики. Так что при желании креативность и креативность можно развить до такого уровня, который и не снился Диснею.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — это способность придумывать самые разные идеи на высокой скорости. При высоком уровне беглости человек способен придумать двадцать способов использования предмета, например обычного карандаша, за минуту.
Гибкость — это способность оценивать проблему со всех сторон и использовать разные стратегии для ее решения. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить точки соприкосновения в ряде вещей и событий.
Оригинальность – способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отклоняющиеся от общепринятой схемы. Оригинальность помогает выйти из экстремальных ситуаций.
Проработка – это способность не только генерировать идеи, но и дорабатывать и детализировать их. Высокий уровень детализации разделяет изобретателей и дизайнеров.
Сопротивление замыканию — это способность постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь одной ее стороной или аспектом, даже если она кажется наиболее подходящей. Устойчивость к КЗ способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для поиска оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет добиться высоких результатов в любой сфере деятельности. Креативное мышление занимает третье место в Топ-10 социальных навыков 2020 года, составленном на Экономическом форуме в Давосе.
Читайте также: Как все успевать на работе и дома: как организовать деятельность и научиться планированию, советы психолога
Характеристики творческой личности
- Гибкость ума и нестандартный взгляд на вещи. Творческие люди обладают способностью мыслить нестандартно и нестандартно. Они свободны от стереотипов и открыты новым, даже безумным идеям;
- Оптимизм и юмор. Жизненные трудности воспринимаются творческими людьми как уроки, дающие бесценный опыт и мудрость. А умение посмеяться над собой и ситуацией дает легкое отношение к любым возникающим проблемам;
- Любопытство. Буквально – любят знания, любят новые места и общение с новыми людьми. Им все интересно, все любопытно, как малым детям, они не перестают задавать вопросы другим и себе, а жизнь воспринимают как возможность самовыражения;
- Уверенность в себе и независимость от мнения других. Творческие люди не боятся высказывать мнения, отличные от общепринятых. Они не ищут признания в других, они смотрят только на себя. Так, индийский математик Шриниваса Рамануджан добился огромных успехов в теории чисел, не имея специального математического образования. Несмотря на специфику науки, Шриниваса не боялся творить и имел смелость сначала излагать теоремы и формулы и только потом вместе с лучшими профессорами Кембриджского университета несколько лет искать их доказательства;
- Эмоциональное восприятие жизни. Творческие люди живут ярко и эмоционально. Они осознают свои реакции и чувства, позволяют себе переживать чувства и эмоции, находятся в состоянии «здесь и сейчас».
Творчество применимо во многих аспектах нашей жизни – от решения детской загадки до разработки стратегии развития бизнеса или решения сложной жизненной ситуации.
При каждом таком творческом акте всегда создается что-то новое — находится новый способ решения проблемы или используется новый подход. Это собственно и есть творчество и самореализация. При этом взаимодействие когнитивной сферы личности и эмоционального интеллекта всегда происходит в единстве, где невозможно исключение одной из сторон (подробнее об этом здесь). А следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем свою креативность, которая есть у всех без исключения.
Как развивать креативность
Полюбите процесс решения проблемы
Творческий человек находит радость не только в достижении результата, но и в процессе движения к цели — ему нравится думать, сортировать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Столкнувшись с новыми вызовами или неожиданными вызовами, научитесь видеть в них не проблемы, а вызовы своему творчеству.
Ищите оригинальные идеи
Не останавливайтесь на самом очевидном образе действий, придумайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.
Расширяйте кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше питается ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта в полезных занятиях и активно исследуйте окружающий мир.
Творчески подходите к повседневным делам
Старайтесь проявлять творческий подход во всех сферах жизни, а не только во время учебы: придумывайте новые интересные способы проведения свободного времени, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные решения повседневных проблем.
Даже обыденная поездка в продуктовый магазин может стать творческим упражнением: придумывайте новые маршруты до магазина, рисуйте карту или преодолевайте воображаемые препятствия.
Учитесь видеть необычное в обычном
Даже в самых привычных местах заметьте, что все, что выглядит особенным, отличным от стандартного, не подходит под шаблоны. Научитесь видеть знакомые предметы под новым углом, находите неожиданные способы их использования. Например, если ранней весной посмотреть на ветки деревьев, то можно увидеть, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ.
12. Громко смейтесь
Смех стимулирует активность префронтальной коры и передней поясной коры, областей, связанных с творчеством. Это также поднимает настроение, что способствует творчеству. Вам не нужно искать что-то смешное, полезен сам физический акт смеха.
Способы развитие креативности и творческих способностей
Что делать, если ваше единственное творчество — носить штаны с ананасами и красить голову в красный цвет? Я всерьез задумался об этом не так давно и решил досконально разобраться в этом вопросе. Первое, что я решила рассмотреть, это тренировки креативности «дома», ну и всякие любопытные методики, позволяющие развивать творческие способности «бесплатно и без смс».
Для себя я выделил несколько популярных, но сомнительных способов:
- Как проще всего развить смекалку? Бинго! Креативность! Гугл предлагает рисовать дома, творить, раскрашивать раскраски и работать с красками и цветами (маникюр раз в неделю тоже подходит под это описание — но это не так). В любом случае, на мой взгляд, это настолько очевидно, что не стоит внимания.
- Изменить среду. Измените расстановку вещей на столе. Повесьте новые картины, переставьте мебель. Ну особенно странно с мебелью, я, конечно, не понимаю, как физическая усталость будет развивать творчество. Такое обучение достигается. Я не рекомендую.
- Вам нужно создать больше тестов для себя. Тут я потусил минут 5. Творчество должно помогать решать существующие проблемы, а не создавать новые. Они советуют, например, ограничить свое время на работе и стараться выполнять задачи быстрее, чем вы можете. Ну и обучение творчеству, из разряда «зато бесплатно».
4. Дистанцируйтесь от творческого проекта
У нас в голове есть более творческие решения для задач, которые мы воспринимаем как удаленные в пространстве или времени. Чем больше воображаемое расстояние, тем больше мы переходим от конкретного мышления к абстрактному, что помогает обнаруживать неожиданные связи между, казалось бы, не связанными между собой идеями.
6. Занимайтесь физическими упражнениями
Физическая активность помогает идеям, скрытым в бессознательном, выйти на поверхность. Ученые до сих пор изучают, какой тип упражнений лучше всего способствует творчеству, но известно, что Эйнштейн придумал теорию относительности, катаясь на велосипеде.
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или латерального (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько приемов, помогающих развивать творческие способности и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика – это сочетание несовместимых элементов. Синектическая атака как способ решения задач была изобретена американским ученым Уильямом Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную технику синектической атаки. Он заключается в последовательном использовании прямых, личных, обобщающих и символических аналогий.
- Определите проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (ищите прямые аналогии).
- Подумайте, как бы вы сами решили эту задачу (используя личные аналогии).
- Перескажите проблему своими словами, назовите ее характерные признаки (используя общую аналогию).
- Представьте, как известные вам исторические или вымышленные персонажи могли бы решить эту проблему (используя символическую аналогию).
Методика 2. Шесть шляп
Он предназначен для групповой работы, но может использоваться и одним человеком. Для этого он должен последовательно примерять разные «шапочки». Методика позволяет взглянуть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определенный подход к решению проблемы.
Белая шляпа информативна. Когда вы надеваете белую шляпу, вам необходимо собрать и выразить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для ее решения.
Зеленая шляпа креативна. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных способов решения задачи.
Красная шляпа эмоциональна. Когда вы его носите, вы имеете полное право сосредоточиться на догадках, сомнениях, страхах и прочих эмоциях, возникающих при обдумывании разных способов решения проблемы.
Желтая шляпа оптимистична. Обладатель этой шляпы ориентируется исключительно на положительную оценку предлагаемых идей.
Черная шляпа имеет решающее значение. Следует учитывать все недостатки, трудности и негативные последствия различных вариантов решения проблемы.
Синяя шляпа организационная. Вы должны поставить его в последнюю очередь, чтобы подвести итоги обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Часто мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или своих представлений о действительности. Метод «выйти за пределы» предполагает отказ от этих ограничений.
- Определите проблему.
- Представьте, как вы можете решить ее с неисчерпаемыми ресурсами и возможностями.
- Рассмотрите каждую возникающую идею и подумайте, может ли она быть реализована полностью или частично в данных условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно использовать как в группах, так и индивидуально.
- Определите проблему.
- Говорите любое слово, которое приходит на ум первым.
- Попробуйте связать это с проблемой.
Чем больше слов вы сможете связать с заданием, тем выше будет уровень творчества. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Что запомнить
- Упражнения на развитие креативности помогают активировать мозг и настроить его на эффективное решение задач. Однако способность создавать новые идеи и делать неожиданные ходы также является привычкой.
- Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые решения интеллектуальных и бытовых задач – и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.
В наше время важны не только образование и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения задач. Это умение помогает достигать высоких академических результатов и положительно влияет на построение карьеры. Мы понимаем, что такое креативность, зачем она нужна и как мы можем ее развивать.
9. Цените случайные мысли
Образы или идеи, время от времени возникающие в вашей голове, часто кажутся бессмысленными, но они могут стать основой для творческого прорыва. Полезно всегда иметь при себе блокнот или диктофон.
13. Делайте что-то осознанно
Медитация — это безопасный способ очистить разум, сосредоточиться и быть в настоящем моменте. Стимулирует мышление (мозг визуализирует проблему и предлагает несколько вариантов решения), что помогает решать творческие задачи
5. Работайте в кофейне
Исследования показали, что уровень фонового шума в кофейне (около 70 децибел) способствует творчеству. Средний (но не низкий) уровень шума увеличивает сложность обработки информации, что активизирует абстрактное мышление и повышает творческую продуктивность. Слишком громкий шум, наоборот, мешает.
3. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения
Представьте, что вы заблудились и вместо того, чтобы идти по поворотам дороги, думаете только о пункте назначения. Конечно, далеко не уедешь. Часто мы слишком увлечены размышлениями о «шедевре», который собираемся создать, даже не задумываясь о том, что для этого нужно сделать.
10. Меньше знайте, больше угадывайте
Сегодня мы окружены информацией. Полезно ненадолго отложить в сторону телефон, ноутбук, планшет и позволить мыслям блуждать. Не вижу ответов на новые вопросы в интернете. Отрезанный от обычных источников информации, мозг может придумать что-то очень необычное.
11. Смотрите по сторонам
Постоянное стремление к эффективности и постановка четких целей могут помешать появлению творческих идей. Попробуйте пройтись по улице по своим делам, каждую минуту останавливайтесь и внимательно разглядывайте все, что вас окружает. Неожиданные звуки или образы могут дать свежий взгляд и помочь активировать мысли, скрытые глубоко внутри.
С чего начать поиски своего «творческого начала»? Реальные методы
1. Работаем над своими психологическими барьерами
Будьте честны с собой и проанализируйте, что мешает вашему творчеству выйти из тени предубеждений и страхов. Часто основной причиной является боязнь выглядеть глупо. Руководствуясь этим страхом, человек выбирает путь наименьшего сопротивления – «быть как все». Корни такого отношения уходят глубоко в наше детство, когда родители могли негативно реагировать на творческие порывы ребенка, гасить их или даже стыдить. Мы работаем с самооценкой и учитываем, как мы реагируем на творчество наших детей, чтобы не наступить дважды на одни и те же грабли.
2. Слушаем свой внутренний голос
Творчество – это осознание неповторимости и уникальности нашей личности. В первую очередь нужно искать его в себе: прислушиваемся к своей интуиции, доверяем своим ощущениям и осознаем свои чувства.
В школе нас учат, что из точки А нужно сначала попасть в точку Б и только потом в точку С. Ряд логических последовательных умозаключений может привести нас к правильным и оптимальным жизненным решениям и выборам. Но! Мы не живем в линейном мире. Согласно последним данным теории струн, мы живем как минимум в 10 измерениях, и из точки А можно сразу попасть в точку Z. Как? Ответ на столь непростой вопрос находится не снаружи, а внутри нас, и главная задача – услышать его, открыть рамки для привычного убеждения и дать право жить своим самым смелым фантазиям.
3. Входим в «творческий поток»
Многие из вас переживали так называемое «состояние потока» — состояние своеобразного транса, когда дела делаются с невероятной легкостью и за короткое время создаются произведения искусства, решаются сложные задачи. Время в таком состоянии летит незаметно, человек находится в высшей степени работоспособности и приверженности делу.
Это состояние не вымысел, а изученный психологический феномен, который впервые исследовал американский психолог Михай Чиксентмихайи. Михай утверждает, что все без исключения могут войти в состояние «потока», работая над восприятием реальности. У каждого свой способ концентрации и погружения в поток. Мы помним прожитый опыт состояния потока и привносим в свою жизнь максимально схожие условия для его создания. Это может быть особенная музыка, созерцание красивых видов, поездка в одиночестве на автомобиле, общение с близкими «на одной волне» — вариантов много, важно найти и использовать свой.
4. Развиваем творческое мышление
Важным компонентом творческого потенциала человека является способность творчески мыслить — быть творческим. И если вы чувствуете явный пробел в этом навыке, вот конкретные упражнения, которые помогут тренировать творческое мышление:
5. «Фантазии на скорость»
Возьмите карточки с картинками или русский словарь. Выберите наугад два слова или две картинки и быстро придумайте предложение, в котором используются обе картинки или оба слова. Например, находим слова «заяц» и «куст», строим предложение: «Заяц прячется под кустом». Попробуйте это упражнение со своими детьми — оно понравится всем!
6. «С конца до начала»
Представьте, что результат дела, которого вы хотите достичь, уже существует. Пройдите «лабиринт» от финиша к началу — прокрутите в голове все пройденные шаги в обратном порядке. Упражнение позволяет увидеть всю картину и собрать воедино все действия по реализации проекта, которые раньше нельзя было объединить в пошаговый план.
7. «А что, если?»
Мы в детстве представляем и начинаем фантазировать: «Каким был бы наш мир, если бы в сутках было 45 часов?», «Каким был бы наш мир без электричества?», «Что, если бы все люди могли читать мысли друг друга? », «А что, если бы все наши желания исполнялись?» — и т д. Думать можно наедине, с детьми или с близкими во время дружеских посиделок. Хорошее настроение гарантировано!
8. Визуализация
Ваша реальность, ваши мечты на будущее, конкретные задачи или проекты – мы оформляем их визуально. Берем большой лист ватмана, старые обрезки, цветную бумагу, картинки, пластилин, скотч и т.д. Никаких правил и инструкций, полная свобода для творчества. Вы удивитесь, как из полного хаоса вы создадите наглядный образ всех сторон вашей жизни.
9. Общение
Один из самых эффективных способов повысить креативность — окружить себя творческими и разносторонними людьми. Выходите из тени, обсуждайте, высказывайте свое мнение, спорьте! Ведь именно в конструктивных дискуссиях знания становятся «объемными», а события и явления предстают перед нами с разных сторон.
10. Дыхательные практики
Самой простой является «техника на 5 счетов»: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, глубоко выдохните и снова остановитесь. Снижаем уровень тревожности, повышаем уровень осознанности: при дыхании постепенно концентрируемся на частях тела — от пальцев ног до макушки. Представьте, как воздух проходит через все наше тело, каждый орган вдыхает и выдыхает кислород, постепенно растворяясь в окружающем свете. Попробуй это!
2. Не ждите вдохновения
Многие люди, считающие себя творческими личностями, долго не пытаются ничего создавать, так как «ждут искры вдохновения». Важно помнить, что искра часто вспыхивает уже в процессе работы. Спортсмены не ждут вдохновения, чтобы приступить к тренировкам после перерыва. Они просто идут и начинают тренироваться. Важно научиться терпению и не переживать, будет ли результат хорошим.