Гладиаторские бои
Пожалуй, гладиаторские бои — один из самых известных «культурных» видов боя. Мы взяли слово «цивилизованный» в кавычки по двум причинам: во-первых, оно предполагает, что даже в эпоху гладиаторов люди продолжали драться на улицах, не делясь куском хлеба. А во-вторых, иметь в виду, что хотя гладиаторские бои и имели определенные правила, структуру и даже некую философию, культурными в современном понимании этого слова назвать их все же сложно.
Первоначальный смысл гладиаторских боев в Древнем Риме коренится в идее жертвоприношения. Первые бои устраивались не в рамках раздачи публике «хлеба и зрелищ», а носили традиционный, ритуальный характер — рабов заставляли драться насмерть в крови у мемориала влиятельных римлян. Кровь, пролитая в его честь, считалась своеобразным подарком духу умершего, который поможет ему занять подобающее ему место в мире мертвых.
Из области «домашних» боев ради погребальной традиции гладиаторские бои вышли в поздней Римской республике благодаря хитрости одного из влиятельных римлян: в попытке занять должность консула он решил использовать гладиаторские борется в предвыборной кампании его. Драка, организованная для развлечения плебеев, имела оглушительный успех: идею хитрого консула переняли и другие римляне, замеченные в политической борьбе. Так продолжалось до тех пор, пока Цицерон не предложил за два года до этого указ о запрещении боевых действий в рамках избирательной кампании: слишком много влияния, доступного далеко не всем, что явно не вяжется с идеей демократии. Однако современные ученые не знают, в какой степени был выполнен указ Цицерона.
Эпоха гладиаторских боев, известная нам по красочным историческим фильмам — в амфитеатрах, с доспехами (но не закрывающими верхнюю часть тела: они мешают движению и не дают увидеть смертельные раны!), львами, короткими мечами гладиусами и поднятым пальцем (или опускание его вниз), — началось при Цезаре, продолжилось при Августе и стало излюбленным занятием императоров, а также способом празднования важных событий. Например, бои, устроенные в честь победы над даками в 107 г н.э., длились несколько месяцев — в них приняли участие около 10 000 гладиаторов.
Век гладиатора обычно был недолог, и «зарплату» за участие в боях он не получал: обходился возможностью проснуться на следующий день и иметь крышу над головой, которую давали ланисты. Последние были и организаторами боев, и владельцами гладиаторских школ, и работорговцами. Их боялись, их презирали, их услугами нельзя было пользоваться.
Сами гладиаторы были, с одной стороны, также презираемыми членами общества: гладиаторами становились, как правило, рабы, преступники, должники (часто по доброй воле возвращать долги), преступные воины и военнопленные. Выступление на арене приравнивалось к тяжелой работе. С другой стороны, непобедимые знаменитые гладиаторы стали своеобразными национальными героями — их изображали на фресках, их разыскивали глупыми юнцами, сбежавшими из дома в гладиаторские школы.
Все это продолжалось до 399 г., когда при императоре Гонории был введен абсолютный запрет на гладиаторские бои. В конце концов, это была жестокая игра, которая заканчивалась только в случае смерти одного из участников. Зрители иногда щадили тяжелораненого проигравшего бойца, если считали, что он сражался достаточно храбро. Кстати, бойцу-победителю часто выпадал шанс заработать не только награду, но и свободу — но толпа редко принимала решение отпустить героя, ведь гораздо интереснее увидеть бой любимого бойца на арене опять и опять.
Кулачные бои
Ритуально-боевые традиции существовали и в Древней Руси — речь идет о массаже, тяжелом мужском развлечении, впервые упомянутом в «Повести временных лет». Автор «Повести..» летописец Нестор критиковал военную традицию из-за ее обрядового, во многом языческого характера. Упоминание в летописях, относящееся к XII веку, говорит о действительно древнем характере традиции махать кулаками. В дальнейшем кулаки начинают все чаще появляться в народных песнях, запретительных указах, этнографических записках, протоколах и прочем.
Современному русскому человеку кулачные бои известны как развлечение на Масленицу, но в древности они были частью любого массового праздника: летом местом драки становились широкие улицы и площади, зимой драка приобретала еще более серьезный оттенок : мужчины выходили воевать на лёд рек или озёр. Излюбленным местом боя у московских мужчин была Москва-река в районе Бабегородской плотины и Воробьевых гор, а у петербуржцев — замерзшие воды Невы и Фонтанки. Естественно, ни одна драка не обходилась без зрителей, а также уличных торговцев — традиционные приемы никогда не были средством «выставить отношения», а элементом народных гуляний. Современным историкам известны два типа массы:
- Цепной бой — битва всех против всех, самый опасный вариант, который не обходился без правил, но в пылу боя уследить за ними было непросто. Участники сами определяли соперника «самостоятельно» (ориентируясь на силу: выбирать более слабого соперника было неспортивно). После победы над одним можно было перейти к другому.
- «Стенка на стенку» — зрелищный вид боя, где бойцы делились на две команды, выстраивались в плотную линию в пару рядов и сражались друг с другом, периодически делая перерывы и меняя бойцов. Бой закончился, когда одна из сторон одержала окончательную победу. «Стенка на стенку» — более традиционный вид кулака, отличительной чертой которого является наличие правил и организационных элементов.
Так что кулачный бой не мог состояться стихийно: специальные люди от каждой команды — предводители, враждующие старейшины, воеводы — должны были согласовать место и время поединка, а также определить правила. Занимались они и выработкой тактики на предстоящий бой, и, конечно, сами боя не избегали, а принимали в нем самое активное участие, в том числе подбадривая бойцов. Начало боя ознаменовалось торжественным проходом по улицам к месту события, но по прибытии стороны не сразу приступали к драке: сначала бойцы провоцировали друг друга, от каждой из сторон были специальные «звенящие лидеры». «, которые начали драться один на один. Когда градус накала достиг нужной точки, матч начался с крика лидеров «Ги камп!».
Основные правила и ограничения, которые распространяются на массовые кулачные бои, а также поединки один на один:
- запрещается бить лежащего, присевшего, отступающего противника, а также получившего тяжелое ранение и не способного остановить кровотечение;
- бой ведется только лицом к лицу, нельзя атаковать сбоку или сзади;
- штрихи можно использовать только на зоны выше талии;
- бой ведется только с помощью кулаков – запрещается использовать ноги и тем более любое оружие, в том числе и утяжеляющие удары.
Ход поединка также подчинялся строгой иерархической регламентации: сначала сражались подростки, за ними шли неженатые юноши, и только после них к борьбе присоединялись взрослые мужчины. Матч завершился совместной вечеринкой дружбы.
Читайте также: Где заниматься спортом на карантине
Английский бокс
В отличие от регламентированных гоблинов Руси, традиционный английский бокс зародился как бой, где главным правилом является «все средства хороши». Появился благодаря скачкам (тоты способствовали спорам, примирениям и дракам — они случались настолько часто, что даже выделяли для хулиганов специальное место, «бокс»), в начале своего появления английский бокс позволял вполне сломить соперника руку, выбить зубы или продырявить глаз.
Английский бокс перешел из разряда бойни на соревнованиях в спорт благодаря Джеймсу Фиггу, который в начале 18 века получил самый первый титул на чемпионате по боксу. Когда Фигг приехал в Лондон из провинции, он боролся за деньги на улицах и всегда выигрывал, чтобы развлечь публику. Он получил титул чемпиона, победив самого известного бойца Англии Неда Саттона.
В случае с английским боксом победа, которая была явно важнее участия, могла быть достигнута несколькими способами. Вот лишь некоторые из характерных приемов бокса 18 века:
- лежащего допустимо бить, а также душить или пытаться сломать ему руку и ногу;
- попасть пальцем в глаз врагу — высший пилотаж и важное умение настоящего бойца;
- разрешено носить обувь с торчащими из подошвы гвоздями: официально не скользить, но боксеры изо всех сил старались наступать друг другу на ноги;
- в некоторых случаях можно драться посохами, палками, булавами, иногда даже мечами.
Фигг занимается боксом уже 15 лет, но, заработав состояние, дрался все реже, предпочитая финансировать и организовывать бои, и даже ввел такие понятия, как «спортивное питание» и «спортивная диета». Например, он мотивировал своих воинов есть как можно больше мяса и хлеба и строго запрещал употребление алкоголя за несколько дней до боя.
После смерти Фигга его дело продолжил его ученик Джек Бротон, который в 1734 году начал составлять первые правила бокса — например, именно он решил, что бои можно вести только в пределах специально определенного квадрата. Тогда же появилась традиция разведения боксеров перед боем в разных ракурсах и правило 30 секунд: если упавший соперник за это время не встает, он считается проигравшим. Кроме того, Бротон ввел боксерские перчатки, а позже студент ввел понятие весовых категорий.
Со временем английский бокс, который становился все жестче и обрастал все новыми и новыми правилами, из жестокой «уличной каши» превратился в строгий и зрелищный вид спорта — кстати, один из самых популярных на сегодняшний день.
Становление спортивного рукопашного боя в России
Из вышеприведенного материала обратите внимание на три способа, с точки зрения правил, борьбы в трех возрастных группах, которые я описал. А теперь я расскажу вам, как происходило становление спортивного рукопашного боя в нашей стране. Он также прошел три этапа. Изначально рукопашный бой представлял собой сочетание приемов кикбоксинга и самбо. После броска разрешался только брейк, запрещалось бить партнера. Потом правила изменились. В партере разрешались удары руками, лежащего запрещалось бить ногами. И, наконец, из армии появился рукопашный бой, в котором разрешены все удары всеми частями тела (кроме головы), броски и болевые приемы из самбо, и можно совершенно спокойно, с небольшими ограничениями, ударить лежащего человека обеими руками и ногами, т.е русский бой в спортивном варианте.
Надеюсь, читатели уже заметили, что спорт рукопашного боя в своем развитии прошел те же этапы, что и боевые правила, которые я описал ранее для российской молодежи. Что это такое? Можно сказать, что в этом сила традиции, а можно — она заложена в нас генетически. Спортивный рукопашный бой создавался в основном русскими, прошедшими школу единоборств, в результате получилось очень русское единоборство, порода взяла свое.
Почему это случилось? В качестве пояснения приведу еще один отрывок из книги Горбунова:
«Примечательно, что такие состязания (рукопашные — СВ) не являются изолированным явлением, существующим (или существовавшим) лишь у определенных народов, в той или иной степени они известны повсеместно, и в каждом случае имеют этническое своеобразие. Последнее неизбежно вытекает из уже известных исследователям этнических различий в элементарных двигательных действиях людей — способах ходьбы, прыжков, толчков, сжимания кулаков и т п.»
Привожу это еще для того, чтобы некоторые любители единоборств, которые заявляют, что он прямой удар в Африке, прямой удар и то, что у нас и азиатов две руки и две ноги, понимали, что мы не только с ними ходим, но мы тоже сжимаем кулаки по-разному. У каждого народа есть свои боевые искусства, соответствующие его природе. Именно поэтому наши спортсмены практически не имеют успехов на международных соревнованиях по бесконтактному карате-до, так как в этих соревнованиях надо побеждать, строго по чуждой нам японской традиции. В контактном карате наши бойцы лидеры, потому что хоть и занимаются карате, но дерутся на соревнованиях, даже не понимая русского языка.
В качестве примера приведу отрывок из статьи «Двойной удар русского каратэ-косики», опубликованной в журнале «Черный пояс», №1, 2000 г. Данная статья посвящена победам наших спортсменов в соревнованиях по каратэ-косики. В этом виде карате, где бои проходят в полном контакте, россияне держат абсолютное первенство, выиграв все, что можно выиграть.
И далее пассаж: «Ребята работали в обычном режиме, достаточно агрессивно и целеустремленно. Судьи по бесконтактному карате не понимают динамики таких действий, они привыкли только к простым одиночным ударам. Когда наши ребята наносили круговые удары ногой в голову, активно используя комбинации, которые декларируются международными правилами, это вызывало возмущение судей и начисление штрафных очков».
Карусели для русских архетипичны, т.е заложены в нас генетически, поэтому русские каратисты, несмотря на многолетнюю подготовку в каратэ, в экстремальной ситуации полноконтактных соревновательных поединков стали нокаутировать своих противников круговыми ударами.
Драки в школе, как этап познания правил кулачного боя на улице
Помню, в то время даже в обычных матчах мы строго придерживались правил кулачных боев. Я не била себя по лицу до 4-го класса в школе, просто не могла этого делать, потому что это было как бы табу, с 4-го класса все поменялось. Горбунов пишет, что кулаки были элементами инициации, когда я читал об этом, то вспомнил случай, случившийся со мной в 4-м классе.
Потом я поспорил со своим одноклассником, и он ударил меня по зубам. Он был слабее меня и я могла бы его ударить, но удар в лицо поверг меня в состояние шока, до этого меня никто в моем возрасте особо не бил по лицу и я тоже не бил. Помню, что меня это очень обидело, я стою и слизываю кровь с губ и понимаю, что мое юношеское детство уже закончилось, теперь я живу в другом мире с другими законами. Примерно день или два у меня прошла перестройка сознания, после чего я стал другим человеком, стал достаточно легко бить по лицу. Я никогда не бил того парня, он успел попросить прощения вовремя.
С 4 класса это была уже другая возрастная группа, мы уже дрались по другим правилам. Меня били по лицу, но если была кровь, то матч сразу останавливали. Было два способа сражаться: до первой крови или сдаться. Обычно они дрались до крови, так дело шло быстрее. Если дрались до тех пор, пока кто-нибудь не сдавался, то это часто продолжалось до тех пор, пока кто-нибудь не разлучался, никто не сдавался.
В этом возрасте мы не топали ногами. Бить лежачего человека я начал где-то с 8-го класса, когда мы начали участвовать в драках со взрослыми. С 8-го класса до армии это была уже другая возрастная группа. Здесь тоже было своего рода посвящение, жестокое событие. Обычно это происходило так, во время очередного боя ловили одного из «врагов» и заставляли посвященного бить его, «противнику» не давали сопротивляться. Не все проходили такое «посвящение», а только свои, не проявлявшие активности в боях.
Если кулачную традицию я застал только в остаточном виде, то с борьбой все было иначе, отход от борцовской традиции произошел на моих глазах. Когда я учился в младших классах, с нами воевала вся доармейская молодежь, хотя, конечно, старшие воевали меньше. Но они регулярно устраивали соревнования среди младших, иногда сами принимали в них участие. Когда я учился в 5 классе, старшие уже не дрались, считали это детскими забавами, дрались ребята 12-13 лет и моложе. Когда я закончил школу, дрались только младшие школьники, и не столько дрались, сколько бездельничали. Хотя делали они это довольно часто, обычно в сочетании с другими своими играми. А через 5 лет драться перестали даже дети, прекратились драки вместе с народными играми.
Почему русские занимаются бузой?
Теперь хочу ответить на вопрос, почему бойцы, задействованные в Бузе, не участвуют в соревнованиях вне своей системы. Буза — это не боевое искусство, это чистая боевая система, боевое искусство. Боевые искусства и спорт — очень разные явления, каждое из которых живет по своим законам. Часто то, что хорошо в боевых искусствах, не годится в спорте, и наоборот. В Бузе есть запрет на сдерживание, т.е нельзя назначать удар, каждый удар должен быть доведен до конца. В противном случае искажается и техника, и реальная структура боя. Работают только голыми руками, потому что кистью выполняется очень тонкая работа, что невозможно в перчатке.
В Буз, как боевом искусстве, основными целями поражения на теле противника являются глаза, горло, пах, шея, суставы. Это те точки, воздействие которых запрещено во всех видах единоборств. Техника Боузы оптимизирована для поражения именно этих целей, и это то, что практикуют бойцы. Так в каких же соревнованиях может участвовать бузник, если техника, которую он выучил, запрещена?
Можно сказать, что в «матчах без правил» там разрешено практически все. Впрочем, даже на соревнованиях по «боям без правил» дерутся босиком, а техника Бузы оптимизирована под удары ногами в тяжелой обуви. Если бузник сработает так, как его учат, это закончится повреждением противника или чем похуже. Нет таких открытых легальных соревнований, где бузник может выступать и работать по своей технике, по своей системе боя.
На это можно сказать: «Если вы такие крутые, участвуйте в «нелегальных соревнованиях», набивайте пятки, а лучше десяток восточников или других бойцов, то мы вам поверим, что буза — это не бред, а боевое искусство».
На это отвечу следующее, для чьего-то удовольствия, верите или нет, их бойцов никто не заменит, потому что соревнования нелегальные и результаты в них одинаковые, плюс вам приходится иметь дело с очень особенными людьми, это в первую очередь. Во-вторых, буза – это не просто боевое искусство, это православное боевое искусство, и это очень серьезно. Никто и никогда, даже ради престижа школы, не пошлет бойца на членовредительство, а возможно, и на убийство, потому что ответственность за этот грех будет нести отправитель. Тем более, что может дать человеку участие или даже победа в таких соревнованиях? Только тщеславие и глупость, взращивание этих качеств чуждо нашей системе.
Русские ногами не били, русские ногами убивали
Можно сказать, что русские не пинали ногами, русские убивали ногами. У Руса была и есть своя высокоразвитая техника боя ногами. В этом приеме удар выполняется обутой ногой, такой удар приводил либо к серьезной травме, либо к смерти. Напомню одно из правил кляп: бороться за любовь, т.е бороться, чтобы не баловать друг друга. Именно поэтому в кулачных боях запрещались удары ногами. В силу своей эффективности в поражении противника, удары ногой на Руси приравнивались к применению оружия, ноги применялись одновременно при применении оружия, когда хотели уничтожить или парализовать противника, это, конечно, не имеет никакого отношения с борьбой «за любовь» не надо.
Именно такое отношение к применению пинков у россиян сохранилось в криминальной культуре. Криминальная культура, как и армейская традиция, сохранила в искаженном виде элементы традиционной мужской культуры. В российских тюрьмах и «зонах» (за исключением «красных» и «бессрочных») принято соблюдать определенный свод правил поведения, регламентирующих абсолютно все, вплоть до «боевых» (даже если они считаются крайними). Так что по этим правилам увольнять можно только тех, кто относится к разряду «рептилий».
Совершив такой поступок по отношению к тому, кто не из этой малочисленной и живущей отдельной касты, он рискует иметь глобальные проблемы в стенах соответствующего учреждения. Машут ногами в российской тюрьме «не катит». И причина та же. Как известно, тапки в «зоне» не носят, удар кирзовым сапогом — это почти наверняка травма, которая в данных условиях жизни может иметь очень тяжелые последствия для здоровья.
Русские народные танцы являются индикатором потенциальных возможностей русских пинков. Танцоры демонстрируют фантастическую технику работы ногами. Но все это, скажем так, является косвенным свидетельством существования у россиян развитой техники кик-файтингов. Есть ли прямые линии? Да, это традиционные русские боевые системы, сохранившие эту технику: Буза, система князя Голицына, Спас. Для сравнения, в карате есть два способа выполнения ударов ногами: кэагэ (удар рукой) и кекоми (толчок), а в будзе, кроме этих двух, есть еще один и третий.
Основные правила
Стены построены в несколько рядов (обычно 3-4) лицом друг к другу на расстоянии 20-50 метров. По команде судьи они начинают двигаться навстречу друг другу. Задача состоит в том, чтобы вытолкнуть стену противника за пределы исходной позиции. Во время подхода разрешены удары по корпусу и голове или только по корпусу. Удары ногами и удары сзади запрещены.