- «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным
- Неписаный порядок дуэли
- Уроки нравственности и хороших манер
- Ответственность журналистов
- Лица, между которыми и с которыми дуэль недопустима
- Каноничность и экзотика
- Кому запрещалось участвовать в дуэлях
- Оружие
- От разночинца не слышу. Правила от галльского петуха
- Уровень подготовки дуэлянтов
- Почему выжил Дантес
- Секунданты
- Вызов
- Поединки на пистолетах
- Ход боя
- Как это делали русские
- Поединок
- Виды огнестрельных дуэлей
- Запрет не помеха
- Петровский устав
- Обязательное сражение
- Возможна ли замена
- Повод
- НЕ ТОЛЬКО ПОЭТЫНа дуэли рисковали жизнью и…
«Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным
Текст условий дуэли Пушкина и Дантеса дошел до потомков. Для наглядности, вот он целиком:
- Противники располагаются на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равно 10 шагам.
- Вооруженные пистолетами противники, следующие по этому знаку, движутся навстречу друг другу, но ни в коем случае не пересекают барьер, могут стрелять.
- Кроме того, предполагается, что противнику не разрешается меняться местами после выстрела, так что тот, кто выстрелил первым, подвергается огню противника на том же расстоянии.
- Когда обе стороны делают выстрел, в случае его неэффективности поединок возобновляется как в первый раз, противники расставляются на том же расстоянии в 20 шагов, с теми же барьерами и теми же правилами.
- Секунданты являются прямыми посредниками во всех отношениях между противниками на месте.
- Нижеподписавшиеся и наделенные полной властью секунданты обеспечивают, каждый со своей стороны, своей честью строгое выполнение условий, изложенных в настоящем документе.
Неписаный порядок дуэли
Неписаный порядок дуэли был следующим. В заранее оговоренное время (обычно утром) в назначенное место прибывали противники, секунданты и врач. Опоздание не допускалось более чем на 15 минут; в противном случае считалось, что опоздавший избежал дуэли. Дуэль обычно начиналась через 10 минут после прихода всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Выбранный секундантами из его среды управляющий предложил дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признает это возможным). В случае отказа распорядитель разъяснял им условия поединка, секунданты ставили отметки на барьерах и, в присутствии противников, заряжали пистолеты.
При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались от пояса до рубашек. Все должно было быть вытащено из карманов. Секунданты располагались параллельно линии фронта, медики за ними. Все действия противники выполняли по команде управляющего. Если во время поединка один из них выронил шпагу, или она сломалась, или боец упал, его противник был обязан остановить поединок по команде стольника до тех пор, пока противник не встанет и не сможет продолжать поединок. Как правило, поединок на шпагах велся до тех пор, пока кто-то из противников полностью не терял возможности продолжать его, то есть до получения серьезного или смертельного ранения.
Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач определял характер ранения, его тяжесть. Если во время такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного боя. В конце матча соперники обменялись рукопожатиями.
Пистолетные дуэли имели несколько вариантов.
Заметим, что эти правила (хотя бы той же дистанции), установленные в конце XIX века, были во многом более гуманными, чем обычные правила для русских дуэлей первой половины XIX века. Странно, что если количество дуэлей в русской армии явно начало уменьшаться во второй половине XIX века, то после официального разрешения в 1894 году число вновь резко возрастает.
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Условия дуэли между Пушкиным и Дантесом были составлены и подписаны около двух часов дня 27 января 1837 года их секундантами, инженер-подполковником Константином Данзасом и атташе французского посольства в Петербурге виконтом д’ Архиак. Тяжелейшие состояния, заведомо предполагавшие летальный исход, были вполне обычным явлением для русской дуэли того времени. При этом весьма формальное изложение правил дуэли Пушкин считал излишним, как и поиск секунданта: он хотел поскорее закончить дело и при этом избежать огласки. Однако это было бы нарушением дуэльных правил, как указал Пушкину виконт д’Аршиак.
Мы решили рассмотреть технические аспекты дуэли — тактику, уровень подготовки лучников, характеристики оружия и т д. Особое внимание уделили пресловутой пуговице и гипотетической кирасе Дантеса. Нам удалось найти два видеоролика, демонстрирующих эксперименты со стрельбой из дуэльных пистолетов по металлическим накладкам на пуговицы, получить комментарии хирурга и специалиста по дульнозарядным устройствам.
Уроки нравственности и хороших манер
Пистолет изменил все. Недаром его называли уравнителем шансов: старик мог победить молодого, сильный мог уступить слабому. Относительная доступность оружия и боеприпасов позволяла гражданским лицам практиковать меткую стрельбу так же тщательно, как и военным. Наконец, в дуэли на пистолетах всегда присутствовал элемент случайности. К середине 18 века стали преобладать пистолетные дуэли, а к концу 19 века они практически вытеснили другие виды единоборств.
Ответственность журналистов
Кстати, в 1912 году на дуэль могли быть вызваны и работники СМИ. Таким образом, автор несет ответственность за слово, которое нельзя печатать, или за оскорбительную статью.
«Если статья подписана подставным лицом, ответственность несут как действительный автор, так и подставное лицо, а потерпевший вправе требовать удовлетворения от любого из них, но не от обоих», — говорится в 116-й статье кодекса.
Редактор несет ответственность в одном из случаев: если автор отказывается отвечать на вызов, если он скрывается, если поединок с автором невозможен: он недееспособен. Тогда замешан редактор. Кстати, редактор должен назвать личность автора, скрывающегося под псевдонимом. В противном случае он несет ответственность сам.
Лица, между которыми и с которыми дуэль недопустима
— Недопустима дуэль между людьми разного происхождения, — статья 122 кодекса.
Недопустима дуэль между родственниками и двоюродными братьями и сестрами.
«Лицо, обратившееся в суд, лишается права на вызов, а лицо, отзывающее жалобу, поданную в суд, не получает однажды утраченного права на вызов», — подчеркивается в кодексе.
Если речь идет о заемных деньгах, то кредитор может только требовать оплаты.
«Лицо, единожды отказавшееся от удовлетворения за оскорбление, без решения суда чести, лишается права на вызов, а если это лицо оскорбит другое, то последнее вправе не требовать удовлетворения от обидчика, а обратиться в суд», — говорится в статье 127.
Если кто-то нарушил правила дуэли, он теряет право на вызов.
Каноничность и экзотика
Многие дуэли в России 19 века преднамеренно проводились с использованием пары одинаковых пистолетов (специально изготовленных и похожих во всех деталях). Все эти факторы максимально уравняли шансы соперников. Единственным различием между этими пистолетами могут быть серийные номера на прикладах. Сегодня дуэль вспоминают в России только как пеший бой. Однако такой формат появился не сразу. В прошлом были популярны перестрелки, где противники сидели верхом.
Реже были бои, где применялись винтовки, дробовики или карабины. Тем не менее, зафиксированы и случаи применения длинноствольного оружия. Некоторые матчи были еще более экзотическими. В России известен поединок, когда противники (штабс-ротмистр Жегалов и пристав Цитович) использовали медные канделябры, так как один из участников не мог ни фехтовать, ни стрелять.
Кому запрещалось участвовать в дуэлях
Во-первых, оба участника дуэли должны были занимать равное положение в обществе. Если вызов делал представитель низшего сословия или подчиненный, дворянская сторона могла его отвергнуть, и это не считалось трусостью.
Женщины не могли участвовать в дуэли, поэтому их честь обычно защищал брат, родственник, обесчещенный муж. Кстати, из-за женщин дуэли случались, пожалуй, чаще всего.
Запрещалось браться за оружие против инвалидов, больных, душевнобольных. Но если человек был, например, ветераном-инвалидом, и его честь была оскорблена, он старался найти представителя, который бы выступал на дуэли вместо него.
Оружие
Первоначально дуэли в России, как и в других странах, велись исключительно холодным оружием. Это были ножи, которые носили с собой аристократы или солдаты. Такими видами оружия были шпаги, сабли, рапиры, шпаги, кинжалы. Если была придворная дуэль (распространенная только в средние века), то выбор зависел от решения суда. Среди прочего, на него повлиял класс противников. В случае, когда соперники не принадлежали к «дворянским» социальным слоям, они могли драться даже топорами или дубинами.
Дуги и щиты перестали использовать в 17 веке. В то время стремительно развивалась техника фехтования. Скорость атаки стала играть большую роль в бою. В результате начался массовый переход на грипперы, которые уже были исключительно колющим, а не рубящим оружием.
В XVIII веке, когда дуэли в России постепенно стали широко распространенной традицией в армии, все большее распространение стали получать однозарядные курковые пистолеты. Использование огнестрельного оружия сильно изменилось в традициях боя тет-а-тет. Теперь на результат матча не влияли ни физическая форма, ни возраст участников. Оружие ближнего боя требовало большего мастерства. Если дуэлянт отличался искусным владением мечом и лучше защищался, он почти ничем не рисковал. В бою на пистолетах, наоборот, все решил почти слепой случай. Даже плохой стрелок мог убить противника, для этого достаточно было побольше удачи.
От разночинца не слышу. Правила от галльского петуха
Культура дуэли пришла в Россию позже, чем в Европу. Несмотря на то, что Петр I издал жестокий указ о повешении за дуэль (всех причастных к этому, в том числе и секундантов), «боев чести» в его время не было.
— Петр издал указ о повешении дуэлянтов, так как предвидел, что рано или поздно в страну придет европейская мода. В русской армии действительно было много иностранцев, приехавших из стран, где практикуются дуэли. В первую очередь это Франция, — говорит историк, автор книги «Дуэли и дуэлянты. Панорама столичной жизни» Яков Гордин. — Классические дуэли (те, что проходили по западным правилам) в России начались во времена Екатерины. Начало русской дуэльной традиции иллюстрирует повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка», в которой главный герой Петр Гринев и его антагонист Алексей Швабрин сражаются на шпагах.
До 1832 года правила русской дуэли имели устную традицию, ведь письменных кодексов не было даже в Европе. Первый настоящий и подробный дуэльный кодекс появился в 1836 году в Париже под пером графа Шатовиллара. По его правилам «высокие» баталии между дворянами стали происходить и на Руси.
Первоначально в боях использовалось холодное оружие: сабли, мечи. Но затем, начиная с начала 1800-х годов, стали популярными пистолеты (однозарядные курки). Из-за этого стало меньше дуэлей, по крайней мере тех, что изначально считались смертельными. Ведь от меча редко умирали — после укола можно было получить удовлетворение — а от пули. В большинстве случаев ранения были смертельными.
Классический поединок означал, что соперникам отводилось по две секунды – они должны были выбрать место, время поединка, барьер (расстояние в шагах), а также проследить, чтобы удовлетворение произошло по всем правилам. Один из секундантов, согласно французскому кодексу, должен был быть врачом, чтобы помогать дуэлянту в случае крайней необходимости. При этом стоит подчеркнуть, что наличие целителя изначально считалось обязательным условием дуэли. Ведь дело не в убийстве врага, а в самом поединке, то есть, говоря канонически, смерть врага не должна была стать самоцелью.
— Дуэль была возможна только в случае оскорбления благородной чести. Никакие ссоры, ссоры, политические споры не были достаточным поводом для появления дуэли, считает историк Яков Гордин. — Секунданты играли очень важную роль: после вызова на дуэль соперники уже не имели права общаться и встречаться, а все переговоры вели главные помощники. Перед поединком записывали свод правил и условий встречи, а после — протокол поединка.
Однако все эти правила были нарушены в России. Врачей не вызывали, другой обычно был один, а барьер был слишком рискованным.
Дуэли были опаснее, чем в Европе. Как правило, барьер между дуэльными ристалищами составлял всего 6-8 шагов, крайне редкое явление — 10. Часто дуэли велись холостым путем, на расстоянии трех шагов. Это были смертельные бои. Пушкинская дуэль — яркий пример такого боя, окончание которого могло быть только в одном случае: один из участников был либо смертельно ранен, либо убит на месте, — отмечал Гордин.
По общепринятому дуэльному кодексу на дуэль мог быть вызван только сверстник, то есть оскорбление от неблагородного таковым не считалось. Представитель высшего класса должен был искать ответ в этом случае через суд. Дуэль между недворянами (например, разночинцами) таковой не считалась.
Код также означал, что правила дуэли будут записаны на бумаге за считанные секунды. Тем не менее, даже это правило нарушалось в России — ярким примером тому является дуэль между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым.
«А в Пушкинской битве с обеих сторон было всего по одному секунданту, а должно было быть два человека», — подчеркивает Гордин. — Кодекс передавался устно, каждый офицер знал его правила досконально.
Русской дуэли присуща определенная жестокость: если один из дуэлянтов, не дошедший до точки барьера, делает выстрел, причем неудачный, то второй участник дуэли имеет право вызвать первого возле барьера и стреляйте в него как в неподвижную мишень. Опытные дуэлянты часто использовали этот маневр. Они старались спровоцировать противника на первый же выстрел (например, демонстративно направленный в него. — Прим. Лив.) и тем самым обеспечили себе победу. Не является исключением и поведение Пушкина на дуэли: он надеялся, что Дантес выстрелит первым, но его ожидания не оправдались — его противник оказался хорошим стрелком.
Читайте также: Выжить на природе
Уровень подготовки дуэлянтов
Даже тот факт, что Пушкин после тяжелого ранения нашел в себе силы не только отстреливаться, но и поразить врага, многое говорит о его мастерстве и характере. Поэт снимал лежа, опираясь на левую руку.
Дантес, профессиональный военный, также должен был иметь хорошую стрелковую подготовку, к тому же, как вспоминает Вербовский, он завоевал чемпионский титул по стрельбе по голубям, учась в офицерской школе во Франции. Это предтеча современной совместной стрельбы или спортинга (стрельба из дробовика по летящим глиняным тарелкам).
Пушкина иногда называют опытным дуэлянтом, чуть ли не бретером, и приписывают ему десятки дуэлей. На самом деле у поэта было около 30 дуэльных рассказов — так называют ситуации вызова дуэлью, но большинство заканчивалось примирением. Перед поединком с Дантесом поэт четырежды выходил к барьеру, и лишь однажды выстрелил в противника, но промахнулся. О дуэльном опыте Геккерена-Дантеса точных сведений нет.
Почему выжил Дантес
В ожидании выстрела Дантес, как и положено, стоял боком, прикрываясь рукой с пистолетом. Пуля прошла через предплечье и попала в верхнюю часть туловища — после ранения он упал, но быстро поднялся.
По официальной версии, от пули Дантеса спасла пуговица, но на суде ее не предъявили. Это породило слухи о том, что убийца Пушкина вел нечестную игру, надев специально сшитую для него кольчугу или кирасу, плотно прилегающую к телу. Ведь перед поединком противников не досматривали.
180 лет назад на окраине Петербурга состоялась печально известная дуэль между Пушкиным и Данте. Однако обиженный поэт умер от смертельной раны, как и сотни молодых дворян. В день, когда «русское солнце» начинает садиться, Жизнь рассказывает о правилах удовлетворения и особенностях «высокого» убийства в Древней Руси.
— Вы должны появиться в цирке: кто из вас дворянин? Для смеха! Видно, твоя мать часто пропадала по вечерам, — ухмыляясь, сказал Пьер.
— Ты ответишь на пулю! Единственный урод здесь ты. Второй будет утром. Да упокоит Господь твою душу!
Обидевшись, Ярослав повернулся и захлопнул дверь в холл. Он услышал позади себя смех Пьера. Однако над наследником небогатого дворянского рода уже привыкли издеваться исподтишка. Молодой человек сразу отправился на Варварку к другу отца — старику предстояло стать секундантом.
Как ты хочешь стрелять?
Другой пошел к преступнику. Уже там было решено, что дворяне должны стрелять прямо, с трех шагов. Оба молодых человека хотели быстрого решения проблемы и, как они подчеркивали, судьбоносного. Секунданты записали правила предстоящей дуэли, а также назначили время дуэли – 8 утра, в лесу к югу от столицы. Было решено выбрать точное место вдоль дороги: нужно было найти площадку не короче 40 ступенек в длину и не уже двенадцати.
Ярослав не мог уснуть. Это был его первый поединок, и он был насмерть. Уже в 07.45 он и секундант ждали подсудимого. Последний приехал за пару минут до драки — успел, как он утверждал, попить кофе и поухаживать за женой.
Место выбрано. Секунданты вычисляют размер преграды — три шага, на дистанцию, на которую одновременно будут стрелять господа.
— Один два три. Стрелять!
Обиженный Ярослав выстрелил первым и еще не прошел условленного числа шагов. Кажется, попал.
«Доберись до начала барьера, давай. Мы тебя опередили!» Теперь по кодексу вы не имеете права стрелять. Жди выстрела врага, — сказал противник другому юноше.
Пуля разрушила уже изношенный китель офицера, пройдя между ребер. В отличие от Ярослава, самодовольный Пьер не раз стрелялся в себя и прекрасно понимал, что только подпускает к себе новоиспеченного «киллера». Он хочет стрелять первым, а — мимо. А тут — просто выстрел в грудь. В соответствии с правилами.
Секунданты зафиксировали, что Ярослав «смертельно ранен». В общем, это была неудачная охота.
Секунданты
После того как вызов был сделан и принят, все переговоры относительно условий поединка должны были вести не единоборцы, а их секунданты (которых могло быть от одного до трех). Принять слугу за другого считалось неуважением к врагу: другой должен был быть равен. Если секундантам не удавалось объединить противников, они обсуждали все нюансы дуэли и права участников, выбирали и отмечали место поединка и приглашали врача. От этих людей зависело многое, недаром теоретик дуэлянтов начала XX века Бруно де Лабори писал: «Убивают не пистолетные пули и не острие шпаги, а неудачные секунды».
Еще до начала дуэли секунданты следили за тем, чтобы все было сделано по правилам. Важно было не опоздать. По кодексам, если одного из противников заставляли ждать более 15 минут, другой имел право покинуть место поединка и объявить, что опоздавший должен уклоняться от поединка.
Лотман подсчитал, что Онегин в романе Пушкина прибыл на дуэль с Ленским часа на два позже положенного времени. Такая небрежность, по мнению исследователя, свидетельствует о том, что автор хотел сделать из героя невольного убийцу. А добросовестный секундант вместо Зарецкого, отметил Лотман, обязан был использовать нарушение правил как шанс прервать поединок и примирить стороны.
Но на практике пунктуальностью часто пренебрегали. Когда в 1909 году два поэта, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев, договорились расстрелять поэтессу Елизавету Дмитриеву, оба опоздали почти на час, но дуэль все же состоялась.
Костюм и пистолет для дуэлей восковыми шариками — оригинальное развлечение из 20 века
Прежде чем поставить противников на исходные позиции, секунданты осматривали их оружие и одежду; затем давали знаки к бою, соблюдая время и правила. Когда они заметили нарушение, они были вынуждены остановить матч. Секунданты объявили об окончании поединка, зафиксировали результат в протоколе и унесли раненых.
Ввязавшись в конфликт, секунданты могли подраться между собой. Александру Грибоедову довелось участвовать в таком «четверном» поединке, и он сам невольно стал виновником спора.
Будущий автор комедии «Горе от ума» дружил с балериной Авдотьей Истоминой. Когда она поссорилась со своим любовником Василием Шереметевым, Грибоедов отвел девушку к другу, графу Завадовскому, у которого он тогда жил. Из ревности Шереметев вызвал Завадовского на дуэль, причем с условием, что секунданты Грибоедов и его тезка Якубович, будущий декабрист, также должны застрелиться. В 1817 году на окраине Петербурга произошла первая дуэль, и Шереметев был смертельно ранен. Якубовича отправили из столицы служить на Кавказ.
Когда осенью 1818 года Грибоедов проезжал через Тифлис, Якубович выследил его, и дуэль состоялась. Писатель промахнулся, противник прострелил ему ладонь. Спустя 11 лет в Тегеране, когда персидские религиозные фанатики вырезали российскую дипмиссию, среди убитых опознали тело возглавлявшего ее Грибоедова за искалеченную на той дуэли руку.
После революции дворянство и его обычаи были упразднены, и в новом советском государстве не было места дуэлям. Но память о дуэльных традициях иногда оживала. В 1940-х годах Лев Гумилев, сын двух поэтов, вызвал на дуэль писателя Сергея Снегова в пылу разгоревшегося религиозного спора. Дуэль не состоялась из-за невозможности достать подходящее оружие в Норильском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа, где находились спорщики.
Вызов
Традиционно поединки начинались с вызова. Причиной тому было оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на дуэль. Этот обычай был связан с понятием чести. Оно было довольно широким, и интерпретация зависела от конкретного случая. В то же время материальные споры о собственности или деньгах решались в судах среди дворянства. Если потерпевший подавал официальную жалобу на обидчика, он уже не имел права вызывать его на дуэль. Остальные матчи были устроены из-за публичных насмешек, мести, ревности и так далее
Немаловажно и то, что, по представлениям того времени, оскорбить человека могло только равное социальное положение. Поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянством, военными и так далее, но представить себе бой между купцом и аристократом было невозможно. Если младший офицер вызывал на дуэль своего начальника, последний мог отклонить вызов без ущерба для своей чести, хотя известны случаи, когда такие поединки все же устраивались. Изначально, когда в споре участвовали люди из разных социальных слоев, их иск решался исключительно в судебном порядке.
В случае оскорбления кодекс рекомендовал спокойно требовать от обидчика извинений. В случае отказа последовало предупреждение о том, что секунданты придут к противнику. Вызов может быть письменным (картель) или устным. Хорошим тоном считалось подойти к правонарушителю в течение первых суток после правонарушения. Задержка вызова не учитывалась.
Были случаи, когда один человек оскорблял сразу нескольких человек. Правила дуэлей в России 19 века в этом случае предусматривали, что только один из них мог вызвать обидчика на дуэль (если вызовов было несколько, удовлетворялся только один по вашему выбору). Этот обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями многих людей.
Поединки на пистолетах
В 19 веке пара пистолетов всегда хранилась в доме каждой дворянской семьи. Он делал это с очень конкретной целью. Огнестрельное оружие было выдано после вызова на дуэль. Эти пистолеты были однозарядными. При этом использовались и считались неиспользованными только те, которые еще не были приняты на вооружение. Это правило было необходимо, чтобы не дать никому из противников заметного преимущества.
Знакомый пистолет сразу дал стрелку фору. Оно было тем более мощным, что в 19 веке огнестрельное оружие в основном изготавливалось индивидуально, и каждый экземпляр имел уникальные характеристики. Использование спаренных орудий решило эту проблему. Соперники прибыли на место проведения матча в первозданном виде. Правила дуэльных пистолетов в России предусматривали, что выбор между наборами производился по жребию.
Согласно распространенной традиции, дуэлянты, использующие огнестрельное оружие, производили только один выстрел за раз. Довольно часто в результате таких залпов никто не погиб и даже не был ранен. Даже в этом случае поединок считался оконченным, а честь восстанавливалась. Противники вовсе не стремились расправиться друг с другом. В то же время умышленный (или даже демонстративный) выстрел мимо мишени вообще может считаться оскорблением. Известны случаи, когда такие жесты приводили к очередной дуэли.
Реже была практика, когда секунданты договаривались о поединке до первого повреждения. При этом, если выстрелы никого не задели, ружья перезаряжались до тех пор, пока кто-нибудь не попал в противника. Со второй попытки секунданты смогут сократить дистанцию между соперниками и таким образом увеличить риск для дуэлянтов.
Ход боя
Как правило, дуэли происходили в укромных местах и рано утром. Время прибытия противников было строго определено. Если участник опаздывал более чем на 15 минут, противник мог покинуть место поединка, а опоздавший в этом случае признавался девиантным и лишался чести.
В начале матча секунданты в очередной раз предложили закончить конфликт полюбовно. В случае отказа объявляли заранее установленные правила дуэли. Оправдания последнего барьера в России были запрещены. Трусом признавался любой, кто начинал колебаться, когда менеджер уже объявил о начале поединка. Противники стреляли или атаковали друг друга холодным оружием по команде одного из секундантов. Он объявил дуэль оконченной. Поединок заканчивался после применения пистолетов, ранения или гибели (в зависимости от договоренностей) одного из участников от колющего оружия.
Если дуэлянты в итоге оставались живы, в конце они пожимали друг другу руки. Преступник при этом извинился. Такой жест его никоим образом не унижал, так как честь восстанавливалась поединком. Извинения после матча считались лишь данью традиции и норме кодекса. Даже когда дуэли на Руси отличались жестокостью, секунды после окончания боя обязательно составляли подробный протокол происшедшего. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что поединок проходил в полном соответствии с нормами кодекса.
Как это делали русские
Дуэльные пистолеты Лепаж
Поединок
Перед совещанием секунданты составляют протокол, в котором прописываются все условия проведения поединка. Так, если дело дошло до дуэли.
«Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам соперника», — говорится в статье 215.
Запрещается опаздывать к месту проведения матча.
— Крайне невежливо заставлять вас ждать места дуэли. Кто придет вовремя, тот должен ждать соперника пятнадцать минут. По истечении этого срока тот, кто появился первым, имеет право покинуть место поединка, а его секунданты должны составить протокол о неприбытии противника, — прописано в кодексе.
Поединок может быть перенесен только в случае отсутствия одной из сторон по уважительной причине. Новое местоположение и время согласовываются между секундами. Разговоры между оппонентами невозможны, но что-то передать через секунды они могут. Во время матча необходимо соблюдать тишину.
Виды огнестрельных дуэлей
Как и правила дуэлей с оружием в ближнем бою, правила огнестрельного оружия предполагали возможность неподвижной дуэли. При этом противники стояли на расстоянии 15-20 шагов друг от друга. Выстрелы могут производиться одновременно по команде распорядителя или по очереди, определяемой жеребьевкой.
Самым распространенным явлением в России был мобильный поединок с барьерами. При этом между противниками был отмечен особый путь. Его границы были отмечены препятствиями, которыми мог быть любой крупный объект. По команде Стюарда соперники стали сходиться, двигаясь навстречу друг другу. Дуэлянт остановился у барьера и выстрелил.
Дистанция в 15 шагов на Руси считалась «мирной». На таком расстоянии стрелы редко попадают в цель. Это была «благородная дистанция». Несмотря на свою мнимую безопасность, поэт Александр Пушкин умер в 20 шагах. Также практиковались слепые дуэли. В таком поединке мужчины стреляли через плечо, стоя спиной друг к другу.
Некоторые поединки были устроены по принципу русской рулетки. К нему прибегали в случае непримиримой вражды между стрелявшими. Противники стояли на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов только один был заряжен. Оружие распределялось по лотерее. Таким образом, соперники максимизировали риск и случайность исхода. Жребий давал равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэли на пистолетах. Кодекс также включал дуэль «бочка в рот». Единственное отличие от предыдущего заключалось в том, что оба пистолета были заряжены. Такие столкновения часто заканчивались смертью обоих стрелков.
Жесточайшие дуэли заставили западноевропейцев воспринимать русские дуэли XIX века как «узаконенное убийство». На самом деле государство долгое время боролось с этой традицией. Дуэлянты часто теряли свои звания и попадали в изгнание.
Запрет не помеха
В XVII веке в Европе дуэли приняли такой размах, что стали значительно сокращать число дворян. Это связано с попытками избавиться от них.
Попытка кардинала Ришелье хорошо известна.
Он получил именно то, что описано в «Трех мушкетерах» — количество боев только возросло.
Был даже нахал, который из принципа устроил дуэль прямо под окнами грозного министра. Наглец был казнен, но дворяне продолжали сражаться, по крайней мере, назло кардиналу.
Петровский устав
Петр Великий не спешил импортировать свои недостатки из Европы. Специальным уставом им запрещалось воевать в России под страхом смерти всех участников!
Не лучше, чем у Ришелье. Дворяне еще во многих случаях считали делом чести смыть обиду кровью.
Закон о запрете драк применялся неоднократно, но смог лишь немного сократить их число.
В дальнейшем русские императоры предпринимали неоднократные попытки пресечь эти злоупотребления в России, но с таким же успехом. Екатерина II пригрозила хулигану ссылкой в Сибирь — и лишь немного уменьшила количество драк. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его царствование дрались и Пушкин, и Дантес, и Лермонтов, и Мартынов.
Общество в этом вопросе не поддержало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать дуэли, старшие офицеры стремились избавиться от подчиненных, избегавших удовлетворения, а товарищи устраивали такое препятствие, вынуждая их отступить.
Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине XIX века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее остальных получали звания и ордена. Среди императоров были любители дуэлей, например Павел I.
Обязательное сражение
Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запрет и ввел официальные правила организации дуэлей между офицерами. Любой спор в первую очередь должен был рассматриваться советом офицеров. Если он решит, что его противникам лучше заключить мир, они могут подчиниться, а могут и не подчиниться.
Если решалось, что бой обязателен, тот, кто отказывался, немедленно увольнялся из армии.
Это решение увеличило количество дуэлей, но не количество смертей. Вообще на Руси выстрел заведомо пропущенный, а то и в воздух считался достойным поступком.
Указы Александра были отменены вместе с монархией.
Возможна ли замена
«Оскорбления носят личный характер и мстят лично», — говорится в кодексе.
Заменить обиженного можно, но только в трех случаях. Первый – если обиженный человек инвалид (тогда могут заменить его родственниками). Второй – женщина или ребенок (в этом случае подставляются родственники или лицо, сопровождавшее даму во время оскорбления).
«Если в момент оскорбления женщина находится без сопровождения, право требовать удовлетворения за оскорбление принадлежит любому из присутствующих посторонних», — говорится в кодексе.
Третий случай, когда возможна компенсация, это оскорбление памяти умершего.
— Право требовать сатисфакции за оскорбление, нанесенное памяти умершего, принадлежит одному из родственников всех степеней кровного родства, носящих его имя, либо одному из других родственников, не носящих его имени, в последнем случае даже двоюродных степеней родства, — указывает 82 статья кода.
Повод
Причина дуэли по сути всегда одна — оскорбление чести. Однако поводы для взаимных оскорблений у дуэлянтов были самые разные. «Много ли мы видели сражений за правое дело? А то все на актрис, на карты, на лошадей или на порцию мороженого», — сказал персонаж рассказа «Испытание», написанного в 1830 году Александром Бестужевым-Марлинским.
Звонок можно было принять в театре за комментарии к игре актеров, в гостях за пересказанные сплетни, на улице за непонятый жест. Зимой 1822 года подполковник Сергей Старов потребовал от Пушкина удовлетворения за музыку на публичном балу. Поэт приказал оркестру сыграть мазурку, прервав заказанную подчиненными Старова кадриль, и подполковник счел это оскорбительным для всего полка. Дуэль состоялась, оба промахнулись.
Гайд-парк в Лондоне был популярен среди британских дуэлянтов
Дама часто была вовлечена в конфликт. В сентябре 1825 г общество взбудоражила дуэль между придворным флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и бедным дворянином поручиком Константином Черновым. Адъютантское крыло было официально помолвлено с сестрой лейтенанта, но из-за неодобрения ее матери, считавшей невесту недостаточно благородной, она под разными предлогами откладывала свадьбу.
В конце концов, ущерб, нанесенный чести всей семьи Черновых, можно было возместить только кровопролитием. Дуэлянты смертельно ранили друг друга. Похороны лейтенанта стали, по выражению культуролога Юрия Лотмана, «первой уличной демонстрацией в России». Собравшаяся толпа возмущалась социальным неравенством — внутри дворянства.
Воевать напрямую по политическим мотивам в Российской империи до начала 20 века было редкостью. Но с созданием Государственной Думы парламентские дебаты не раз вызывали трудности. Так на дуэли 1909 года завершился конфликт между двумя однопартийными депутатами — Александром Гучковым и графом Алексеем Уваровым.
Гучков легко ранил противника, граф стрелял в воздух. Когда в следующем году Гучков был избран председателем Государственной думы, ему по приговору суда пришлось на некоторое время уйти в отставку, чтобы отбывать наказание в крепости за эту дуэль.
Дуэль Пушкина с Дантесом. Адриан Волков. 1869 г
Отказ в удовлетворении без извинения за оскорбление и без уважительной причины подмочил репутацию обеих сторон. Случалось, что человек, чей призыв был отклонен, решал совершить попытку или покончить жизнь самоубийством, чтобы восстановить честь. Те, кто уклонился от дуэли, теряли право в дальнейшем защищать свое доброе имя на дуэлях.
Кодексы начала 20 века предписывали офицеру, поступившему так, немедленно увольняться в отставку как негодный к службе. На практике люди нередко находили способ избежать кровопролития, конфликты часто заканчивались примирением сторон после разговора.
НЕ ТОЛЬКО ПОЭТЫНа дуэли рисковали жизнью и…
…композитор. Дуэль между Георгом Фридрихом Генделем и его коллегой Иоганном Маттесоном была больше похожа на матч, чем на дуэль. В 1704 году в финале оперы Маттесона «Клеопатра» два композитора не делили места за клавесином. Они обнажили шпаги и устроили потасовку у здания театра. Дуэль закончилась, когда пистолет Маттесона сломал пуговицу на кафтане Генделя.
Свидетель дуэли случайно убит куском сабли. Первая полоса французской газеты. 1926 г
…художник. В 1870 году писатель Эдмон Дюранти подверг критике картины своего друга Эдуара Мане. Художник серьезно обиделся и вызвал Дюранти на дуэль, дав ему публичную пощечину в кафе. Они дрались мечами, причем с таким остервенением, что оружие гнулось. Мане легко ранил врага, после чего художники помирились, и дружба продолжилась. Вторым Мане был писатель Эмиль Золя.
…диктатор. В 1921 году социалист Этторе Чиккотти вызвал на дуэль опытного дуэлянта Бенито Муссолини за то, что тот назвал его в газете «самым презренным из людей, заразивших общественную жизнь Италии». Политики заперлись в здании и выясняли отношения на шпагах, пока Чиккотти не разбился горем.
…хореограф. В 1958 году 52-летний балетмейстер Серж Лифарь, родом из Киева, и 72-летний балетный импресарио чилийского происхождения маркиз Жорж де Куэвас скрестили шпаги под Парижем. Дуэль привела к конфликту из-за изменений, внесенных Куэвасом в черно-белую хореографию Лифаря. Матч закончился на седьмой минуте, когда хореограф был легко ранен в руку. Дуэлянты помирились.