4 стандартных ошибки, которые мы допускаем при общении с другими людьми

Успех

Внешние помехи слушания

Что дает другим возможность слушать?

  • эффективно помогает собеседникам снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво и здраво мыслить о возникшей проблеме;
  • умение слушать, как способ «принятия» собеседника, часто повышает уверенность человека в себе, как бы сообщая ему, что вы его цените и уважаете;
  • ослабить воздействие стресса и психического напряжения;
  • активное слушание (искренний интерес, вопросы, связанные с передаваемой информацией) способствует росту искренности, понимания и чувства надежности;
  • умение слушать развивает у человека чувство уверенности в себе;
  • дает возможность человеку высказаться в момент спада эмоций («рассказанные проблемы — это уже полбеды») и одновременно дает слушателю небольшую, но эффективную «подпитку», показывая свое участие и внимание;
  • Проявляет уважение к чувствам другого человека.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от личности, характера и интересов, от пола, возраста и статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Таким образом, умение слушать является самым необходимым качеством нормального общения, которым так часто пренебрегают.

ТРУДНОСТИ С ЭФФЕКТИВНЫМ СЛУШАНИЕМ

Отключить внимание. Все необычное или раздражающее может отвлечь внимание. Например, один из собеседников безнадежно махнул рукой, отвел взгляд, тем самым демонстрируя свое недоверие, считая ситуацию тупиковой.

Высокая скорость мыслительной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к мыслям других. Любой человек всегда больше ценит собственные мысли, и ему обычно удобнее и легче следовать им, вместо того, чтобы заставлять себя следовать рассуждениям партнера.

Избирательное внимание. Мы привыкли слушать много одновременно, не уделяя равного внимания разным объектам восприятия (словам, мимике, жестам, позам, интонациям и жестам). Пытаться все внимательно выслушать и при этом что-то исправить, для многих непосильная задача. Поэтому в целях самообороны мы учимся поочередно выбирать то, что в определенный промежуток времени вызывает у нас наибольший интерес. Эта привычка переключать внимание с одного на другое мешает нам сосредоточиться на чем-то одном.

Необходимость копии. Чья-то речь может вызвать у нас непреодолимое желание прервать и/или ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулировкой «деструктивных» комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть доводы нашего партнера.

НЕУДАЧА ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ

Самые распространенные ошибки тех, кто это слушает:

  1. Удаление от основной темы разговора (характерно для многих слушателей), в результате чего может быть полностью потерян контекст разговора.
  2. Сосредоточьтесь на «голых» фактах. Они, безусловно, важны, но их не следует переоценивать. Психологи утверждают, что даже люди, прошедшие специальную подготовку, не могут точно запомнить более пяти основных фактов. Все остальное смешивается. Вот почему в любом перечислении необходимо акцентировать внимание на самых важных моментах, идеях, мыслях.
  3. «Уязвимые места» — для многих участников делового взаимодействия это критические слова, особенно воздействующие на психику, выводящие человека из равновесия. Например: кризис, боль, тупик, война, агрессия, голод, кровь и т д. У слушателя возникают негативные чувства. Он начинает общаться, вспоминать прошлое. В такой момент уже невозможно следить за речью говорящего.

Нарушения слуха

Плохие привычки слушать включают «думать о чем-то другом». Например:

  • Человек поглощен тем, как он выглядит в глазах окружающих.
  • Человек не слушает, а заранее предвидит, что скажет говорящий.
  • Мысли слушателя направлены на то, что кажется ему важным. «Когда человеку становится скучно в процессе прослушивания, он начинает фантазировать, заниматься чем-то другим или критиковать происходящее».
  • Когда тема очень интересная и близкая, слушатель сгорает от нетерпения, чтобы говорящий быстро закончил высказывать свою точку зрения. Когда терпение истощается, слушатель прерывает говорящего. Слушатель изо всех сил старается выглядеть заинтересованным в том, что говорится, так что он едва слышит слова.
  • Слушающий как бы оценивает говорящего, и от этой его оценки зависит то, как я слушаю.

Нарушение внешнего слуха

Собеседник говорит слишком громко или шепотом.

  • Отвлекающий внешний вид собеседника, его поведение (наличие животных или «экзотическая» раскраска, миловидность или неадекватность мимики, жестов, амимия — отсутствие мимики вообще и т.д.).
  • Помехи (например, шум от транспорта или работающих механизмов, ремонтные работы на верхнем этаже, заглядывание в зрительный зал, в офис).
  • Температура в помещении (слишком холодно или слишком жарко).
  • Плохая акустика.
  • Окружение или пейзаж (картины, портреты или витрины в помещении, а также пейзаж за окном).
  • Глядя на часы.
  • Прерывание звонков, телефонных звонков.
  • Акцент диктора, монотонность, слишком быстрый или медленный темп речи.
  • Ограничение по времени, ощущение, что «сроки поджимают», регламент исчерпан.
  • Слишком большая загруженность работой, необходимость делать несколько дел одновременно.
  • Плохая погода.
  • Цвет стен в комнате (красный — раздражает, темно-серый — угнетает, желтый — расслабляет).
  • Неприятный запах в номере.
  • Привычка держать в руках посторонние предметы, например книгу или журнал.

Чтобы стать хорошим слушателем, человек должен хотеть им быть. Каждый, с кем человек вступает в контакт, должен чувствовать важность в его глазах. Желая стать хорошим слушателем, человек обнаружит, сколько обаяния кроется в окружающих его людях. Люди, которых он считал скучными и неинтересными, вдруг станут ему интересны. Незаинтересованных людей нет — есть только бескорыстные слушатели!

Читайте также: Как стать счастливым и успешным человеком?

МПА.ОНЛАЙН

Публичные (общественные) слушания являются формой реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и призваны информировать, выявлять и учитывать мнение населения муниципального образования, налаживать постоянный диалог с публикой.

В связи с тем, что термины «общественные обсуждения», «публичные слушания» и «публичные слушания» в законодательстве Российской Федерации употребляются в юридической литературе как в совокупности, так и по отдельности, у многих возникают вопросы, в каких случаях и в какой форме вышеизложенное должно использоваться для реализации прав населения в местном самоуправлении.

Определимся с терминологией. Основным правовым актом, которым следует руководствоваться в этом вопросе, является Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Под общественным обсуждением в указанном Федеральном законе понимается публичное обсуждение общественно значимых вопросов, используемых для общественного контроля, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия в соответствии с федеральными законами, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц этих органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагивает соответствующее решение (часть 1 статьи 24).

Под общественными (общественными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в вопросах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими определенные публичные собрания в соответствии с федеральными законами, полномочия по обсуждению вопросов, связанных с деятельностью этих органов и организаций и имеющих особое общественное значение либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных государственные некоммерческие организации (часть 1 статьи 25).

Таким образом, термины «общественные слушания» и «публичные слушания» тождественны и являются формой «общественного обсуждения» того или иного общественно значимого вопроса.

Общий порядок проведения публичных (общественных) слушаний в муниципальных образованиях установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в Российской Федерации — «О вопросах землепользования и застройки». Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Порядок организации и проведения общественных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа в муниципальном образовании и должен предусматривать заблаговременное извещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения общественных слушаний, предварительное извещение проект муниципального закона, иные меры по обеспечению участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях, опубликование (оглашение) результатов публичных слушаний, в том числе мотивированное обоснование принятых решений.

Публичные (публичные) слушания часто проводятся по особо деликатным вопросам, затрагивающим интересы отдельных лиц, групп лиц и коммерческих организаций, в том числе несогласных с вынесенными на обсуждение вопросами (проектами решений) и готовых отстаивать свое мнение в суде . Во избежание неблагоприятного исхода дела в суде данное обстоятельство требует от органов местного самоуправления неукоснительного соблюдения установленного порядка проведения публичных слушаний.

ПЯТЬ наиболее типичных ошибок, которые могут привести к удовлетворению апелляционных судов о признании результатов общественных слушаний недействительными:

  1. Нарушение регламентированного порядка опубликования, распространения среди населения сообщений о проведении общественных слушаний.
  2. Непредоставление общественности возможности ознакомления с документальными материалами, представленными на общественные слушания. Особенно это касается вопросов землепользования и градостроительства, когда материалы, опубликованные на официальном сайте администрации муниципального образования или в СМИ, из-за низкого разрешения не позволяют прочитать указанную в них текстовую информацию, в том числе название зон, названия географических объектов и другие сведения, необходимые для понимания установленных правовых норм неопределённым кругом лиц. Отсутствие свободного доступа к этой информации в администрации муниципалитета.
  3. Нарушение установленного порядка проведения встречи с гражданами. Вопросы, внесенные в повестку дня, не соответствуют теме общественных слушаний. Отсутствие учета граждан, присутствующих на общественных слушаниях.
  4. Нарушение протокола общественных слушаний:
  • несоответствие протокола общественных слушаний фактическому ходу общественных слушаний, особенно если осуществляется аудио- и видеозапись встречи с гражданами;
  • подписание протокола посторонними лицами;
  • неучет предложений и замечаний граждан либо искажение их мнения; воображаемые голоса.
  1. Отсутствие в итоговом документе по результатам общественных слушаний (заключения) перечня замечаний и предложений, поступивших от граждан, а также обоснования их отклонения.

Как правило, вышеперечисленные ошибки и нарушения возникают, когда решение о проведении общественных слушаний принимается быстро, времени на их подготовку и организацию не хватает, а инициаторы и участники недостаточно квалифицированы. Одним из существенных препятствий считается недоверие к властям. В то же время общественные слушания являются одним из лучших способов реализации государственных гарантий защиты прав человека и гражданина. В рамках таких встреч обеспечивается большая вежливость и открытость при разрешении новых споров, разделении ответственности и привлечении широкой аудитории к процедуре решения проблем.

Уметь слушать себя — как научиться?

Чтобы научиться этому, нам нужно освоить 6 навыков. Этот:

  • Умение слушать свои мысли
  • Уметь слушать себя и принимать правильные решения
  • Научитесь слушать себя и свое тело
  • Услышь себя — свое Высшее Я
  • Уметь прислушиваться к своим пожеланиям
  • Прислушайтесь к своим чувствам

Все вышеперечисленное достижимо! Ниже я опишу каждый элемент отдельно. Немного усилий и у вас обязательно начнет получаться. И в то же время вы увидите, как ваша жизнь меняет направление на гораздо более счастливое

Помехи для активного слушания

Во время прослушивания человек сталкивается с определенными трудностями, которые мешают восприятию информации.

Почему активное слушание — важный прием при разговоре с собеседником

Внутренние препятствия – это ваши собственные мысли, переживания. Они нарушают восприятие, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе мыслей. Мечтательное или сонное состояние также мешает активному слушанию.

Внешние препятствия — это раздражители, отвлекающие вас от разговора. Это может быть неумение собеседника передать информацию (бессвязность и смазанность речи, темпа и громкости), посторонние или отвлекающие звуки (телефон, ремонтные работы, шум транспорта).

Использование в психологии общения

Метод активного восприятия – прием, применяемый в психологических практиках, при психотерапевтических консультациях, при проведении различных тренингов для лучшего понимания чувств и переживаний человека.

Техника слушания в психологии общения используется для:

  • направить разговор в нужное русло;
  • помогают понять, оценить и запомнить информацию;
  • попросить собеседника ответить на необходимые вопросы;
  • страхование от неверного толкования информации;
  • установить психологический контакт с собеседником и гармонично выстроить линию разговора;
  • установить бесконфликтное сосуществование в обществе.

Активное слушание что же это

Почему активное слушание — важный прием при разговоре с собеседником

Когда мы разговариваем с кем-то, мы часто мысленно не полностью вовлечены в процесс. Наш мозг занят абстрактными процессами:

  • сильные эмоциональные переживания;
  • думать о личных проблемах;
  • субъективная оценка собеседника.

Это знакомые сценарии общения, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Это выражает пассивный подход к контакту с людьми и вызывает много трудностей. Активное слушание — полная противоположность нормальному общению

Это процесс осознанного взаимодействия, при котором внимание концентрируется на мыслях и чувствах собеседника. Фонового шума в голове нет, посторонние процессы (например, оценка внешности) слишком

Мы поглощены здесь и сейчас, поэтому ведем разговор в нужном направлении, получаем много полезной информации. Он не будет искажаться нашими субъективными ментальными фильтрами. Кроме того, изучив технику активного слушания, вы сможете подавать собеседнику сигналы интереса. Они станут прочным фундаментом для плодотворных отношений в будущем.

Так ли важно, какой перед нами слушатель?

Когда нас «правильно» слушают, мы чувствуем себя лучше, и это подтверждается экспериментами. Общение с чутким, внимательным слушателем, который медленно оценивает нас, снижает уровень нашей тревожности и сводит на нет необходимость защищаться.

Когда нас не упрекают в том, что мы «противоречим сами себе», мы охотнее разбираемся в себе, в своем отношении к ситуации и свободно делимся своими открытиями.

И это происходит не только когда мы разговариваем с кем-то один на один, но и когда мы общаемся в группах. Когда люди сидят в кругу и по очереди говорят, а другие внимательно слушают, рассказчики чувствуют себя более расслабленно и приходят к более глубоким и интересным выводам, как показали эксперименты в государственных учреждениях, ИТ-компаниях и школах.

Правильное поведение слушателя

Теперь, когда мы рассмотрели пять основных вопросов эффективного слушания, давайте обратим внимание на вербальные и невербальные реакции, которые делают нас лучшими слушателями. То, как вы отвечаете своими словами и действиями во время прослушивания, повлияет на качество разговора и общие отношения с собеседником.

Различают следующие типы слухового поведения:

  • определите свою роль слушателя;
  • используйте эффективные невербальные фразы;
  • уважение к тишине;
  • перефразировать и пояснить свое понимание;
  • отражение невербальных жестов говорящего и сопоставление его ощущений.

Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности, а вы сами сможете решить, какие из них включить в свой план действий для дальнейшей практики.

Ваша главная задача как слушателя — быть рядом с говорящим. Если человеку нужен совет, вы должны его дать. Если он хочет поговорить, вы должны просто выслушать его. Если ему нужна твоя помощь с анализом, то и тебе тоже.

Иногда люди заранее определяют вашу роль слушателя такими фразами, как «Можно с вами поговорить?», «Могу я открыть вам свой секрет?» и так далее. Такие предисловия очень помогают нам, поэтому мы понимаем, что от нас требуется.

Что делать, если вы не получили эту устную просьбу? В этом случае рекомендуем уточнить свою роль в начале разговора. Например: «Хочешь услышать мой совет?», «Мне делать заметки?» или «Ты говоришь так, будто просто хочешь поговорить».

Простое разъяснение своей роли слушателя избавит вас от последствий недопонимания. Американский семейный консультант Джон Грей предполагает, что пары ссорятся из-за того, что мужчины в разговоре стремятся решить проблемы, а женщины хотят только поговорить и услышать сочувствие.

Некоторые из нас инстинктивно сначала прислушиваются к анализу, используют причинно-следственные рассуждения и прислушиваются к деталям, которые могут оказать наибольшее влияние. Из-за внимания к деталям логических слушателей иногда критикуют за критическую оценку информации.

В отличие от логических слушателей, благодарные слушатели могут пропустить важную информацию и сначала прислушаться к эмоциям. Знание предпочтительного стиля общения и уточнение своей роли помогут вам лучше слушать собеседника.

Альберт Мейерабиан из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе однажды опубликовал статистику, согласно которой 93% передаваемого сообщения является эмоциональным смыслом сообщения. Эта интерпретация исходит из невербальных сигналов, таких как тон голоса и язык тела.

В некоторых экспериментах говорящий произносил несколько отрицательных слов в положительном тоне, а слушатели оценивали эти слова. Все слова с положительным тоном оценивались как положительные, даже если буквальные слова были отрицательными.

Как активный слушатель, большинство ваших слов могут быть короткими знаками согласия: «Хм», «Да», «Да», «Серьезно?». Все, что вам нужно сделать, это сообщить, что вы внимательно слушаете, особенно если вы разговариваете по телефону. Помните, что ваш тон важнее ваших слов.

Теперь что касается невербальных жестов, не включающих в себя тон или короткие слова. Во-первых, давайте поговорим о мимике. Уместно улыбнуться говорящему в ответ, когда он делится позитивным сообщением. Если вы сомневаетесь, улыбнитесь примерно на 20 процентов своей полной улыбки, чтобы показать заботу и открытость.

Как и улыбка, зрительный контакт может иметь разное значение в разных странах мира. Независимо от географического положения, старайтесь следовать указаниям говорящего и поддерживать зрительный контакт. Даже если вам не интересна суть разговора, не пытайтесь смотреть на говорящего свысока, отражайте его поведение и заставляйте его чувствовать себя некомфортно, изредка поглядывая вниз или в сторону.

В зависимости от того, насколько хорошо вы знаете говорящего, ваше личное пространство может варьироваться от 50 сантиметров до одного метра в знакомой ситуации или одного метра и более в социальной обстановке.

Мы только что обсудили умственные и визуальные отвлекающие факторы, с которыми нам всем приходится бороться, когда мы пытаемся внимательно слушать. Но есть также такая вещь, как физическая и голосовая тишина, которая сделает вас лучшим слушателем.

Физическое молчание, очевидно, означает запрет возиться, покачиваться, отводить глаза и постоянно менять позы. Когда вы сидите спокойно и слушаете, вы чувствуете, что все ваше внимание сосредоточено на говорящем, что делает вас более благосклонным слушателем.

Несколько исследований ясно показали, что молчание при общении с представителями определенных культур, таких как корейцы, китайцы и японцы, может быть истолковано как уважение и вежливость. Подождите несколько секунд, прежде чем переформулировать. Кивайте утвердительно, но ничего не говорите. Поддерживайте зрительный контакт, даже когда собеседник перестает говорить.

Теперь о перефразировании. Буквально это «резюмирование сообщения в меньшем количестве слов». Эта техника активного слушания делает две вещи: она сообщает говорящему, что вы внимательно слушаете, и позволяет вам проверить свое понимание и сосредоточиться на сообщении.

Если вы перефразируете что-то, что не соответствует сообщению, надеюсь, говорящий передаст это снова и приведет вам другой пример. Парафраз может быть таким: «Значит, вы говорите, что…», «Вы расстроены, потому что…», «Могу ли я воспользоваться моментом, чтобы рассказать вам, что я уже слышал?».

В следующий раз попробуйте попрактиковаться в перефразировании и разъяснении слов, когда у вас будет возможность заставить кого-то выслушать. И то, и другое позволит вам повысить ценность вашего активного слушания и сосредоточиться на нем.

Активное слушание также показывает уровень энтузиазма, беспокойства, счастья или серьезности физической реакции слушателя. Помимо конформизма, хорошие слушатели — это зеркало говорящего. Рефлексия может относиться к физическим движениям или тону голоса.

Например, если кого-то беспокоит то, чем он делится, и он сидит на краешке стула, вы сидите на своем стуле на протяжении всего разговора, не говоря физически: «Я вас слышу». Если кто-то сидит за столом для переговоров с двумя вытянутыми руками, вы хотите, чтобы по крайней мере одна рука была в таком же вытянутом положении, наполовину повторяя положение.

Небольшое отражение отношения или движений со стороны слушателя создает сплоченность для говорящего. Отражение также проявляется в виде скорости речи, выбора словарного запаса, громкости и тона.

Но есть одно предостережение относительно сопоставления и зеркального отображения. Одним из первых правил работы с трудным клиентом является понимание и чуткость. В большей степени это делается действиями, а не словами. Вы можете заметить, что продавцы идут или стоят рядом с рассерженным покупателем, а не лицом к лицу.

В сложном словесном общении вы хотите снять напряжение в ситуации с помощью соответствующего языка тела или открытой позы и наклона головы в сторону. Это одна из ситуаций, когда не рекомендуется отражать или гармонизировать чувства говорящего.

Все виды поведения, перечисленные в этой главе, достаточно легко описать, но трудно реализовать. Предлагаем вам оценить себя и своих коллег. Сколько людей используют перефразирование? Кто лучше всего отражает чувства, когда вы делитесь с ними чем-то? Определение поведения — это первый шаг к тому, чтобы стать хорошим слушателем.

Чтобы улучшить свои навыки слушания, попробуйте попрактиковаться на свадьбах, детских мероприятиях, семейных встречах, собраниях сотрудников, в общем, на скучных речах, где бы вы ни встречались с другими людьми.

Заключение

Мы хотели бы предложить вам простую стратегию применения того, что вы узнали об эффективном слушании. Выберите двух человек для разговора и выберите два эффективных способа слушания из предыдущей главы и попробуйте практиковаться в течение месяца.

Например, когда я общаюсь со своим коллегой Михаилом, я стараюсь перефразировать информацию, которую получаю от него. А когда я буду общаться со своей подругой Ириной, я буду использовать технику отражения эмоций, когда она рассказывает о своих непростых семейных отношениях. Старайтесь тренироваться так, чтобы у вас выработалась привычка.

Не забывайте развивать свои навыки слушания, такие как внимание к деталям, понимание общей картины, оценка информации, понимание тонких сигналов и эмпатия. Все эти виды слушания важны в разных ситуациях.

Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?

Как вы думаете, что значит «слушать»?

Умение слушать – это прежде всего желание и способность понять другого человека. Поэтому необходимо подчеркивать это всем своим видом. Проявляйте интерес, задавайте интересующие вопросы собеседнику. Умение слушать подготавливает обоих собеседников к деловому разговору. (концентрироваться на разговоре).

Что дает людям возможность слушать?

прослушивание означает:

  • действительно слушать другого человека с неподдельным интересом;
  • не перебивать собеседника;
  • не обращать внимания на допущенные им речевые ошибки, не исправлять их;
  • не подсказывать ему слова;
  • не заканчивайте за него предложения;
  • не думать ни о чем своем во время разговора;
  • не показывать своего несогласия и нетерпения;
  • пусть говорит собеседник;
  • задавайте короткие вопросы, чтобы лучше понять его;
  • делайте короткие реплики, дающие понять собеседнику, что вы присутствуете в разговоре, следите за ходом разговора;
  • не торопите человека;
  • действительно стремитесь его понять, задавайте уместные вопросы, предвосхищающие ответ собеседника «да» .

Последнее правило называют «тайной Сократа», а в простонародье «цыганским гипнозом». Суть этого правила в том, чтобы в начале разговора задавать собеседнику такие вопросы, на которые он просто и уверенно скажет: «Да». При этом достаточно трех «да», и ваш собеседник практически готов к сотрудничеству и достижению договоренности.

В чем трудности эффективного слушания?

Трудность эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость мыслительной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность в сигнале.

Отключить внимание.

Все необычное или раздражающее может отвлечь внимание. Например, собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд, и вы без слов понимаете, что он вам не верит, считает ситуацию тупиковой.

Высокая скорость мыслительной деятельности.

Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Антипатия к мыслям других.

Любой человек всегда больше ценит собственные мысли, и ему обычно удобнее и легче следовать им, вместо того, чтобы заставлять себя следовать рассуждениям партнера.

Избирательное внимание.

Мы привыкли слушать много одновременно, не уделяя равного внимания разным объектам восприятия (словам, мимике, жестам, лозам, интонациям и т д.). Пытаться все внимательно выслушать и при этом что-то исправить — непосильная задача для многих. Поэтому в целях самообороны мы учимся поочередно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес в определенный период времени. Эта врожденная привычка переключать наше внимание с одного на другое мешает нам сосредоточиться на чем-то одном.

Необходимость копии.

Чья-то речь может вызвать у нас непреодолимое желание прервать и/или ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулировкой «дробящих» комментариев, с помощью которых мы хотим опровергнуть доводы нашего партнера.

Какие ошибки делают слушатели?

  1. Удаление от основной темы разговора (характерно для многих слушателей), в результате чего нить разговора может быть полностью потеряна.
  2. Сосредоточьтесь на «голых» фактах. Они, конечно, важны, но вы не должны перебирать их. Психологи утверждают, что даже люди, прошедшие специальную подготовку, не могут точно запомнить более пяти основных фактов. Все остальное смешивается. Вот почему в любом перечислении необходимо акцентировать внимание на самых важных моментах, идеях, мыслях.
  3. «Уязвимости» — для многих участников делового взаимодействия это критические слова, которые особенно воздействуют на психику, выводят человека из равновесия, например: кризис, боль, тупик, война, голод, агрессия, кровь, смерть, и т д. У слушателя возникают негативные эмоции, он начинает ассоциироваться, вспоминать прошлое. В этот момент уже невозможно следить за речью говорящего.

Трудности эффективного слушания

Когда мы пытаемся внимательно слушать, в наших головах происходит очень многое. Иногда нас переполняют мысли, а иногда мы слишком устали, чтобы следить за историей. Есть пять конкретных задач, которые занимают наши умы:

  • ментальные фильтры;
  • многозадачность;
  • отвлечение для доставки сообщений;
  • слишком много информации;
  • неуместный ответ.

Начнем с ментальных фильтров, потому что это самая распространенная проблема хорошего слушания. Эти фильтры автоматически просеивают огромное количество информации, с которой мы сталкиваемся каждый раз, и пытаются сортировать, организовывать, расставлять приоритеты и сортировать все по порядку.

Эти фильтры развиваются со временем, когда мы приобретаем определенный образовательный и профессиональный опыт. Иногда мы начинаем смотреть на мир через призму собственного опыта. Когда мы слушаем, мы склонны слышать то, что ожидаем услышать, независимо от того, сказал это говорящий или нет.

Наши ментальные фильтры нуждаются в хорошей очистке, если мы эмоционально реагируем на определенные слова, фразы или темы. Наше воображение, наши твердые убеждения и предположения о реальности могут в конечном итоге затруднить нам открытое и беспристрастное слушание.

Следовательно, независимо от того, вызваны ли фильтры прошлым опытом или глубоко укоренившимися убеждениями, мы должны быть в состоянии отложить наши предположения в сторону, чтобы лучше слушать и понимать.

Если вы мысленно ловите себя на том, что заканчиваете чье-то предложение или мысленно создаете свое опровержение во время прослушивания, знайте, что это признак того, что ваш ментальный фильтр забит и нуждается в хорошей очистке.

Многозадачность является основным препятствием для хорошего слушания. В наши дни, когда мы постоянно подключены ко всем сразу, так заманчиво позволить себе отвлечься. Автор Маршалл Голдсмит определяет умение слушать как способность заставить другого человека чувствовать себя единственным человеком в комнате.

Все больше и больше исследований показывают, что многозадачность на самом деле вредит, а не помогает нашей эффективности и продуктивности. Одно из таких исследований показало, что люди на самом деле делают больше ошибок и сокращают общее время работы, когда пытаются переключаться между задачами. Об этом мы уже писали в статье о тайм-менеджменте .

Когда кто-то приходит к вам с желанием рассказать историю или обсудить рабочие дела, у вас есть два варианта: отложить все в сторону и выслушать человека, дать понять, что он один в комнате, или попросить о встрече чуть позже, когда Вы занимались неотложными делами. Помните, что многозадачность, какой бы заманчивой она ни была, не ваш друг, если вы хотите быть хорошим слушателем.

Вы замечали, как меняется ваш интерес к говорящему, когда он часто произносит длинное «м» или «е»? Или когда рассказчик постоянно перескакивает с темы на тему, делая рассказ совсем неинтересным? Это называется отвлечением при доставке сообщений.

Как меньше отвлекаться на доставку? Напомните себе, что вы не собираетесь судить о способностях говорящего. Измените мышление и сосредоточьтесь на содержании. Убедитесь, что вы действительно сосредоточены на содержании, заставив себя перефразировать то, что вы сказали. Когда вы заставляете себя лучше слушать, вы меньше отвлекаетесь на сложность своей речи.

Если говорящий говорит слишком тихо, быстро, бормочет или его акцент вам трудно понять, стоит ли вам делать вид, что вы его понимаете? Конечно, нет. Попросите разъяснений, если вы что-то не понимаете. Или попросите говорить медленнее, или, возможно, перефразируйте сказанное.

Настоящие слушатели не делают вид, что слушают. Настоящие слушатели слушают, чтобы понять. Не позволяйте доставке помешать вам стать настоящим слушателем.

Попытайтесь вспомнить время, когда вы посещали лекцию и делали записи для себя. Вы когда-нибудь пытались не отставать от лектора, старались больше конспектировать и ловить каждое слово его слов, но при этом все больше и больше отставали и все меньше улавливали суть речи и, наконец, отключались и думать о чем-то другом?

Вы потерпели поражение от переизбытка информации, но вы можете победить в этой битве, имея некоторый опыт ведения заметок. Вы должны быть очень избирательны в том, что вы пишете в своих заметках, иначе вы отстанете и пропустите больше, чем услышите.

Что вы должны зарегистрировать в письменной форме? Это зависит от того, как вы хотите использовать информацию, которую слышите. Когда вы учитесь, вы хотите видеть общую картину, вам нужны общие принципы, а не конкретные факты. Однако если чуть позже вас попросят действовать в соответствии с этой информацией, вы можете вспомнить детали, поэтому запишите некоторые из них.

Помните, что у нас есть пять основных областей слушания, и мы всегда должны знать, какой вид слушания требуется в той или иной ситуации. После того, как вы решили, какой тип слуха вам нужен, вы захотите сделать соответствующие заметки.

Подумайте, как вы будете использовать информацию, которую слушаете, чтобы понять, что нужно записать. Найдите метод ведения заметок, который вам подходит, и придерживайтесь его. Популярным подходом является метод Корнелла.

Просто экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, и помните: никогда не используйте предложение, если можно использовать предложение, или предложение, когда можно использовать слово.

Девушка делает заметки, слушая своего коллегу

Предположим, вам удалось избежать всех проблем со слухом, которые мы только что описали. Но то, как вы реагируете на то, что вы только что услышали, когда другой человек замолкает, многое говорит о человеке, который вас слушает.

Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных ошибок, которые люди часто совершают:

  • Принимайте все на свой счет. Это также называется «автобиографическим ответом».
  • Критиковать. Даже если это незаметно, если вы не согласны или критикуете кого-то сразу после того, как он закончил говорить, он никогда не будет думать о вас как о хорошем слушателе.
  • Дайте совет, не спрашивая. У всех нас есть искушение давать советы другим. Конечно, мы хотим быть полезными, но совет, когда его не просят, не делает нас хорошим слушателем.
  • Сосредоточьтесь на фактах, а не на чувствах. Если мы сосредоточимся на деталях истории и упустим из виду общую картину или чувства говорящего по поводу ситуации, мы не сможем быть хорошими слушателями, даже если уловим все детали.

Эмпатическое или сочувственное слушание

Вы слушаете с полным вниманием все звуки и другие сигналы, в том числе:

  • Тон голоса
  • Другие вербальные аспекты — например, скорость речи, громкость, паузы для дыхания, течение, стиль, акценты
  • Выражения лица
  • Язык тела
  • Культурные, этнические и другие особенности личности, которые могут повлиять на способ общения и другие сигналы от собеседника, влияющие на вас
  • Эмоции — самые разные — это требует от вас проницательности и представления того, что чувствует собеседник (если не задействованы вкусовые ощущения)
  • Умеете видеть и переживать ситуацию с точки зрения собеседника

Вы также реагируете и даете обратную связь, и постоянно следите, понимаете ли вы и собеседник друг друга. Вы подводите итоги и, возможно, делаете заметки, если обсуждение действительно важно. Вы честно выражаете свое несогласие, но в то же время искреннее понимание, которое в идеале (если ваше сопереживание при слушании будет действительно неподдельным и на высшем уровне) будет держать эмоции цивилизованно и под контролем даже во время самого сложного разговора.

Не меняйте тему

Некоторые люди ошибочно полагают, что можно утешить другого человека, сменив тему. Они начинают вспоминать что-то радостное и веселое, но это приводит к еще более плачевному состоянию. Собеседник понимает, что вам не нужны его проблемы, вы с большим удовольствием хотите поговорить о чем-то другом. Или вы намеренно преуменьшаете его проблему, считая ее недостойной внимания.

Ольга Науменко была замужем за маститыми режиссерами, а выбрала простую актрису

Музыка может помочь уменьшить тревогу и боль после операции на сердце, считают исследователи

Золушка наоборот: финалистка конкурса красоты теперь работает посудомойкой

Постарайтесь выслушать человека до конца. Пусть возвращается к теме столько, сколько ему нужно. Как только он сам предложит поговорить о чем-то другом, это будет признаком того, что он успокоился и вы выполнили свою миссию.

Оцените статью
Блог о World of Tanks