- Концентрируйтесь
- Пишите конспекты
- Скажите «нет» многозадачности
- Составьте план
- От того, какие знания мы уже загрузили в голову, зависит, насколько легко мы сможем обрабатывать новую информацию в этой области.
- Есть ли разница между обучением взрослых и детей?
- Делайте перерывы
- Проявляйте активность
- Создайте условия для учебы
- Рекомендация № 2: хорошо высыпайтесь и бездельничайте
- Как улучшить процесс обучения?
- 1. Создайте правильную среду обучения
- 2. Избавьтесь от отвлекающих факторов
- 3. Подготовьте необходимые материалы
- 4. Подготовьте свой мозг к обучению
- 5.Фаза обучения и обучения
- 6. Отдых и релаксация
- Переосмысляйте изученное
- Как ставить цели и мотивировать себя
- Развивайте знания и навыки
- Также крайне важна обратная связь. Нам необходимо знать, что мы делаем правильно, а что — неправильно, и даже простой разбор своей деятельности может значительно улучшить результаты.
- Определите лучший канал получения информации
- Повышение продуктивности
- Освойте технику быстрого чтения
- Занимайтесь спортом
- Пейте воду во время занятий
- Обучайте других
- Конспектируйте
- Отвечайте на вопросы
- Повторяйте правильно
- Используйте знания сразу
- Избавьтесь от лишнего
- Практикуйтесь
- Как управлять своим временем
- 3. Берите с собой только необходимое, ничего лишнего
Концентрируйтесь
Наш мозг на самом деле хорошо различает важное и неважное. Если полученная информация не получила должного внимания или не вызвала сильного эмоционального отклика, она уходит на полку «не особо нужное» и быстро забывается. Чтобы этого не произошло, стоит максимально сконцентрироваться на осмысленных знаниях. Вдумчиво прочитайте полезную книгу, сосредоточьтесь на том, что говорит лектор, ведущий профильный предмет, выключите смартфон, не отвлекайтесь. В этом случае вы с большей вероятностью запомните сказанное.
Пишите конспекты
Можно приложить все усилия, чтобы не забыть нужную информацию, а все равно какая-то неизбежно ускользнет, причем сразу. Чем больше времени проходит, тем меньше вы будете помнить, и в итоге в вашей голове останутся только самые яркие и важные моменты. Но если вы делаете заметки, вы всегда можете обратиться к ним и быстро освежить свои знания. К тому же, когда вы записываете, вы как бы получаете ту же информацию второй раз, и благодаря этому запоминаете ее еще лучше.
Некоторые преподаватели университетов прямо требуют, чтобы вы делали заметки, но этот метод отлично работает для любого типа информации. Вы можете конспектировать книги, учебники, вебинары и т д. Тогда даже через некоторое время вам не придется их читать или пересматривать в поисках отдельного элемента.
Скажите «нет» многозадачности
Людей всегда привлекал образ Юлия Цезаря, который может делать много дел одновременно, а в каждом втором резюме многозадачность подчеркивается как преимущество. Несмотря на это, эффективность такой работы часто является не более чем мифом.
Если вы попытаетесь переключиться между подготовкой к экзамену, чтением книги, беседой с другом и просмотром видео, вы потратите больше времени и энергии на переключение между занятиями, чем на учебу или отдых. На самом деле гораздо лучше сосредоточиться на чем-то одном, завершить его и только потом переходить к другому. Только так вы сможете понять суть задания и качественно его выполнить.
Также, если вы перестанете браться за все сразу, исчезнет ощущение вечной спешки и нехватки времени. Скорее всего, получится, что вы вполне сможете проделать необходимую работу, продвигаясь к цели постепенно.
Составьте план
Большинство школьников и студентов начинают заниматься непосредственно перед экзаменами или зачетами. Иногда это вынужденная необходимость, но в этом случае об эффективности занятий говорить не приходится. Если вы действительно хотите запомнить нужную вам информацию, стоит составить учебный план с определенным количеством часов и сроками. Когда нужно выполнить задание к определенной дате, это позволяет внимательно изучить предмет и лучше запомнить все, что нужно. Если вы обучаетесь самостоятельно, план поможет вам серьезно начать работу и даст вам дополнительную мотивацию.
От того, какие знания мы уже загрузили в голову, зависит, насколько легко мы сможем обрабатывать новую информацию в этой области.
Эксперимент психолога Уильяма Чейза с нетренированной памятью
Сначала Уильям Чейз показал новичку в шахматах и опытному профессионалу картину шахматной партии между Карповым и Каспаровым. Оказалось, что профессионалу достаточно всего 5 секунд, чтобы запомнить расположение 16 фигур. Для новичка процесс запоминания был намного сложнее.
И тут Вильям показал профессионалу и новичку партию в шахматы, в которой фигуры были расставлены совершенно нелогично — такое расположение во время игры невозможно. И в этом случае новичку было гораздо легче запомнить шахматную партию, потому что профессионалу приходилось запоминать ходы без логики.
Квалифицированная память – это когда профессионалу легче запомнить то, что касается его области знаний, чем новичку в этой области.
Есть ли разница между обучением взрослых и детей?
Механизм обучения — это процесс изменения нейронных связей, который не прекращается, когда человек заканчивает школу или университет. В 22-25 лет способность к усвоению нового материала действительно ухудшается, но до 45 лет остается на достаточно высоком уровне.
Но взрослые учатся немного иначе, чем дети. Впервые об этом упомянул в своих трудах немецкий историк Александр Капп в 1833 году, именно он ввел термин «андрагогика». Надо признать, что идея образования взрослых в то время не была распространена, и до середины 20 века все, что так или иначе было связано с передачей знаний, рассматривалось в рамках педагогики.
Американский педагог Малкольм Ноулз сумел привлечь внимание общественности к андрагогике (науке об образовании взрослых). В 1973 г он опубликовал книгу «Взрослый ученик», в которой обозначил ряд принципиальных различий между воспитательными качествами детей и взрослых:
Потребность в знаниях и желание учиться. Для ребенка знания — это инструменты, которые помогают ему выполнять задания и получать высокие оценки. Для взрослого это способ решения конкретных практических задач.
Предыдущий опыт. Взрослый учится, перенося все на существующий опыт. В силу возраста у ребенка нет такого опыта, поэтому он открыт ко всему новому.
Сосредоточьтесь на обучении. В школе дети изучают отдельные дисциплины и воспринимают учебу как получение знаний по конкретному предмету, например биологии или географии. Для них не столь важно, как все это можно использовать на практике. Взрослые же лучше усваивают материал, представленный в контексте реальных жизненных ситуаций, поэтому их обучение должно быть междисциплинарным и практикоориентированным.
Самоидентификация. В педагогике ведущая роль принадлежит учителю. Взрослый, как правило, не очень охотно учится по чужим указаниям, поэтому ключевая роль в обучении должна принадлежать ему. Роль учителя в этом случае состоит в том, чтобы помочь ученику преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте, научить его самостоятельно регулировать свою деятельность и нести ответственность за результат.
Доминирующий тип мотивации. У детей преобладает внешняя мотивация — оценки, похвала родителей, одобрение учителя. Взрослые тоже часто мотивируются внешними силами, такими как баллы, рейтинги, призы, продвижение по службе или повышение зарплаты, но ненадолго. Для изучения нового взрослому человеку необходима внутренняя мотивация — искреннее желание чему-то научиться для удовлетворения своих интересов, независимо от окружения и наград. В противном случае он бросит школу. Именно поэтому современные образовательные платформы так много внимания уделяют целеполаганию учащихся.
Еще одно важное различие между детьми и взрослыми заключается в том, как они воспринимают новую информацию. У детей есть биологическая задача – познать все вокруг, ведь это необходимо для выживания. С возрастом человек становится более жестким. У него нет острой необходимости в обучении, так как он уже обладает определенным объемом знаний и умений.
Кроме того, взрослые склонны фокусироваться избирательно. Эта способность имеет не только преимущества, но и издержки, одним из которых является выученная невнимательность. Именно из-за этого взрослые часто попадают в так называемую обучающую ловушку, когда чрезмерный когнитивный контроль мешает им усвоить важную новую информацию и посмотреть на проблему под другим углом.
В качестве доказательства исследователи из Университета штата Огайо в 2021 году провели интересный эксперимент. Они набрали группу 4-летних детей и группу взрослых. Всем участникам были показаны изображения фантастических существ. Задача состояла в том, чтобы определить признаки по двум признакам, которые были выявлены до начала теста: окраске и наличию усиков. У взрослых способность к классификации выше, чем у детей, поэтому они быстрее справились с заданием. Но затем ученые ввели третий признак — особенности строения тела. Здесь дети показали наилучшие результаты, потому что их восприимчивость к информации намного шире, им легче мыслить нестандартно. Взрослые ориентируются только на изначально заданные параметры и даже при изменении условий продолжают ими руководствоваться.
Делайте перерывы
Чтобы учиться продуктивно, нужно давать себе перерыв. Бывает, что времени на усвоение большого объема информации совсем нет — но даже в этом случае небольшие перерывы, позволяющие мозгу на время переключиться, будут полезнее непрерывной зубрежки. В противном случае вы быстро устанете, и сколько бы усилий ни прикладывали, не сможете запомнить даже самые простые вещи.
Проявляйте активность
Во время учебы не ограничивайтесь прослушиванием лекций и выполнением домашних заданий. Если у вас есть вопросы, смело задавайте их, высказывайте свою точку зрения, участвуйте в обсуждениях. С одной стороны, это поможет лучше усвоить материал, с другой – даст возможность больше узнать о предмете. Хорошие учителя любят, когда ученики интересуются темой, и вполне вероятно, что ваша деятельность вдохновит их расширить интересующие вас темы и выйти за рамки курса и стандартной информации учебника.
Создайте условия для учебы
К экзамену можно готовиться на кухне, а диплом писать сидя на балконе, и многие видят в этом подходе немного романтики и жертвенности. Но на самом деле хорошее рабочее место может значительно повысить продуктивность учебы. Попробуйте создать для себя место, посвященное исключительно учебе. Она должна быть максимально практичной, все необходимые материалы должны быть под рукой, а все лишнее и отвлекающее, наоборот, убрать. Постарайтесь договориться с близкими или соседями, чтобы они не мешали вам во время работы, либо используйте беруши или громкие наушники с фоновой музыкой. Регулярные занятия в одном и том же месте постепенно создадут устойчивые ассоциации с обучением, и вскоре вы автоматически настраиваетесь на рабочую атмосферу.
Рекомендация № 2: хорошо высыпайтесь и бездельничайте
Процесс обучения имеет физиологическую природу, поэтому эффективность обучения напрямую зависит от образа жизни. После того, как вы узнали что-то новое и загрузили знания в свою кратковременную память, можно ложиться спать! Во сне отлично формируются новые нейронные связи. А праздность создает хорошую среду для воспоминаний. Ничего не делай, ни с кем не разговаривай, ни о чем не думай: лежи в ванне, пинай листья в парке или смотри на горящую свечу. Знания прочно устанавливаются, когда мозгу нечего делать.
Эксперимент с трехчасовым курсом химии о важности сна
Две группы детей прошли одинаковый трехчасовой курс химии. Только первая группа стартовала в девять утра, а вторая группа в два часа дня. Выяснилось, что результаты теста на оценку полученных знаний были на 4–6 % выше во второй группе. А вторая группа оценила курс, преподавателя и подачу материала выше, чем первая. Все потому, что им не нужно было рано вставать.
учиться утром тоже хорошо: на свежую голову легче запомнить некоторые закономерности, усвоить новую информацию. Главное хорошо выспаться перед этим.
Как улучшить процесс обучения?
А теперь общее руководство и несколько технических советов о том, как учиться лучше. Воспользуйтесь этими советами, и ваш процесс обучения станет более эффективным и даст лучшие результаты. После внимательного изучения вопрос, как лучше учиться для вас будет закрыт навсегда и на все 100%!
1. Создайте правильную среду обучения
Найдите лучшее место для обучения для вас. Место, где вы чувствуете себя комфортно и лучше всего сосредоточены. Подумайте, где вы будете подвергаться наименьшему количеству нежелательных искушений и раздражений. Также рекомендуется проветривать помещение, где вы будете тренироваться. И позаботьтесь о правильном освещении, лучше всего естественный дневной свет.
Обучение за столом не обязательно должно быть самым эффективным. Когда мы сидим на стуле из твердых материалов, большая часть веса нашего тела приходится на небольшой участок кости размером около 10 см. Пребывание в таком положении в течение длительного времени приводит к усталости и необходимости часто менять положение. Возможны боли в спине и мышцах. Не стесняйтесь адаптировать место на свой вкус с помощью подушек, диванов и кресел. И мы можем с уверенностью ответить на вопрос, где лучше учиться – дома, конечно же!
Выберите место, где вы чувствуете себя наиболее комфортно.
2. Избавьтесь от отвлекающих факторов
Во-первых, нужно избавиться от любых отвлекающих факторов и отвлекающих факторов, которые могут негативно повлиять на процесс обучения.
Начните с оценки собственного тела. Вам слишком холодно или слишком жарко? Вы устали, напряжены, злы, скучаете? Вы голодны, перекормлены?
Возьмите лист бумаги и быстро запишите все, что вас беспокоит или может отвлечь во время учебы. Этот список должен быть максимально полным, так как даже незначительные отвлекающие факторы могут повлиять на то, насколько хорошо ваш мозг будет работать и обрабатывать информацию во время обучения.
Затем приступайте к устранению этих потенциальных помех от наибольшего к наименьшему.
Если вам нужен сон и вы можете позволить себе больше отдыхать, ложитесь спать и отдыхайте. Если у вас мало времени, вздремните хотя бы 30 минут, это также даст вам энергию. Если у вас нестриженные ногти, подстригите их перед учебой, чтобы ваш мозг не отвлекался на другие области, которые ищут, чем заняться вместо учебы.
3. Подготовьте необходимые материалы
Чтобы избежать ненужных поисков и траты времени, перед началом обучения подготовьте все необходимые материалы, заметки, закладки браузера, книги и инструменты, которые вам понадобятся. Это также относится к файлам и электронным документам, хранящимся на вашем компьютере. Держите их все в пределах легкой досягаемости, чтобы вы могли быстро получить к ним доступ.
4. Подготовьте свой мозг к обучению
Теперь, когда основные и второстепенные отвлекающие факторы устранены, подготовьте свой мозг к обучению. Перед интенсивными тренировками, повышенными умственными усилиями и т.п стоит сделать так называемую разминку ума. Наш мозг обладает теми же свойствами, что и мышца.
Именно поэтому перед тренировкой стоит разогреться, например, могут помочь игры с числами и математическими расчетами. Другой пример: выбираем длинное и сложное слово и составляем из букв этого слова как можно больше слов. Мы все делаем в голове без помощи листа бумаги.
Вы также можете использовать сеанс мозгового штурма, чтобы просмотреть ранее изученный материал и установить цель обучения и план. Например, в виде «чек-листа», где вы можете отметить прохождение последующих этапов вашего обучения.
Вашему мозгу нужно около 5-10 минут, чтобы разогреться.
5.Фаза обучения и обучения
После разминки переходите к соответствующему этапу тренировки. Здесь есть много способов, и каждый из нас должен найти то, что работает для нас. Некоторые читают вслух и повторяют по памяти. Другие создают «карты разума», различные формы заметок, в которых выделяются наиболее важные фрагменты.
Некоторым нравится ходить пешком и учиться помогает движение, другие предпочитают спокойно сидеть за партой или лежать на диване. Сосредоточьтесь на изучаемом материале и сосредоточьтесь на нем. Не сосредотачивайтесь ни на чем, кроме того, что вы изучаете.
Стоит помнить, что обычно наш мозг способен выдерживать и работать с высокой концентрацией и высокой эффективностью ок. 45-60 минут. По прошествии этого времени вы можете заметить снижение концентрации и усталости. Когда это произойдет, сделайте перерыв.
6. Отдых и релаксация
Перерывы важны в процессе обучения. Найдите время, чтобы расслабиться. Иногда достаточно 5-10 минут.
Встаньте и немного подвигайтесь, прогуляйтесь, это успокоит ваш мозг, и когда вы вернетесь к учебе, он лучше запомнит информацию. Делайте что-то, что заставляет вас расслабиться.
Переосмысляйте изученное
В процессе обучения очень легко ошибиться, стать самоуверенным. Поэтому очень важно проанализировать свои знания, оценить степень своего понимания.
Как ставить цели и мотивировать себя
- Используйте планирование назад
Вернемся к Лене.
Лена купила курс по Big Data, потому что прочитала в блоге, что это +30% к ее зарплате. И вообще, обидно не знать, что такое CRISP-DM в 2020 году. Начала заниматься с энтузиазмом, но через неделю ей стало скучно. Это оказалось не так просто, и она не видела применения больших данных для своей профессии менеджера проектов. На курс она больше не вернулась. Почему так случилось?
Потому что у Лены не было цели.
Концепция обратного планирования очень проста: вы должны видеть цель с самого начала. Для этого нужно сразу определиться, какие знания и навыки вы получите в конце. Затем изучите заголовки и краткие описания всех частей курса. Создайте в голове четкую структуру курса. И только после этого можно думать о покупке.
Я хотел поставить этот совет первым. Но тогда, до этого момента, никто бы его не читал. Меня также бесят советы «поставь цель и иди к ней».
Но это важно. Вы должны четко понимать, зачем вы учитесь.
- Найдите партнера по учебе
Согласно исследованию Стэнфордского университета, работа в парах более мотивирована: они на 53% чаще возвращались к задачам после эксперимента, работали усерднее и больше не сдавались.
В этом (единственный) плюс университетского образования — всегда есть дело, над которым можно поработать и обсудить. Это значительно облегчает продвижение вперед, соблюдение сроков и продуктивность.
Если вы учитесь онлайн, найдите возможность обсудить задания с другими учащимися. Skilsetter закрыл для этого чаты курса. Если у вас нет такого чата, попробуйте завязать диалог в комментариях в социальных сетях, на тематическом форуме. Вы также можете пройти курсы с друзьями. Всегда будет с кем поговорить.
Для тайм-менеджмента.
Развивайте знания и навыки
На этом этапе обучения необходимо оттачивать навыки и прилагать усилия для повышения успеваемости. Одним словом, нужно практиковаться, специально выделять время на развитие в выбранной сфере.
Но некоторые формы практики более способствуют мастерству, чем другие. Обязательно используйте метод извлечения знаний. В известном эксперименте группа участников, заучивших содержание текста, запомнила гораздо больше, чем группа, которую попросили прочитать его еще раз. Вы запомните и узнаете гораздо больше, если после прочтения текста зададите себе вопросы по содержанию.
Также крайне важна обратная связь. Нам необходимо знать, что мы делаем правильно, а что — неправильно, и даже простой разбор своей деятельности может значительно улучшить результаты.
Некоторые полагаются на учебные дневники. Другие предпочитают видео.
Качественная обратная связь также может служить руководством для вас. Допустим, вы думаете, что испанское слово, означающее «петух», — это pollo. В случае плохой обратной связи вы просто получите четкий ответ. («Это неправда: по-испански петух — галло».) Возможно, вы вообще не получите никакой обратной связи. («Пожалуйста, переходите к следующему вопросу».)
Но лучшая обратная связь — это та, которая сочетает в себе наблюдение и структурированный способ найти правильный ответ. Так вот, в примере с петухом самое действенное указание на то, что вы дали неверный ответ, и некая подсказка. («Обязательное испанское слово начинается с буквы g».)
Если человек по-прежнему не дает правильного ответа, можно добавлять следующую букву до тех пор, пока человек не вспомнит слово галло.
Определите лучший канал получения информации
Есть несколько способов получить информацию, и разные каналы подходят разным людям. Кто-то запоминает лучше, слушая лектора, кто-то читая тексты по теме. И хотя обычно мы не выбираем путь получения знаний, знать о своих функциях стоит. Например, если вам легче воспринимать информацию визуально, вы можете записать лекцию, тем самым переведя ее в текстовый формат. Если вы хороший слушатель, обсудите статью, которую читаете, с друзьями или найдите аудиоверсию книги.
Повышение продуктивности
Поздравляем! Процесс хорошо налажен, обучение идет полным ходом. Есть еще несколько хитростей, о которых вы обязательно должны знать.
Освойте технику быстрого чтения
Скорочтение с каждым днем становится все популярнее. Поток информации, который обрушивается на человека сегодня, может запросто сбить его с ног. Классические методы усвоения информации уже не справляются с этим.
Чтобы идти в ногу со временем, нужно научиться вычленять самое главное в бесконечной череде символов и правильно структурировать данные в голове. Я поделюсь с вами несколькими советами, которые помогут вам увеличить скорость чтения в несколько раз.
- Прекратите говорить во время чтения
Это значительно замедляет процесс. Чтобы успокоить свой внутренний голос, считайте в уме, читая книгу, или отбивайте ритм рукой по столу. Сначала вам будет сложно понять текст, а потом вы привыкнете.
- Не возвращайтесь к чтению
Ученые установили, что во время чтения человек совершает возвратные движения глазами. Они могут быть как непроизвольными, так и осознанными. Бывает, нам кажется, что мы ничего не запомнили, и приходится возвращаться к прочитанному фрагменту. Простая пластиковая карточка или визитка помогут вам избавиться от этой привычки. Перемещайте его по тексту согласно своему взгляду и закрывайте уже прочитанные фрагменты.
- Прочитайте текст перед чтением
Когда у нас есть общее представление о чем-то, нам легче над этим работать. Прежде чем приступить к чтению текста, просмотрите его целиком. Обратите внимание на объем, наличие графических элементов, прочтите пару абзацев для ознакомления со стилем изложения. У вас в голове сформируется текстовая карта, и вам будет легче усваивать новую информацию.
- Тренируйте свое периферийное зрение
Поле зрения человека намного шире, чем мы привыкли думать. Чтобы использовать его на 100%, нужно много практиковаться. Для этого используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, специальные приемы работы с текстом. Все они есть в нашей статье о том, что такое скорочтение и как его освоить. Смотреть!
Занимайтесь спортом
Как физическая активность связана с обучением? Самый непосредственный. Во время занятий спортом улучшается кровообращение, клетки насыщаются кислородом, мозг начинает работать активнее.
Поэтому рекомендую каждую тренировку предварять легкой тренировкой: бегом, ездой на велосипеде, плаванием, катанием на лыжах.
Пейте воду во время занятий
Исследователи обнаружили, что даже легкое обезвоживание снижает качество когнитивных функций. Внимание рассеивается, память и мышление ухудшаются. Поэтому держите рядом с рабочим местом бутылку с водой и регулярно пейте ее.
Важно! Вам нужно только пить воду. Чай, кофе, соки, безалкогольные напитки не подойдут.
Обучайте других
Еще одна методика, которая поможет вам повысить эффективность учебы, называется «Учиться — учиться». Это означает, что вы должны попытаться передать знания по новой теме, как только они у вас появятся. Вы можете пригласить всех желающих.
Попробовав себя в роли преподавателя, можно выявить проблемы в усвоении материала. То, что вы не можете правильно объяснить, требует большего внимания и практики.
Конспектируйте
Чем больше органов чувств участвует в усвоении информации, тем лучше. Конспектируя уроки, вы подключаете к обучению тактильный анализатор. Теперь при усвоении знаний будет работать не только зрительная и слуховая память, но и мышечная память.
Кроме того, заметки учат фильтровать информацию, выделять самое важное и правильно расставлять акценты. А сами заметки выступают своеобразной картой, с помощью которой вам будет проще ориентироваться в большом объеме информации.
Отвечайте на вопросы
В учебниках каждый параграф сопровождается списком вопросов. И это не случайно. Согласно научным исследованиям, отвечая на вопросы сразу после ознакомления с теоретической информацией, мы помогаем ей правильно уложиться в память.
С этой точки зрения ответы на вопросы являются гораздо более эффективным методом, чем перечитывание текста.
Повторяйте правильно
В конце прошлого века немецкий психолог Герман Эббингауз явил миру свою знаменитую кривую забывания. Его можно использовать для отслеживания того, как работает наша память. На графике видно, что через час после усвоения новой информации в голове остается всего 43% от первоначального объема.
Более того, процесс забывания продолжается, но не так быстро. В результате через месяц в голове остается около 20% полученных знаний. Повторение помогает замедлить процесс и обмануть кривую забывания.
В первый раз лучше повторить пройденный материал не позднее, чем через час после его освоения. Пролистайте текст, ответьте на вопросы, отметьте в уме ключевые моменты.
Тогда вам придется вернуться к нему через день и попытаться воспроизвести его в своей голове. Отрывки, которые не удается запомнить, можно прочитать еще раз.
Следующее повторение должно быть через 2-3 недели, а затем через 3 месяца. Если к этому моменту вы уже успели внедрить новые знания в рабочий процесс и активно их использовать, можно обойтись без повторений.
Используйте знания сразу
Очень важно как можно раньше начать применять полученные знания на практике. В противном случае мозг причислит их к ненужным и благополучно забудет. Вспомните, как было организовано школьное образование. Сначала вы проходите теоретический урок, а потом делаете практические упражнения. То же самое должно относиться к самообучению.
Позвольте мне рассказать вам историю о моем отце. Так как он был уже взрослым и дееспособным человеком, то решил изучать юриспруденцию. Каждый вечер после работы он штудировал Гражданский кодекс, разбирал различные случаи из юридической практики и изучал судебные решения.
Чтобы ускорить процесс обучения, он придумал всего одну гениальную вещь. Разместил в газете объявление о бесплатной юридической консультации по телефону. Переговоры начались. Отец основательно погружался во все дела, давал подробные комментарии и рекомендации. В самых сложных ситуациях, когда он не мог сразу дать ответ, папа просил перезвонить через несколько дней. И он отправился искать ответ.
Около полугода в нашей квартире по вечерам звонил телефон. За это время отец добился больших успехов в своем новом увлечении, выиграл несколько судебных дел и даже получил приглашение на работу в юридическую фирму. И попутно он также помог сотням людей решить их проблемы.
Кстати, а вы знали, что все навыки можно освоить всего за 24 часа? Вам не кажется? Итак, взгляните на нашу статью о методе Кауфмана.
Избавьтесь от лишнего
Попробуйте отключить интернет на время учебы и поставить смартфон на беззвучный режим. Даже небольшие отвлекающие факторы могут вывести вас из продуктивного режима работы. Не говоря уже о том, что часто «пятиминутки» в Facebook превращаются в часовые обсуждения.
Во время напряжённых приготовлений, например во время сеанса, полезно войти в «энергосберегающий режим». Ваш мозг и так усиленно работает, и лишняя информация может только засорить его. Попробуйте на время «исчезнуть» из соцсетей или хотя бы перестать читать новостную ленту, а отвечать на сообщения в строго установленное время. Перестаньте слушать новости и смотреть телевизор. Эта «информационная гигиена» позволит вам освободить память для более важных данных.
Практикуйтесь
Для того чтобы полученные знания остались с вами навсегда, недостаточно один раз хорошо выучить все. Информация, которую мы не используем, со временем перемещается из активной памяти в пассивную, где ее уже не так просто заполучить. Поэтому, если вы не хотите терять хватку, необходимо не только запоминать, но и применять новые знания на практике. Хотя чисто теоретически, вы можете вести дискуссии с коллегами и однокурсниками, просматривать заметки, читать или даже писать статьи на свою тему и т д
В прошлом учеба человека заканчивалась окончанием университета. Теперь необходимо постоянно получать новые знания. Но приложив немного усилий, обучение можно превратить из сложной задачи в приятное и действительно полезное занятие.
Как управлять своим временем
- Начните с простых задач, а затем переходите к сложным
Фразу «съешь эту лягушку» Ваня услышал на лекции о продуктивности. Он понял, что сначала нужно выполнить самое нежелательное задание, а потом уже переходить к остальным. Затем он решил сначала выполнить самую сложную задачу в проекте: карту путешествия клиента и презентацию генеральному директору.
Ваня так устал, создавая карту пути клиента, что на презентацию у него не осталось сил. Он все-таки сделал это. Генеральный директор был недоволен.
Лена тоже видела эту лекцию. Но она решила поступить по-другому: начать с легкого, а потом браться за сложное. Она сначала заполнила недельный отчет и только потом взялась за карту пути Заказчика. После перерыва она подготовила презентацию для генерального директора. Лена тоже устала, но ей было легче работать.
Мозг не читал лекций о продуктивности, поэтому работает как может. Ему сложно собраться и сразу выполнить сложное задание. Эффективнее для начала делать легкие упражнения, постепенно усложняя задачи.
- Установите жесткий «внешний» срок
Людям, у которых нет дедлайна, выполнение задачи занимает на 16 % больше времени, чем тем, кто поставил их перед собой, и на целых 40 % больше, чем тем, у кого есть внешние крайние сроки. Внешний крайний срок — это срок, который вам дают другие люди.
Этот подход отлично работает в школах и университетах. Дата экзамена известна заранее, перенести ее нельзя. Все, что вам нужно сделать, это сесть и начать работать.
Когда вы учитесь самостоятельно, вы должны сами устанавливать сроки. И это намного сложнее. Исследования показывают, что люди не умеют устанавливать себе оптимальные сроки. Мы слишком легко нажимаем на них. Работа, дни рождения родственников, беспорядок на столе, торопливый поход в караоке – все это может отодвинуть учебу на второй план.
Чтобы этого избежать, нужно найти внешнее подкрепление. Вы должны быть в безвыходной ситуации.
Первый вариант – финансовые вложения. Если вы планируете сдавать IELTS, GMAT или другой платный сертификационный экзамен, назначьте дату и оплатите экзамен. Это послужит мотиватором: если вовремя не подготовиться, потеряете деньги.
Второй вариант – публичное заявление. Напишите о своих намерениях закончить курс или сдать экзамен. Скажите точную дату. Медлить будет сложно, и вы обязательно дойдете до конца.
- Не читайте учебники от корки до корки
Многие читают учебники как новый роман: от начала до конца следует сюжет. Это неправильно.
Когда вы читаете художественную литературу, вы делаете это для удовольствия. Когда вы читаете учебник, вы хотите получить знания. Разные цели, разные подходы.
Гарвард разработал эффективное руководство по чтению, чтобы облегчить жизнь студентов. Полезных вещей много, вот самые важные:
Не начинайте читать с первой страницы. Во-первых, обратите внимание на структуру книги. Прочитайте предисловие, изучите параграфы. Прочитайте краткое содержание каждой части. Посмотрите, на что ссылается автор в своей библиографии. Так вы лучше понимаете контекст учебника.
Читайте активно. Делайте заметки и постоянно задавайте себе вопросы: «Что означает этот график?», «Что было сказано в этом абзаце?», «Почему автор сделал такой вывод?». Это повысит вашу вовлеченность и закроет ненавистную кривую забывания.
Еще раз: учебник не нужно читать полностью. Вы можете начать с середины, если есть нужная вам концепция. Затем вы можете перейти к другим главам. Всегда помните о своей цели — научиться чему-то конкретному, а не просто прочитать книгу.
- Заранее подумайте о времени, месте и продолжительности занятий
Решения — это тяжелая работа. Мозг от этого устает. Уже есть классическое исследование, которое показало, что американские судьи утром принимают эффективные решения. Потом мозг устает и склоняется к более простым вариантам, не требующим мышления.
В день человек принимает около 35 000 решений. Выбираете ли вы, что надеть или какую карьеру выбрать, ваш мозг все равно будет тратить на это энергию и уставать. Кроме того, решения требуют времени. Оказывается, чем больше рутинных решений вы принимаете, тем меньше времени и сил остается на действительно важные.
По этой причине многие известные предприниматели всегда носят одну и ту же одежду: Стив Джобс, Марк Цукерберг. Им все равно, как они выглядят. Они просто освобождают время и мозг от принятия этого решения.
Если вы заранее спланируете, что каждую пятницу в 20:00 будете заниматься по 2 часа сидя в гостиной, то вы будете более продуктивны. Вы не хотите использовать свои ресурсы для решения этих проблем «в данный момент».
3. Берите с собой только необходимое, ничего лишнего
Например, некоторые люди берут с собой ноутбук, чтобы делать дополнительные заметки, но это может сильно отвлекать. Компьютер слишком универсален: можно зайти в игру, проверить соцсети, посмотреть видео — все это редко связано с процессом обучения. Спросите себя, действительно ли вам нужен ноутбук. Возможно, блокнота и ручки будет достаточно.