- Определение понятий
- Цель
- Задача
- Большие и маленькие цели
- Rubrics
- Что такое задача и в чем ее отличие от цели
- Правила постановки задач, чтобы достигать цели
- В чем различие
- В цель входят объект, предмет и действие цели
- Как правильно сформулировать цели и задачи: примеры
- Не подглядывать
- Примеры целей и задач в научных работах разных видов
- Есть ли схожие черты?
- Как правильно поставить цели и задачи
- Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся
- Образовательные задачи
- Воспитательные задачи
- Как правильно ставить задачи на основе целей
- Требования к постановке целей урока
- Цель и задача – разница понятий
- Popular
- Нужна помощь в написании работы?
- Типичные ошибки при формулировке
- Жизненные примеры
Определение понятий
Термины «цель» и «задача» часто заставляют усомниться в правильности их употребления.
Для точного понимания того, чем цель отличается от задачи, следует проанализировать их основные характеристики:
- достигнутая цель — это веха, к которой вы должны добраться;
- цель — единственная, а задачи — инструменты, помогающие ее достичь;
- основой постановки целей является их приверженность к достигаемой цели.
Эти характеристики справедливы для определения понятий как в научной работе, исследованиях, при реализации любого проекта, так и в других сферах деятельности.
Более образно представить связь между понятиями поможет следующая визуализация: цель – это цель, а задачи – летящие по ней стрелы разного размера и конструкции. И в зависимости от того, достигли они этого или нет, можно сделать вывод о целесообразности выбора инструментов для достижения определенной цели.
Цель
В прямом смысле «цель» означает конечный результат, который достигается посредством определенных действий или действий. Итак, когда вы начинаете проект, организатор ставит цель — конечный результат, который необходимо достичь. Например, новый стадион, а для достижения цели уже будут определены этапы решения: поиск участка, оформление документов, скрип подрядчика и другие.
Задача
В самом широком смысле задача – это действия, выполнение которых приводит к достижению желаемого результата, или этапы движения к нему.
Мнение эксперта Карнаух Екатерина Владимировна Окончила Национальный университет кораблестроения по специальности «Экономика предприятия». От того, насколько адекватно выбраны задачи на пути к цели, напрямую зависит скорость ее достижения и правильность выбранного пути. В зависимости от цели они могут быть последовательными или независимыми и могут решаться как одновременно, так и в выбранной последовательности.
Большие и маленькие цели
Если вы согласны с тем, что цели — это формализованные мечты, вспомните поговорку «мечтай по-крупному». Со временем цели человека меняются в зависимости от его социального положения, знакомств, жизненных обстоятельств.
Однако любую цель, поставленную в любом возрасте, можно классифицировать как «большую» или «маленькую», «краткосрочную» или «долгосрочную». Большая цель может быть составлена из маленьких, а они, в свою очередь, могут быть преобразованы в задачи.
Правильная постановка целей и задач позволяет человеку обоснованно оценить возможность их достижения, а от этого зависит его настроение, желание работать, совершенствоваться и тратить свое время.
Rubrics
Бизнес Брендинг Новости Маркетинг Работа Для начинающих Финансы Инвестиции Безопасность и защита Медицинские технологии
Что такое задача и в чем ее отличие от цели
Задача, в отличие от цели, не возникает непосредственно из потребности. Сначала возникает потребность, затем формулируется цель и только потом задача. Поставив ее перед собой, человек отвечает на вопрос: «Что необходимо сделать для достижения цели?”
В предыдущем разделе мы сформулировали цель – купить автомобиль. Теперь нам нужно выяснить, что нас от него отделяет. Если проблем с деньгами нет, можно поставить задачу «снять деньги со счета и приехать к автосалону». Если денег не хватает, это можно сформулировать как «взять кредит». Или более гуманный вариант — «каждый месяц откладывать по n рублей», ведь в запасе у нас 6 месяцев.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
В зависимости от ситуации одно и то же действие может быть и целью, и задачей. Представьте, что некий мужчина решил пойти работать таксистом. Для этого ему нужен личный автомобиль, и он решает купить Hyundai Solaris. То, что было целью для нас, стало вызовом для него. Поэтому нельзя различать эти два понятия только по внешним признакам. Контекст играет решающую роль.
Грамотно поставленные задачи помогают легко и быстро достигать поставленных целей. Более крупные делятся на более мелкие и выполняются поэтапно.
Правила постановки задач, чтобы достигать цели
Если вы уже сформулировали цель, то остается только определить задачи. Это важно как в практической деятельности человека, так и в любых научных исследованиях. Помню, когда писал диссертацию, нам надоели эти задачи и цели — очень важно было их правильно записать. Так и в жизни — от их правильности зависит ваш успех.
Основные правила постановки целей, которые я определил, таковы:
- Учитывайте свои реальные возможности для достижения цели. Это отправная точка для того, чтобы поставить все задачи для себя в один контекст.
- Подробно распишите задачи для достижения результата.
- Запишите их и решите логически – сначала решается основная задача, затем вторая, третья и так далее
- С каждым выполненным заданием вы должны понимать, что приближаетесь к цели. Если это не так, то вы распыляетесь и выполняете ненужные действия.
- Вы можете одновременно решать задачи по другой цели, но действия по выбранной в самом начале остаются решающими.
- Если препятствия возникают неожиданно, пункты плана можно менять, не теряя ориентира — ожидаемого результата.
- Ну, чтобы было понятно в целом: цель отвечает на вопрос «Что?», задачи отвечают на вопрос «Как?». И отсюда мы танцуем.
- Описание заданий обязательно начинается с глаголов.
Пример описания этапов реализации проекта по запуску нового газоперерабатывающего завода:
- Проведите оценку компетентного персонала.
- Обучить персонал новым требованиям к техническому обслуживанию системы подготовки газа.
- Разработать программное обеспечение для сервисных механизмов.
- Скорректировать график дежурств для компетентного персонала.
- Запустить механизм контроля слаженной работы.
В чем различие
Правильное понимание разницы между целью и действием по ее достижению является основой успешного достижения результата. Если цель сформулирована неправильно, или эти понятия заменены, результат, которого нужно достичь, может не получиться.
Поэтому, поняв, что цель – это конечный результат, рубеж, который необходимо достичь с помощью любых ресурсов, а задачи – этапы, решение или реализация, способствующая достижению желаемого, можно добиться того, что есть намеревался.
И если в повседневной жизни подмена или неправильное толкование этих понятий зачастую не приводит к необратимым последствиям, а лишь грозит бессмысленными временными затратами, то в рабочем процессе может привести к негативным и даже трагическим результатам.
Вы можете попрактиковаться в различении понятий в повседневных делах. Таким образом, цель состоит в том, чтобы дешево купить определенную бытовую технику, например, настольный блендер. Для этого необходимо сделать следующее:
- определиться с моделью
- найти магазин или интернет-ресурс, где она продается по лучшей цене;
- купить в магазине или оплатить и забрать в пункте выдачи;
Сами того не осознавая, мы постоянно ставим цели и выбираем пути их достижения. Тот же принцип работает и в научно-исследовательской деятельности, и в производственном процессе.
Читайте также: Предложения со словосочетанием ЧЕЛОВЕК ТВЁРДЫХ УБЕЖДЕНИЙ
В цель входят объект, предмет и действие цели
- Объектом является сам ученик, обладающий особыми характеристиками, начиная с возраста. У него своя позиция в классе, свой уровень умственного развития, мотивация к обучению и так далее
- Предмет цели – это то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что следует изменить, какого результата мы должны достичь.
- Целевое действие показывает цель преобразования элемента по отношению к данному объекту.
Например, в цели — формировать наблюдение учащихся за природными явлениями в природе — объект — учащиеся определенного класса, предмет — наблюдение за природными явлениями в природе, действие цели — формирование. Формирование – это длительный пошаговый процесс, состоящий из более простых действий: создание плана наблюдения, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.
Важно одно – поставленные задачи в сумме должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в достижение.
Для четкого выражения цели лучше использовать глагольные формы, «показывающие» завершение действия ученика:
- Форма
- Учат
- Заявите о себе
- Объяснять
- Развивать
- Убеждать
- Влияние
- раскрыть
- Учитывать
- Представлять
- Производительность
- Продемонстрировать
Как правильно сформулировать цели и задачи: примеры
После того, как вы определились со своим «желанием» и поставили перед собой правильную цель, сядьте, возьмите лист бумаги и подумайте: что вы можете сделать для ее достижения. Здесь мы говорим о задачах. Написанные шаги могут быть осязаемыми (что-то купить), абстрактными (какие знания вам нужны), вы можете использовать свои связи, черты характера и так далее
Способ записи личных целей
Запишите все, что вам нужно и что у вас уже есть. Это поможет сформулировать четкие, правильные действия, чтобы не распыляться по пустякам и бесполезности. Давайте посмотрим на примеры.
Цель: Вы хотите отремонтировать свою кухню.
Что для этого нужно (задачи):
- Сорвите старые обои, вынесите старую мебель.
- Купить новые строительные материалы.
- Наймите строительную бригаду.
- Следите за процессом ремонта.
- Купить и установить новую мебель.
Каждое действие на пути к результату можно разделить на подпункты. Например, «купить новые строительные материалы”:
- Зайди в магазин, спроси цену.
- Заработать «нте» сумму на ламинат, плитку, натяжной потолок.
- В субботу за ламинатом.
- Покупайте плитку во вторник.
- Закажите установку натяжного потолка на пятницу.
Задачи можно менять, разнообразить, но не противопоставлять! Убедитесь, что между ними нет конфликтов. Например, первые два в этом списке могут конфликтовать, если вы укажете один и тот же день. Или второе и третье могут не совпадать, если вы еще не заработали, а в субботу уже с носа покупать ламинат.
Все промежуточные действия должны приводить к одному и тому же результату, но могут сильно отличаться друг от друга. После выполнения каждого действия отметьте его в тетради. Так вы увидите, что не стоите на месте, и это будет стимулировать вас к дальнейшим свершениям.
Обратите внимание на конкретику. Если написать «купить что-нибудь на пол», то с такой задачей далеко не уедешь. Формулировка должна быть максимально четкой: «купите светлый ламинат, столько-то, с таким-то диапазоном стоимости”.
Это один пример. Давайте взглянем на немного больше, чтобы усилить эту тему. Будет интересно, если мы рассмотрим нематериальную цель.
Цель: развить в себе хорошую память как руководителя.
Что для этого нужно (задачи):
- Узнайте, на каком уровне сейчас ваша память, например, пройдите тесты на когнитивные способности.
- Узнайте, что нужно сделать, чтобы развить свой мозг самостоятельно прямо сейчас.
- Закрепить самостоятельное развитие памяти онлайн-тренажерами, доработать результат.
- Проверьте свои навыки с помощью викторины.
Достичь материальных целей относительно легко, результат можно увидеть, почувствовать. Нематериальные активы нужно иногда проверять и проверять, чтобы понять, достигли ли вы того, чего хотели.
Иногда, не видя явного результата, ничего не хочется делать, а нужно найти смысл жизни. Это может быть связано с неправильно сформулированными целями или слишком большими целями. Выход — создавать подцели с промежуточным итогом. Тогда становится как-то радостнее идти по жизни.
Например: Мать хочет «воспитать достойного человека». Но сын слишком избалован и не слушается родителей. Что бы они ни делали в педагогике, результата не видно. Вот подцели:
- воспитывать ответственность;
- прививать дисциплину;
- ввести тяжелую работу и т.д.
И каждая из этих подцелей будет иметь свой набор задач. Ну что бы вы — такие долгосрочные проекты трудновыполнимы. Сложно, но возможно!
Не подглядывать
У каждого человека будут свои цели и задачи, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других составляющих. Вот почему человек, страстно желающий найти цель в жизни или работе, не должен слепо копировать амбиции других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий, мелкие задачи, позволяющие хорошо делать большую работу – тренироваться для лучшего результата.
Если обычный человек, не очень увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на турнире может быть его целью, он может добиться отличного результата, но с вероятностью 99% не будет удовлетворен.
Цели должны быть придуманы конкретным человеком, а не навязаны или «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет веселым, а не утомительным.
Другой пример — влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если у одного из партнеров есть цель в жизни, другой, еще не определившийся, может «взять» эту цель себе и начать двигаться к ней вместе с любимой. Опасность этого варианта в том, что в случае расставания один из партнеров поймет, что слишком много времени тратил на чужие мечты. Вот почему важно всегда думать головой, даже если идея брать чужие цели кажется совершенно нормальной.
Примеры целей и задач в научных работах разных видов
Пример 1
Тема исследования: «Разработка методики и автоматизированного проектирования молниезащиты и заземления воздушных линий электропередачи”
Цель исследования: освоение автоматизации проектирования молниезащиты и заземления ВЛ, исследование и реализация эффективных численных методов и алгоритмов в виде комплекса программ, интегрированных с AutoCAD для компьютерного моделирования последствий удара молнии забастовки и короткие замыкания на электростанциях.
Научно-исследовательские цели:
- Исследование и анализ средств молниезащиты и заземления воздушных линий, нейтральных режимов i
- сети 6-35 кВ, 110 кВ и выше;
- Изучение численных методов и математических моделей расчета средних
- молниезащита и заземление высоковольтных линий;
- Разработка системы автоматизированного проектирования (САПР) молниезащиты и
- заземление на высоковольтных линиях;
- Компьютерное моделирование последствий удара молнии по воздушной линии электропередач.
Пример 2
Тема исследования: «Педагогическое исследование детей с особыми потребностями”
Цель исследования: охарактеризовать социально-педагогические аспекты судебно-психолого-педагогической экспертизы детей с отклонениями в развитии.
Научно-исследовательские цели:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- Провести исторический анализ развития психолого-педагогической компетентности.
- Ознакомьтесь с нормативно-правовой базой судебно-психологической и педагогической экспертизы.
- Выявить социально-педагогические аспекты и особенности, присущие данному исследованию.
- выявить ряд методов, используемых при осуществлении психолого-педагогической работы с детьми с особыми потребностями.
- Выявить ряд параметров, присущих детям с отклонениями в развитии, которые должен учитывать эксперт при проведении психолого-педагогической экспертизы.
- обосновать функции взаимодействия психолога-педагога при работе с родителями ребенка с особыми потребностями.
- Выявить ряд типичных ошибок при проведении подобных исследований.
- Сформулировать ряд основных рекомендаций по проведению судебно-психолого-педагогического расследования.
Пример 3
Тема исследования: «Развитие связной речи младшего школьника на уроке русского языка при изучении синонимов и антонимов”
Цель исследования: выявить возможность развития связной речи младшего школьника на уроке русского языка при изучении синонимов и антонимов.
Научно-исследовательские цели:
- систематизировать литературу по педагогике и методике обучения русскому языку в начальной школе по теме исследования.
- охарактеризовать процесс развития связной речи школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
- определить методы и приемы развития связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов.
- Разработать конспект урока по русскому языку, используя задания на развитие связной речи младшего школьника на уроках русского языка при изучении синонимов и антонимов
Пример 4
Тема исследования: «Развитие интереса к математическим знаниям у ребенка в семье”
Цель исследования: исследовать особенности развития интереса к математическим знаниям у ребенка в семье.
Научно-исследовательские цели:
- раскрыть понятие, этапы и условия развития познавательного интереса ребенка к математическим знаниям.
- выявить роль семьи в развитии интереса ребенка к математическим знаниям.
- обосновать пути развития математических знаний у ребенка в семейной среде.
- Предложите направления взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в развитии математических знаний у ребенка.
Пример 5
Тема исследования: «История поискового движения в России”
Цель исследования: изучить историю геологоразведочного движения в России.
Научно-исследовательские цели:
- Изучить историю поискового движения в СССР.
- Выделите особенности возникновения поискового движения в России.
- Рассмотрим состояние геологоразведочных работ в России в конце XX начале XXI века.
- Дайте оценку поисковому движению в системе добровольных общественных организаций.
- Провести анализ поискового трафика в Воронежской области.
Пример 6
Тема исследования: «Галогенные связи в координационной химии”
Цель исследования: выявить галогеновые связи (ГС) с металлическим центром.
Научно-исследовательские цели:
- Получен ряд хлорид-бис-диалкилцианамидных и 1,3,5,7,9-пентаазанон-1,3,6,8-тетраэнатных (ПАНТ) комплексов платины(II).
- изучить возможности образования галогенных связей дигалогенметан-галогенид.
- Изучить образование HS и HS при сокристаллизации комплексов PtCl(PANT) с дихлорметаном, дибромметаном, хлороформом и бромоформом.
- Изучение межмолекулярных взаимодействий в кристаллических аддуктах транс-PtX2(NCNR2)2диалкилцианамидных комплексов с иодоформом.
Пример 7
Тема исследования: «Функция организации самостоятельной работы студентов колледжа ЛМСК”
Цель исследования: разработка методики организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Научно-исследовательские цели:
- Рассмотреть понятия: самостоятельность, самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, уточнить сущность понятия «внеаудиторная самостоятельная работа студентов» с помощью научно-методической литературы.
- выявить функции в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на ПМ04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочими, должностями служащих (референт медсестра по уходу за больным).
- выявить эффективные формы внеаудиторной самостоятельной работы.
Пример 8
Тема исследования: «Описание технологического процесса выбора внутренних устройств компьютера и установки ОС из семейства Windows”
Цель проекта: описать технологический процесс выбора внутренних устройств компьютера и этапы установки операционной системы семейства Windows.
Цели проекта:
- Рассмотрим учебно-техническую литературу по теме ВПКР.
- Рассмотрим понятие, назначение, характеристики и конструктивные особенности внутренних устройств компьютера.
- Рассмотрим цель и основные этапы установки ОС из семейства Windows.
- Описать технологический процесс выбора внутренних устройств компьютера.
Описать технологический процесс установки операционной системы семейства Windows.
Есть ли схожие черты?
Если максимально упростить понимание этих понятий, то цель есть будущий результат удовлетворения актуальной потребности. Поэтому нужно сначала осознать потребность, а потом на основе этого сформулировать цель. Задача не возникает непосредственно из потребности, по существу она является ответом на вопрос: «что необходимо сделать для достижения цели?»
Но, в зависимости от ситуации, одно и то же действие может быть и задачей, и целью. Например, желание поступить на факультет иностранных языков – это цель, а необходимость выучить язык до уровня, достаточного для поступления, – это задача, которая может быть преобразована в цель, а следующие этапы реализации будут сформулированы для ее достижения:
- выбор репетитора или языкового курса;
- свободное время для занятий и др.
Поэтому, чтобы понять, чем цель отличается от задачи, важен контекст.
Как правильно поставить цели и задачи
Для своевременного достижения цели очень важно правильно выбрать для этого пути и ресурсы, с помощью которых она будет достигнута, и план их реализации.
Но чтобы определить путь к достижению, необходимо правильно сформулировать цель. В этом помогут следующие четыре критерия правильной постановки цели:
- формулировка должна быть максимально конкретной и однозначной;
- при наличии измеримых показателей цели их следует изложить в числовом выражении;
- также должны быть установлены временные критерии, период, в течение которого цель должна быть достигнута;
- необходимо представить результат для того, чтобы достижение полностью покрыло потребность, являющуюся основанием для постановки этой цели.
Мнение эксперта Карнаух Екатерина Владимировна Окончила Национальный университет кораблестроения по специальности «Экономика предприятия». Задачи должны быть максимально простыми, при необходимости разбиваться на небольшие этапы. Грамотно поставленные, понятные в исполнении и помогающие добиться намеченного легко и быстро.
Задачи урока делят на три категории: обучения, развития и воспитания обучающихся
Целями обучения являются освоение конкретного предмета, т.е непосредственное формирование знаний и умений. Задачи развития могут заключаться, например, в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и т п. Задачи воспитания заключаются в том, чтобы предусмотреть использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, настойчивости, терпения, аккуратности, ответственность и т.
Образовательные задачи
К числу педагогических задач обучения относится формирование у учащихся основ всесторонних социальных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и других знаний; развитие навыков, характерных для каждого предмета.
- Проверить степень усвоения следующих основных навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
- Чтобы обеспечить выполнение следующих ключевых задач…
- Сформировать (продолжить формирование, закрепить) на данном учебном материале следующие специальные умения…
- Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения на основе материала данного занятия…
Воспитательные задачи
Педагогические задачи направлены на формирование положительных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение учебных задач всемерно способствует реальной социальной и трудовой адаптации студентов.
В педагогические задачи обучения входит взаимосвязанное нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.
Учитель ставит конкретные учебные задачи. Например, воспитание выносливости и терпения, если на занятии предлагается выполнить ряд упражнений; воспитывать чувство коллективизма и ответственности за себя и других — на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.
В свою очередь педагогические задачи на уроке оказывают существенное влияние на организацию и методы педагогической работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как черт личности требует большего внимания к упражнениям и разным видам самостоятельной работы.
Учебная задача может быть направлена на решение проблемы – повышение мотивации к обучению, любознательности и т.д.
- Решить трудовое образование…
- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение на уроке следующих проблем: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
- Формирование экологического образования…
Как правильно ставить задачи на основе целей
Как ставить цели, мы подробно рассмотрели в отдельной статье — не поленитесь и прочтите. Здесь мы будем выделять основные моменты при постановке задач.
После того, как цель уже сформулирована, нужно проанализировать, что нужно для ее достижения. Это могут быть материальные ресурсы, какие-то знания и навыки, человеческие качества, связи и т д. Действия по восполнению этих пробелов и будут вашими текущими задачами.
Например, вы поставили перед собой цель похудеть на 5 кг. Что вам нужно для этого? Во-первых, купить абонемент в фитнес-клуб, во-вторых, составить диету, в-третьих, переосмыслить свой образ жизни.
Убедитесь, что задачи не конфликтуют друг с другом. Они могут быть очень разными, но должны приводить к одному и тому же результату. После выполнения каждого обязательно проверяйте план и при необходимости корректируйте его. Система должна быть гибкой и отзывчивой, иначе вы будете все время буксовать.
Задача всегда предполагает какое-то действие и носит практический характер. Оно должно быть максимально конкретным. Не допускаются расплывчатые формулировки. То есть, если вы решили соблюдать определенную диету, вы должны сразу составить этот рацион и получить необходимые продукты.
Некоторые цели легко и быстро достигаются. Над некоторыми придется серьезно попотеть. Я рекомендую разбивать большие и долгосрочные цели на подцели и достигать их поэтапно.
Требования к постановке целей урока
Реалистичные цели урока с точки зрения:
- Достаточное время для их достижения;
- Их приверженность способностям и готовности учащихся;
- Их соответствие способностям учителя.
Обоснованность целей урока с точки зрения:
- Необходимость подготовки учащихся к усвоению материала на следующих уроках;
- Достижение последующих (конечных) результатов обучения.
- Специфика постановки целей (формулировки должны давать четкое представление о результатах).
Если цели урока были поставлены учителем правильно, следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты занятия сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.
Рекомендуется использовать следующий алгоритм постановки целей:
- Определение начального уровня подготовки студентов (что они знают).
- Выявление содержания знаний, которых не хватает для усвоения последующего учебного материала (чего не знают учащиеся).
- Оценка способностей школьников и собственных способностей учителя.
- Определить содержание знаний, которые могут быть усвоены учащимися на уроке.
- Формулирование целей урока и задач обучения, т.е чему учащиеся могут научиться на уроке.
Способы постановки целей:
- Через контент
*** «дайте понятие»; «определяющий»
- Через действия учителя
*** «учат»; «принять участие в опросе»
- Через действия ученика, через результат деятельности.
Кроме того, согласно принятой методике, цель разбита на задачи как ее составные части — подцели, которые поэтапно достигаются участниками занятия в ходе смены деятельности.
Так что организационный момент имеет свои задачи, актуализацию ранее изученных знаний и т.д.
Цель и задача – разница понятий
Цели и задачи настолько тесно переплетены, что порой трудно определить, чем они отличаются. Задача легко становится целью, а большая конечная цель внезапно превращается в задачу. Как узнать?
Я приведу вам пример.
Цель — поступить в университет. Пишем план для следующих задач:
- определиться с профессией;
- выбрать учреждение;
- записаться на подготовительные курсы;
- купить учебные материалы.
Через два года цель достигнута — на руки студенческий билет.
Новая цель – найти интересную хорошо оплачиваемую работу. Определить задачи:
- поступить в университет (уже решил);
- изучить хорошо;
- в свободное от учебы время подрабатывать по выбранной специальности;
- закончить университет.
Как показывает пример, новая актуальная цель поглотила цель «поступить в университет» и превратила ее в задачу, первый шаг, сделанный на новом пути. Таким образом, важно общее видение ситуации, определенный контекст.
Однако между целями и задачами есть большие различия.
- Цель отвечает на вопрос «кто?» или «что?»: результат, результат усилий, объект стремления. Это может быть человек, вещь, умение, знание, состояние. Задание предполагает вопрос «как?»: решение текущих задач, преодоление трудностей, обдуманные действия. Другими словами, как двигаться к намеченной цели.
- Мишень статична, никуда не движется, ничего не делает. Задача — это процесс, который имеет начало и конец. Это требует времени, физических и эмоциональных ресурсов, финансовых вложений и многого другого.
- Цель одна и большая, отражает желаемое в долгосрочной перспективе. Задач мало, их всегда много. Они доступны, они следуют друг за другом, они понятны, осуществимы. Конечная цель объединяет множество задач.
- Цель сформулирована кратко, но не может быть четко описана. Задание всегда имеет подробное объяснение, точно определено, конкретно, однозначно.
- В отличие от цели, которая стабильна и непоколебима, цели могут меняться. Подлежит оценке в зависимости от сложившихся обстоятельств, корректируется, упрощается или, наоборот, усложняется.
- С решением очередной задачи приближается цель. С достижением цели реализуются желания, сбываются мечты. А можно переформулировать цель, перейти к чему-то новому, большему.
Popular
Нужна помощь в написании работы?
Обратите внимание на следующее! Если вы сомневаетесь, что написать хорошую курсовую, реферат или диплом получится, то доверьте это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 руб.
Более
В диссертациях цели носят масштабный и узкоспециализированный характер, и формулировке целей и задач обычно посвящается отдельный раздел.
Пример разницы между целью и целью
Вы ставите перед собой цель – получить высшее образование.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Определитесь с профессией.
- Выберите университет и форму обучения.
- Сдать экзамен.
- Подать документы в приемную комиссию.
- учиться хорошо.
- Защитите диссертацию и сдайте государственные экзамены.
Типичные ошибки при формулировке
Наиболее распространенные ошибки в постановке целей и задач часто связаны со стремлением к быстрому результату или плохой осведомленностью о решениях:
- цель не связана с потребностью, вызвавшей ее постановку;
- расплывчатое заявление о цели;
- задачи дублируют цель или ставятся слишком абстрактно и не ведут к достижению результата;
- нет плана выполнения.
Одно из ключевых условий успеха – составить четкий план и следовать ему, тогда достигается наименьшая трудоемкость достижения результата.
Жизненные примеры
Независимо от области применения, будь то научные исследования, производство, образование или педагогика, постановка целей и задач осуществляется по одним и тем же принципам – идти от общего к частному.
Формулировка цели – провести, например, профориентационное мероприятие, приводит к постановке следующих этапов реализации:
- определить формат мероприятия;
- написать программу;
- выбор даты;
- определение сферы профессиональной деятельности, из которой будут приглашены представители организаций;
- определение списка приглашенных докладчиков;
- и вторые шаги.
От того, насколько легко понять задачи, зависит не только то, насколько проста реализация, но и то, насколько легко контролировать выполнение.