- Не учите, а развивайте
- Что поможет?
- Просите не зазубривать, а делать
- Что поможет?
- Многие гении — беженцы
- Гению не нужна тишина
- Как «подвинуть» ребёнка к гениальности
- Методика Сесиль Лупан
- Показывайте не картинки, а жизнь
- Что поможет?
- Вальдорфская методика
- Возраст: 0-16 летДевиз: «Познавай мир без принуждения!»
- Хвалите не результат, а процесс
- Что поможет?
- Крики и наказания мешают интеллектуальному развитию
- Гении очень плодовиты
- Не отвечайте, а помогайте найти ответ
- Что поможет?
- Гениальные мысли приходят в голову во время ходьбы
- Гениальность сопротивляется обстоятельствам
- Современная мебель в учебную комнату двоих мальчиков — проект 7129-1
- Детская мебель в сказочном стиле в комнату мальчика — проект 7071
- Компьютерные игры помогают мозгу развиваться
- Методика Монтессори
- Возраст: 0-12 летДевиз: «Помоги мне это сделать самому!»
- Речь — основа интеллекта
- Дизайнерская мебель для детской комнаты 8-летней девочки — проект 7025
- Как вырастить вундеркинда
- Информационная среда
- Любопытство
- Чтение
- Школа
- Но причина не в деньгах
Не учите, а развивайте
Между ученым и интеллектуалом огромная разница — первый знает много фактов. Другой знает, как их использовать и где найти новые.
В первые годы жизни не нужно утруждать ребенка именами всех президентов Кении; лучше научить малыша находить взаимосвязь между предметами.
Что поможет?
- Игра «Матрешка»: ребенок познакомится с понятиями «большой-маленький», научится искать отличия в похожих предметах, разыгрывать истории.
- «Живая история явления». Как измерить длину комнаты? Когда-то измеряли саженями, локтями, шагами… Но у всех разные ноги и руки. Что нужно сделать, чтобы длина была понятна всем? Какую меру выбрать?
Просите не зазубривать, а делать
Старая поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» безотказно работает для детей. Хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в науке? Поэкспериментируйте прямо сейчас!
Что поможет?
- Физические эксперименты. Если в один стакан налить горячую воду, а в другой холодную, во что они превратятся со временем? Что произойдет, если скатить мяч с холма под другим углом? Что, если бросить монетки в банку с водой?..
- Помогайте родителям по дому. Кухня – настоящая научная лаборатория. Здесь вы можете узнать, что будет с жидким яйцом на горячей сковороде и как рассчитать, сколько сырников вы приготовите на всю семью.
Многие гении — беженцы
Что общего у Альберта Эйнштейна, Иоганна Кеплера и Эрвина Шрёдингера? Все они в силу различных обстоятельств были вынуждены покинуть родину и работать в чужой стране. Необходимость добиться признания и доказать свое право жить в чужой стране явно стимулирует творчество.
Гению не нужна тишина
Мы склонны думать, что великий ум может работать только в абсолютной тишине собственного кабинета. Ничто не должно его беспокоить. Однако исследователи из университетов Британской Колумбии и Вирджинии показали, что фоновый шум — до 70 децибел — помогает мыслить нестандартно. Так что, если вам нужно творческое решение, попробуйте поработать в кафе или на скамейке в парке. И научите ребенка делать уроки, например, при включенном телевизоре.
Как «подвинуть» ребёнка к гениальности
В семье растет ребенок. Явных признаков гениальности пока нет. Или родители их еще не оценили. Стоит ли менять статус «обычный» на «талантливый», если ребенок просто хорошо считает или читает мамины книжки в юном возрасте? Что, если это первые гениальные снимки?
Существуют ли средства, способные «сделать» ребенка гениальным? Эксперты говорят, что да.
Не стоит осуждать ребенка за сон, каким бы смелым или нелепым он вам ни казался. Проклиная детей за смелые желания, родители «убивают» в нем личность. В результате он просто «закроется» и перестанет делиться своими «тайными желаниями» с близкими именно потому, что не видел поддержки у тех, кому доверяет. Вероятность такого развития событий составляет почти 100%.
Почему родители отговаривают своего ребенка от мечты стать звездой? Может быть, потому, что сами не смогли реализовать свои желания? А может, потому, что не верят в себя, сомневаются, что смогут нормально содержать детей?
Родители должны воспринимать собственного ребенка как отдельную личность, а не сливаться с детьми. Комплексы родителей не должны становиться комплексами ребенка.
Неразумно с детства постоянно повторять ребенку: «Ты будешь хорошим музыкантом!», не замечая, что он легко разбирается в устройстве пылесоса без помощи старших. У детей должна быть свобода выбора. Поддержите их в самых невероятных начинаниях — и он добьется успеха быстрее, чем «компьютерщик», которого с 3 лет заставляли учить европейские языки, причем все сразу.
В каждом человеке есть зерно гениальности. Важно найти его и, обнаружив, не уничтожить, «обменять на медь». Правильная постановка цели в этом случае имеет решающее значение. Бессмысленно пытаться сделать из ребенка, обладающего очевидными качествами рисовальщика, писателя. Но не забывайте о духовно-нравственной составляющей. Ведь родители хотят получить не киборга, а всесторонне развитую личность. Для этого вы должны в первую очередь сами обладать этими качествами.
Методика Сесиль Лупан
Показывайте не картинки, а жизнь
Есть развивающие карточки для малышей с первых дней жизни! На некоторых из них нарисованы очень простые объекты, например… Глаза. Но мамины глаза намного выразительнее! Откажитесь от учебников в пользу жизни.
Что поможет?
- Наблюдение за природой. Живой голубь лучше нарисованного для всех: он не только ест, летает и весело убегает от маленького преследователя, но и воркует и даже заботится о голубе!
- Коллекции. Собирать можно все: и камни с растениями на прогулку, и чайные марки. Узнай, какого они цвета и формы. Почему они разные? Почему крапива кусается? Почему у одуванчиков не иголки, а пух? И даже: зачем в этой упаковке сока трубка, в этой крышка, а в третьей нет ни того, ни другого?
Вальдорфская методика
Возраст: 0-16 летДевиз: «Познавай мир без принуждения!»
Образовательная вальдорфская система основана на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о способах саморазвития посредством мышления. Чаще всего эта система обучения используется родителями при обучении ребенка дома и практикуется в частных школах. Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых. Согласно методу Вальдорфа, ребенка до 7 лет вообще не следует обременять лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения ученика обычно не оцениваются традиционными оценками.
Стержнем обучения по этой методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и обучающих материалов дети используют изделия из природных материалов – например, листик с дерева, шишки или кубик льда. Главный принцип системы – уважение личности ребенка и индивидуальный подход к каждому ребенку. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, его можно использовать только тогда, когда ребенок может причинить вред себе или другим, т.е когда его действия опасны. В остальных случаях ребенку достается почти все, и взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.
Творчество имеет большое значение в вальдорфских школах, все пособия должны так или иначе вызывать творческий порыв у всех детей. В то же время эта система полностью отрицает идею раннего развития ребенка; считается, что различные знания следует давать человеку только в том возрасте, когда он до них дорос. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3-4 недели. В целом эта система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит всего один репетитор.
Преимущества: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; Вальдорфские дети обладают хорошим воображением и воображением, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.
Против: сложно оценить уровень ребенка, так как методика не предполагает оценок, перейти в обычную школу будет очень проблематично из-за принципиально иных программ и подходов к обучению, система больше подходит для гуманитариев , а не для детей с аналитическим складом ума.
Мнение родителей:
Юлия, учитель, мама второклассника: «Я работаю репетитором на дому, поэтому у меня была возможность заниматься с сыном самостоятельно. Я слышал много хороших отзывов о системе Вальдорф от коллег, поэтому решил испробовать ее на сыне. К сожалению, моему ребенку это совершенно не подошло: в полгода мы практически не начали заниматься, он просто не хотел ничего делать, его совершенно не интересовали даже, казалось бы, интересные творческие проекты и задачи. В итоге я взял его на поводок и стал учить по старинке, с «двойками» и «тройками» за невыполненные задания; вскоре все было хорошо. Система явно подходит для детей с определенным творческим типом мышления, которых не нужно постоянно подталкивать и пихать на уроки».
Читайте также: Как вырастить из мальчика мужчину: 5 советов психолога
Хвалите не результат, а процесс
Психология победителя может сыграть с ребенком злую шутку: он будет вечно стремиться к положительному результату, забудет о самой жизни. Научитесь видеть позитив в своей работе!
Что поможет?
- Хвалить. Скажите: «Хорошо, что ты решил сделать открытку!» Когда ребенок только начинает. Результат успешен? Подчеркните важность прикладной работы: «Я вижу, что вы не зря старались, это очень красиво!»
- Ограничение ресурсов. Здорово, что мы хотим дать ребенку самое лучшее. Но иногда полезно включить воображение в процесс. Малыш хочет домик для куклы? Давайте подумаем, из чего его можно сделать. Подойдет ли эта коробка? Что бы вы использовали вместо обоев?
Крики и наказания мешают интеллектуальному развитию
При стрессе выделяется гормон кортизол, который в свою очередь негативно влияет на мозг. В частности, уменьшаются участки серого вещества, отвечающие за память и внимание.
В Орегонском университете была создана целая образовательная программа для бедных семей. На первых занятиях родителей учат снижать уровень стресса, связанного с ежедневным уходом за малышом. В частности, учителя рекомендуют чаще использовать так называемое положительное подкрепление. «Мы поощряем меньше ругать ребенка, когда он плохо курит, и вместо этого хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее», — объясняет Сара Берлингейм, одна из педагогов.
После курса исследователи оценивают языковые навыки детей, невербальный IQ и внимание. Проводя опрос среди родителей, они также узнают о поведении своих детей. В результате работоспособность малышей стала значительно выше. «Когда вы меняете свой подход к воспитанию детей и уровень стресса снижается, это приводит к усилению контроля над эмоциями и улучшению когнитивных способностей у детей», — говорит нейробиолог Хелен Невилл.
Гении очень плодовиты
Они буквально кишат идеями — но не все из них злополучны. Открытию предшествует несколько совершенно бесполезных изобретений или ошибочных гипотез. Однако гении не боятся ошибок. Они неутомимы в своей работе.
А иногда главное открытие они делают случайно, работая над чем-то совсем другим. Так что не бойтесь предлагать новые решения и учите ребенка работать не только на результат, но и на количество. Например, изобретению Томасом Эдисоном лампы накаливания предшествовали 14 лет неудачных экспериментов, ошибок и разочарований.
Не отвечайте, а помогайте найти ответ
быть самым умным в глазах собственного ребенка чрезвычайно приятно. Но иногда полезно подавить порыв к проявлению обучения и с помощью вопросов помочь пытливому уму ребенка найти ответ самостоятельно.
Что поможет?
- Притворитесь, что вы не знаете ответа, и поищите его вместе. Как узнать правду? В детской энциклопедии или с помощью эксперимента?
- Пишите истории вместе. Почему идет дождь? Жила-была вода в луже, на нее светило солнце, и она… Что? Вы помните, что произошло на кухне с водой в чайнике? Правильно, превратился в пар!..
А самое главное — любите ребенка, разговаривайте с ним, давайте учиться тому, что вам нравится, и даже валяйтесь в грязи, когда очень хочется узнать его прилипчивые качества. И тогда ваш малыш будет не только самым умным, но и самым счастливым!
- Дизайн детской для двух мальчиков или как стать успешным пиратом
- Почему дети-гении не всегда добиваются успеха?
- Необыкновенно интересные идеи для детской комнаты маленького мальчика — уютной, удобной, практичной
- Оригинальная концепция дизайна миниатюрной детской для разнополых детей заключается в том, чтобы разместить все и даже больше
- Оригинальный дизайн маленькой детской комнаты – простота с акцентными деталями
Гениальные мысли приходят в голову во время ходьбы
Фридрих Ницше снял дом на окраине города — специально для того, чтобы почаще ездить. «Все действительно великие мысли приходят в голову, когда вы идете», — утверждал он. Жан-Жак Руссо обошел почти всю Европу. Иммануил Кант тоже любил гулять.
Стэнфордские психологи Мэрили Оппеццо и Даниэль Шварц провели эксперимент, чтобы доказать положительное влияние ходьбы на способность мыслить творчески: две группы людей выполнили тест на дивергентное мышление, то есть способность решать задачи разными и порой неожиданными способами. Но одна группа выполняла тест во время ходьбы, а другая — сидя.
Такое мышление спонтанно и свободно. И оказалось, что при ходьбе становится лучше. Причем дело не в изменении характера, а в самом движении. Можно даже ходить на беговой дорожке. От 5 до 16 минут достаточно, чтобы стимулировать творчество.
Гениальность сопротивляется обстоятельствам
Есть поговорка: «Необходимость — мать изобретения», но Эрик Вайнер готов бросить ей вызов. Гений должен сопротивляться условиям, работать вопреки всему, преодолевать трудности. Так что правильнее было бы сказать: «Реакция — главное условие гениального изобретения».
Стивен Хокинг боролся со смертельной болезнью. Рэй Чарльз рано потерял зрение, но это не помешало ему стать великим джазовым музыкантом. Родители бросили Стива Джобса, когда ему была всего неделя от роду. А сколько гениев жили в нищете — и это не мешало им создавать величайшие произведения искусства.
Современная мебель в учебную комнату двоих мальчиков — проект 7129-1
Великолепная мебель в кабинете мальчиков прекрасна. Размах и дизайн царственный. Сотни игрушек, ящиков, конструкторов, книг, инсталляций в полном порядке можно разместить на уровнях ряда шкафов с антресолями. После занятий можно…
Детская мебель в сказочном стиле в комнату мальчика — проект 7071
Мир путешествий, экзотических животных, невероятных приключений. Детская мебель в спальню мальчика – это место для комфортной жизни и гармоничного развития юного мечтателя. Гардероб с добрыми глазами × Гардеробное стекло 33 492 ₽ Банальное хранение вещей дизайнер…
Компьютерные игры помогают мозгу развиваться
Считается, что компьютерные игры — явное зло для детей. Но исследователи из Йоркского университета обнаружили, что игроки, преуспевающие в стратегических играх, набирают более высокие баллы в тестах на IQ. Такое развлечение требует от игрока хорошей памяти и высоких аналитических способностей, чтобы он мог принимать стратегически важные решения.
А 10 годами ранее исследователи пришли к выводу, что почти все игры развивают подвижный интеллект, отвечающий за способность к обучению. Они провели эксперимент, в ходе которого участники несколько недель играли в тетрис. В результате активность и толщина коры головного мозга испытуемых увеличивались. Это свидетельствует об увеличении количества нейронных связей.
Но вскоре толщина и активность коры головного мозга стали уменьшаться и в итоге вернулись к уровню до исследования, хотя уровень мастерства игроков оставался высоким. Мозг стал настолько эффективен при игре в тетрис, что необходимость в расширении нейронных связей отпала.
Это означает, что для того, чтобы нейронные связи продолжали расти, вы должны постоянно осваивать новые навыки, а не останавливаться на тетрисе, стратегии или пирамиде.
Методика Монтессори
Возраст: 0-12 летДевиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Метод Марии Монтессори уже много лет является одной из самых популярных систем раннего развития. В России чаще всего используется родителями для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуется в частных детских садах и школах. Суть этого метода в том, чтобы дать ребенку полную свободу в обучении и развитии. Система не предполагает поощрения и наказания, то есть рейтинговой системы, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно нужна помощь. В центре системы образования всегда находится ребенок, полностью свободный в своем развитии.
Система Монтессори предполагает обучение детей в комнатах, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать в обычной квартире: жизненная практика, сенсорное развитие, математическое развитие, развитие речи и пространственное развитие (научное знание). Каждая тематическая область должна содержать специальные пособия, помогающие детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они в наибольшей степени влияют на психическое развитие.
Несмотря на большую популярность, этот метод также имеет много противников. Особенно когда мы говорим об этой системе, многие вспоминают, что автор, Мария Монтессори, отправила собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретила сына только тогда, когда он стал взрослым. Однако это не помешало Монтессори добиться потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.
Достоинства: ребенок с раннего возраста учится самостоятельности, раньше сверстников овладевает навыками самообслуживания, свободен в своих действиях, а потому часто быстрее развивается, усваивает более сложный материал раньше других детей.
Против: после обучения по системе Монтессори детям гораздо труднее привыкнуть к обучению в традиционной школе, кроме того, методика практически не учитывает творческого развития ребенка, нет роли- играть в игры. Система больше подходит для открытых и общительных детей, закрытым детям с ней трудно справиться.
Мнение родителей:
Валентина, мама девочек-метеорологов: «До школы мы использовали этот метод дома самостоятельно, и он мне очень понравился. Девочки действительно развивались быстрее большинства своих сверстников, при этом их интересы были самыми разными: музыка, рисование и научные эксперименты. Мы не позаботились о традиционной подготовке к школе, и это стало нашей главной ошибкой.
Дочери привыкли заниматься любимым делом, поэтому, когда они были в 1 классе, им было очень сложно выполнять указания учителя. Девочки смогли полностью привыкнуть к традиционной системе только через год. Так что считаю, что метод Монтессори в целом хорош, но отдельные его элементы имеет смысл использовать в развитии ребенка, не забывая при этом, что потом детям предстоит учиться в традиционной школе. На самом деле, эта система наиболее эффективна для дошкольников.
Речь — основа интеллекта
Долгое время исследователи считали, что дети сначала усваивают звуки, затем начинают понимать слова, и только потом — группы слов. Однако недавно было обнаружено, что младенцы учат грамматику с рождения. Это подтвердил эксперимент с 4-месячными младенцами, которым воспроизводили речь на незнакомом языке.
Сначала дети услышали серию грамматически правильных итальянских предложений, таких как «Брат может петь» и «Сестра поет». Через 3 минуты они должны были прослушать другие фразы на итальянском языке, некоторые из которых были неправильными: «Брат может петь», «Сестра умеет петь» и так далее.
Мозговую активность малышей проверяли с помощью электродов, прикрепленных к их головам. В ходе первой пробы младенцы одинаково воспринимали правильные и неправильные предложения.
Но уже через несколько раундов они стали реагировать на недостатки конструкции совсем по-другому. В течение 15 минут дети узнавали, какие предложения построены правильно, даже не понимая смысла предложений.
Другой эксперимент показал, что дети уже в 11 месяцев способны отличать родной язык от иностранного. Поэтому, чем больше и лучше родители разговаривают с ребенком первого года жизни, тем легче ему будет осваивать речь. А развитие языковых способностей сопровождается ростом нейронных связей, мозг ребенка постоянно тренируется, что в дальнейшем отразится на его интеллекте.
Дизайнерская мебель для детской комнаты 8-летней девочки — проект 7025
Просторная комната девочки в светлых тонах дополнена мебелью для детской девочки 8 лет. Центральным элементом общей композиции является оригинальная двухъярусная кровать. На первом уровне находится изысканный фиолетовый диван с фигурной спинкой, на втором уровне…
Как вырастить вундеркинда
Что могут сделать родители, чтобы помочь гению проявить себя? Как создать условия, чтобы талантливый ребенок не был изолирован, а его «сияние» было заметно не только ему самому.
Информационная среда
Если вы верите в своего ребенка и хотите наилучшим образом организовать его развитие, постарайтесь обеспечить ему насыщенную информационную среду: выставки, интернет-ресурсы, театральные постановки, телепередачи, развивающие речь, духовную и физическую грамотность, развлекательные программы, интеллектуальные викторины, фильмы, анимационные программы.
Это насыщенная среда, способствующая проявлению способностей. Например, белорусский подросток Тимур Сушко уже в 9 месяцев мог говорить простыми предложениями именно потому, что его родители убеждены, что управлять развитием ребенка необходимо с самого рождения. И начнем с того, что эта родительская работа кропотливая и ежедневная. В результате Тимур смог поступить в медицинский вуз в 12 лет.
Начну с того, что я не считаю своего сына вундеркиндом. Главный принцип в нашем общении с детьми – последовательность. При этом важно, чтобы мы не навязывали свое мнение. В первую очередь в нашей семье это духовность и параллельно развитие навыков самостоятельного принятия решений. Образование на втором месте.
Тимур, например, все решения принимает сам. По собственному желанию он поступил в университет и таким же образом, чтобы продолжить профессионально занимающуюся спортивной подготовкой к Олимпийским играм в Токио (занимается плаванием), решил взять в университете академический отпуск, потому что из-за занятий ему пришлось пропустить тренировку. В результате спортивные результаты ухудшились. Совмещать серьезную учебу и тренировки моему сыну сложно, поэтому он и принял такое решение. Его цель – участие в олимпиаде и борьба за призовые места.
Наша цель не в том, чтобы наш сын вырос вундеркиндом, а в том, чтобы он был разносторонним, коммуникабельным, сильным, умным и счастливым.
Любопытство
Он есть у каждого ребенка, но если не обращать на него внимания, любопытство пропадает и малышу уже неинтересно познавать окружающий мир.
Чтение
Начните читать с ним как можно скорее. Около четырех лет. Педагоги считают, что так быстрее проявятся интересы детей и взрослым будет легче решить, какой талант следует развивать в ребенке.
Школа
Она должна быть хорошей. Можно дождаться проявления способностей, но не всякая среда способствует развитию.
Специалисты по выявлению гениальности, т.е педагоги и психологи, убеждены, что существует проблема, непосредственно касающаяся гиков. В стране нет социального института, где учились бы гении. С талантливыми детьми занимаются как в обычной школе, так и в специализированных школах, но, к сожалению, вся система образования «заточена» под средние показатели, поэтому, по мнению педагогов, желательно иметь гибкую систему, обеспечивающую развитие талантливых детей в условиях, когда им скучно.
Но причина не в деньгах
Наблюдая за общением родителей и детей, исследователи обнаружили, что в бедных семьях родители обычно давали короткие и формальные комментарии типа «Садись!», «Немедленно остановись!». При этом состоятельные мамы и папы вели долгие беседы с детьми на разные темы.
Еще одна проблема малообеспеченных семей — повышенный уровень стресса, связанный с нехваткой денег. Результатом часто является высокий уровень физического или психологического насилия. Исследование, проведенное в 2002 году, показало, что у ученика начальной школы, подвергшегося такому насилию, IQ в среднем снижается на 7,5 балла. Кроме того, ухудшается способность к чтению.