Что такое творчество: понятие, история и виды творческой деятельности

Успех

Понятие творчества

Википедия дает следующее определение.

Творчество – это деятельностный процесс, создающий качественно новые духовные или материальные ценности.

Основное отличие творчества от производства (т.е производства) заключается в объективной уникальности результата. Таким образом, можно выделить три основных критерия креативности:

  • это процесс, в результате которого появляется то, чего раньше не было;
  • результат — продукт, имеющий ценность как для автора, так и для других людей;
  • ценен не только конечный результат, но и сам процесс.

Простыми словами творчество можно назвать трудом людей, в процессе которого возникают новые духовные ценности, совершаются научные открытия, создаются шедевры литературы, музыки, искусства, движется технический прогресс.

Несмотря на всю свою уникальность, смысл творческой продукции весьма субъективен. Невозможно однозначно оценить, является ли то или иное произведение шедевром или посредственностью.

Ценность не всегда можно взвесить, измерить, оцифровать, но в то же время плоды творчества обогащают нас духовно, расширяют мировоззрение и горизонты возможностей. При этом многие изобретения, созданные в процессе творческой деятельности, становятся осязаемыми и приносят человечеству вполне практическую пользу.

Объект, созданный в процессе творчества, может быть:

  • Нематериальный. Например, музыкальное произведение, идея, научная теория.
  • Материал. Например, печатная книга, изобретение, картина, мебель ручной работы.

Русский философ Николай Бердяев считал, что каждый человек является творцом природы, но для того, чтобы в нем проросло семя гениальности, необходимо одно условие — свобода личности. Именно свобода питает творческую натуру и способствует развитию цивилизации.

Речь идет о внутренней свободе, так как человек способен творить даже в условиях ограниченной внешней свободы: цензуры, бедности, в тюрьме, в болезни. Часто именно в такие периоды рождались великие теории, литературные произведения и научные открытия.

Творчество также было предметом пристального изучения другого известного ученого и педагога Льва Выготского. В своих трудах он отмечал, что творчество «живет» везде, где люди изобретают, воображают, создают, комбинируют, изменяют, трансформируют, каким бы мелким оно ни казалось на первый взгляд на фоне мировых шедевров. Произведение — это не только объект, существующий в реальном мире, но и психические и сенсорные процессы в голове.

Слова «креативность» и «креативность» в английском языке звучат как креативность, происходящая от латинского creare — «творить”.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творчества задавался неоднозначно. Античная философия связывала процесс творения с конкретными результатами, а не ставила их в русло вечного бытия. Иными словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Но вместе с практичностью времени Платона были созданы предпосылки для признания творческих амбиций человека феноменальным явлением. Сторонников такого подхода было много.

Творческая деятельность детей

Ребенок 4-6 лет обычно стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками – все это дает ему возможность использовать свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Но творческий потенциал, заложенный в детях, также часто требует реализации. В дошкольных учреждениях действуют специальные развивающие программы. Воспитатели и методисты детских садов каждый день отводят несколько часов для творческой деятельности в своих отделениях. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задачи педагогов часто усложняются, но тем интереснее ребенку справиться с трудной задачей. Первое, чем ребенок поделится с родителями, придя домой из детского сада, это то, как он нарисовал картинку или слепил что-то из пластилина. И если творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к творчеству, то старшие мальчики и девочки учатся использовать полученные навыки на практике. В детских классах школьные программы призваны воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма, любви к Родине и уважении к окружающим. Творческая деятельность студентов ориентирована на создание социальных ценностей, как духовных, так и материальных. Школьники в рабочее время мастерят простые поделки, которые потом отправляют в детские дома или школы-интернаты.

творческая деятельность человека

Значение творческой деятельности в современном мире

Роль творчества в наши дни трудно переоценить. Творчество пронизывает все социально-экономическое пространство страны и мира. Это необходимость и общая потребность каждого человека.

На ценность творческой деятельности могут указывать следующие положения:

Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия и движется вперед научный прогресс. Короче говоря, это то, что толкает цивилизацию вперед. При этом главной чертой творчества является его неповторимость, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека.

Что такое творческая деятельность? Каковы этапы развития? Какие разновидности творчества существуют и как творчество связано с наукой, техникой, социологией? Это подробно описано ниже.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к изучению феномена творчества, исследователи пытаются понять психологию процесса, изучается душевное состояние художника, инженера или писателя в тот момент, когда они заняты творчеством. Результаты таких анализов часто ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения исследователей — это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а значит, можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, формирующаяся на основе развития особых способностей личности. При достаточной профессиональной подготовке и высоком уровне мотивации формируются социально-психологические установки, ведущие творца к конечному результату.

творческая активность детей

История концепции

В большинстве древних культур понятие творчества отсутствовало. Все искусство считалось не творением, а «подражанием созданиям богов». Древние философы отрицали тот факт, что человек может обладать творческими способностями.

Христианство придерживалось той же точки зрения, утверждая, что только Бог может быть творцом. Любые идеи, противоречащие этому правилу, признавались еретическими.

Ситуация изменилась только к концу эпохи Возрождения в 16 веке, когда философы и художники стали открыто говорить о том, что человек может быть творцом. Так Микеланджело сказал, что он «не подражает природе, а воплощает собственное видение». Польский поэт Матей Казимеж Сарбевский выразился ярче, когда написал: «Поэт творит заново по-божьему”.

Со временем идея о том, что у человека есть и творческие способности, стала общепринятой. А в 19 веке творчество стало считаться синонимом искусства. И только в 20 веке наука осознала, что она не ограничивается искусством и прочей деятельностью. С начала 1950-х годов в научных кругах стали серьезно изучать феномен творчества. Такие исследования продолжаются и по сей день.

Читайте также: Почему в жизни ничего не получается: 10 причин

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку возможности для создания чего-либо в различных сферах в то время были огромны. Философия Возрождения не предполагала творчества на уровне ремесел или домашней работы. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом – настолько они грандиозны. Это были мега-существа космического значения.

творческая деятельность дошкольников

Прикладное значение

Творческая деятельность человека – это духовная и материальная практика, направленная на создание оригинальных культурных ценностей, ранее не существовавших, открытие новых закономерностей, а также способов преобразования пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это собственно познавательно-творческая деятельность, являющаяся основой для глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты в большинстве случаев глобальны.

виды творческой деятельности

Основные этапы творческой деятельности

Существует несколько моделей творческой деятельности, которые состоят из четырех этапов:

преднамеренное накопление информации;

появление идеи в бессознательном;

выход новой идеи в сознание, процесс инсайта;

детальное развитие идеи.

В первый и второй периоды сознательная часть личности работает с поиском, накоплением и переформатированием данных. Вторая и третья стадии связаны с бессознательной деятельностью, возникающей при мышлении. В творческом процессе участвуют два противоположных типа мышления.

Вначале это творческий поиск, когда человек сознательно выбирает волнующую его проблему. Тревога только растет, потому что он не может найти подходящей идеи. Это стимулирует непрерывную работу по поиску обновленного решения. Человек собирает информацию, анализирует данные, пробует разные подходы и методы. В конце этого этапа будет много мнений, идей, но верное решение не будет открыто.

Поскольку большое количество образов и идей не может быть в пределах человеческого внимания, многие из них будут вытеснены в бессознательное. В дальнейшей творческой работе по поиску идеальных решений будут задействованы левое и правое полушария мозга. Бессознательное мышление значительно активизируется, но не решает проблему. Из-за этого человек может нервничать, переживать и испытывать большой психологический дискомфорт.

При нарастающем напряжении лучше всего отложить решение волнующих дел и заняться другими делами. Мозг отвлечется, отдохнет, и на бессознательном уровне созреет идея. В любой момент, пусть и не всегда правильный, к человеку придет правильное решение. Этот факт знаменует собой начало третьего этапа творчества, когда левое полушарие распознает образы, рожденные в правом, исчезает тревога, и человек испытывает чувство радости, удовлетворения и желание поскорее воплотить идеи в жизнь.

Дальнейшая работа заключается в практической реализации найденного решения, переводе идей и образов в словесное, музыкальное, художественное воплощение. Автор пробует разные варианты, оценивает их на соответствие своим прототипам. Это требует много времени и усилий. На этом этапе многие воплощения могут быть отвергнуты или изменены по внутреннему ощущению автора.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов широких слоев населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно отрадно художественное творчество, видов которого также много. Это и живопись, и скульптура, и пение, и участие в театральных постановках, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая активность человека может найти отражение в любой сфере его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует ряд второстепенных направлений. Творческий процесс можно охарактеризовать двумя основными потоками:

  • психология личности, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философская составляющая, раскрывающая сущность феномена творчества.

творческая художественная деятельность

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в разряде искусства, литературы, музыки и живописи. Процесс появления новых достижений в высоком искусстве различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно ждут премьер в театре, нового кино, вернисажа и многих других событий – всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров разных жанров часто объединяет их усилия, и в результате возникает некий синтетический шедевр, производящий настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, прекрасное литературное произведение включено в органичное сочетание с уникальными по красоте иллюстрациями.

Кто такой творческий человек и зачем людям творчество

Когда говорят, что кто-то является творческой личностью, имеют в виду, что человек обладает способностью мыслить нестандартно и гибко, генерировать нетривиальные идеи, смотреть на задачу или ситуацию с разных сторон, не ограничиваясь имеющимся опытом и знаниями. Это характеристики творческой личности.

Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что творчество, как и жизнь, дается каждому человеку при рождении. Способность творить так же естественна для нас, как способность летать для птиц.

Творчество находится на вершине его знаменитой пирамиды потребностей. После того, как человек удовлетворяет свои базовые потребности, оказывается в обществе, реализуется в карьере, у него появляются желания более высокого порядка. Он хочет развиваться, расти духовно, творить, создавать что-то качественно новое, оставлять свой след.Пирамида Маслоу

Творчество вдохновляет, помогает обрести гармонию, реализовать собственную индивидуальность, выразить свое «Я», иногда выплеснуть личные переживания и негатив, направить разрушительную энергию в созидание.

В быту творчество может проявляться как изобретательность: человек находит выход из сложной ситуации, используя знакомые методы и предметы нестандартно, по-новому, импровизируя и проявляя фантазию.

Творчество может быть выражено коллективно или индивидуально. Так, экстраверты более склонны к командному процессу, а интроверты предпочитают индивидуальную работу.

Как правило, у талантливых людей с ярко выраженной творческой жилкой много интересов. Например, Леонардо да Винчи был не только художником, но и увлекался фехтованием, пением, танцами, механикой, анатомией, военно-инженерным делом и другими направлениями.

Творчество становится одной из ступеней познания, которая помогает ребенку в раннем возрасте развиваться и познавать окружающий мир. Малыши гораздо более открыты новому и более свободны в самовыражении, потому что еще не знают правил и не загнаны в жесткие рамки.

Представителям сильного пола помогают творить из их стремления к творчеству и стремления докопаться до сути, истины. Реализуя себя в творчестве, человек обретает смысл, внутреннюю гармонию и радость.

Что же касается женщин, то, помимо других творческих способностей, природа наделила их уникальной функцией — творить, рожать детей. Вынашивая, а затем воспитывая ребенка, женщина реализует свои потребности и стремления, преображает и влияет на мир.

Помимо того, что творчество приносит радость и способствует реализации, оно выполняет еще и целительную функцию, является одним из методов психотерапии. Вы наверняка слышали об арт-терапии – методе, при котором человек с помощью рисунков способен повысить свою самооценку, проработать личные проблемы, научиться управлять эмоциями, справиться со стрессом и даже облегчить симптомы многих болезни.

Признаки творческого процесса

Что такое творческая деятельность? Процесс создания чего-то нового называется комбинаторной деятельностью, хотя иногда человеку удается явить миру ранее невиданное произведение.

Впервые античные философы стали изучать творчество в жизни человека. С тех пор многие исследователи разработали ряд концепций и теорий, касающихся организации, формирования и протекания творческого процесса в личности. К творческой деятельности проявляют интерес такие специалисты, как психологи, социологи, историки культуры и физиологи. В результате исследования можно выделить основные черты этого процесса.

Творчество предполагает создание значимого продукта для общества, который оказывает положительное влияние. Многие специалисты расходятся во мнениях по поводу созданной темы. Человек, изобретший новый вид оружия или нарисовавший картину, изображающую безнравственные вещи, тоже совершает творческий акт, только его произведение будет иметь негативное влияние на других людей.

Можно очень долго размышлять о том, что такое творческая деятельность человека. Создание нового происходит в результате особого мыслительного процесса, оригинального, спонтанного и нестандартного.

Творчество нельзя планировать, оно происходит внезапно, под влиянием вдохновения. Процесс начинается в подсознании человека при повышенной умственной и физической активности.

Для многих людей социальное одобрение и положительная оценка являются стимулом к ​​творческой деятельности. Человек живет в обществе и нуждается в окружении, чтобы признать его талант и способности. Одной из основных потребностей людей является также потребность быть полезным другим и самореализоваться в творческой деятельности. Чтобы мотивировать детей на развитие собственных способностей, необходимо чаще их хвалить и отмечать успехи в творческой деятельности.

Виды творческой деятельности

Как вы уже поняли, творчество далеко не ограничивается одним лишь искусством. Это практически везде.

Существует множество видов творчества. Здесь я остановлюсь на самых основных:

  • Художественный. Этот вид творчества лежит в основе процесса создания новых произведений в живописи, музыке, скульптуре, графике, а также способствует возникновению новых направлений, жанров и художественных стилей.
  • Научный. Это главный двигатель прогресса в таких областях, как математика, медицина, физика, химия, педагогика и т д. Сюда входят различного рода эксперименты, случайные открытия, теоретические и экспериментальные поиски, а также гениальные открытия.
  • Технический. Создание и совершенствование механизмов, проектирование и моделирование, благодаря которым появились такие изобретения, как инструменты, транспортные средства, гаджеты, роботы и другие передовые продукты, помогающие решать различные задачи и облегчающие жизнь.
  • Социальное. Этот тип связан с жизнью общества и его интересами. Он позволяет создавать материальное производство, а также улучшать экономические, правовые, религиозные, психологические и другие условия.

На основе этих четырех типов выделяют подвиды:

  • философский,
  • музыкальный,
  • законный,
  • литературный,
  • люди (в том числе устные люди),
  • использовал,
  • художественный,
  • спорт,
  • производство,
  • декоративный,
  • образовательный,
  • основатель,
  • организационная;
  • малыш.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой всегда будет реализовываться стремление к достижению оригинальных решений при условии четко поставленной цели. В некоторых случаях цель можно заменить каким-либо стимулом — результат будет тот же. Творческая активность человека определяется следующими критериями:

  1. Настроение соответствует поставленным задачам: научным, техническим, художественным, управленческим, исследовательским. Гармония задач с психологическими установками. Это должна быть социальная, общественно значимая мотивация.
  2. Способность автора понять принцип построения будущей работы. Также потребуется восприимчивость к новому, творческая инициатива, отказ от стереотипов.
  3. Умение определять масштаб собственной инициативы в достижении границ задачи. Умение рационально выстроить последовательность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщениям.

Творческий процесс можно разделить на несколько частей:

  • «рудиментарная» стадия, когда рождается идея, часто расплывчатая;
  • появление очертаний идеи – видна общая картина;
  • следующий шаг — возможность выбора решений, составляющих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, направленных на результат;
  • появление творческого возбуждения, нередко сопровождающегося «озарением» и эмоциональным подъемом;
  • заключительный этап, кристаллизация идеи, оценка уровня выполненной работы и эффективности результата;

Однако распределение, а тем более планирование действий носит чисто условный характер, так как любой творческий процесс представляет собой достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, способной по ходу вносить свои коррективы. Тем не менее творчество — это живой процесс, наиболее интересный в его первой фазе, когда возникает потребность творить. То, как это должно быть осуществлено, полностью зависит от профессионализма человека.

творческая активность детей

Оцените статью
Блог о World of Tanks