Основные типы голосов
Правильно определить тип голоса – сложная задача, которая не всегда под силу даже опытному преподавателю курсов вокала или курсов ораторского искусства, а иногда и вовсе не под силу самостоятельно.
Трудность заключается в том, что при раскрытии певческого голоса появляются типичные черты. У начинающих вокалистов связки еще не развиты, соответственно признаки скудные и нечеткие, а в некоторых случаях могут и вовсе отсутствовать. Но сделать приблизительные выводы все же можно.
Для начала рассмотрим существующие типы певческих голосов по классификации итальянской оперной школы (от высокого к низкому):
- сопрано,
- меццо-сопрано,
- контральто,
- тенор,
- баритон,
- бас.
Итальянцы сравнивали певческие голоса со звучанием четырех струнных инструментов: скрипки, альта, валторны и контрабаса.
Мужской голос
Существуют следующие типы мужских голосов:
- Тенор — высокий мужской голос в диапазоне от до малой октавы до до второй октавы, различают тенор-альтино, лирический, меццо и драматический тенор;
- Баритон — средний мужской голос в диапазоне от ля большой октавы до соль первой октавы, он же тенор-баритон, лирический и драматический баритон;
- бас — низкий мужской голос в диапазоне от Ми мажорной октавы до Ми первой октавы, различающий высокий, центральный и низкий бас.
Среди мужчин певцы, владеющие женским вокальным диапазоном, встречаются довольно редко. Однако они встречаются и до сих пор используются в опере. В эпоху Возрождения таких певцов создавали искусственно, путем кастрации мальчиков-подростков, чтобы предотвратить возрастные изменения голоса.
Женский голос
В классификации выделяют следующие типы женских голосов:
- Сопрано — высокий женский голос в диапазоне от до первой октавы до до третьей октавы, различают колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое и драматическое сопрано;
- Меццо-сопрано — средний женский голос в диапазоне от малой октавы до второй октавы, различают лирическое и драматическое меццо-сопрано;
- Контральто — низкий женский голос в диапазоне от Ми в малой октаве до Фа во второй октаве.
Важно понимать, что на практике не бывает голосов, идеально вписывающихся в рамки, изложенные выше. Две октавы для каждого типа голоса дают лишь представление о расположении рабочей зоны, где лучше всего раскрывается голос и вокалисту наиболее комфортно петь.
Однако есть певцы, чей вокальный диапазон охватывает и 3, и 4 октавы. Все это очень условная классификация, но не надо думать, что она вообще ничего не значит.
Как определить тембр голоса
Определить свой тип голоса еще никогда не было так просто. Если вы уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, и у вас под рукой есть фортепиано, синтезатор или просто компьютер, вы сможете определить свой вокальный диапазон. Вы должны сыграть ноты и посмотреть, сможете ли вы их спеть. Существуют также книги и веб-сайты, которые могут помочь вам выяснить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных диапазонов. На самом деле, существуют онлайн-инструменты и ресурсы для определения типа.
Но сначала желательно ознакомиться с системой нумерации. Говоря о нотах как «вторая ля выше средней до», можно сбить с толку, поэтому широко используемый метод — следовать названиям нот с заданным номером октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начинающаяся с баса) на клавиатуре.
Запомните характеристики разных типов мужских голосов.
- Бассейн расположен между E2 и E4. В нижнем и верхнем регистрах некоторые басы могут петь от C2 до G4.
- Баритон является вторым по величине певческим диапазоном и колеблется от A2 до A4 (может доходить до F2 или C5).
- Тенору комфортно петь от C3 до C5. Лучше фальцетом (головным голосом), что позволяет вводить ноты в женском регистре.
- Контратенор поет от средней до вверх.
Как определить тип своего голоса самостоятельно
Если вы только начали петь, задача определения типа голоса усложняется. Не торопитесь, просто занимайтесь вокалом и следите за своими успехами во время учебы.
Поначалу будет сложно что-то сказать наверняка, потому что диапазон еще слишком узок и находится на разговорном уровне. Вы еще недостаточно освоили голос, чтобы делать выводы о тесситуре (самая практичная часть серии) и качестве звучания нот в разных тональностях.
Во время пения обращайте внимание на самые лучшие и самые трудные ноты. Ищите расширение вокального диапазона с помощью самых высоких и самых низких нот, которые можно сыграть. Вы всегда можете сравнить этот показатель с диапазоном основных типов голоса, описанных в предыдущей части статьи, и примерно определить тембр своего голоса.
Когда речь идет о детском голосе, определение еще сложнее, ведь голосу предстоит пройти несколько этапов формирования. Малыша лучше всего отдать в детский театральный кружок при Театральной школе Бенефис, где мы научим его комплексно пользоваться своим голосом и речью.
Если вы обладатель более-менее фиксированного голоса, задача упрощается. Выберите музыкальное произведение (песню длиной не менее полутора октав). Если у вас есть музыкальный инструмент под рукой, возьмите его в руки.
Спойте произведение в разных тональностях и обратите внимание на две вещи:
- Удобство. Чем дальше от тесситуры, тем труднее петь. Если вы не новичок, которому пока сложно везде петь, то вполне можете руководствоваться собственными ощущениями. Найдите наиболее удобный диапазон и сверьтесь со списком типичных характеристик голоса из предыдущей части статьи.
- Тембр. Уникальные тембральные качества голоса лучше всего раскрываются, когда вы поете на своем рабочем месте. Это означает, что если у вас натуральный бас, пение теряет красоту тембра на высоких нотах. По мере увеличения высоты звука ноты становятся тусклыми и невыразительными. И наоборот, опуская тональность, вы услышите, как каждая нота наполняется густым и красочным звуком, приобретает нюанс и характер.
С этими двумя показателями можно работать и с пением — петь не пьесу, а октавы. Результат будет тот же: низкий голос при пении снизу вверх затухнет и потеряет выразительность, высокий голос, наоборот, приобретет яркие краски и т д
Если в вашем распоряжении есть студия звукозаписи, определить диапазон вашего голоса будет еще проще. Как и в предыдущем варианте, нужна песня, охватывающая не менее полутора октав, и фонограммы к ней в разных тональностях. Прелесть студии звукозаписи в том, что вы записываете свой голос, а затем слушаете его со стороны. На самом деле в записи голос звучит совсем по другому, вы слышите объективный звук, а не тот, к которому вы привыкли. Запись позволит вам объективно оценить раскрытие голоса и красоту звучания нот.
Приходите в театральную студию «Бенефис», и вы получите все необходимые знания для самостоятельного развития голоса. Вас ждут самые эффективные методики, регулярная практика и, конечно же, профессиональные педагоги с многолетним актерским опытом.
Мы научимся работать с резонаторами (грудь и голова), включать в работу все тело, а не только голосовые связки. В ходе обучения вы научитесь выражать свои мысли и чувства более выразительно и правдоподобно – как настоящие художники.
Конечно, можно обойтись и без грамотного педагога по вокалу, но в этом случае вы рискуете потерять много времени, совершить типичные для новичков ошибки и даже рискуете повредить свой голосовой аппарат. На занятиях в Benefis преподаватели индивидуально работают с ошибками и слабостями учеников, помогая максимально раскрыть их потенциал.
Выберите курс, который подходит вам лучше всего. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Читайте также: Силовой тренинг дома: 10 простых упражнений для новичков
Мужские голоса в пении
Официально они делятся по росту на тенора, баритона и баса. В свою очередь каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже мы более подробно рассмотрим типы мужских голосов в песне.
Самый популярный и известный тип мужского певческого голоса с сильным верхним регистром. Подборка охватывает две октавы: от минора до второй. Различают 6 подвидов теноров:
- Лирический. Подвижный, мелодичный, слегка женственный с легким колоратурным тенором с нотами до первой октавы — до «до» третьей. Примеры певцов: Бениамино Джильи и Хоссе Каррерас.
- Альтино. Легкий, светлый, звучащий тенор с серебристыми тонами, относительно редкий тип. Регистр достигает фа второй октавы. Исполнители альтино: Геннадий Пишаев и Иван Козловский.
- Характеристика. Специфический тенор в основном используется для исполнения коротких, резко-выразительных партий.
- Встречный тенор. Самый редкий и очень высокий мужской голос, его высота сравнима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджиоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре в первой октаве до третьей.
- Драматически. Сильный, объемный тенор с широким динамическим диапазоном. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы до си и до терции. Роли в драматических теноровых партиях: Отелло, Хосе из «Кармен» и Герман из «Спардроннингена».
- Лирико-драматический. В ней нет такой мощи и насыщенности, как в драматической, но в то же время она не такая легкая и женственная, как в лирической. Пример: Песня Градского.
Иногда говорят и о вагнеровском или героическом теноре, отличающемся большой силой звука и невероятной выносливостью, так как требуется длительное время выдерживать один темп.
Тенор
По высоте средний между тенором и басом. В последний тип можно «перейти» при длительной учебе и практике. Рабочее количество нот: от ля большой октавы до ля первой. Существует 3 типа баритона:
- Тенор-баритон и лирика. Объединить в одну категорию, так как только профессионал разберется в различиях между ними, слишком мало. Эти два типа баритона имеют светлый тембр, немного высокий. Он чем-то напоминает тенор, а диапазон может доходить до второй октавы. У Юрия Гуляева и Муслима Магомаева только один тенор-баритон.
- Драматически. Звучит сильно, мощно и объемно в верхней и центральной частях диапазона (от соли большой октавы до соли первой), но не всегда долго выдерживает высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
- Лирико-драматический. Отличаются многогранностью, светлым и светлым звучанием, подходят для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соли и ля большой октавы до ля первой.
- Бас-баритон. Средний голос с массивными низкими нотами, достигающими от фа до большой октавы.
Баритон
Самый низкий и редкий тип голоса в мужском пении, с диапазоном от фа на мажорной октаве до фа (соль) на первой. Эта гласная делится на 5 подвидов:
- Низкий (Basso Profundo). Самый редкий тип, его еще называют «бас-октавист». Отличается густым, мощным звуком, часто используется в церковных хорах. Человек с такой гласной может брать ноты контроктавного фа-соль. Пример: в «Князе Игоре» М. Д. Михайлова в исполнении партии «Кончак».
- Громкий или мелодичный (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон — от соли мажорной октавы до средней. Он немного похож на баритон и отличить его от него, скорее всего, смогут только специалисты. Яркими представителями являются Борис Гмыря и Борис Христов.
- Центральный. Бас с широким диапазоном и солидным, грозным, властным звуком. В головном резонаторе теряет свой тембр, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой — ми первый. Николай Гяуров пел и лирично, и драматично благодаря своему мягкому басу. У Ферруччо Фурланетто также есть центральный бас.
- Баритон. Музыкальный голос с чертами баса и баритона. Собственно тот же высокий бас, но иногда в опере он классифицируется отдельно.
- Комикс или буффо. Больше связано с ролью, чем с типом вокала.
Баc
Женские голоса в пении
Им свойственна звуковая насыщенность, сила, прозрачность и легкость. Все типы голосов в женском пении делятся на (от высшего к низшему):
- Сопрано с 5 подвидами.
- Меццо-сопрано с 2 подвидами.
- Альт или контральто (точное название зависит от того, где употребляется термин — в хоре или в опере).
Сопрано
Звучность, открытость, полет, подвижность звука и высоты тона – все это сопрано. Ноты играются от первой (ля минор) до третьей октавы (до, ре).
Существует 5 подвидов сопрано:
- Лирический. Для него характерна мягкость, красивый и насыщенный звук, а также большой и динамический диапазон (от среднего си до среднего до). Лирические сопрано: Анна Моффо, Мирелла Френи и Виолетта Валери.
- Колоратура. Самый высокий женский оперный голос с доминирующей головной частью. Ему свойственны изящество, легкость и даже немного хрупкость. Певицы (Эдита Груберова, Евгения Мирошниченко и др.) могут брать ноты от первой октавы до ми, доходя до ми в третьей, а некоторые даже до соль.
- Лирико-драматический. Используемые ноты: пусть малая октава — ре в терции. У него богатая грудь, но в то же время мягкий звук. В голосе легкие высокие ноты, но исполнение драматических кульминаций происходит без напряжения.
- Лирическая колоратура. Нежный, легкий и высокий тембр голоса – все об этом подвиде сопрано, который был у Рут Энн Свенсон, Белы Руденко и Люсии Попп. Диапазон: до первой октавы — терция ми и фа.
- Драматически. Редкий вид со звонким верхом и полным центром, с густым и насыщенным звуком. Немного похоже на меццо-сопрано. Диапазон: для малой октавы — до и ре в терции.
Меццо-сопрано
Это гласный, насыщенный в средних регистрах, его рабочий диапазон — от тона малой октавы А до второй ля. Обладает низким, густым, слегка бархатистым звуком. В опере певицам с таким голосом отводятся роли волевых женщин или молодых людей. Различают 2 подвида меццо-сопрано:
- Колоратура. Этот тип встречается редко, он наделен не только глубиной и плотностью, но и гибкостью, подвижностью и яркостью.
- Высокий. Звук менее насыщен на низких и средних частотах. Это что-то среднее между драматическим и меццо-сопрано.
Партии для меццо-сопрано:
- В «Женитьбе Фигаро» — Керубино.
- В «Фаусте» — Зибель.
- В «Каменном госте» — Лора.
В хоровом исполнении женский низкий голос называется альтом, а в опере – контральто. Редчайший тип тембра, более густой, насыщенный, чем меццо-сопрано, чем-то напоминающий высокий мужской тенор. Под нее написано не так много партий, в основном мальчики, подростки или юноши. Объем работы этого типа женского голоса в песне: от ми минор первой октавы до фа второй. Верхний регистр небольшой, а вот нижний разнообразный, в середине есть резонанс. Арии, где есть партии под женское контральто:
- «Орфей» — Сигрид Онегин.
- «Слепая» — Ева Подлес.
- «Эрда» — Лилия Чукасян.
Альт или контральто
Самостоятельно в домашних условиях определить тип голоса невозможно. Лишь условно и приблизительно можно, проведя несколько нот, понять, к какому тембру и тональности он относится. То же самое касается песен, пения, вы должны решить, какая тональность звучит сильнее и ярче. Без музыкального образования добиться этого практически невозможно.
Для точного понимания нужен профессиональный прибор под названием спектрометр, поэтому лучше записаться на уроки вокала к педагогу по аудированию, который также поможет развить природные данные. Как видите, человеческий голос (как мужской, так и женский) отличается своей неповторимостью и богатством окраски. Каждый из певцов представляет собой уникальную черту в образе хора или оперы. Чтобы в полной мере насладиться красотой звучания собственного тембра, лучше обратиться в школу вокала в Москве, где усовершенствуют ваши природные способности и раскроют их глубину.