- Что такое самоанализ
- Зачем нужен самоанализ личности
- Задачи и цели
- Деятельность
- Лица необщее выраженье
- Как избавиться от самокопания
- Практика качественного самоанализа
- Как перестать обманывать себя.
- Чтобы остановить самообман, нужно:
- Польза
- Самоанализ урока по ФГОС. Образец
- Учитесь у профессионалов
- 5 причин начать анализ самого себя
- Итак, в чем заключается самоанализ?
- «Познай самого себя»
- Эта заповедь была начертана на фронтоне храма Аполлона в Дельфах. Сократ сделал ее своим жизненным кредо.
- Пять способов практиковать самоанализ
- Создайте идеальную среду
- Ведите журнал
- Используйте позитивные слова и фразы
- Задавайте себе вдохновляющие вопросы
- Сосредоточьтесь на хорошем еще немного
- Аналитика поведения
- Алгоритмы
- Самоанализ занятия по ФГОС
- «Драйв и отдачу я получала в спорте и хочу найти где-то еще»
- Светлана Кулакова, спортсменка, чемпион мира по боксу, кикбоксер
- Пример из моей жизни
- Виды самоанализа
- Письменный анализ с использованием рисуночной техники
- Сновидения — ключ к ответу
- Дневник
- Когда необходимо использовать самоанализ
- Как провести самоанализ
- Одного самоанализа недостаточно
Что такое самоанализ
Анализ человеком собственных суждений, чувств, потребностей, поступков называется самоанализом. Этот процесс является произвольным и целенаправленным. Самоанализ тесно связан с рефлексией — процессом самонаблюдения и рефлексии над своими переживаниями, мыслями. Ведь для того, чтобы анализировать, необходимо научиться видеть моменты, которые впоследствии станут предметом анализа.
Представления о том, что такое самоанализ и его цели, различаются в разных отраслях психологии. Например:
- клиент-центрированная психотерапия направлена на выявление и различение эмоций с целью научить человека свободно их выражать, а также отношения с другими людьми строить гармоничное взаимодействие;
- патогенетическая психотерапия предполагает осознание человеком собственных мотивов, потребностей, ставших причиной разрыва отношений, невротических срывов;
- транзакционный аналитик-клиент учится самостоятельно анализировать различные ситуации с позиции эго-состояний ребенка, родителя, взрослого, а также прогнозировать последствия ошибочных действий;
- в рамках групповой психотерапии интроспекция становится двойным зеркальным отражением членов группы друг к другу. Отзеркаливание дает представление о собственном внутреннем мире и внутреннем мире партнера.
Самоанализ является важной частью психотерапевтического процесса и основой для позитивных изменений.
Зачем нужен самоанализ личности
С помощью самоанализа мы сможем узнать истинные причины наших переживаний в жизни, и это даст нам уверенность в том, что нужно делать дальше, и как нам избавиться от неприятных ощущений. Это также позволит нам решить, чего мы конкретно хотим и какие шаги нам нужно предпринять для достижения этого.
Задачи и цели
Основная задача интроспекции – получение информации о причинах психологических проблем. Знание того, что спровоцировало трудности, позволяет направить усилия в нужное русло и добиться положительных изменений. Простыми словами, человек, уверенно овладевший искусством самоанализа, может понять причины трудностей, с которыми он сталкивается, найти свой путь и раскрыть заложенный в нем потенциал.
Самоанализ выполняет несколько задач, позволяя:
- заявить о себе как о честном, открытом, полном;
- выявить скрытые причины действий, связь между действиями и их последствиями;
- выявить негативные установки, модели поведения, отказаться от их использования и заменить другими, более эффективными моделями мышления и поведения.
Самоанализ непсихологи часто ошибочно путают с самобичеванием, которое носит деструктивный характер. Самоанализ — это спокойный и непредвзятый поиск ответов на заданные вопросы. В процессе самоанализа человек не характеризует свои мысли, желания или действия как положительные или отрицательные. Он понимает, но не копается в прошлом.
Деятельность
Стоит отметить, что это понятие не только присуще познанию человека; очень часто можно встретить такую процедуру, как интроспекция деятельности. То есть когда человек не оценивает внутренний мир, а анализирует результаты своей работы.
По своей сути учителя и воспитатели должны анализировать свою работу. Хотя многим учителям гораздо проще провести несколько открытых мероприятий, чем писать самоанализ урока по ФГОС. Но с другой стороны, как учитель может научить студентов основам самоанализа, если он сам этой технологией не владеет.
Лица необщее выраженье
Когда события берут верх, мы редко подвергаем сомнению наш внутренний мир. Но и тогда мы чувствуем, что есть «я», личность как таковая, которая отделяет нас от всех остальных.
«Суть «я» в том, чтобы всегда утверждать о себе: «не ты», «не они». Сущность «я» именно в Я, — подчеркивал философ Василий Розанов2. — Это не есть ни добро, ни зло: точнее состоит «добро» себя в изоляции, в несмеси, против всего, а «зло» себя в слабости, в конформизме, в том, что оно хотя бы ради «гармония» и во избежание «ссоры» терпит другого, сливается с ним.
Тогда есть «мораль», но нет лица: ну, важно или не важно для мира «лицо» — об этом уже не будут судить одни моралисты. Без «лица» мир не имел бы сияния — были бы «тучи» людей, народов, поколений… И, словом, без «лица» нет духа и гения».
Мы действительно чувствуем свою уникальность и отличие от других. Мы также знаем, как мы обычно реагируем на ту или иную ситуацию, даже если иногда сами себя удивляем. Когда мы ведем себя необычно, то сразу думаем: «Это не похоже на меня!»
Мы не всегда точно знаем, вызваны ли реакции нашими глубочайшими чувствами или навязаны семьей или культурным окружением, но они являются частью того, что мы называем нашим «я». И именно потому, что мы это осознаем, мы способны различать друзей, тех, кто разделяет нашу точку зрения, и тех, чье общество нам не подходит и, более того, может нам навредить.
В девятнадцатом веке, когда гуманитарные науки стали обращать внимание на различие между нормальным и патологическим, а психиатрия стала быстро развиваться, самопознание стало практически необходимым. «Я нормальный? Я слишком экстраверт или интроверт? Однако науку не следует путать с моралью.
Норма общественной морали предписывает нам поведение, одобряемое другими в момент общественного развития и практичное для других. Норма в медицинском смысле предполагает личное здоровье и отсутствие в нашей жизни душевных и физических страданий.
Иногда мы не можем увидеть себя по-настоящему, потому что слишком боимся увидеть то, что нам не нравится. В этом может помочь психоанализ и его открытие, что у каждого есть тайная, оборотная сторона «я.
Как избавиться от самокопания
Каждый человек может превратить самоанализ в здоровый и продуктивный самоанализ. Для этого нужно разорвать порочный круг. Как? Задайте себе конкретные вопросы и ответьте на них. Как проводить здоровый самоанализ, мы уже обсуждали в другой статье. Здесь мы изложим основные положения, помогающие избавиться от самокопания.
Как перестать копать себя:
Отслеживайте негативные мысли и заменяйте их объективными фактами (как хорошими, так и плохими). Перестаньте смотреть на мир однобоко.
Сменить ориентацию на прошлое на ориентацию на будущее («Что мне сделать, чтобы больше не повторять эту ошибку?»).
Научитесь видеть свои сильные и слабые стороны, сильные и слабые стороны, победы и поражения. Создайте письменный портрет себя, состоящий из личных характеристик. Помните, что у каждого человека есть темная сторона и светлая сторона. И все мы ошибаемся, но не все умеют учиться на ошибках и видеть возможности в трудностях. Узнать его.
Работайте над своими недостатками. Это избавит вас от самокритики. Перестаньте оправдываться и просто пожалейте себя. Подумайте, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы стать лучшей версией себя. Опять же, придерживайтесь правила конкретики: что, зачем, как и в какое время вы хотите это сделать. Мы также уже разобрали, как ставить цели
Научитесь видеть главную цель и смысл жизни, тогда все остальное вы будете воспринимать как неважное, приходящее и уходящее, решенное.
Параллельно можно работать над самовосприятием. Создайте два портрета себя: я настоящий и я идеальный. Второе – это то, с чем вы должны сравнивать себя и к чему стремиться
Обратите внимание, Я-настоящее должно опираться на ваши индивидуально-психологические особенности, то есть это «вас», которым вы действительно можете стать, приложив усилия. Но не забывайте, что идеального не бывает (просто так в психологии называется этот элемент Я-концепции), то есть процесс достижения образа реального Я непрерывен
Кроме того, в течение жизни этот портрет будет меняться.
Важно! Если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно, то найдите психолога, который поможет вам избавиться от вредной привычки и ее причин.
Читайте также: Как развить интуицию у себя и ребенка: упражнения, советы психолога, лайфхаки
Практика качественного самоанализа
Посмотрите на свой график, выделите несколько часов свободного времени в течение недели, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Часа времени может не хватить, а если упражнение будет прервано недоделанным, оно просто не будет иметь смысла, поэтому выделяйте время с запасом. Закончите пораньше, будет много свободного времени и вдохновения, чтобы начать действовать.
Далее определитесь с местом, где вы сможете побыть в полном одиночестве, чтобы вас никто не беспокоил в это время. Возьмите с собой блокнот и ручку. Выключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и т д. В этот момент ничто не должно вас отвлекать, никакие посторонние помехи вашим мыслям.
Переведите свой мозг в альфа-режим. Для этого успокойтесь, постарайтесь отключить внутренний диалог, расслабьтесь и просто постарайтесь ощутить состояние радости, вспомните самые счастливые моменты своей жизни. Вы то усиливаете это состояние радости и спокойствия, то снова отключаете внутренний диалог и воспоминания. Просто позвольте физическому и душевному покою струиться по всему вашему телу. Затем переходите к вопросам.
Как перестать обманывать себя.
Самообман происходит, когда человек хочет защитить себя от проблем или чувствует себя виноватым. Когда человек не уверен в себе или боится решать проблему, он прибегает не к решению проблемы, а к ее сокрытию, тем самым обманывая себя.
Например: человек поссорился с кем-то, а вместо примирения идет гулять, убеждая себя, что его нужно отвлечь от этой ситуации, но это не так, и он обманывает себя. Он должен решить проблему и искать способы примирения.
Чтобы остановить самообман, нужно:
- Оставаться.
- Проанализируйте свое поведение.
- Примите свои страхи и столкнитесь с ними
- Примите реальность такой, какая она есть.
- Обязательно поговорите с собой:
- Загляните в свое прошлое.
- Вспомните опыт своих ошибок и неудач.
- Подчеркните свои увлечения и времяпрепровождения.
- Назовите свою неприязнь, тревогу и гнев.
- Задайте себе 3 глубоких вопроса.
Польза
Самоанализ урока помогает учителю посмотреть на работу со стороны, оценить достоинства и недостатки педагогической деятельности. Это своеобразная рефлексия, помогающая выявить непредсказуемые резервы, выработать собственный стиль преподавания и сформировать профессиональное кредо.
Здесь все происходит так же, как и в психологии. Только вот учителю нужно спрашивать не «Кто я?» но «Какова цель моих действий?» Приняв это решение, вы сможете найти эффективные способы его достижения. Самоанализ необходим каждому человеку для совершенствования. Только осознав свои способности, он перестанет переделывать других под свои представления и станет по-настоящему свободным, успешным и счастливым, что собственно и отразится на его профессиональной деятельности.
Самоанализ урока по ФГОС. Образец
Начинающие учителя часто испытывают трудности, когда дело доходит до планирования урока самоанализа и его написания. Поэтому не лишним будет привести пример самоанализа, точнее план, по которому можно написать:
- Назовите тему урока.
- Дайте краткую характеристику классу. То есть указать общее количество детей, количество сильных и слабых учащихся, какие психологические особенности учащихся учитывались в ходе урока.
- Укажите тип обучения в соответствии с ФГОС.
- Укажите запланированные на уроке универсальные учебные действия (УДУ) и способы их формирования.
- Перечислите методы и формы, выбранные для каждого уровня образования. Опишите, почему был сделан выбор и каких результатов от него ждали.
- Сформулируйте основной этап урока и то, как с ним работают другие части урока.
- Проанализируйте рациональность распределения выделенного времени.
- Какой наглядный дидактический материал был использован на уроке.
- Контролировать уровень усвоения ЗУН (на каком этапе занятия проводилось и в какой форме).
- Оцените результат урока. Были ли достигнуты поставленные цели? В чем причина возможных затруднений.
Учитесь у профессионалов
Найдите помощников для достижения ваших целей. Идеальный способ стать счастливее и увереннее — найти профессионала, который поддержит и научит вас. Он поможет вам достичь любой цели и случайным образом укажет на успех. Одно дело видеть достижения самому, а другое дело, когда тебе на них кто-то указывает. А если это еще и специалист своего дела, то ваша самооценка зашкаливает. О каком самобичевании может идти речь, когда вас хвалит профессионал, которому вы доверяете?
Вы начали учиться у эксперта, а он вас ругает? Ты ошибся, ничего страшного. Это просто не эксперт. Ищите другой. Не все могут поддерживать и учить одновременно. Ищите именно такого специалиста.
5 причин начать анализ самого себя
лезть там, где обычно никто не видит, копаться там и вытаскивать на свет всякую грязь — чем это может быть полезно?
- Во-первых, здесь не только навоз, но и много зарытых сокровищ, среди них много талантов и способностей.
- Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно легко объяснить те или иные действия, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
- В-третьих, увидев в себе что-то беспристрастное, человек уже меньше стремится осуждать других, и осознает, что и сам не безгрешен. И конечно же, нельзя забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые нанесут гораздо меньший вред человеку, понявшему и принявшему себя.
- В-четвертых, выявите и устраните собственные ошибки – научитесь положительно влиять на близких, убирать конфликты, негатив и строить гармоничные отношения.
- Укрепите свое здоровье, избавившись от эмоционального хаоса в своей жизни.
Поэтому нужно взять себя в руки и трезво оценить все, что удалось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Что-то, скорее всего, нужно исправить. Это касается тех характеристик, которые могут существенно усложнить жизнь как пользователю, так и окружающим и носят преимущественно деструктивный характер. Всем остальным нужно научиться пользоваться.
Итак, в чем заключается самоанализ?
Прежде всего, в размышлениях о собственных действиях и эмоциональных реакциях на различные раздражители. При запуске процесса нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а затем постепенно перейти к ответу на вопрос «зачем я это сделал?». Проблема в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в совершенном проступке, либо оправдывать себя, закрывая глаза на собственные ошибки. И здесь можно вернуться к отцу, чтобы получить недостоверный результат.
Как правило, при психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Но при его самостоятельном выполнении несколько возрастает риск недостоверности, если не знать алгоритма решения такого вопроса.
Чтобы его максимально уменьшить, используются различные методы объективации результата, сводящиеся к тому, что человек, собирающийся пройти тест, не может предсказать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тест, или лучше отложить его до следующего раза.
К ним относятся опросник Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) — классические тесты, рекомендуемые к прохождению. Помимо них стоит сослаться на тесты Сандры Бем (женственность — мужественность), Кинси и Кляйн (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все остальные, собранные по той же теме.
Опять же, зачем нужны тесты? Во избежание самообмана. Не многие люди, стоя перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, правда? Тестирование заставит вас открыть глаза на себя.
Итак, первый шаг — запустить несколько тестов. Лучше не использовать больше двух-трех в день, чтобы усталость не повлияла на результат. В этом случае вторым шагом является принятие этих результатов. Заранее стоит оговориться, что неожиданности при самоанализе — обычное дело.
Личность состоит из четырех компонентов. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Другой известен только ему, но больше никому. Третий видят люди со стороны, но не хозяин. Четвертый скрыт от всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.
«Познай самого себя»
Эта заповедь была начертана на фронтоне храма Аполлона в Дельфах. Сократ сделал ее своим жизненным кредо.
«Жизнь без взгляда внутрь себя не стоит того, чтобы жить», — заявил он. Мы не игрушки жестокой или благоприятной судьбы, но мы способны сами принимать решения о том, как действовать. Его ученик Платон отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а ее собственная внутренняя работа, имеющая характер беседы с самой собой.
Когда она думает, «душа ничего не делает, кроме как говорит, вопрошает себя, отвечает, утверждает и отрицает». Мы можем себе представить, что эта концепция человека знаменует собой рождение гуманизма и морали. Хотя древние мыслители уже заглядывали себе в душу, первая книга, посвященная самонаблюдению, появилась только в XVI веке.
В своих «Опытах» Мишель Монтень показывает портрет обычного человека с его пристрастиями и разочарованиями. Он без утайки и снисходительности описывает свои психологические слабости и болезни. Он призывает нас познать себя, чтобы «жить подобающим образом», то есть в полной мере наслаждаться настоящим моментом. Он считает, что самопознание является условием гармонии с собой и жизни, свободной от предрассудков. Без него мы сбиваемся с пути, не осознавая своих потребностей и желаний.
Два русских философа, жившие в начале 19-го и начале 20-го века, Николай Бердяев и Василий Розанов, положили в основу своего метода самопознание и через свою жизнь поняли действие универсальных законов. Познание себя помогает не только осознать свои пределы и нравственно совершенствоваться, но и раскрыть свое родство со Вселенной.
Пять способов практиковать самоанализ
Теперь, когда вы понимаете концепцию самоанализа, вы можете задаться вопросом: «Отлично! Как я могу это сделать?» Как человеку, который может быть новичком в самоанализе, следует помнить о некоторых важных моментах, которые помогут вам добиться успеха.
Создайте идеальную среду
Внимательность — это практика, и она требует практики. Когда мы что-то практикуем, мы идем дальше и готовимся к большой игре, которой является ваша жизнь. Хотя осознанность не требует сидеть и медитировать по 30 минут в день, она помогает нам научиться сохранять спокойствие. Когда вы молчите, вы наедине с собой и своими мыслями и можете практиковаться в отслеживании мыслей, звуков и ощущений.
Для этого требуется тихое место, свободное от отвлекающих факторов и стимуляции, где вы можете побыть в одиночестве и вас никто не побеспокоит. Некоторые звуки или переживания неизбежны, но пытаться медитировать, думать о себе или думать о вещах, когда вокруг бегают дети, играет музыка или разговаривают люди, очень сложно.
Если у вас есть дети или семья и вам сложно проводить время в одиночестве, вы можете проснуться утром на 30 минут раньше, сесть в машину или даже принять душ. Возможно, вам придется проявить творческий подход. Если вам трудно сидеть, вы можете медитировать при ходьбе. Если чувствуешь себя застрявшим, отдых на природе и свежий воздух помогают нам успокоиться.
Ведите журнал
Ведение журнала недооценено. Если посмотреть на самых успешных людей мира, инфлюенсеров и предпринимателей, всех их объединяет одно — они ведут дневник.
Ведение дневника имеет много преимуществ, включая повышение осведомленности и улучшение памяти, уверенности в себе, навыков общения и самовыражения. Это также помогает нам оставаться организованными, не сбиться с пути и оставаться мотивированными.
Вы делаете успехи в том, что вы отслеживаете. Разве вы не хотите прогресса в себе, своих целях и своей жизни?
Вот несколько полезных советов и идей:
- Не стесняйтесь записывать любые возникающие мысли, чувства или эмоции. Продолжайте писать страницу или две — просто свободный поток сознания, не позволяйте себе думать. Первые несколько абзацев будут очень осознанными, но если вы продолжите писать еще две страницы без остановки, бессознательное выйдет наружу. Вы будете удивлены тем, что вы найдете.
- Попробуйте писать от третьего лица, если вы переживаете трудные времена и не можете отделить себя от ситуации или чувств (застряли в своей истории). Это дает больше прозрачности и перспективы.
- Используйте свой дневник как ежедневный список дел. Ставьте цели и результаты на день. Установите намерение на день.
- Записывайте свои победы. Напишите, чем вы больше всего гордитесь. Мы склонны не праздновать свои победы и быстро искать следующий большой успех. Сделайте шаг назад и отпразднуйте свои ежедневные или еженедельные победы. Вы заслуживаете признания, не так ли?
- Журнал благодарности. Есть много вещей, за которые можно быть благодарными, но мы часто записываем их в виде списка. Это немного другое и немного другое. Момент, когда вы можете закрыть глаза и пережить заново. Потратьте время, чтобы погрузиться в этот позитив и все чувства, которые с ним связаны.
Используйте позитивные слова и фразы
Мы часто отождествляем себя со своими чувствами, как будто наши чувства — это то, кто мы есть. Когда мы говорим что-то вроде «Я злюсь», мы отождествляем себя с чувством гнева, из-за чего его трудно отпустить.
Мы не эмоции, которые мы испытываем — мы переживаем наши эмоции. Хотя мы понимаем это в концепции, наш язык и слова, которые мы используем, поддерживают идентификацию эмоции.
Если мы хотим использовать язык, соответствующий нашей вере в то, что мы не являемся нашими эмоциями, и обычной практике внимательности, мы можем использовать такие фразы, как «Я замечаю, что злюсь». Это позволяет видеть почти от третьего лица и отсекает от эмоций.
Задавайте себе вдохновляющие вопросы
Небольшое изменение в том, чтобы задавать себе вопросы во время практики самоанализа, имеет значение. Вместо того, чтобы задавать себе вопросы «почему», задавайте вопросы «что».
Вместо того, чтобы спрашивать: «Почему я так зол?» спросите: «Что я чувствую?» «Что я замечаю?» — Что меня действительно расстраивает? Вы видите, как это открывает возможности?
задавание вопросов «почему» также несет в себе смысл суждения. Представьте, что если ваш ребенок случайно разбил вазу, вашей автоматической реакцией может быть: «Зачем ты это сделал?» Ребенок не знает, что произошло, но знает, что вы злитесь, и начинает плакать. Если вы спросите: «Что здесь произошло?» он мог объяснить, что мяч отскочил и попал в вазу случайно.
Такие вопросы, как «что», открывают возможности для понимания, сочувствия и сострадания на более глубоком уровне.
Сосредоточьтесь на хорошем еще немного
Исследования в области психологии отношений показали, что требуется как минимум пять позитивных взаимодействий, чтобы перевесить одно негативное.
Это означает, что негативные взаимодействия или мысли обычно оказывают в пять раз большее влияние, чем позитивные. Что ж, это плохие новости.
Ум подобен липучке для негативных переживаний и тефлону для позитивных.
Думая о негативе, мы укрепляем нейронные связи негатива и склонны видеть мир в таком свете. Вы знаете тех людей в своей жизни, которые всегда жалуются, негативны, пессимистичны и подавлены миром.
К счастью, этого не должно быть. Мы можем почти противодействовать этому, просто взяв хорошее немного дольше. Мы можем изменить нейротрансмиттеры в нашем мозгу, чтобы искать хорошие вещи.
Наслаждайтесь хорошим. Другими словами, чтобы что-то вспомнить, нужно делать это интенсивно, ощутимо телом и длительно. Вот как мы даем этим нейронам достаточно времени, чтобы активироваться вместе, чтобы начать общаться друг с другом. Поэтому вместо того, чтобы замечать и чувствовать себя хорошо в течение нескольких секунд, присоединяйтесь к этому. Наслаждайтесь этим в течение 10, 20 или 30 секунд, чтобы действительно начать развивать нейронную структуру.
И именно так мы можем начать перенастраивать наш мозг на позитив, радость, благодарность и становиться более счастливыми людьми.
Аналитика поведения
Человеку важно знать, что он нужен и нужен этому миру, он должен быть уверен, что то, что он делает, обязательно идет на пользу. Посредством интроспекции деятельности индивид выбирает то, чем он хочет заниматься, и оценивает свои реальные возможности. Очень важно получать удовольствие от своих действий. Так люди находят свои увлечения и профессии.
Алгоритмы
Не всегда необходимо анализировать каждый аспект урока. Многое зависит от того, с какой целью проводилось занятие: будь то фестиваль, еженедельное занятие по теме или занятие по категории. Самоанализ можно собрать на основе простых алгоритмов действий. Например, вы можете следовать этим позициям:
- Что такое образовательное кредо и как занятия помогают вам отразить его?
- Объясните выбор содержания урока и технологии урока.
- Какие методы и приемы используются на уроке, оцените их эффективность.
- Что сработало, а что нет.
- Что можно изменить во время занятий. Нужны ли эти изменения и почему?
Самоанализ занятия по ФГОС
Целью этого вида анализа является выявление проблем в образовании и их устранение. Выявлена необходимость изменения структуры образования. Изучение занятий по ФГОС (ФГОС), его методики и функции определяются государством. Урок обычно состоит из трех этапов:
- Обновить знания и навыки, выявить проблемы, предоставить план урока.
- Реализация плана.
- Идентификация результатов и сводка оценок.
При самоанализе урока учитываются:
- Организация урока, поведение учащихся и учителей. Демонстрация наличия структурированного обучения и управления уроком.
- Анализ содержания урока. Он показывает, насколько продуктивным был урок, усвоили ли учащиеся полученные знания, был ли урок интересным.
- Анализ формы и уровня обучения учителя своим ученикам. Определение педагогической методики учителя.
- Анализ работы и инициативы учащихся.
- Анализ выполненных домашних заданий и изучение недостатков.
- Оценка состояния, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, нет ли посторонних запахов. Узнайте, не отвлекает ли что-то от учебного процесса.
- Оценка психологической ситуации. Если учащимся комфортно, это нагретая среда, которая нарушит процесс обучения.
«Драйв и отдачу я получала в спорте и хочу найти где-то еще»
Светлана Кулакова, спортсменка, чемпион мира по боксу, кикбоксер
Я только начала узнавать себя, понимать, на что еще я способна. Да, я нашел себя в боксе и кикбоксинге, здесь я добился максимального успеха, но я не хочу исчезать после окончания карьеры, как это бывает со многими профессиональными спортсменами. Раньше я не использовала время после тренировки для отдыха, а теперь стараюсь побыть наедине с собой.
Ловлю себя на мысли, что стала чаще задавать себе вопрос: «Света, что ты хочешь?» И я понимаю, что хочу драйв и обратно — все, что я получил в спорте, но теперь мечтаю найти это в чем-то другом. Для меня важны не только победы, я испытываю удовлетворение от того, что сделал что-то хорошее, полезное для кого-то. Я не хочу бросать спорт, я без него не могу, он останется в моей жизни — просто в другом количестве.
Сейчас меня приглашают в Ассоциацию бокса, рассматриваю предложения сняться в кино, попробовать себя в роли телеведущего. Я ничего не отрицаю. Работает, нет — посмотрим. Мне кажется, я не хочу упустить то, что по-настоящему мое, но для этого надо постоянно искать это. Мой путь в спорт тоже был тернист. В бокс пришел еще подростком, до этого пробовал свои силы в музыке, хореографии и танцах. Но все это не удовлетворяло моей жажды лидерства — я всегда хотел быть первым, хозяином.
Сознание «это мое!» появились практически сразу, как только у меня появились первые спички. Я хорошо помню, как оно захватило меня, и мечтаю снова испытать эти чувства. Я чувствую потенциал для чего-то еще. Наверное, мы все сейчас ждем чего-то нового, так как прошлый год был непростым. Говорят, что самое темное время дня наступает перед рассветом. И я верю, что такое бывает и в нашей жизни!
Пример из моей жизни
В школьные годы я увлекался спортом, часто видел спортивных звезд по телевизору и хотел быть таким же. Еще меня привлекло то, как встречают известных музыкантов и актеров, многие их узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремление к славе было моим личным желанием, и поэтому оно не покидало меня надолго даже после школы. Я хотел стать богатым и знаменитым человеком, но слава привлекала меня больше.
Со временем я заметил, что желание разбогатеть выросло, а жажда славы уменьшилась. Но позже я понял, почему это произошло.
Как я потом понял, меня привлекала не слава сама по себе, а возможности, которые она дает. Позже меня привлекла идея стать богатым, но моим истинным желанием было иметь возможности, которые дает богатство. Присутствует комфорт, безопасность, ощущение спокойствия.
Виды самоанализа
Существует 2 вида самоанализа. Системность используется для поиска решений в сложных жизненных ситуациях, для выяснения причин повторяющихся сценариев. Например, когда есть проблемы в отношениях с представителями противоположного пола, с членами семьи, коллегами. Системный анализ необходим, если человек хочет выяснить причину разовой проблемы – ссоры с другом, сорванной деловой сделки.
Для проведения интроспекции используются несколько методов.
Письменный анализ с использованием рисуночной техники
Необходимо подготовить 5 листов, ручки разных цветов. На первом листе необходимо подробно описать проблемную ситуацию. С другой – записать все неприятные чувства, мысли и ощущения в теле, возникшие в момент анализируемого события. На третьем – положительные чувства, мысли, телесные переживания, сопровождавшие проблемную ситуацию. На четвертом листе нужно нарисовать ситуацию так, как она видится (красками, карандашами или другими материалами). В пятый лист запишите сделанные вами выводы после проработки ситуации, возможные пути решения проблемы.
Сновидения — ключ к ответу
Сны отражают все пережитые, но неосознаваемые чувства и эмоции человека, его мысли. Анализ сновидений позволяет выявить проблемные моменты, скрытые глубоко в бессознательном. Для эффективного самоанализа стоит сразу после пробуждения записать увиденное ночью. Внимательное перечитывание записей дает возможность увидеть повторяющиеся моменты, прочувствовать, какие именно детали сна особенно сильно беспокоят или радуют, понять символы и образы, зашифрованные психикой во сне.
Дневник
Ежедневные записи в дневнике выполняют одновременно несколько задач:
- позволяет изложить ситуацию и посмотреть на нее под другим углом, без лишних эмоций;
- развивать умение структурировать мысли;
- изменить свое мышление в позитивном ключе.
Записи в дневнике следует делать в течение первых 20 минут после пробуждения. В это время человек отдохнул, спокоен, его мозг максимально открыт для выдачи бессознательной информации.
В дневнике необходимо описать проблемную ситуацию, указать связанные с ней мысли, чувства, эмоции. Там же стоит прописать желаемую расстановку ситуации, какие в нее можно внести изменения и описать состояние, которое вы будете испытывать при новом распределении событий.
Когда необходимо использовать самоанализ
Обладание самоанализом необходимо любому человеку, желающему жить осознанно. Но иногда крайне важно понимать собственные действия, реакции, последствия той или иной формы поведения.
Самоанализ необходим в сложных жизненных ситуациях (болезнь, потеря или смена работы, серьезные трудности в отношениях с близкими). Пересмотр собственных мыслей, чувств, стандартных моделей поведения позволяет понять логику и причинно-следственную связь происходящего.
Человеку следует прибегать к самоанализу, если он:
- внезапно не выдержал, проявлял агрессию по отношению к близким;
- отказ в приеме на работу несколько раз подряд, повторение одних и тех же ошибочных действий;
- понимает, что находится в деструктивных отношениях, но не может из них выбраться;
- тревога без видимых причин;
- необоснованный страх мешает принимать важные решения, развивает в выбранном направлении.
Заниматься самоанализом нужно в находчивом состоянии – хорошо отдохнувшем, спокойном. Чтобы самообщение было успешным, важно уединиться в удобном месте, полностью сконцентрироваться на процессе.
Как провести самоанализ
В процессе работы с психологом человек учится анализировать собственные мысли, чувства и поступки. Тем, кто раньше не работал со специалистом и приступает к самоанализу впервые, следует потратить на это занятие не менее 1 часа. Тому, кто уже уверенно владеет умением анализировать себя, не нужно специальное окружение и много времени для этой процедуры.
Необходимо записывать все мысли о проблемной ситуации, рисовать схемы, делать рисунки, объемные творения. Ваши чувства, ощущения могут быть облечены в любую видимую глазу форму.
Ориентируясь на предоставленную информацию, необходимо выяснить, что больше всего беспокоит в ситуации, составить список вопросов, которые максимально осветят проблему.
Одного самоанализа недостаточно
В самоанализе используется множество вопросов «почему».
«Почему я злюсь?» «Почему я так себя чувствую?» с благими намерениями разобраться в себе. Проблема в том, что это держит нас в ловушке нашей точки зрения, а иногда и прошлого.
Интроспекция также не имеет четкого направления, куда она может двигаться, исходя из того, на что вы смотрите, как вы смотрите и куда вы смотрите.
Самоанализ — это инструмент, слайды (я, чувства, мысли) постоянно меняются.
Еще одним недостатком самоанализа является то, что он очень эгоистичен и эгоцентричен и часто приводит к:
- Рост эго и усиление потребности быть «правильными».
- Вызывает самоосуждение, самообвинение и подавление эмоций.
Итак, если самоанализ бесполезен, что еще нам нужно? Прикосновение осознанности!