- Что делает шутку смешной — Психология юмора
- Теории смешных шуток
- Можно ли научиться шутить?
- Упражнения и рекомендации на отработку навыков применения приемов комического
- «Смешная история»
- «Ассоциации»
- «Антиассоциации»
- «Двусмысленность»
- «Слова на одну букву»
- «Необычное определение»
- «Новые слова»
- Чувство юмора: как научиться шутить
- Прием создания шуток «Ирония»
- Прием создания шуток «Скачок»
- Упражнения для развития чувства юмора
- Слова на одну букву
- Использование предмета
- Ассоциации и антиассоциации
- Игра слов
- Переворот смысла
- Самоирония
- Четыре теории юмора
- Теория Вайсфельда
- Теория Фредриксон
- Теория Оурена — Бачоровски
- Теория Малкея — Миллера
- Способы, как смешно шутить
- Упражнения, чтобы научиться научиться тонко шутить
- Как научиться шутить: основные принципы и правила
- Формула: Как из несмешного сделать смешное
- Как придумать хорошую идею для шутки
- Быть наблюдательной
- Больше читать
- Смотреть разное
- Практиковаться
- Как развить чувство юмора за 24 часа
- Как научиться шутить
- Грамотная подача
- Механизмы построения шуток
- Ирония
- Двусмысленность
- Подмена ожиданий
- Сравнение несравнимого
- Скачок
- Технология написания смешной шутки
- Используйте многозначительность
- Концовка, которую никто не ждал
- Противоречие
- Не те ожидания
- Ирония поможет новичку
- Базовые приемы комического
- Изменение и деформация явлений
- Необычные эффекты и сопоставления
- Несоразмерность в связях и отношениях между явлениями
- Мнимое объединение разнородных явлений
- Создание явлений, отклоняющихся от нормы
Что делает шутку смешной — Психология юмора
Несмотря на то, что юмор заложен генетически, культурные нормы общества дают примерный ориентир — что смешно, а что нет. По мере развития цивилизации создавались новые способы и стили шуток. Юмор стал универсальным способом общения.
Психологи делят юмор на 4 составляющие:
- Социальный контекст. Люди шутят и смеются чаще в компании, чем в одиночестве. Юмор – это своего рода взаимодействие в игровой форме. Люди используют его, чтобы привлекать друг друга.
- Когнитивный процесс. Чтобы пошутить, человек вынужден генерировать в голове информацию, что-то вспоминать, упорядочивать элементы из прошлого. В этом есть элемент творчества.
- Эмоциональная реакция. Смех – это выражение радости в ответ на шутку.
- Голосовое поведенческое выражение смеха.
Юмор – это своеобразный раздражитель, на который реагирует собеседник. Он либо смеется, либо ведет себя сдержанно, удивленно, раздраженно. Что в шутке должно восприниматься как смешное? Как научиться тонко шутить? Это должна быть мысль или текст, который человек счел бы забавным, нелепым, неординарным.
Эволюционисты Мэтью Жерве и Дэвид Уилсон назвали 3 когнитивных компонента, которые помогают правильно шутить:
- непоследовательность;
- удивление;
- игривость.
В этом суть любой шутки, от ироничных высказываний, поддразнивания до детских игр с ребенком. Исследования мозга показали, что за восприятие юмора отвечают те же области, которые отвечают за боль.
Шутка — это продукт реакции нервной системы на парадоксы и несоответствия.
Лобные доли реагируют, когда что-то идет не так, человек шутит, чтобы защитить себя от дискомфорта. Люди, склонные к депрессиям и глубоким эмоциональным переживаниям, отличаются особым остроумием.
Теории смешных шуток
Исследователи выделяют 3 теории, которые помогают разгадать тайну того, как остроумно пошутить:
- Несоответствие ожиданиям. Люди смеются от удивления.
- Теория превосходства. Собеседник смеется от радости, что кто-то или что-то хуже его. В этом есть элемент самоутверждения.
- Теория опыта. Шутка как способ снятия стресса и снижения тревожности.
Специалист Виктор Раскин советует, как научиться круто шутить: любую шутку делает смешной наличие двух несовместимых ситуаций, то есть должна быть нестыковка или даже нелепость.
Том Вейтч считает, что дело не только в противоположных ситуациях. Одна ситуация укладывается в пределы нормы, другая выходит за пределы морали, законов природы и цивилизации.
Основываясь на этих подходах, мы можем вывести две причины, по которым некоторые шутки терпят неудачу:
- Собеседник не знает или не осознает парадоксальность, заложенную в шутке. Он понимает, что в выражении есть юмор, но не знает, над чем смеяться.
- Нарушаются любые нравственные установки или ценности слушателя. Что одному смешно, другому оскорбительно.
Как научиться смешно шутить, чтобы собеседнику было смешно и интересно? Шутки рождаются и воспринимаются в голове: в лобной доле анализируется услышанная информация, в правой доле решается, смешно это или нет.
Можно ли научиться шутить?
Так как юмор предопределен биологически, очень сложно научиться составлять остроумные фразы, если нет чувства юмора. Но можно понять механизм шутки, которым пользуются профессионалы.
Как научиться хорошо шутить и удивлять людей остроумием? Книга является одним из лучших ресурсов. Лучше всего подходят произведения классиков сатирического жанра – Ильфа и Петрова, Гоголя, Чехова, Эдгара По. Широкий кругозор и эрудиция помогают увидеть смешные и забавные моменты современной жизни.
Упражнения и рекомендации на отработку навыков применения приемов комического
Для этих упражнений нет особых условий. Все они могут выполняться вами по желанию и в любом порядке. Однако для достижения максимальных результатов рекомендуем заниматься ежедневно в свободное или специально отведенное для этого время.
«Смешная история»
Создайте историю о себе и расскажите ее кому-нибудь. Это позволит вам:
- Проверьте, насколько развито ваше чувство юмора
- Узнайте, умеете ли вы разыгрывать намеренно
- Поймите, в чем были ваши ошибки при создании истории и повествования
- Настройте свою уверенность
- Смейтесь над собой с другим человеком
«Ассоциации»
Возьмите любое слово и получите пять ассоциаций с ним как можно быстрее. Желательно, чтобы ассоциации были интересными, необычными и неожиданными.
«Антиассоциации»
Возьмите любое слово и выберите к нему пять ассоциаций, имеющих совершенно отдалённое значение. Это упражнение также предназначено для тренировки ассоциативного мышления.
«Двусмысленность»
Когда вы говорите о чем-то, подумайте о том, сколько значений имеет каждое слово, которое вы используете. Рекомендуется помнить как общеупотребительные употребления, так и переносные и сленговые значения.
«Слова на одну букву»
Возьмите одну букву алфавита и составьте длинное осмысленное предложение с началом всех слов на ней. Упражнение позволяет пополнить словарный запас и сделать мышление более гибким.
«Необычное определение»
Возьмите любое расхожее слово и придумайте ему необычное определение, не соответствующее смыслу. Вы можете придумать определения, основанные на сходстве или созвучии другими словами.
«Новые слова»
Возьмите приставку или окончание, например «супер-», «-ность» или «анти-», и придумайте новое понятие. Затем дайте этому понятию словарное определение и составьте с ним несколько осмысленных предложений.
Чувство юмора: как научиться шутить
Прием создания шуток «Ирония»
Иронию построить нетрудно. Это делается следующим образом. Достаточно сделать вывод или рассмотреть что-то словами, которые были бы в противовес словам, напрашивающимся в данном контексте. Мы предлагаем прямо противоположное.
Еще один вариант иронии. Например, человек, получивший повышение на работе и разделяющий с вами радость: «О, меня повысили!». Вместо этого вы ему комментируете «Вы прыгнули?» вместо «Поздравляю, молодец».
Примеры принятия:
- Бездельнику сказать: — Да ты заслуженный герой труда, трудоголик, работаешь не покладая рук.
- Глупому человеку — О да, вы просто гениально мыслите.
- Мужчине в спортивном костюме — Где ты так одет? На свадьбу?
- О холодной и дождливой погоде — В такую погоду приятно купаться и загорать.
- Человеку, который пьет и курит — Вы ведете здоровый образ жизни?
Прием создания шуток «Скачок»
Скачок от характеристик, объединенных общим признаком, к характеристике, не имеющей ничего общего с предыдущими. Например: «Девушки любят молодых, длинноногих и политически грамотных мужчин» (из к/ф «Золотой теленок»), «Янычары не жалеют ни женщин, ни детей, ни подпольных советских миллионеров» (там же).
Союз несочетаемого. Особый пример прыжка. Как пример: «Разве конституция не гарантирует нам право на свободную жизнь, на пиво, на сиськи?» («Счастливы вместе»).
Прием делается следующим образом: когда вы показываете родственные понятия, достаточно добавить в эту группу несвязанное понятие, отдаленное.
Еще примеры:
Диалог двух друзей:
- Что для тебя самое главное на свидании с мужчиной?
- Три вещи.
- Который? «Во-первых, чтобы я почувствовал страсть к этому человеку. Во-вторых, чтобы все происходило в красивой романтической обстановке. И в-третьих, чтобы мужчина ничего не узнал.
- Иди купи вкусняшек: пирожное, мороженое, шоколад, спички.
- Хочу познакомиться с девушкой, чтобы она была доброй, красивой, умной и имела квартиру в центре Москвы.
- 10 золотых, 16 серебряных, 4 бронзовых, 8 молочных и 3 коренных — таков результат достижения сборной России по боксу.
- Чтобы поступить в этот институт, надо знать несколько иностранных языков, быть умным, прилежным и богатым. О хорошем вкусе хозяев в комнате говорило все: дорогой персидский ковер, резное деревянное кресло, старинный книжный шкаф и два аккуратно сложенных в стиле барокко трупа.
- Хорошая машина должна быть комфортной, быстрой и иномаркой.
Упражнения для развития чувства юмора
Чтобы хорошо и оригинально шутить, нужно много знать. Юморист должен развивать словарный запас, учить популярные фразы и цитаты, тренировать живость мышления. Генерировать идеи нужно практически сразу, чтобы не упустить момент.
Вы должны постоянно развивать свой ум, чтобы «прокачивать» свое чувство юмора. Читайте юмористические заметки и хорошие шутки, разбирайте их на составляющие и анализируйте — почему они смешные?
Слова на одну букву
Выберите любую букву алфавита и постарайтесь составить как можно более длинное предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Очень важно, чтобы ваша фраза была осмысленной и естественной.
Если сложно сразу сформулировать предложение, начните с коротких предложений и добавьте короткий рассказ из одной буквы.
Шустрый шутник ходил по шпалам, нашептывая шутки на грубом сленге.
Для выполнения задания нужен хороший словарный запас и творческая жилка. Поначалу могут оказаться сложные и надуманные ситуации, но со временем вы сможете складывать воедино настоящие истории.
Использование предмета
Возьмите любой повседневный предмет и попытайтесь придумать как минимум 10 способов его использования. Проявите фантазию и добавьте нестандартные варианты, выходящие за рамки привычного.
Будильник как музыкальный инструмент.
Ассоциации и антиассоциации
Возьмите любое слово и постарайтесь придумать как можно больше слов, похожих по смыслу и применению. Например, ходить — бежать, спешить, спешить, спешить и так далее
Затем поиграйте в другую сторону и придумайте как можно больше слов с противоположным значением. Иди — ложись, сядь, отойди назад, встань, замри, замри и так далее
Игра слов
В русском языке большое количество слов имеют несколько значений. Начинайте предложение с одного значения, а заканчивайте другим. Большое количество шуток построено на подмене ожидания и двусмысленности, поэтому этот навык можно назвать ключевым навыком юмориста.
Читайте также: Как работает успех, как стать успешным?
Переворот смысла
Найдите список самых известных выражений и цитат и попробуйте внести в них небольшие изменения, чтобы добавить комический эффект.
Помните, это не марафон — не торопитесь. Работайте с выражением, пока не выжмете все свои идеи и варианты. Запишите их в блокнот и вернитесь через некоторое время и попробуйте добавить в список.
Самоирония
Проанализируйте свои недостатки, очевидные для окружающих, и выберите наиболее подходящие для шуток. Очень важно научиться высмеивать себя, чтобы рассмешить других, поэтому практика очень полезна.
Например, можно посмеяться над лишним весом или физической слабостью, длинным носом или невысоким ростом, неприглядной внешностью или финансовыми проблемами.
На основе этого недостатка можно придумать множество шуток на самые разные ситуации.
Четыре теории юмора
Вот что говорят серьезные ученые, наблюдавшие за людьми и другими животными, о предназначении юмора в нашей жизни.
Теория Вайсфельда
Юмор — это инструмент для создания альтернативных реальностей. Наши шутки — это тот же звериный переполох, только еще более упрощенный. Имитация имитации жизни. Мы проверяем реакцию других людей на конфликтную ситуацию, не вовлекаясь в нее физически: «Где, по-вашему, я был до трех часов ночи? Ходили в бордель с нашей медсестрой и ее подругой!»
Теория Фредриксон
Юмор необходим для улучшения контроля над эмоциями. Шутка — это обратная реакция организма на стресс: «Вам принесли сюда пиццу. Но мы его съели! Ха-ха!» Развитая психика требует быстрого перехода, скажем, от гнева к счастью, потому что застревание в эмоции делает вас уязвимым. Для низших животных (и некоторых стражей, добавим мы) переход в новое состояние затруднен.
Теория Оурена — Бачоровски
Для блага эволюции двое взрослых особей должны быть генетически разными: только так они смогут произвести многообразное потомство. Однако разница в генах (а значит, и в цвете глаз, кожи, сосков и пейсов) может быть пугающей: другой организм воспринимается как чужой. Это означает, что должен существовать механизм фиксации симпатии, отличный от внешней привлекательности.
Таким механизмом становится «эмоциональная петля»: первый шутит, второй радуется, первый радуется тому, что второй счастлив, и так далее. Я встаю позже тебя»).
Теория Малкея — Миллера
Эти двое считают, что юмор — это механизм не привязанности, а выбора партнера. Оба признают, что выбор в сексе всегда за женщиной, поэтому мужчина обязан шутить. При этом Малкей считает, что юмор — это продукт демонстративной агрессии, он призван унизить мужчин-конкурентов перед женщинами: «Сан, это не ты писал о самолечении гонореи — осталось что-нибудь на принтер?»
Ну, а добродушный Миллер пишет, что шутка точно не должна быть оскорбительной, юмор — признак хорошей интеллектуальной формы, а значит, качественных генов. Кажется, что его теория, в кои-то веки учитывающая природу человека, а не гориллы, является самой правильной.
Способы, как смешно шутить
Люди, которые хотят произвести впечатление, заинтересованы в том, чтобы научиться шутить и быть забавными, чтобы привлекать людей.
Хотя считается, что юмор относится к области спонтанности и творчества, на самом деле все не так просто. Некоторые приемы и приемы требуют обдумывания и тренировки.
Есть проверенные методы.
Я вращаюсь. Самый простой трюк, который позволит вам быстро пошутить. Приходится менять слова, предложения или даже буквы (Федор Конюхов — жених Федорова). Не ищите смысла в оборотнях. Их цель — поднять вам настроение.
Принесите новости. Люди используют в речи множество устойчивых выражений, словосочетаний, клише. Ввести новое — значит ввести перчинку в виде нового слова в скверное выражение («порох в пороховницах, ягоды в прикладе»). Чем более подходящая замена, тем лучше.
Как это звучит. Суть метода не в том, чтобы учитывать контекст ситуации, а в том, чтобы акцентировать внимание на деталях («Почему орел убил козла? Потому что в Орле плохая экология»)
Преувеличение. Как сказал известный юморист: «Если в математике 1+1=2, то в юморе 11. Иногда преувеличение фактов делает ситуацию не странной, а смешной. Например, «Я не могла уложить своего ребенка спать. Она так громко на него плакала, что соседи за стенкой тоже решили лечь спать».
С ног на голову. Этот способ требует сноровки, ведь он не такой простой, как предыдущие. Как правильно шутить с помощью этого метода? Нужно перевернуть популярное разговорное клише. Например, «Я готов отдать правую руку, потому что левой могу все решить»).
Контраст. Анекдоты состоят из двух несочетаемых предложений. «У нее был желтовато-бледный цвет лица, который, однако, компенсировался ярким румянцем на носу». Последняя часть утверждения противоречит первой, но развивает ее.
Ложное армирование. В качестве шутки вторая часть утверждения опровергает первую («Этого никогда не было, и вот опять», «Бросить курить легко, я бросил пять раз» Марк Твен.).
Абсурд. Суть в том, чтобы преувеличить мысль настолько, чтобы она стала смехотворной и нелепой. Один из вариантов — довести до абсурда любую мысль о собеседнике.
доведение до абсурда может происходить двояко – чрезмерное усиление или смягчение. Пример: «Если человек дурак — это слишком долго».
Остроумная чушь. Достигается за счет наличия абсурдной ситуации, которая разворачивается. Из таких шуток соткано произведение «Алиса в стране чудес». Пример объявления «Вход бесплатный. Скидка для детей».
Парадокс. Небольшие изменения в тексте делают его пикантным и остроумным. Например, известный анекдот:
Урок в школе. Учитель:
— Вовочка, можешь привести пример парадокса, грустного и смешного одновременно?
Клоун умер от скуки!
Все представленные методики отвечают на вопрос, как научиться остроумно шутить, и что для этого нужно делать, но не стоит забывать о деталях.
Одним из условий хорошей шутки является ее уместность. Остроумная фраза, произнесенная не вовремя, выглядит глупо и некрасиво.
Упражнения, чтобы научиться научиться тонко шутить
Чувство юмора очень помогает в общении. Шутки сближают людей, разряжают обстановку, объединяют. О том, как научиться шутить в разговоре, можно узнать из книг.
Одним из самых популярных произведений о шутках является книга Юрия Тамберга «Как развить чувство юмора». Это самое известное и популярное издание для тех, кто хочет овладеть искусством остроумия. В ней автор дает конкретные рекомендации по шуткам.
Популярные упражнения для тех, кто хочет выделиться в компании:
- Поиск ассоциаций. Вы должны выбрать предмет и найти 5-10 вещей, похожих на него. Нужно не только их найти, но и понять, в чем сходство, что послужило причиной союза. Этот прием повышает скорость реакции, помогает шутить на ходу.
- Читайте литературу. Для расширения кругозора классика идет из школьной программы и что нравится. Желательно, чтобы текст был художественным, с обилием метафор, гипербол, сравнений. Умение грамотно шутить — большой бонус в глазах публики.
- Композиция стих. То, что не вызывает улыбки в прозе, вполне может быть воспринято в рифме. Если с поэзией все плохо, можно потренироваться в поиске пар слов, близких по звучанию или значению.
- Развитие творческого мышления. Нужно взять любой предмет и найти 10-15 нестандартных способов его использования.
- Использование иронии. Еще один способ развития творческих способностей – придумывать названия картинкам или изображениям. Это не должно быть смешно. Смысл в том, чтобы научиться видеть мелкие детали, нюансы действия. Чем больше найдено подписей, тем лучше.
- Самоирония. Умение посмеяться над собой — это высший пилотаж. Это упражнение не только развивает нестандартное мышление, но и раскрепощает. На листе бумаги следует написать три своих недостатка, а затем несколько остроумных ответов на случай, если кто-то решит покритиковать. Умение хладнокровно реагировать на токсичность собеседника — отличное качество.
- Позитивное мышление. В течение дня следует записывать все смешные, смешные или просто хорошие моменты, которые вас порадовали. Человек, умеющий видеть вокруг себя забавные ситуации, заряжен юмором.
- Ищем позитив. Необходимо написать несколько спорных ситуаций, а затем написать несколько вариантов, как ответить с юмором.
- Сокращение. Упражнение на развитие творческого мышления. Необходимо выписать все известные аббревиатуры и придумать новую, желательно забавную расшифровку.
- Поиск сходства. Вам предстоит находить общие черты в совершенно разных объектах. Например, стол и троллейбус, кот и компас. Чем больше вариантов, тем лучше.
Задания не так просты для выполнения, как кажется. На их выполнение уходит много времени. Тренировка терпения даст хороший результат.
Как научиться шутить: основные принципы и правила
Прокачать свой юмор всегда можно с помощью планомерной работы. Даже когда у вас начинают получаться первые шутки, не стоит останавливаться — всегда есть нюанс, который вы можете улучшить и вырасти над собой.
- Развивать творческое и нестандартное мышление. Для хорошей шутки нужно выйти за рамки стереотипного мышления и взглянуть на обычные ситуации под другим углом. Есть упражнения, которые позволяют творчески играть с повседневными вещами.
- Расширьте свой кругозор. Хорошему комику нужно много знать, чтобы грамотно шутить. Читайте разную литературу, смотрите познавательные или юмористические передачи, общайтесь с разными людьми, ходите на комедийные шоу. Взгляните на шутки, которые вам понравились больше всего, и попытайтесь понять, почему.
- Научитесь смеяться над собой. Многие шутки построены на высмеивании их недостатков и недостатков. Человеку с заниженной самооценкой будет сложно поставить себя в столь уязвимое положение, ущемляющее собственное достоинство. Но если вы поработаете над собой, то сможете уйти от этих ограничений, и тогда ваши шутки будут проще и разнообразнее.
- Тренироваться. Практика – ключ к развитию любого навыка. Старайтесь постоянно подмечать какие-то комичные ситуации, обыгрывайте их, придумывайте шутки. Если у вас есть хорошие друзья, которые могут поддержать вас в начале, вы можете рассказывать им анекдоты и получать мгновенную обратную связь. В противном случае можно найти аудиторию в Интернете – множество юмористических пабликов, форумов и прочих сервисов для общения. Потренируйтесь там, пошутите и оцените реакцию.
Посмотрите выступление юмористов, запишите особо удачные шутки, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, и проанализируйте. Попробуйте придумать что-нибудь на их основе. Со временем вы сможете выработать свой неповторимый стиль и импровизировать без вспомогательного материала.
Формула: Как из несмешного сделать смешное
Как развить чувство юмора — это одно, а где найти смешные темы — это другое. Вы должны взять за правило в своей жизни наблюдать и анализировать происходящее, использовать свое воображение и писать шутки как можно чаще.
Где взять темы для веселья?
Вы замечали, что юмор часто исходит из несмешных тем или событий? Приложив немного изобретательности, вы можете найти его почти во всем.
При поиске тем руководствуйтесь следующими моментами:
- что-то, что идет не так, как надо;
- вещи или люди, которые вас раздражают;
- текущие события;
- исторические события;
- вещи, которые вы не понимаете, и недопонимание между людьми.
То, что находится в вашей установке, не обязательно должно быть забавным. Чтобы составить убедительную кульминацию, вам нужно взять серьезную ситуацию и направить ее в правильном направлении.
Помните это важное правило! Ваши макеты не должны быть забавными. Они служат лишь трамплином для кульминаций. Я пишу это, потому что заметил, что многие начинающие комики стараются сделать свои декорации забавными. Но этого делать не следует.
Как придумать хорошую идею для шутки
Чувство юмора часто считают врожденным, даже не талантом, а даром. На самом деле, конечно, бывает, но… Чувство юмора можно воспитать! Вот что вам нужно сделать, чтобы стать действительно крутым шутником
Быть наблюдательной
Сетап + кульминационный сетап — это по сути сочетание двух общеизвестных фактов, которые раньше просто не стояли рядом. Достаточно глубоко всматриваться в вещи, замечать события, которых не видят другие. Для этого нужно смотреть на события в мире, слушать людей и замечать закономерности (да, все непросто).
Больше читать
Чтобы сочинять интересные каламбуры, нужен богатый словарный запас. В книгах много примеров тонкого юмора, так что не пренебрегайте домашним заданием по литературе.
Смотреть разное
Не только комедии, но и драмы, трагедии, документальные фильмы, чтобы увидеть, как еще можно рассказывать истории. Не только высокого качества, но и те, которые просматривает BadComedian, чтобы вы знали, как этого не делать. Чем больше «обзора», тем больше поводов для шуток.
Практиковаться
Хорошие шутки рождаются не сразу, а после долгих попыток, исправлений и самокритики. В данном случае самое главное – это постоянство.
Как развить чувство юмора за 24 часа
Бывало так, что во время просмотра телевизора, например, КВН или ProjectorParisHilton, ты умирал со смеху, и в тебе рождались мысли: «Как они это делают?», «Это идея!», «Хочу так» такая шутка! Это было бы здорово!».
У вас наверняка есть друзья, с которыми весело, которые часто шутят, про них тоже говорят «Горит», «Ну предал. Надо что-то такое придумать!», «Да он так шутит, мама не волнуйся!», верно?
А может быть, у вас случилось так, что появилась забавная мысль, вы хотели ее высказать, но почему-то промолчали. А кто-то шутил на эту же тему, и все смеялись?
Может быть, вы даже сделали что-то, чтобы развить свое чувство юмора. Искал информацию в интернете или спрашивал у друзей. Те, кто менее критичен, могут даже дать вам совет в общих чертах «представьте», «запишите удачные шутки» и тому подобное, т.е полную философию. Большинство попыток развить чувство юмора со вздохом сожаления заканчивались неудачей, так как непонятно, что для этого нужно сделать.
Также вы наверняка слышали очень распространенный стереотип «Чувство юмора нельзя развить, оно дано от рождения». Хотя понятно, что ребенок с рождения даже ходить не умеет, в чем прикол.
И действительно, разве нельзя развить чувство юмора? Неужели так грустно? Не получается. После нескольких мастер-классов и трехмесячной Humor Lab можно сказать, что чувство юмора обязательно развивается у людей всех возрастов и типов личности.
В то же время вы сохраните серьезность там, где это необходимо. Также узнаем, когда и над чем нельзя шутить, чтобы не прослыть дураком и не испортить себе карьеру :))
И наоборот, удачный и уместный юмор может сильно повлиять на карьеру, так как с вами всегда будет интересно и приятно общаться, а значит и вести с вами дела.
На самом деле любой способный человек ничего кроме юмора не знает. Просто у кого-то уже дела идут немного лучше и становятся успешнее!
Как научиться шутить
Понимая природу юмора и умея шутить, вы начинаете развивать чувство юмора. Это не использование уже исчерпанных шуток и выражений, это собственное творение! Вот самое простое упражнение, которое вы можете сделать прямо сейчас, и убедитесь, что вы улыбаетесь. Это занимает не более 3 минут:
- Выберите любую букву русского алфавита и составьте предложение из 10-12 слов (или более), где каждое слово начинается с этой буквы. Включая предлоги, союзы и местоимения.
- Проделайте это упражнение еще два раза с другими буквами.
- Прочитай еще раз и улыбнись
Бывает, что люди уже в этом упражнении немного «ухмыляют мозги». И это хорошо — значит, что-то меняется, и у вас появляется новый взгляд на привычные вещи.
Если вы заметили, смешной человек смотрит на мир несколько под другим углом, и именно поэтому он замечает то, что нормальный человек не улавливает. Участники учатся видеть мир с разных неожиданных сторон
Грамотная подача
А теперь внимание! Чтобы хорошо донести до слушателя смешной рассказ, важно правильно его преподнести по специальной формуле:
Setup (установка с английского) + Punchline (ударная волна с английского) + Коэффициент своевременности
Теперь давайте посмотрим поближе.
Сетап — это начало шутки, которая завораживает слушателя. Эта часть должна быть произнесена нормальным голосом, как в повествовании.
Панчлайн — панч со второй частью шутки, например, чтобы «выключить» слушателя от смеха. Эта часть представлена максимально эмоционально и выразительно.
Коэффициент релевантности — важно учитывать текущие интересы аудитории. «Дымные» ситуации уже никому не интересны. Нужно держать руку на пульсе и воспринимать новые события и истории как шутку. Здесь также присутствует подтекст безнравственности. Если ваш юмор аморальный для компании, над ним никто не будет смеяться. Его будут воспринимать негативно, а вас будут обходить стороной и косо смотреть.
Также важно оценить интриги группы. Если вас не слушают, то не пытайтесь шутить — это может сыграть с вами злую шутку: вашу идею либо украдут, либо вас перестанут воспринимать как человека, умеющего шутить. Здесь важно проявить творческое мышление, чтобы остаться уважаемым в группе. Это поможет вам оценить уровень релевантности и внимание людей к вашим шуткам.
Для наглядности разберем шутку по описанной структуре, начиная с коэффициента релевантности. В интернете много мемов, над которыми можно пошутить для стендапа, блога. Тема будет актуальна, например, о болезнях. Итак: два врача разговаривают:
«Может, еще раз проверим, извини, парень?!
— Да уже раз 10 проверили, как-нибудь мягко, с пониманием ему скажите. (это установка, чтобы говорить тихо, нормальным голосом, можно добавить немного драматизма)
«Извините, но мы не можем продлить ваш больничный!» (это та самая «ударная волна», за которой должен последовать смех. Будет смех или нет, зависит от коэффициента релевантности, интриги и ваших эмоций во время выступления).
Механизмы построения шуток
Прежде чем что-то освоить, нужно это понять. Давайте посмотрим, из чего состоит юмор и что за ним стоит. Сейчас я расскажу простыми словами и на примерах о самых разных видах юмора. Когда вы знаете теорию и подкрепляете ее регулярной практикой, у вас обязательно все получится.
Ирония
Это техника, когда мы говорим одно, а подразумеваем противоположное. Например, объект высмеивается и выставляется под видом похвалы.
Когда коллега сильно опаздывает и тебе говорят: «Сегодня ты король пунктуальности!”
Скетчи из программы «Наша Россия» часто основывались на иронии. Помнить? Жестокая веселая мельница, развлекающиеся в джакузи чиновники и громкие разговоры о страданиях людей.
Ирония может быть разной. Типы:
- Простой. Например, сказать человеку, который чего-то боялся, мол, ну ты смелый человек.
- Самоирония. Когда человек смеется над собой. Например: «Куда я, дурак, что-то понимать!”
- Антиирония. Здесь задача не высмеять, а показать, что кого-то недооценили. Например, у Жванецкого есть такие строки: «Врачи сделали все возможное, но больной все же выжил”.
Двусмысленность
Прием также называют каламбуром. Здесь юмор построен вокруг определенного слова, имеющего двойное значение. В начале анекдота оно употребляется одним образом, а в конце приобретает другое значение.
Многие анекдоты про Штирлица основаны на этом:
- Штирлиц всю ночь топил печку. Утром она утонула.
- Дуло из окна. Штирлиц закрыл окно. Морда исчезла.
Подмена ожиданий
Этот прием также часто используется в шутках.
Слепой заходит в бар с собакой-поводырем. Его просят уйти, так как собаки не допускаются. Он в ярости:
Это моя собака-поводырь!
— Ты хочешь сказать, что этот пудель — твоя собака-поводырь?
«Боже, мне подарили пуделя?!
При слове «проводник» мы представляем себе лабрадора или ретривера, а тут пуделя, то есть происходит срыв ожиданий.
Сравнение несравнимого
Этот прием основан на том, что мы сравниваем вещи, далекие друг от друга по смыслу и не имеющие ничего общего.
Жизнь как пианино: клавиша белая, клавиша черная.. и крышка.
Скачок
Вот идет список родственных или похожих характеристик, а потом вставляется характеристика, совершенно не вписывающаяся в контекст сказанного ранее.
Чтобы быть успешным и богатым, нужно бегать по утрам, читать книги по саморазвитию, ставить цели и. получать наследство от дяди.
Друзья, хочу заметить, что приведенные примеры не являются примерами того, как правильно и как надо шутить. Это лишь иллюстрации указанных типов и приемов, чтобы вы могли представить, на чем основан традиционный юмор. На самом деле таких методов много. У каждого человека может быть свое.
Технология написания смешной шутки
Кто-то использует собственную структуру для написания смешного рассказа, кто-то вообще считает, что не надо придумывать шутки, надо импровизировать. Но импровизационный стиль тоже не особо проникает в мозг. Вы должны быть хорошо обучены шутить на ходу. Современные анекдоты и прибаутки составлены по определенному принципу.
Чтобы заинтриговать слушателей, в качестве названия можно дать забавную историю. Это может послужить декорацией для веселой истории. Например, «как я попала в колодец» или «как Дуся стала бояться злого пуделя». Название должно быть захватывающим и передавать основную мысль рассказа или анекдота. Вам знакомо выражение: «Ой, вы слышали анекдот про то, как Вовочка смотрел в бинокль?» И начинается забавная история.
О названии поговорили, переходим к сочинению шутки.
Используйте многозначительность
Приколы для КВН, стендапа не должны быть длинными, чтобы слушатель не потерял интерес. Но если шутить в быту, то можно обыгрывать фразы со смыслом: «что такое КПСС — это сочетание глухих букв». Аббревиатура имеет свое значение, а вы добавляете другое правильное, но свое. А получается забавно.
Несколько значений слова, здесь важна фраза. Например: «В воскресенье вечером шел снег. Правда, прошел мимо и не вернулся”.
Концовка, которую никто не ждал
Здесь используется техника неожиданных концовок. Вы произносите предложение, которое имеет одно окончание, а заканчивается другим. Например: «Вчера получил справку с ужасным диагнозом… Хорошо!”.
Такие шутки приходят быстро, потому что не нужно думать о чем-то подобном, нужно просто взять ситуацию из жизни и обыграть ее. «Дети очень хотели помочь маме» — тут каждый слушатель представляет ситуацию на кухне, в спальне с пылесосом и т.д. А в итоге получается: «Мама смотрела Comedy Club на смартфоне» или что-то в этом роде.
Кстати, если говорить об этом мультипликационном шоу, многие спрашивают, кто придумывает шутки для Comedy Club. Ирина Пятенко, одна из организаторов шоу, рассказывает, что у них есть два варианта сотрудничества: жители придумывают шутки сами, а также есть специально нанятые люди, которые работают в этой сфере. Имена этих лиц не разглашаются.
Противоречие
Здесь технология сочинения заключается в том, что в начале анекдота рассказывается одна история, а затем подключается противоречие. Например: «Она выглядела очень здоровой, как яблоко, которое долгое время находилось в тепле». Такое противоречие легко выучить — берешь фразу из жизни и придумываешь с ней противоречие, противоречивый смысл.
Не те ожидания
Человеку говорят предложение, которое включает в себя настройку на определенное слово или определенное значение. Но следующее предложение ломает все шаблоны:
— Выходи за меня!
«Да завтра ты протрезвеешь и передумаешь!
«Клянусь, я не собираюсь протрезветь!
Слушатель настраивается на слово «одумайся», а ты рассказываешь анекдот на слово «трезвый”.
Ирония поможет новичку
Если вы не можете придумать еще одну шутку, которая выделит вас на фоне остальных, воспользуйтесь приемом Задорнова. Он очень любил искать смысл там, где его в принципе быть не могло. Например, в поп-песнях. Оказывается, это ироничное утверждение, которое интересно услышать от других. Здесь очень важно развивать критическое мышление, именно это создает основу для иронии.
Приведу пример детских сказок. Давно заезженный анекдот: «Царица ночью родила не сына, не дочь — неведомую зверушку!» В сказке о Курочке Рябе тоже трудно обнаружить логику; на эту тему тоже много шуток. Часто такие шутки используются для стендапа или для общения с девушкой (ну не сказки разыгрываются, конечно, а, например, песни).
Базовые приемы комического
Основные приемы мультипликации необходимы для создания так называемых образов явлений, порождающих смешное. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных приемов, используемых в комическом искусстве:
1 | Изменение и деформация явлений. |
2 | Необычные эффекты и сравнения. |
3 | Несовпадения в связях и связях между явлениями. |
4 | Воображаемый союз разнородных явлений.< |
5 | Создание явлений, отклоняющихся от нормы. |
Предлагаем вашему вниманию краткую характеристику каждой из них (в каждой из больших групп есть частные приемы).
Изменение и деформация явлений
Изменение и деформация явлений – это:
- Преувеличение — прием, воздействующий и повышающий характеристики поведения, внешности, характера, ситуации
- Пародия – подражание оригинальному объекту, преувеличение его характерных черт, иногда до абсолютного абсурда
- Гротеск – прием обобщения и обострения жизненных условий посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобного и нелогичного, смешного, карикатурного
- Травестия – опошление и унижение явлений, считающихся достойными, достойными уважения
- Карикатура – это упрощение, искажающее суть путем выделения мелких и второстепенных моментов и игнорирования существенных черт
Необычные эффекты и сопоставления
Необычные эффекты и сравнения в основном включают в себя удивление с целью создания мультфильма:
- Сюжетные движения и повороты, которые не предвидит слушатель, читатель или зритель и которые происходят вопреки его предположениям и ожиданиям
- Непредвиденные сравнения или конвергенции взаимоисключающих или просто разных явлений, выходящие за рамки обычных сравнений (например, сходство между людьми и животными или людьми и предметами)
- Сравнения, обнаруживающие неожиданное сходство и совпадение общепринятых точек зрения и повседневных ситуаций с точками зрения и ситуациями абсурдными и нелепыми
- Демонстрация контраста путем сравнения типов людей, противоположных друг другу (чаще всего по взглядам, привычкам, темпераменту, чертам характера и др.)
- Остроумие, основанное на сравнении несоизмеримых или далеких явлений
Несоразмерность в связях и отношениях между явлениями
Несовпадение в связях и отношениях между явлениями в большинстве случаев выражается в анахронизмах (перенесении людей, предметов, явлений или событий в другое время) со стороны образа мышления, языка, обычаев, принципов или точек зрения.
Мнимое объединение разнородных явлений
Мнимое объединение разнородных явлений понимается как:
- Гротеск, основанный на множественных переходах из одной области в другую и использовании противоположностей, совмещении разных стилей и творческих приемов
- Моделирование ситуаций, когда поведение персонажей не соответствует обстоятельствам
- Несоответствие между поведением и внешностью, характером или иным психофизиологическим проявлением индивидуальности
- Несоответствие внешнего вида и природы, иллюзии и реальности, теории и практики, реальности и фантазии, тщеславия и истинной ценности
- Иронические высказывания, в которых скрытый смысл есть отрицание буквального смысла
- Сарказм как возмущенная насмешка – это отражение высокой степени негодования, характеризующееся угрюмостью и язвительностью
- Расхождения между обычным назначением предметов и необычными вариантами их использования
- Неестественные, нелепые, неожиданные или удивительные повторения явлений, ситуаций, предложений, действий
Создание явлений, отклоняющихся от нормы
к созданию явлений, отклоняющихся от нормы, относятся:
- Нарушение рациональных, эффективных, продуктивных и результативных норм
- Выполнение бесполезной и ненужной работы (выбор несоответствующих задаче средств, усложнение простых задач, нарушение логики, неправильные ассоциации и умозаключения и т.п.)
- Хаотичные высказывания и логическая путаница (логическая непоследовательность, неожиданные обороты и вставки, необычное употребление слов)
- Абсурдистские диалоги, где нет связи между высказываниями участников
- Логические инверсии, когда свойства объектов и ситуаций смещаются
- Заявления, кажущиеся смешными на первый взгляд
Список можно продолжать, но мы ограничимся этим. Если у вас есть желание ознакомиться с более полным и систематизированным описанием техник шаржа, вы можете обратиться к соответствующим источникам, небольшой список которых мы предоставим в конце урока.
Сейчас мы предлагаем вам несколько хороших упражнений и рекомендаций, с помощью которых вы сможете научиться использовать некоторые приемы мультфильма в своей повседневной жизни.