- Что такое синдром отличника и его признаки
- Отказаться от привычки включаться в игру
- Психология подросткового кризиса
- Причины синдрома отличника
- Симптомы СДВГ у детей
- Чувства без утайки
- Способность принимать сложные отношения
- Патогенез
- Почему детский перфекционизм — опасное явление
- Психотерапевтические методы для лечения синдрома гиперактивности у детей
- Медикаментозное лечение СДВГ у детей и подростков
- Применение Гопантомида для лечения СДВГ у детей
- Форма выпуска и особенности приема Гопантомида
- Тебя используют как рубашку для слез
- Взаимодействие с людьми
- Проявления кризиса в подростковом возрасте
- Диагностика синдрома отличника
- Синдром Аспергера и аутизм
- Как преодолеть синдром отличника
- Прогноз и профилактика
- Ты регулярно оказываешься во френдзоне
- Осложнения
- Рекомендации для взрослых
Что такое синдром отличника и его признаки
Это неформальное понятие, не встречающееся в медицинской и психологической литературе. Этим термином обозначают поведение ребенка, стремящегося постоянно добиваться наивысших результатов во всем, за что он берется. То есть это своего рода перфекционизм, проявляющийся в нетерпимости к низким и умеренным достижениям. При синдроме отличника ученик фактически «заедает» себя: рыдает из-за единственных четверок в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не наберет диплом или похвальную работу.
Синдром ярко проявляется в поведении, вот основные симптомы:
- безумная тревога по поводу отношения и оценок учителя;
- трагическое восприятие малейшей ошибки или неудачи;
- крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики;
- боязнь принятия решений из-за вероятности совершения ошибок;
- желание сделать домашнее задание на отлично и сильные эмоции, если это не получается;
- крайне критическое и пренебрежительное отношение к себе, принижение собственных достижений;
- высокая требовательность к окружающим, насмешка и радость в выявлении чужих недостатков и недостатков.
Чаще всего синдром проявляется именно тогда, когда дело касается учебы, но не только. Также может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности. Ребенок с синдромом отличника обязательно должен занимать первые места на конкурсах и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или издавать шедевры искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что ученику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то гарантировано все – рыдания, истерики, депрессивные настроения.
Отказаться от привычки включаться в игру
С психологической точки зрения «пограничник», манипулирующий оскорблениями, затевает с партнером игру, победой которой для него будет обращение другого, его чувства вины или стыда — и таким образом бессознательно он привык получать любовь и внимание. И каждый раз, поддавшись на такие провокации, другой человек испытывает дискомфорт и может задуматься о расставании, ведь оставаться в таких отношениях очень тревожно и непредсказуемо. Что делать, чтобы сохранить любовь к тому, кто склонен вести себя как ребенок?
Откажитесь от привычки «впадать» в чувство вины или стыда каждый раз, когда партнер пытается избавиться от своей доли ответственности — нападает, обвиняет, манипулирует.
Прислушивайтесь к своим чувствам, возникающим во время ссоры, и откровенно, но осторожно говорите о них «пограничнику». Например: «Твои слова сейчас причинили мне боль. Я чувствую себя униженным».
Научитесь «останавливать» своего партнера и «останавливать» себя в разговоре, когда он становится небезопасным. Это может выглядеть так: «Я не хочу больше продолжать такой разговор. Я предлагаю вам успокоиться и разобраться во всем позже».
Психология подросткового кризиса
Основной причиной развития кризиса в подростковом возрасте является значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже говорили, физиологический рост в этот период максимально превышает темпы развития психики.
Физиологически подросток на короткой фазе становится взрослой, зрелой личностью. Внешне вчерашний ребенок выглядит взрослым, начинает так себя чувствовать, но еще не совсем готов к самостоятельности и ответственности. Социальное созревание занимает гораздо больше времени.
В результате этого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле он еще не справляется с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты и непонимание. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Период полового созревания выражен не только на физиологическом, но и на психическом уровне. Более того, психические аспекты полового созревания могут наступить гораздо раньше, чем физическое созревание. Молодые люди проходят гендерную идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и других в соответствии с полом. Исследователи сходятся во мнении, что гендерная идентификация происходит в большей степени под влиянием социокультурных факторов, чем биологических. Определяющую роль играют шаблоны и стереотипы, действующие в обществе.
В этот же период развивается романтика – стремление к эмоциональной близости. Подростки формируют отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение и душевные разговоры. Появляется первая любовь. В этом случае физическая близость не обязательна, на первый план выходит платонический контекст, а уж потом сексуальный.
Учитывая все психологические изменения, происходящие у подростка, кризис необходим для решения ряда проблем. В результате преодоления этого скачка развития подросток:
- пройти гендерную идентификацию, взяв на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свой внешний вид со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- перенимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в не менее ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления развития своих способностей, последующей профессиональной ориентации.
Причины синдрома отличника
Как и любое расстройство личности, синдром отличника у ребенка не проявляется только так, а является результатом внешнего негативного воздействия со стороны родителей или школы.
Вот основные причины развития синдрома у школьника:
- Слишком высокие требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справиться с учебной нагрузкой, некоторые предметы могут быть для него непростыми. А преподаватель вместо того, чтобы поддержать студента, давит на него, критикует за плохую успеваемость, пугает тем, что не сдает экзамен и не поступает в вуз. Такая психологическая нагрузка вызывает у школьника боязнь плохих оценок. В конечном итоге это приводит к патологически негативному отношению к неуспеваемости.
- Давление со стороны родителей. Бывает, что отношение учителя вполне нормальное и правильное, но ребенок все равно трепещет перед каждым занятием. Здесь проблему следует искать в семье. Ученик, скорее всего, будет получать от родителей постоянный словесный или поведенческий намек на то, что его ценят и любят только тогда, когда он ведет себя безупречно и получает отличные оценки. Обычно такие отношения складываются в семье, когда родители строгие, принципиальные, им самим присущ перфекционизм.
- Ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но хвалят ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает высшей цели. В результате у студента вырабатывается модель поведения: он требует от себя слишком высоких целей и очень огорчается, когда не достигает их, старается превзойти всех одноклассников в учебе, живет только академическими достижениями и забывает о личной жизни.
- Низкая самооценка. Когда ребенок видит себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, он старается компенсировать многолетние недостатки отличной учебой. Он только имеет в виду это как возвышенное в глазах других. Следует помнить, что заниженная самооценка – это также не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренней травмы, неблагоприятного семейного окружения или буллинга.
Симптомы СДВГ у детей
Как правило, родители замечают симптомы у гиперактивного ребенка в 5-6 лет, так как в этом возрасте чаще всего обращаются за лечением. Однако первые признаки СДВГ можно обнаружить уже в 1,5-2 года и даже раньше. Родителям следует записаться на прием к неврологу, если у маленького ребенка:
- рано начал держать голову, ползать, вставать и ходить;
- засыпает надолго и беспокойно спит;
- быстро устает;
- постоянно переключаться с одной игрушки на другую;
- боится громких звуков, яркого света, незнакомцев;
- часто злит и закатывает неспровоцированные истерики.
Такое поведение не обязательно указывает на наличие синдрома гиперактивности, но, скорее всего, неврологические расстройства все же имеют место.
Только врач может оценить, является ли поведение ребенка нормальным или у него есть симптомы СДВГ, и лечение следует начинать немедленно. Если вы не знаете, куда обратиться и как лечить СДВГ у детей, расскажите о своих опасениях участковому педиатру. Он осмотрит ребенка и, возможно, даст направление к неврологу.
В возрасте 5-6 лет, когда ребенок становится самостоятельным, а его поведение осознанным, признаки гиперактивности проявляются наиболее отчетливо. Не зря СДВГ называют синдромом, так как неврологические и психологические расстройства не изолированы, а протекают в комплексе и затрагивают разные сферы жизни ребенка. Среди основных симптомов патологии выделяют снижение внимания, гиперактивность и импульсивность.
Чувства без утайки
Эмоциональный инфантилизм, несомненно, приносит свои недостатки в жизнь людей с синдромом Аспергера. Но это заставляет их проявлять те положительные качества, которые чувственные люди могут скрывать или изменять в угоду ситуации.
Речь идет о таком качестве, как, например, честность. Что скрывать, не каждый из нас способен на 100% честность. Иногда мы смущаемся, стесняемся сказать всю правду в глаза.
Что касается Аспи, то для них таких преград нет. Они хотят выразить все, что придет им в голову, не скрывая и не смущаясь, при этом не пытаясь скрыть детали, смягчить или приукрасить. Они просто не умеют врать в силу своих особенностей, поэтому втянуть их в манипуляции или аферы с очевидными для них преимуществами очень сложно.
Такая предельная честность может быть воспринята окружающими как невоспитанность, ограниченность или бестактность. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это результат стойкости и отсутствия умственного маневрирования.
Эти искатели истины лишены тщеславия или хвастовства. Давая объективную оценку происходящему, рационально оценивая любые действия, они открыто и искренне радуются достижениям других людей, без зависти и злобы. Они нейтрально воспринимают лесть и похвалу в своей речи, а оскорбления и критику не вызывают у них эмоциональных реакций.
Аспергер не имеет социальных границ. Они легко нарушают правила и не боятся показаться смешными или эксцентричными в чьих-то глазах. Ими движет стремление к справедливости или информации. Им все равно, какой статус у человека перед ними. Они способны разрушить все ограничения, результатом чего может быть разрыв социальных связей.
Мужчина спустился в вестибюль отеля почти полностью голым, только в нижнем белье. И без тени смущения спросил у присутствующих, где его пижама.
Читайте также: Качества, которыми должен обладать идеальный мужчина
Способность принимать сложные отношения
Каждый, кто находится в тесном контакте с человеком, который с психологической точки зрения является ребенком, для сохранения отношений должен принять тот факт, что «пограничник» может измениться и повзрослеть, только начав работать над собой. Это возможно при длительной работе с психологом или семейным психотерапевтом. В других случаях следует просто принять факт психологической незрелости и понять, что партнер не может отказаться от привычки реагировать по-детски.
Патогенез
Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущей тенденцией является достижение поставленной цели, чтобы получить положительную оценку со стороны общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями для компенсации неуверенности, чувства одиночества и незначительности.
Ориентация человека на формальные, внешние признаки часто формируется за счет значимых — ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения от процесса, акцент смещается на результат. Аффективное напряжение, неудовлетворенность, депрессия, разочарование постепенно накапливаются. Эмоциональные проблемы усугубляются ошибками, часто развивается депрессия, снижается самооценка, формируется страх.
Почему детский перфекционизм — опасное явление
В какой-то мере перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, делать все для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается совестливостью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если использовать их во взрослом возрасте в сфере бизнеса.
Но в то же время синдром таит в себе большую опасность. И самый главный негативный эффект – ухудшение самочувствия. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают беспокойством, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Озабоченность оценками настолько сильна и мешает адекватному мышлению, что, вопреки ожиданиям, у ребенка наблюдается снижение успеваемости.
Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только страдает от бесконечного стресса, но и доводит членов семьи до беспокойного состояния. Постоянные истерики по поводу неполучения пятерки или неправильной ноты на фортепиано выбивают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, прибираться, пить валерьянку.
Хуже всего то, что синдром отличника может перерасти во взрослую жизнь. Число таких перфекционистов постоянно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, работать, как он это делал в школе, и стараться обогнать одноклассников. В результате человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокого положения, построить роскошный особняк, но при этом считать себя неудачником.
причина в том, что человек с синдромом перфекциониста все делает не для себя, а для одобрения. Он не живет своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что он недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться большего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать от них идеальности, переносит на них свои ожидания и стремления и в конечном итоге воспитывает таких же несчастных людей.
Учащийся с синдромом отличника может не осознавать, что отличная оценка в дневнике вовсе не свидетельствует об усердии и обширных знаниях. Для ребенка именно оценка является примитивным, но понятным показателем успешности. Ориентируясь только на оценки, учащийся не приобретает умения анализировать собственные действия, их результативность. Пацан просто думает, что раз он получил только четверку, значит, плохо старался, ему еще над книгами работать. А вот твердые пятерки могут лишить способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин.
То же самое касается хобби, спорта и творческих занятий. Один ученик легко справляется, а другой с большим трудом учится прикасаться к клавишам фортепиано или пинать мяч в баскетбольную сетку. Если другой ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и педагогической похвалой, он не сможет увидеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит намного больше, чем 1-е место другого участника, потому что он прикладывает все больше и больше усилий.
Психотерапевтические методы для лечения синдрома гиперактивности у детей
Психотерапия дает хороший эффект при лечении гиперактивности в детском возрасте, но только в том случае, если сеансы проводятся регулярно и в течение более длительного периода времени. Психотерапевты используют различные техники и их комбинации. Программа лечения составляется индивидуально и зависит от возраста ребенка, его психологических особенностей, семейного положения. В детской психологической практике используются когнитивно-поведенческие методы, игровая и арт-терапия.
- Когнитивно-поведенческие методы помогают сформировать у ребенка конструктивные модели поведения. С помощью психолога он учится понимать себя, контролировать свои эмоции и правильно реагировать на различные жизненные ситуации.
- Игровая терапия дает хороший эффект при лечении гиперактивности у детей до 7-10 лет. Через игру ребенок учится терпению и вниманию, контролю над эмоциями и импульсивностью.
- Арт-терапия помогает снизить тревожность, избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства. Он развивает выносливость, внимание, память и в целом положительно влияет на нервную систему ребенка.
В качестве дополнительных методов используются иглорефлексотерапия, массаж, гомеопатическое лечение и фитотерапия, но применять их можно только после консультации с врачом.
Медикаментозное лечение СДВГ у детей и подростков
Многие родители, столкнувшись с поведенческими расстройствами, задаются вопросом, как лечить ребенка с диагнозом СДВГ, и какие лекарства помогут изменить ситуацию к лучшему. На сегодняшний день существует большой перечень препаратов для лечения гиперактивных детей, но все они имеют побочные эффекты и противопоказания, поэтому применять их можно только по назначению невролога или педиатра.
Незначительные расстройства поведения лечатся без применения лекарств, с помощью коррекционной работы и физиотерапии. В случае выраженных симптомов ММД и СДВГ у детей медикаментозное лечение оправдано и необходимо. Выбор терапевтической схемы остается за врачом. В одних случаях показано комбинированное лечение несколькими препаратами, в других хороший эффект достигается после курса приема одного препарата.
В последние годы в неврологической практике у детей широко применяются ноотропы – препараты, способные улучшать метаболические процессы в головном мозге. Одним из современных ноотропов является гопантомид. Его можно применять при различных заболеваниях нервной системы, в том числе при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Применение Гопантомида для лечения СДВГ у детей
Гопантомид — ноотропный препарат на основе гопантеновой кислоты, оказывающий комбинированное действие на нервную систему. Он обладает нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами и может:
- упорядочить поведение;
- снизить двигательную возбудимость;
- активизировать умственную и физическую работоспособность;
- улучшить внимание, концентрацию и память;
- повышают устойчивость мозга к недостатку кислорода и воздействию токсических веществ;
- оказывает мягкое успокаивающее действие.
Гопантомид разрешен к приему детьми с первых дней жизни, но отпускается только по назначению невролога или педиатра.
Форма выпуска и особенности приема Гопантомида
Гопантомид выпускается в виде таблеток по 250 и 500 мг и раствора во флаконах по 50 и 100 мл. Детям до трех лет в процессе лечения заболеваний врач может назначить раствор, в старшем возрасте – таблетки Хопантомид.
Препарат может быть назначен ребенку для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. По инструкции в зависимости от массы тела Гопантомид назначают в средней терапевтической дозе 30 мг/кг в сутки, которую делят на два приема — утренний и вечерний. Оптимальный режим дозирования определяется специалистом для каждого ребенка индивидуально путем подбора дозы с неуклонным повышением в течение первой недели госпитализации. Таблетки или раствор Гопантомида по инструкции по назначению врача рекомендуется принимать внутрь через 15-30 минут после еды, курс лечения в среднем 3-4 месяца. Решение о необходимости повторного введения препарата принимает врач в зависимости от результатов лечения после первого курса.
Тебя используют как рубашку для слез
Человек с синдромом хорошего парня — отличная «салфетка», чтобы вытирать слезы, когда другим плохо. Из-за того, что вы боитесь кого-то подвести или плохо выглядеть, вы становитесь очень понимающим человеком, который всегда готов выслушать.
Поэтому приходится терпеть все эти скучные и по большей части беспочвенные жалобы на жизнь от всех окружающих, ведь они знают, что ты никогда не отправишь им свои проблемы и не отреагируешь грубо, заставив их собрать волю в кулак. Вместо этого вы хотите согласиться и сказать, что все хорошо, что человек всегда может обратиться к вам за советом или помощью. И он повернется вне зависимости от вашей занятости или серьезности задач, которые будут перед вами поставлены.
Взаимодействие с людьми
Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с течением болезни в детском возрасте. Во-первых, синдром Аспергера отличается от нормальных людей своим поведением и межличностным общением.
В детстве общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Когда они вырастают, эти люди, благодаря своему высокому интеллекту, способны приспособиться к обществу и стать достаточно успешными. Но странности в их поведении все же сохраняются.
Для них характерны проблемы с так называемой теорией разума. Люди с этим расстройством не могут расшифровать социальные сигналы, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как мимика и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.
С другой стороны, таким людям сложно открыться собеседнику, донести до него свои чувства. Часто партнер неправильно истолковывает их невербальные знаки.
Кроме того, у людей с АС развивается «умственная слепота». Она заключается в неспособности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность может обернуться против них. Им трудно распознавать ложь, правильно оценивать чужие поступки и слова. Это делает их наивными, и поэтому они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.
Аспергер весьма наводит на размышления. Они с трудом могут осознать, что кто-то пытается манипулировать ими или причинить им вред.
Поскольку людям с синдромом Аспергера трудно распознавать эмоции других, им часто не хватает эмпатии — способности проявлять сочувствие и сопереживание. Это становится серьезной социальной проблемой, поскольку затрудняет дружбу с людьми.
Девушка с синдромом рассказала, что когда ей объясняли некоторые правила общения, ей становилось легче контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми следует здороваться, спрашивать, как они, хотя бы официально, улыбаться или кивать в качестве приветствия. Она сама отмечала, что все эти негласные правила общения показались ей странными и неожиданными.
Отсутствие у Аспи интуиции для социального взаимодействия может заставить их казаться людям грубыми и хладнокровными. Например, они не могут слушать речь собеседника, направленную на них. Повернись и иди. Говорите без умолку о том, что их интересует, не давая другим участникам беседы вставить ни слова. Или не учитывать, слушают они или нет, интересуются ли этой темой другие.
Они могут пригласить вас к себе, и когда вы придете, вы откроете дверь, позволите себе встать на порог и выйти из комнаты.
У людей с синдромом Аспергера наблюдается состояние, называемое прозопагнозией, или лицевой слепотой. Феномен характеризуется сниженной способностью запоминать и узнавать лица людей. Проще говоря, познакомьтесь со своими друзьями. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или движения. Это как когда находишься далеко от своего знакомого, не можешь различить его черты лица, но все же по общей картинке решить, кто он.
Люди-аспи могут даже не узнать на снимке своих близких родственников или себя.
Трудности теории разума при синдроме Аспергера можно резюмировать следующим образом:
- неспособность предсказать и объяснить поведение людей, контактирующих с ним;
- неспособность прогнозировать и понимать свои чувства и эмоции;
- трудности с определением намерений других;
- трудности с определением взглядов других людей на вещи;
- трудности с пониманием неписаных правил общения;
- неспособность осознать, как их поведение влияет на других людей;
- не может отличить правду от лжи.
Несмотря на сходство признаков, у каждой аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и способность проявлять хорошо развитые способности в различных областях, кажется, что они способны освоить любую профессию. Однако есть проблемы в общении с другими людьми, которые вычеркивают из этого списка большинство коммуникативных занятий.
В то же время небольшая способность устанавливать интимные межличностные связи не мешает им заводить отношения и создавать семьи.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Тяжесть кризиса может быть разной. На начальном этапе психологи выделяют две основные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, достижений. Физиологические и психические изменения, изменение типа мышления непосредственно влияют на обучаемость ребенка. Не справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, интерес к обучению. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в ту или иную область или тему.
- Отрицательные реакции. Даже самые покладистые дети склонны отделяться от родителей, а потому часто проявляют быструю реакцию даже в знакомых ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистические настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы и нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой усиливается проявление реакций, которые можно разделить на три большие группы:
- Освободительные реакции. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании родительского контроля, отрицании известных ценностей и уходе от общения со сверстниками. Подросток проявляет самостоятельность и самостоятельность, требует признать его равноправие и рассчитывать на его мнение.
- Реакции самоутверждения. В основном это выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период главным авторитетом становятся друзья, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакция на поиск новых интересов. В подростковом возрасте интересы подростка распространяются по многим направлениям: поиск себя, стремление к неизведанному и новизне, погружение в познавательную и коммуникативную сферы. Подросток глубоко интересуется каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыка, кино, философия и т д.), в поисках телесно-мануальных практик (забота о своем теле, повышение выносливости, силы), развитии лидерских качеств (старается взять на себя достойное положение среди сверстников), погрузиться в информационное поле (много времени проводит в Интернете, социальных сетях).
Диагностика синдрома отличника
Сам по себе студенческий перфекционизм не вызывает беспокойства у родителей. Беспокоиться начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома развиваются неврологические и психологические нарушения. Диагноз ставит психолог, ведь перфекционизм необходимо отличать от аналогичного стремления к самореализации.
Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, утвержденных диагностических стандартов не существует. Диагноз основывается на том, что патологический перфекционист концентрирует свое внимание на внешних отражениях своей работы, на различных формах признания и похвалы, на получении льгот и высоких оценок, тогда как здоровый человек, стремящийся к самореализации, ориентируется на качество своей деятельности, достаточно оценивает возможности.
Для установления диагноза используются следующие методы исследования:
- Собрать анамнез у психолога. Врач беседует с больным, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления. Больной описывает свое психоэмоциональное состояние в различных жизненных ситуациях, связанных с успехами и неудачами.
- Применение опросных тестов. Они помогают исследовать личностные особенности человека: уровень уверенности в себе, отношение к родителям, индивидуальные психологические и поведенческие наклонности. Психолог определяет, какие тесты необходимы, учитывая возраст пациента.
- Методы проективного исследования. Психолог интерпретирует ситуационные задания, выполняемые пациентом, и нарисованные картинки. Это устанавливает бессознательные, подавленные личностные характеристики и проблемы во взаимоотношениях дома и в обществе. Такое исследование определяет деструктивные воспитательные практики, завышенные родительские и педагогические требования, степень потребности пациента в одобрении со стороны общества.
Синдром Аспергера и аутизм
АС классифицируется как расстройство аутистического спектра. Его сравнивают с высокофункциональным аутизмом, потому что симптомы очень похожи.
Сходство между расстройством и аутизмом заключается в своеобразном восприятии мира. Аспергеры называют обычных людей нейротипичными, они утверждают, что никогда не увидят мир их глазами. В сложных ситуациях аспи, как и аутисты, способны впадать в истерику. Они замыкаются в себе, не реагируют на внешние воздействия и подолгу находятся в одном положении, монотонно покачиваясь или глядя в одну точку.
Представителям обоих диагнозов сложно найти общий язык с людьми и установить зрительный контакт.
Что отличает их от аутистов, так это полное сохранение интеллекта, иногда даже сверхразвитого. Речь у Аспергера формируется вовремя и даже раньше, в отличие от аутистов. Этот признак считается показательным при дифференциальной диагностике: аутизм устанавливается только в том случае, если имелась задержка речевого развития. Правда, речевой фон в СА меняет свое оформление по интонации, тону, высоте и тембру. Многие люди с синдромом Аспергера очень разговорчивы.
Сходство между симптомами аутизма и синдрома Аспергера часто затрудняет постановку диагноза. Многие исследователи сходятся во мнении, что нет необходимости разграничивать эти два понятия.
Считается, что это расстройство чаще встречается среди мужского населения. Однако эта тенденция может быть связана с проблемой диагностики.
Женский синдром Аспергера распознать труднее, чем мужской. Это связано с тем, что девочки лучше адаптируются к обществу и следуют общим социальным нормам. Они чаще участвуют в ролевых играх в детстве и усваивают правила поведения. Их речь не такая тяжелая, как мужская, не такая насыщенная терминами, сложными выражениями и тяжелой структурой.
Как преодолеть синдром отличника
Родители должны снизить требования к ребенку. Не запугивайте ученика, чтобы он ставил только хорошие оценки, не язвите, не возмущайтесь, когда ребенок снова показывает в дневнике низкую оценку. Вместо того, чтобы разжигать драку из-за оценок, поговорите с ребенком о приятном, расспросите его о школьных делах, друзьях, новых знакомствах и интересах, предложите заняться чем-то вместе, придумайте хобби. Таким образом родитель сформирует у ученика направленность не на результат, а на сам процесс.
Нельзя зацикливаться на брендах. Школьный и университетский аттестат отнюдь не является гарантией благополучного и благополучного будущего. Речь идет, конечно, не о том, чтобы скатиться в статус неудачника и бездельника, а просто о том, чтобы ребенок не слишком переживал из-за случайных ошибок в школе, особенно если какие-то предметы непростые. Родитель должен хвалить ребенка не за полученный значок или сертификат, а за трудный путь к успеху.
Категорически нельзя выделять в пример других детей, тем самым унижая собственного ребенка. Ученик с синдромом отличника отчаянно хочет доказать, что он лучше знаменитого сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забывая о собственных желаниях и амбициях.
Если вы хотите подавить в ребенке синдром отличника, начните сравнивать его не с другими, а с собой прежним, хвалите его за положительные изменения.
Старайтесь показывать свою безусловную любовь, невзирая на достижения и победы. Ребенок должен понимать, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажут ему, не оценят и не позаботятся, если в дневнике появится минус. Неудачи не нужно бояться, это не трагедия, а нормальная часть жизни. Многие взрослые живут как белка в колесе, потому что в детстве у них была идея: ты любим и нужен только тогда, когда ты идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте его в своей любви, поддерживайте его в учебе.
Самое сложное – научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Учащийся с этим синдромом обычно болезненно воспринимает достижения своих сверстников, но не из-за зависти, а потому, что это означает, что кто-то его превзошел, опустил на более низкую ступень. Ребенку важно внушить: если он не первый, это не значит, что он плохой и никчемный.
Прогноз и профилактика
Современные методы лечения и коррекционной работы позволяют добиться положительных результатов, поэтому прогноз при синдроме гиперактивности благоприятный. Постепенно дети с СДВГ учатся строить гармоничные отношения с окружающими людьми, контролировать свои эмоции и поведение. При отсутствии лечения синдрома гиперактивности у детей существует риск дезадаптации и формирования асоциального поведения.
Профилактика СДВГ заключается в создании условий для нормального течения беременности, своевременном выявлении и профилактике патологий внутриутробного развития плода, формировании благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.
Ты регулярно оказываешься во френдзоне
Кто бы что ни говорил, отношения — это то, за что нужно бороться. Тот, кто выиграет эту гонку, заберет все, а тот, кто потерпит неудачу, смиренно отправится на свалку истории. Самое первое испытание, которое не выдерживает человек с синдромом хорошего парня, — это битва за внимание девушки. Дело в том, что «хороший» парень не может сделать другого «кандидата» менее благосклонным в глазах девушки, потому что таким образом он навредит ему, а это недопустимо.
Хороший парень не может быть крутым и применить грубую силу в нужный момент. Конечно, под грубой силой мы подразумеваем не нападение, а просто крутизну характера, умение дать отпор противнику и побить девушку своей силой, показав, что ты можешь и будешь бороться за нее.
Когда такой драки нет, в 99% случаев во френдзону уходит хороший парень. И это логично, ведь если он не может перешагнуть через себя и завоевать небезразличную ему даму, то как он станет стеной, за которой можно спрятаться?
Осложнения
Осложнения синдрома отличника развиваются на почве эмоциональной неустойчивости, напряжения и истощения. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивные расстройства, психосоматические реакции. Обнаружены непроизвольные подергивания мышц, навязчивые действия (мытье рук, смена книг), частые простуды, головокружения и боли. В подростковом возрасте проявляется социальный страх – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертензия, бронхиальная астма и другие.
Рекомендации для взрослых
Если перфекционизм беспокоит вас во взрослом возрасте, от него нужно быстро избавляться, иначе постоянные стрессы приведут к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы, податливой к чужому мнению женщины среднего возраста, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, матерями, домохозяйками и даже успевать ходить на работу.
Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте такую мысль в голове, как только она появится. Задайте себе вопрос, если вы будете делать то, что задумали, насколько это будет полезно и важно для вас. Подумайте, не будет ли негативных последствий, если вы поступите иначе.
Если мысль привела к негативным выводам, отсеките ее. Для этого резко переключитесь на приятные и позитивные мысли или скажите четко и подробно вслух, а в конце предложения скажите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли его трансформировать в положительное, правильное, полезное.
Например, если вы переутомляетесь, вы постоянно задерживаетесь на рабочем месте, и говорите примерно так: «Пора остановиться и оценить качество проделанной работы. То, что сделано, хорошо. Больше ничего делать не нужно. Пришло время отдохнуть. Без отдыха моя работа не улучшится, а вот переутомление негативно скажется на здоровье. Если я не отдохну, мое состояние здоровья станет непригодным для продуктивной работы».
Есть еще один опасный нюанс. Часто перфекционист думает, что если какую-то часть работы сделает не он, то другие работники сделают все плохо. Человек с синдромом отличника считает, что только он в коллективе может справиться с работой лучше остальных, а значит, пора браться за дело. Чтобы остановить эти порывы, задайте себе несколько вопросов: «Что произойдет, если я позволю другим сотрудникам выполнять мою работу?» «Каков будет результат, если я не буду проверять работу, сделанную другими?» », «Какой будет результат, если вы потратите на задачу не полдня, а всего час?».