- С чего начать
- Упражнения
- Sparklines (Как было, как могло бы быть)
- Пример
- Сходящиеся идеи
- Примеры
- Гора
- Пример
- 2. Раздели на части и грамотно преподнеси каждую
- Фальстарт
- Пример
- 5. Практикуйся и работай над мелочами
- Примеры
- Добрая девочка
- Советская площадь
- Мое кредо
- Задавайте более открытые вопросы
- Как же создать сильную историю?
- Придумать идею
- Четко определить аудиторию
- Способы научиться сторителлингу
- Мономиф
- Гора
- Рамка
- Сравнение
- Реверсивная драматургия
- Фальстарт
- Сходящиеся идеи
- Как рассказывать истории: правильное начало
- «Гора»
- 1. Экспозиция
- 2. Завязка
- 3. Развитие
- 4. Кульминация
- 5. Развязка
- 6. Эпилог
- Структура
- Нарастание напряжения
- Время для смеха
- Создание образов
- Мономиф
- Правило №4
- In medias res (начать с середины)
- Пример
- Лепестки
- Переключите эмоциональный режим на «любопытство»
- Лицо и руки
- Вложенные циклы
- Пример
- Схем много
- Уверенность – залог успеха
- 3. Сосредоточься на нужных деталях
С чего начать
Как рассказывать истории, которые интересно слушать? Начать следует с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не впечатлит зрителей, если рассказчик проглатывает окончания слов, невнятно произносит звуки. Проблема решается регулярными упражнениями, улучшающими подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить скороговорки на высокой скорости.
Не менее важную роль играет словарный запас рассказчика. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не лениться уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, ведение дневника помогает научиться структурировать свою речь. В блокнот можно записывать главные события дня, стараться делать записи краткими, отражая самое важное.
Упражнения
Как рассказывать истории так, чтобы другие охотно их слушали? Для начала стоит сделать своему слушателю зеркало, вести перед ним монологи, затрагивая различные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Во время записи разговорных монологов рекомендуется использовать диктофон. Прослушав записи, легче понять достоинства и недостатки ваших историй.
Есть еще одно упражнение, дающее отличные результаты. Вы должны выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, например, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказать об этом предмете мебели. Зеркало все еще может действовать как слушатель. Упражнение развивает воображение, к тому же рассказчик в процессе выполнения учится структурировать собственные рассказы.
Sparklines (Как было, как могло бы быть)
Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии бликов» для анализа известных понятий в своей книге Resonate».
Она утверждает, что лучшие шоу были успешными, потому что они противопоставляли наш мир идеальному, совершенному миру. Они сравнивают «то, что есть» с тем, «что может быть». В таких рассказах автор обращает внимание на проблемы, существующие в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у зрителей жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.
Эта техника отлично подходит для стимулирования действий, вселения надежды, возбуждения и поиска сторонников ваших идей. Кроме того, его активно используют в рекламе. Пока они празднуют в Вилларибо.. помнишь?
Пример
Эта технология используется при создании рекламы, когда пытаются показать разницу между тем, что у вас есть сейчас, и тем, что может вам дать продукт.
Например, в этом видео обратите внимание на финальные кадры: там используется умелое повторение.
Сходящиеся идеи
Этот метод показывает, как разные мысли объединяются, чтобы сформировать продукт или идею. Его можно использовать для объяснения того, как родилась идея или как идея стала кульминацией нескольких умов.
Техника «Сходящиеся идеи» похожа на вложенные циклы, но вместо того, чтобы погружаться в основную историю через подыстории, она показывает, как несколько одинаково важных историй привели к единому заключению. Можно использовать для рассказов об альянсах, имеющих глобальное значение, таких как партнерство между веб-разработчиками Ларри Пейджем и Сергеем Брином.
Ларри и Сергей познакомились в Стэнфордском университете в 1995 году, но сначала не понравились друг другу. У обоих были хорошие идеи, но им было трудно работать вместе. В конце концов они начали вместе работать над исследовательским проектом. Проект, который стал известен как Google.
Этот метод хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Он также подходит для объяснения того, как происходило развитие в определенный исторический момент.
Примеры
История бренда Ernst & Young о том, как два талантливых человека добились успеха, каждый в своем деле. И как после многих лет работы, после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая до сих пор успешно работает на рынке.
А вспомните рекламную историю о двух братьях, которые сделали Твикс: один сделал левый стик, другой — правый.
Гора
Это история, полная интриг и драмы. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологическом порядке. Но это все-таки две разные техники, потому что «гора» не всегда означает счастливый конец.
Первая часть истории служит предпосылкой для всей истории, затем следует повествование о решении проблем, и действие достигает кульминационной развязки. Сюжет немного похож на сериал — в каждой серии есть свои взлёты и падения, постепенно приводящие к главному финалу в конце сезона.
Эта техника повествования хорошо работает, когда вы рассказываете о том, как вы преодолели ряд трудностей, медленно наращивая напряжение и придя к выводу, который вас удовлетворяет, или подтверждает, что вы совершили ошибку, но извлекли уроки из этих ошибок.
Пример
Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает на Хабрахабре историю без хеппи-энда — о том, как можно почти безубыточно продавать айфоны.
Как закрылся джинсовый сервис Getwear — это история взлетов и падений с полезным заключением в конце.
2. Раздели на части и грамотно преподнеси каждую
Ваше повествование не должно сильно отличаться от литературного рассказа. Итак, мысленно разделите свой рассказ на несколько частей. Не забудьте указать в начале детали, необходимые для нормального восприятия повествования. Можно даже начать с печально известного «Жили-были…». Движение вверх всегда кажется намного легче.
Самое главное, не забывайте приукрашивать детали сюжета по мере развития сюжета. Это такой кинематографический прием — нагромождать краски и спецэффекты на висящие обрывки сценария и малоинтересные детали. Так и здесь: не стесняйтесь добавлять красок в те моменты, которые, по вашему мнению, нельзя обделить вниманием.
Последняя часть рассказа должна быть наиболее эффектной. Именно концовка заставляет зрителя понять, почему он был вынужден все это слушать. Конечно, эти правила распространяются не на все истории, но они гарантированно эффективны.
Фальстарт
Фальстарт — это техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, затем внезапно прерываете ее и начинаете заново. Вы внушаете аудитории ложное чувство безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.
Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то потерпели неудачу и пришлось вернуться к началу и все переосмыслить. «Фальстарт» идеально подходит для разговора об уроке, который вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которую вы придумали. Этот прием отлично подходит для привлечения внимания: он разрушает ожидания вашей аудитории, удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.
Пример
Отличный ролик Axe с депрессивным началом и неожиданным разрешением.
5. Практикуйся и работай над мелочами
Практика нужна везде – даже в таких простых на первый взгляд вещах. Проговаривайте эти истории про себя, переводите дух, записывайте детали, которые хотите передать, ведь такие мелочи забываются напрочь, вылетают из головы. А без них история, как парусник без паруса: какой-то бред. Рассказ типа «Пришел в сад, меня поразил крот. Было больно. Ну вот и «не будет успеха.
Мы говорили об искренности, но везде есть детали, которые следует опустить. Некоторые — потому что они бессмысленны и неинтересны, а некоторые — потому что они вас дискредитируют. Поэтому важно продумать свое выступление до того, как оно станет достоянием общественности.
И самое главное: ваш рассказ должен звучать интересно и весело как в первый, так и в сто двадцать первый раз, так что попробуйте. Если вас просят повторять это снова и снова, то поздравляю: это успех.
Примеры
Добрая девочка
Для начала — немного игрушечная история, но в ней вы найдете все этапы.
К. Лукашевич
Красивая девушка
(1) Была суровая зима. Все было засыпано снегом. /как это было сначала/ (2) Воробьям пришлось нелегко. /начинается ужас/ (3) Бедняги нигде не могли найти еды. Воробьи летали по дому, жалобно чирикая. /все страшнее и страшнее!/
(4) Добрая девочка Маша сжалилась над воробьями. /Ура! ожидания страшной гибели воробьев не оправдались! / Она начала собирать хлебные крошки и каждый день высыпала их на свое крыльцо. (5)Прилетели кормиться воробьи и вскоре перестали бояться Машу. /что было дальше/ (6)Так добрая девочка кормила бедных птичек до весны. /Общий/
Советская площадь
Но это реальная история о великом писателе. Обратите внимание, здесь нет строгого деления на этапы — выставка ползет под завязку. А какая экономия слов! Из-за этого каждый имеет двойную силу.
А. Гайдар
Советская площадь
(1) Это был 1919 год, кажется, февраль. Мне только что исполнилось пятнадцать.
(2) А теперь командир, который из добродушия (1) назвал меня то ли ординарцем, то ли адъютантом:
— Я иду на Советскую площадь. Абсолютно, не хмуриться! Я бы тебя тоже взял, но в машине нет бензина, а я поеду на велосипеде.
(3)Но я уже знал, почему войска бросились на площадь. А он вздрогнул и спросил: «Товарищ командир, мне горько! Разрешите с вами прокатиться?»
Он предупредил: «Смотрите!»
И я поспешил на конюшню, чтобы выбрать более спокойную лошадь, ибо я еще очень плохо владел седлом. Но все, что было тише, это суета, нищета, смерть.
И оседлали мне рослого, хитрого коня, который, как только очутился на площади, стал фыркать, крутить мордой и толкать других задом…
И собрание было, и с балкона Моссовета выступили лучшие коммунисты многих стран.
И всадники, сердито глядя на меня, тихонько ссорились и тыкали в мою лошадь, кто носком сапога, а кто рукоятью кнута.
Вдруг вся площадь замерла, (4) и Ленин вышел на балкон. Я с радостью приподнялся в стременах, но конь мой дрожал, фыркал, пятился…
(5) И во время короткой речи Ленина я употребил все свои силы, все свои низкие умения только для того, чтобы мой конь хоть как-то стоял на месте, а если не мне, то хотя бы пусть народ слушает, что скажет великий вождь сказать.
Но когда Ленин кончил говорить и площадь загремела музыкой и криками, я в гневе и слезах хлестнула лошадь, вылетела из очереди и бесцельно помчалась по пустынным улицам, покрытым сугробами.
(6) Ленина я больше никогда не слышал и не видел. Но в тот же день люди, как могли, пересказали мне его выступление. А я думал, командующий отпросился и вскоре ушел со своими красноармейцами на фронт — в далекую Двенадцатую армию.
Мое кредо
А это просто история из интернета. Вы можете легко распознать все шаги. Обратите внимание, что кульминация здесь двойная. Это хорошо? Не знать. Но история приятная.
лимит
Мое кредо
Была ранняя весна. Утро выдалось серым, моросило, но на душе было светло, радостно и как-то спокойно. Тяжелая зима с ее холодами и непроходящим двухмесячным льдом, а затем водами рек и морей окончательно отступила. На душе стало легко просто от того, что можно было идти по улице парящей походкой, и не контролировать ни малейшего движения, и бояться поскользнуться на каждом шагу.
Я шла и вдруг заметила, что передо мной идет красивая, яркая (в прямом и переносном смысле этого слова) пара. Это были пожилые мужчина и женщина. Одевались вроде бы просто, но красиво – тона слоновой кости, бежевый и шампань придавали им налет роскоши, омолаживали, навевали мысли о счастливой зрелости. Одежда выглажена, обувь начищена. Они выглядели очень ухоженными и счастливыми даже сзади и издалека. Можно было бы подумать, что в этот ранний час, тщательно одетые, они приглашены на важное мероприятие, но пара шла довольно медленно, словно шла.
А я как всегда был занят. Когда расстояние между мной и этой красивой парой сократилось до двух метров, я услышал их..ругань. Я был очень удивлен, и мне почему-то стало не по себе. Это выглядело так глупо — красивый, способный, может быть, прожив вместе десятки лет, пойти и поспорить, забыть, что он для нее значит, и что она для него значит.
Когда я догнал их, они продолжали обвинять друг друга в чем-то. И тут я не выдержал, повернулся к ним и. ничего не сказал…
Иногда нам кажется, что мы не в силах изменить что-либо, происходящее вокруг нас. Мы стесняемся, боимся, оправдываемся, обижаемся. Мы признаем себя слабыми и беспомощными. Другими словами, мы избегаем ответственности.
Мы живем, думаем и действуем в границах. И все, что выходит за эти пределы, кажется нам ненормальным, странным. Часто эти ограничения придуманы нами самими, но еще чаще — кем-то. Они делают нас несчастными, зависимыми и несвободными. Они заставляют нас быть «нормальными», «как все», и в результате носят маски.
В то весеннее утро мне очень хотелось сказать этим людям: «Вы такая замечательная пара, зачем вы так много спорите», но боялась показаться какой-то «не такой», странной. И, к сожалению, я часто попадал в такие ситуации.
В то весеннее утро я боялся преодолеть свои ограничения и показаться странным. Теперь быть «странным» — мой девиз. Когда я выхожу за пределы, я становлюсь собой.
Задавайте более открытые вопросы
Вас самого не раздражает вечное банальное «Как дела?»
Я действительно ненавижу это. Потому что такой вопрос заставляет людей определять себя (и определять свою ценность) через свою работу. Конечно, эта информация будет вам полезна в контексте деловых отношений, но почему бы не позволить себе проявить больше творчества на эту тему?
Что вы можете узнать, если спросите что-то вроде этого: «Что в последнее время придавало вам сил и энергии?»
Люди ЛЮБЯТ этот вопрос. Это позволяет реагировать гибко и разнообразно. Внезапно оказывается, что вы судите их не по статусу или влиянию, а, наоборот, интересуетесь тем, что заставляет их чувствовать себя «живыми». Это отличный вариант, если вы разговариваете со стажером или генеральным директором. Вы всегда будете вознаграждены образованием крепких глубоких связей.
Смело берите и пользуйтесь!
Вот еще три вопроса, которые могут пригодиться:
— Откуда ты? Как вы связаны с компанией/отраслью/владельцем_____? Что привело вас сюда (на это событие)?
Цель этих вопросов — попытаться найти свое место в истории собеседника. Логично, правда?
Читайте также: Как поставить человека на место: полезные советы и готовые фразы
Как же создать сильную историю?
Придумать идею
Идея – это короткая, но объемная мысль, которая останется в сознании людей. Именно она помогает донести до публики то, что вы считаете важным. Например, «мы в ответе за тех, кого приручили» — идея «Маленького принца». «Без грусти невозможно познать истинную радость», — учит нас мультфильм «Головоломка». Чтобы научиться формулировать идеи, сначала попытайтесь найти их во всем, что вы читаете или смотрите. Некоторые идеи можно даже позаимствовать и украсить собственными деталями.
Четко определить аудиторию
Это следующий шаг в создании успешной истории. В идеале он должен захватывать всех, например, как мультфильмы Диснея. Но не всегда нужна «универсальная» история — нужно в первую очередь отталкиваться от своих целей. А чтобы понять, что нужно аудитории, познакомьтесь с ней поближе. Узнайте его значения.
Способы научиться сторителлингу
Давайте сначала поймем, что мы хотим узнать. Сторителлинг: «стори» от англ. — рассказ, «рассказ» — говорить, говорить. Этот термин относительно новый и означает «рассказывать, рассказывать историю». Но мы вкладываем в эту концепцию интересное, захватывающее повествование.
В сторителлинге никто никого не перетягивает на свою сторону. Здесь нет прямых линий. Простой формат здесь не подходит, как нет и четкого разграничения между «хорошо-плохо», «хорошо-плохо». Для читателя, слушателя прокладывается путь, пройдя который, он решит, как именно он теперь будет относиться к действию, как воспримет новую информацию.
И вот мы подошли к самому главному – технике сторителлинга. Не буду вас обманывать, изучать этот жанр легче творческим людям. Но любой может научиться рассказывать историю в интересной и увлекательной форме, если отработает приемы повествования.
Мономиф
Это рассказ о различных приключениях, путешествиях героя. Во главе истории герой, который сталкивается с разными ситуациями в своей жизни. Конечно, нужно добавить немного драмы, ведь здесь тоже работает драматический жанр: есть вступление, сюжет, его развитие, кульминация всей истории и конец.
Этот прием помогает понять, благодаря каким ситуациям герой пришел к тем или иным выводам. Этот прием отлично работает в сказках для детей, когда взрослый хочет привить ребенку какие-то ценности. Разумеется, добавляя разные, на первый взгляд, неразрешимые ситуации, загадочных героев.
Наше народное творчество в своих сказках преуспело в этом приеме. Например, рассказ о Маше и Медведях или Василисе Прекрасной и т д. В этом жанре важно не сделать рассказ скучным. Для этого добавляйте юмора, развивайте его в себе.
Гора
То же самое, только с одним нюансом — герой не ждет ни мира во всем мире, ни безграничного счастья. Он проходит различные испытания, что-то теряет, в конце концов терпит неудачу, но он не отчаивается, а уверен, что все это было не зря.
История заканчивается тем, что он не зря прошел этот путь. Отличная история для нового лидера в группе. Таким образом, вы сможете завоевать уважение за короткое время.
Рамка
Техника, позволяющая объединить разные истории в одну концепцию. Что это значит? Когда рассказываешь разные ситуации, но в одном «кадре». То есть в истории есть что-то, что их всех объединяет. На этом принципе построена «Тысяча и одна ночь». В этой истории царский дворец сочетает в себе все истории, рассказанные Шахерезадой.
Здесь важен кадр. Рассказывая историю, начните с обстановки. Например, предположим, что вы отправились в учебную поездку со своей семьей. Вы описываете, как вы собирались, готовили вместе, какие-то события. Но во всем этом вы подчеркиваете единство и сплоченность вашей семьи. А потом, когда вы будете рассказывать о других семейных поездках, в основе лежит единение и солидарность.
Сравнение
Часто мы используем этот прием при воспитании детей, даже не подозревая об этом! Техника сравнения (спарклайны — как уже есть и как могло бы быть) основана на противопоставлении реальной ситуации и возможной воображаемой. Например, мы говорим ребенку: «Вот у тебя двойка по математике, и если бы ты вчера больше занимался, этот пример решился бы легко”.
Это небольшой пример контраста. В интересном рассказе также активно используется сравнение. Часто его используют в деловых, рекламных или мотивационных постах. Авторы стремятся поощрять изменения. Техника признана эмоциональной, так как в первую очередь воздействует на эмоциональную сферу человека. Слушатель видит свое состояние, сравнивает, каким оно могло бы быть, и хочет все изменить.
Реверсивная драматургия
Помните начало статьи, где речь шла о лестнице? Вот мы и подошли к одному из используемых там приемов — начало от середины. При общении с людьми вы с успехом будете привлекать внимание к своей персоне, используя этот прием. Этот прием часто можно увидеть в кинопроизводстве. Режиссеры завораживают зрителей образами из середины фильма.
В рассказе можно начать с кульминации, тогда слушатель будет внимательно слушать начало, развитие событий, понимать, как герой попал в эту ситуацию. Этот прием хорошо работает в историях, которые вы рассказываете девушке. Представительницы прекрасного пола особенно эмоционально воспринимают кульминационный момент, особенно если он касается любимого человека.
Например: «Вчера меня чуть не уволили с работы… (девушка была потрясающая: почему? как? и что дальше?). Пришел на рабочее место, вижу, а вчера сообщил об ошибке. Я должен был закончить его за 5 минут до оперативной памяти, иначе он точно вылетит, триал не заканчивается до завтра!..”
Если вы хотите рассказать длинную историю, вы должны все время поддерживать интригу. Необязательно сразу раскрывать все карты, чтобы удержать внимание слушателя. Этот прием важно использовать для интересного повествования в музее. Не всем интересны исторические данные. Но если вы победите их с помощью этой техники, вы станете самым разыскиваемым проводником!
Фальстарт
Техника, которая заставляет слушателя постоянно обновлять свое внимание. Все начинается с обычного повествования, ничто не предвещает эмоций… Потом все резко меняется, история принимает новый оборот и эмоции слушателей тоже. Человек уже не знает, чего ожидать от рассказа, поэтому постоянно находится в напряжении. И это то, что вам нужно?!
Этот прием часто используется в сериалах, когда сначала идет речь о герое, потом с ним что-то происходит, и его родственник, знакомый начинает всем мстить. Зрителя интересовал тот факт, что в этом сериале может случиться всякое, и это заставляет постоянно смотреть на кинопродукт. То же самое и с историями.
Сходящиеся идеи
Техника направлена на объединение нескольких историй в один вывод. Например, в сериале «Меч» используется этот прием. Несколько человек с разными жизненными историями и душевными ранами встретились и пришли к одному выводу: должна быть социальная справедливость и равенство, богатые должны делиться с бедными, даже если не хотят…
Та же история с веб-разработчиками Сергеем Брином и Ларри Пейджем. Эта ассоциация начинается с разных ситуаций, историй из жизни, но они объединяются в известную ситуацию: создание проекта под названием Google.
Поэтому я попытался как можно понятнее объяснить классические приемы сторителлинга, которые вы уже можете начать использовать. Подстроиться под каждого человека не получится, но можно, например, внуку-подростку рассказать о своей жизни, сравнив. А рассказать любовные истории из своей жизни можно с помощью мономифа или рамки. Парни не любят обилия эмоций.
Как рассказывать истории: правильное начало
Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало — залог успеха всей истории. Как вы рассказываете истории, которые заинтересуют ваших слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно знакомить зрителей с сутью рассказа, но не затрагивать основной сюжет.
Допустим, человек хочет посвятить друзей в забавную историю, которая произошла с ним во время праздников. Он не должен начинать рассказ с предупреждения о том, что вот-вот последует забавная история. Правильный вариант — немедленный переход к сути. Например, первое предложение может звучать так: «Однажды я врезался в яхту на водном мотоцикле». После этого слушатели обязательно захотят узнать подробности, которые им представит рассказчик в основной части собственного рассказа.
«Гора»
Простейшая нарративная диаграмма «Гора» Простейшая нарративная диаграмма «Гора»
1. Экспозиция
Как все было вначале. Кто, что, где, когда. Описание «фона» и «героя».
2. Завязка
С чего все началось. Что послужило спусковым крючком. Какая песчинка вызвала обрушение.
3. Развитие
возрастающее действие. Растущее напряжение. Нарастающая драма. Самая эмоциональная и захватывающая часть.
Здесь уместны самые разнообразные риторические приемы (их много в нашем руководстве).
4. Кульминация
Конфликт, столкновение, взрыв, обман ожиданий .
5. Развязка
Что произошло после взрыва. Должное действие. Его последствия.
6. Эпилог
Долгосрочные последствия. Вывод, вывод, смысл, мораль – вот для чего была рассказана история.
Структура
Сторителлинг — это, во-первых, передача информации, а подача и усвоение информации намного проще и экономит время, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково было бы читать книгу, где все страницы перемешаны? Слушать плохого рассказчика — все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты или наоборот — упускает что-то важное в начале. В результате даже интересная история теряет свое очарование и превращается в пытку.
правильно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:
- Галстук. Это подготовительная часть, которая происходила «до». Самые важные события предшествуют самым важным, без которых история не может обойтись.
- Климакс. Именно для этого, собственно, и затевалась вся история, ее самые важные и самые интересные события, точка максимального напряжения.
- Обмен. К чему привели самые важные события и чем закончилась история.
Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить свое воображение и мысленно прожить вместе с вами всю историю.
Нарастание напряжения
Как интересно рассказывать истории, чтобы аудитория ловила каждое слово? Слишком быстрый переход к изюминке — распространенная ошибка многих неопытных рассказчиков. Небольшое вступление только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину рассказа, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.
Также не рекомендуется затягивать с самой интересной частью повествования. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Вот тут-то и пригодится умение структурировать рассказ, выделять самое важное и отбрасывать лишнее. Как его развивать написано выше.
Время для смеха
Как рассказывать смешные истории? Желательно добиться того, чтобы первые смешки слушателей раздались уже в течение первых тридцати секунд. Конечно, веселые истории не должны быть перегружены лишними подробностями, если детали не изобилуют забавными моментами, помогающими приблизиться к кульминации.
Совсем не обязательно пытаться уместить рассказ в полминуты, просто важно максимально насытить первые 30 секунд веселыми и захватывающими подробностями. В этом случае велика вероятность того, что слушатели узнают продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.
В памяти большинства людей откладывается только кульминация рассказа или его последняя часть. Поэтому важно хорошо продумать концовку, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прерывать монолог на сцене, когда публика заливается смехом.
Создание образов
Как рассказывать друзьям истории так, чтобы заработать репутацию отличного рассказчика? Истории, которые создают яркие образы в уме, всегда пользуются большим успехом у зрителей. Нужно научиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. Например, поможет добавить в свою историю описание местности, где это произошло. Однако не стоит делать его многословным, достаточно нескольких хорошо направленных фич.
Исследования показали, что люди почти всегда предпочитают истории, рассказанные от первого лица. Произошла ли история с рассказчиком или с кем-то, кого он знал, лучше всего сделать себя главным героем. В этом случае можно рассчитывать на эмпатию аудитории, от которой многое зависит.
Мономиф
Мономиф (также известный как путешествие героя) — это история, встречающаяся во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.
В мономифе герой призван покинуть родной дом и отправиться в трудное путешествие. Он перемещается из места, которое он знает, в ужасающее неизвестное. Преодолев суровые испытания, он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из сегодняшних историй все еще следуют этой структуре, от «Короля Льва» до «Звездных войн».
Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчиняется законам драматического жанра — у мономифа есть предыстория, сюжет, развитие, кульминация и развязка.
Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к выводам, которыми хотите поделиться, и добавит достоверности вашей истории. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения того, как вы открыли для себя новые знания.
Сила этого приема не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя обязательно встретятся неразрешимые загадки и загадочные незнакомцы. Или бабушек, которых приходится переводить через дорогу.
Правило №4
Отрабатываем дикцию и жесты с помощью зеркала. Здесь нет ничего странного. Вы должны увидеть себя со стороны. Зеркала — лучший способ. Выучите 1-2 истории и начните практиковаться. Сначала вы будете видеть сплошные ошибки, вам будет мешать жесткость. Пройдет время, вы научитесь расслабляться, ваша мимика изменится, ваши слова станут легче и мягче. Вы начнете понимать, что ваш рассказ настолько увлекателен, что кто-то прислушался к себе.
In medias res (начать с середины)
Дословно с латыни это выражение переводится как «посередине дела». Начните свой рассказ с центрального эпизода, прежде чем начнете объяснять, как вы сюда попали.
Вы сразу «бросаете» зрителей в самую захватывающую часть истории — люди будут увлечены и очень внимательны, чтобы понять, что происходит на самом деле.
Но будьте осторожны — не раскрывайте все факты сразу. Попробуйте намекнуть на что-то странное или неожиданное — что-то, что требует дополнительных объяснений. Дайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы она зацепила их, а затем вернитесь и восстановите полную картину истории.
Это подходит только для коротких историй, потому что, если вы сделаете их длинными, аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.
Техника хороша тем, что с самого начала захватывает внимание и держит в напряжении, а также позволяет сосредоточиться на поворотном моменте истории.
Пример
История компании Harley-Davidson, которую автор начал с очень необычного факта.
Или остросюжетный боевик от «Билайн» про тариф «Интернет навсегда».
Лепестки
Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько несвязанных историй, которые по-прежнему относятся к одной и той же ситуации.
Вы рассказываете свои истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, как одна история переплетается с другой, но каждый из них должен быть законченным повествованием сам по себе. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей основной идеи.
Показывая своей аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего сообщения. Этот прием позволяет совмещать разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как разные нити связаны в ситуации.
Пример
Это милое видео от Билайн показывает нам своего рода мини-сериал о знакомстве нового и очень необычного сотрудника в офисе. Основная мысль скрыта в конце.
Еще одним примером «лепестковой» истории является статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием наводит вас на одну и ту же мысль: истории можно рассказывать по-разному.
Переключите эмоциональный режим на «любопытство»
Вам некомфортно находиться в одной комнате с незнакомцами? Большинство из нас тоже. Но как только вы там, вам нужно установить связи и отношения с ними, и это как раз подходящий момент. Но вместо того, чтобы идти «в атаку», стиснув зубы или излучая тревогу и неуверенность, попробуйте переключиться. Расслабляться. Да, это работа, но она не должна быть разочаровывающей и болезненной.
Попробуйте превратить свой эмоциональный «тумблер» в «любопытство» вместо «когда-я-могу-выйти-отсюда» или «все-должны-отметить-меня». Это как включить внутреннюю улыбку — вдруг ты начинаешь выглядеть как потенциальный друг и союзник, и перестаешь быть угрозой.
Люди с большей вероятностью откроются, если вы проявите неподдельный интерес и любопытство.
Конечно, язык тела играет важную роль. Перестаньте скрещивать руки, сбавьте темп речи, смотрите собеседнику в глаза. Позвольте себе улыбаться и смеяться без труда.
Пусть вашей целью будет узнать, каковы другие, а не продемонстрировать «отполированные» грани собственной личности.
Ваши чувства говорят сами за себя.
Лицо и руки
Как рассказывать истории из жизни так, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже захватывающий сюжет в сочетании с безупречной дикцией не спасет историю, если рассказчик вообще не проявляет никаких эмоций. Обязательно задействуйте лицо и руки, поделитесь отличной историей с другими, это поможет поддерживать интерес на нужном уровне.
Особенно важно отметить кульминацию голосом и движениями. Можно сделать небольшой перерыв, начать говорить громче или тише, вскинуть руки или демонстративно завести их за спину — возможностей привлечь внимание множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью тоже не стоит, рассказ может ослабнуть, если слушатели почувствуют фальшь.
Вложенные циклы
Вы «складываете» несколько историй слоями друг над другом. Поместите свою самую важную историю — сердце вашего сообщения — в центр, а остальные истории используйте для объяснения основного принципа.
Например, так написан «Декамерон» Боккаччо — история начинается с чумы во Флоренции, но это служит лишь фоном для других новелл, которые рассказывают друг другу знатные лорды и дамы, спасшиеся от чумы. Композиция кадров использовалась многими авторами. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина — трагедия обрамлена рассказом итальянского импровизатора, приехавшего в Петербург.
Как это сделать, если ты не Пушкин? Одинокий. Например, напишите об очередной поездке вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, конкурсы, веселые мероприятия, а между тем – это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы раскрыть свои карты, беседы у камина можно использовать для пересказа историй об обслуживании клиентов или отраслевых событиях, которые показывают компанию в лучшем свете.
Пример
Очередная история из блога Madrobots на Хабрахабре (нам очень понравилось). Николай Белоусов через историю рождения Мадробота и его становления как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.
Схем много
Истории начали понимать еще в древности (Аристотеля и не только). А после появления работ В.Я. Проппа, Дж. Кэмпбелла и других исследователей под историю была подведена научная основа.
Говорят, что Джордж Лукас, написавший «Звездные войны», опирался только на «Тысячеликого героя» Кэмпбелла. А Пропп, создавший комплексную схему сказки, сам того не ведая породил основные схемы повествования.
Сегодня их насчитывается около восьми, начиная с мономифа. Но мы выберем только один, самый естественный и логичный. Подобные схемы можно встретить в литературе под названиями «пирамида Фрейтага», «сюжетная дуга» или «холм». Назовем его «гора».
Уверенность – залог успеха
Слушатели сразу потеряют интерес к рассказу, каким бы необычным он ни был, если писатель не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как заикание, блуждание глаз, излишне длительные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком доверия. Также не стоит резко обрывать рассказ, и замечать, что он совершенно неинтересен окружающим. Лучше вместе посмеяться над этим, а потом перевести разговор на другую тему.
Регулярные занятия помогут избавиться от ненужного напряжения. Например, можно потренировать навыки рассказывания историй на близких родственниках или поделиться короткими историями с незнакомыми людьми — продавцами, попутчиками, соседями по поездке.
3. Сосредоточься на нужных деталях
Не всем нравится читать Бальзака, страстно описывающего все, от ряби на асфальте до морщин в уголках глаз. Такая насыщенность может помочь представить историю более подробно, но только для самых настойчивых личностей. Очень тяжело слушать слишком перенасыщенные информацией истории. Поэтому настоятельно рекомендуем сосредоточиться на действительно интересных и пикантных моментах.
Цель вашей истории — заставить людей испытать те же чувства, что и вы. Поэтому, если вы хотите наполнить свою историю яркими подробностями, добавьте в нее свои личные переживания. Это универсальный материал: людям гораздо интереснее узнать о вашем личном состоянии и отношении, чем о дефектах гофротрубы. Из природного любопытства человеку интересно и полезно наблюдать за поведением других людей, потому что он может использовать эту модель поведения в дальнейшем.