- Что такое характер? История изучения характера.
- Что влияет на формирование характера, кроме физиологии?
- Чем характер отличается от темперамента
- Личность и характер человека
- Черты личности в составе характера:
- Черты характера человека
- 7 главных составляющих характера
- 1. Направленность
- 2. Убеждения
- 3. Эмоции
- 4. Умственные черты
- 5. Темперамент
- 6. Воля
- 7. Сила характера
- Классификация и список черт характера
- Типы характера
- Как избавиться от лени?
- Особенности становления характера в младшем школьном возрасте
- Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
- Рекомендации по совершенствованию характера
- Этапы развития характера
Что такое характер? История изучения характера.
Классическое определение в той же психологии звучит так: характер – это совокупность устойчивых психических качеств, определяющих поведение человека в различных жизненных ситуациях при его взаимодействии с окружающими людьми. Неслучайно это слово происходит от греческого χαρακτήρ, что означает признак, признак, черта, знак, признак.
Именно в Древней Греции ученик Платона по имени Теофраст написал сборник «Этические характеры», в котором пытался классифицировать людей по чертам их характера. Он поставил вопрос, почему греки, живущие и растущие в одинаковых условиях, так отличаются друг от друга. Ответа ученый так и не нашел, но оставил после себя труд, в котором описал тридцать типов ярко выраженного поведения, заключающихся в разных пороках, — хвастовство, лесть, несносность, гордыню, скупость.
Вы верите в фразу «не ладить»? Да. Это на самом деле бывает, когда очень сложно связаться с человеком64,71% Сомневаюсь в ответе, много нюансов, в которых персонажу делать нечего14,12% Не верю. Для меня это звучит немного глупо, самое главное желание человека любить, или его отсутствие
Во избежание путаницы необходимо различать такое понятие, как «темперамент». Психология определяет темперамент как устойчивую характеристику личности, оказывающую преимущественное влияние на высшую нервную деятельность человека, определяющую его реакцию на определенное событие. Эта характеристика заложена на физиологическом уровне и часто обусловлена наследственными причинами, поэтому не связана с воспитанием и жизненным опытом.
Таким образом, характер, в отличие от темперамента, постоянно формируется и трансформируется, поэтому отождествление этих понятий неверно. Но стоит отметить наличие между ними четкой взаимосвязи: темперамент определяет формирование характера на протяжении всей жизни. В целом эта тема находится в рамках отдельной статьи, а мы должны заняться формированием характера, его чертами, типологией и особенностями формирования.
Формирование характера человека происходит в процессе взросления при взаимодействии физиологических и социальных факторов. Развитие и формирование характера личности с уникальным набором генов в воспитательном процессе определяется не только его полом, телосложением, цветом глаз и волос, но и склонностями и темпераментом. Формирование характера можно представить как вектор воспитания и генофонда конкретной личности.
Что влияет на формирование характера, кроме физиологии?
Факторы, способствующие формированию характера, тесно связаны с влиянием окружающих на человека:
Возрастной период | Факторы и условия образования | Особенности возрастной психологии |
0-3 года |
|
Все дети имеют жизненную потребность в защите и любви со стороны своего взрослого — обычно матери. Если они получают достаточно ее внимания и любви, в течение полугода формируется очень важная категория – доверие к окружающему миру. Именно это является непременным условием дальнейшего формирования личности и нормального возрастного развития психики.
Если ребенок:
то он, скорее всего, будет замкнутым, не уверенным в себе и постоянно ищущим опоры в более старшем возрасте |
3-6 лет |
|
Согласно возрастной психологии, одним из важнейших периодов развития личности является кризис 3-х лет, негативизм или сепарация. В этот момент дети начинают понимать, что они отдельные существа от своей матери. Они стараются все делать самостоятельно, всему протестуют и часто закатывают истерики.
От того, как будут вести себя люди из ближайшего окружения, будет зависеть формирование черт характера:
С 3 лет, когда ребенок начинает идентифицировать себя как отдельную личность, ему необходима общность — сообщество других детей. Если он лишен этого, он не учится взаимодействовать с другими людьми: отстаивать свои права, проявлять сочувствие, делиться, дружить. В результате развиваются инфантилизм, самоуверенность, трусость. Если ребенок находится в социальной группе, следует обратить особое внимание на то, как педагог общается с ним: негативные высказывания в сторону его качеств и достижений сказываются на самооценке. |
6-9 лет | До 6 лет дети сохраняют те черты характера, которые поощрялись взрослыми и за которые их очень ценили.
Ребенка в возрасте до 9 лет нельзя критиковать или ругать за то, что он делал, пытался и действовал с добрыми намерениями. Наказывать детей можно с того момента, как они осознают причину наказания, по следующей схеме:
Если ребенок не понимает, за что его наказывают или ругают, у него развивается гнев, агрессия и обман от боязни сказать правду |
|
9-15 лет |
|
Большое значение в формировании характера имеет процесс обучения. Когда вам удается его заинтересовать и увлечь, появляются такие черты характера, как ответственность, настойчивость. Постоянное поощрение его успехов и помощь в преодолении ошибок развивает уверенность в себе, стремление доводить дело до конца и устойчивость к критике. Менопауза интерпретируется психологами как сложная, потому что это стадия перехода личности из детства во взрослую жизнь. В это время человеку важно поддержать, понять и уделить ему необходимое внимание. Критика должна быть конструктивной и аргументированной, но учитывать знания и опыт подростка. Взрослые должны контролировать источники информации, используемые ребенком в возрасте от 11 до 15 лет: социальные сети, книги, фильмы и веб-сайты. Но этот контроль нужен не для запрета, а для подробного разъяснения всего того, что подросток может не понять или неправильно понять. Чтобы привить любовь к учебе и трудолюбию, нужно на собственном примере показать, почему это важно. Бесполезно требовать от ребенка, чтобы он стал интеллигентом и интеллигентом, если родители ведут безнравственный образ жизни, не читают книг и не развивают себя |
От 15 лет | Помимо всех факторов, влияющих на формирование характера в ранние периоды, добавляются жизненные события и то, как они влияют на эмоциональную сферу человека | После подросткового возраста у человека формируется мировоззрение и основные жизненные ценности. В 20 лет он условно определяется со своей деятельностью. От того, нравится ли она ему, приносит ли она радость и удовлетворение, ценят ли ее, появление таких черт характера, как:
Первый опыт отношений также отражается на характере – чем он успешнее, тем более открытым и дружелюбным является человек. Если у него не получилось, но девушка или парень получили поддержку, эти события, скорее всего, пройдут без негативного влияния на личность. Сильные эмоциональные потрясения сказываются на характере, чаще после них человек становится более замкнутым. Чтобы этого не произошло, необходимо приложить чрезвычайные усилия и при необходимости прибегнуть к помощи специалистов |
Психологи утверждают, что эмоции, которые он испытывает в любом возрасте, влияют на формирование характера человека – чем они положительнее и ярче, тем больше положительных качеств будет у человека. Страх, обида, гнев, зависть и ненависть способствуют развитию отрицательных качеств: злобности, сквернословия, агрессивности, ярости и других.
На формирование характера в любой возрастной период влияют:
- идеология в обществе;
- условия жизни: экономическое положение, социальный статус, спокойная обстановка;
- образ жизни — люди, злоупотребляющие алкоголем и наркоманы, разрушают нервную систему психотропными веществами, которые полны таких характеристик, как раздражительность, безответственность и склонность к агрессии. Сторонникам здорового образа жизни свойственны дисциплинированность, ответственность, пунктуальность.
Чем характер отличается от темперамента
Темперамент – это врожденная характеристика нервной системы: насколько она волнующая, сильная и динамичная. Проще говоря, насколько быстро и насколько сильно человек переживает эмоциональную реакцию.
Различают 4 типа темперамента:
- сангвиник
- холерик
- флегматик
- меланхоличный
Эти типы определяют не только эмоциональность человека, но и скорость его мышления, действий, степень выразительности и подвижность мимики.
В отличие от характера, темперамент не меняется с возрастом, не зависит от воспитания или жизненного опыта.
Темперамент является биологической основой формирования характера. Однако именно с помощью последнего можно компенсировать некоторые его недостатки. Например, два меланхолика могут существенно отличаться друг от друга, если они пережили разный жизненный опыт, благодаря чему у одного сформировался сильный характер, не позволяющий ему впадать в депрессию и слишком много переживать по пустякам, а у другого — пассивность и пессимизм. У них будет одинаковый темперамент, но разный характер.
Читайте также: Международный мужской день в 2023 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
Личность и характер человека
Устоявшаяся развитая личность управляет своим характером, так как является подчиненной подструктурой. Наоборот, когда человек совершает поступок, спровоцированный чертами характера, это свойственно психологически неустойчивым и незрелым личностям. Таким образом, формирование характера личности происходит не только в учебном процессе, но и самовоспитании, за счет коррекции негативных проявлений.
Разделив черты личности на мотивационные и инструментальные, можно сделать вывод, что характер проявляется в обеих ролях. Так, его проявление в выборе цели действия выступает как мотивирующий компонент, а определение средств достижения избранной цели — как инструментальный.
Вам когда-нибудь приходилось налаживать контакт с человеком, у которого непростой характер? Давалось мне это с большим трудом, в какой-то степени мне приходилось «приспосабливаться» и уступать человеку, чтобы не потерять контакт 45,28% Да, но для меня это ничего. Я легко лажу 26,42% Нет. Стараюсь избегать людей с тяжелым характером 13,21% У меня очень сложный характер и я сама жду, когда они ко мне приспособятся 15,09% Проголосовало: 53
Черты личности в составе характера:
- определять действия при выборе деятельности (рациональность, расчетливость или противоположные качества);
- связанные с действиями по достижению выбранной цели (настойчивость, целеустремленность, последовательность в действиях или альтернативах, как свидетельство отсутствия названного). Воля человека играет фундаментальную роль на этом этапе;
- инструментальные, имеют связь с темпераментом (спокойствие-тревожность, интроверсия-экстраверсия).
Иными словами, характер — это фундамент или балласт для слабой личности и мощное орудие для сильной личности. Устоявшаяся личность использует свой характер, когда возникает необходимость, и отменяет его, когда он становится препятствием.
Личность можно развивать, характер можно только укреплять. Отсутствие, появление и усиление характера не обсуждаются, не говорят об уровнях развития, но естественно говорить об уровне развития личности. При оценке личности и характера одного и того же человека они могут как совпадать, так и различаться противоположным образом — есть великие личности с плохим характером, а есть неопределенные с «золотым» характером.
Например, рассмотрим несколько личностей выдающихся людей с плохим характером.
- Бобби Фишер — великий шахматист, любимец молодежи, обласканный ее вниманием. Однако у него был очень плохой и сложный характер. Когда его пригласили на ужин с президентом Никсоном, он отказался, объяснив свой отказ нежеланием «быть увиденным во рту, пока он жует». Отличался пламенным антисемитизмом и ненавистью к США, впоследствии отказался от гражданства и поддержал нападение организации «Аль-Каида» (запрещена в России) на США 11 сентября 2001 года.
- Михаилу Лермонтову, при всем его таланте в литературе, были свойственны его «злой язык», «завистливый нрав», «ядовитый» характер и мелочность. Известен случай, когда молодой поэт сделал замечание профессору за то, что он дал недостаточно материала в лекции. Многие отмечали его отталкивающий образ из-за несоответствия между головой и телом и подчеркивали «вечную» неудовлетворенность «всем и вся» на его лице.
- Стив Джобс — признанный IT-гений среди сегодняшней молодежи, но по рассказам друзей и подчиненных, у него было очень плохое настроение. После его смерти они рассказали миру о мастерском и изощренном унижении людей, постоянном хамстве и неподобающем поведении, подобно капризному ребенку. Справедливости ради стоит отметить, что многие не считают этого человека гением.
Так что «творение» выдающегося человека есть выражение его личности, поэтому потомки пользуются плодами его деятельности, а не его характера. Столкновение происходит непосредственно с окружающими людьми, они несут на себе всю тяжесть характера гения, поэтому его характер становится для них более значимым, чем сама личность.
И все же А. С. Пушкин ошибался, когда говорил, что «гениальность и злодейство — две несовместимые вещи».
Черты характера человека
Различные группы на протяжении всей жизни человека (одноклассники, группа друзей, армейская команда, семейный круг) формируют характер. В зависимости от решающего влияния таких эталонных обществ на суждения развиваются определенные черты характера.
Психические характеристики, влияющие на поведение в различных ситуациях, являются чертами характера.
Самостоятельность и зависимость в действии, хвастовство и скромность в обществе, смелость и трусость — в случае опасности. В психологии выделяют следующие функции:
- волевой (настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, смелость, решительность);
- интеллектуальный (задумчивость, любознательность, легкомыслие, сообразительность);
- эмоциональные (жизнерадостность, впечатлительность, эмоциональность, отзывчивость);
- нравственность (честность, доброта, жестокость и др.)
Советский психолог Б. М. Теплов создал градацию черт характера:
- составляют основу личности (честность, мужество, принципиальность, преданность, надежность);
- выражать отношение к себе (гордость, самомнение, тщеславие, высокомерие);
- отражает отношение человека к труду (труд, лень, активность, ответственность, инициатива);
- проявляет проявление к окружающему (равнодушие, общительность, замкнутость, дружелюбие).
Классификация степеней по Кречмеру Э.
Эрнст Кречмер Немецкий психиатр Известна также классификация немецкого психиатра и психолога по Э. Кречмеру. В 1921 году он написал получившую всемирную известность работу «Строение тела и характер», в которой выделил три основных типа строения тела:
астенический («слабый»);
пикник («плотный, густой»);
атлетический («развитый среди спортсменов и борцов»).
Мы не будем вдаваться в подробности этой работы, так как она в основном касается психиатрии и психических расстройств, хотя Кречмер утверждал, что эти особенности распространяются на здоровых лиц, только в меньшей степени. Многие специалисты скептически относятся к научности его подхода к такой классификации.
Как бы вы описали свой характер? Мягкий, чувствительный, ранимый, спокойный, добрый 34,29 % Взрывной, жесткий, стремительный, мягкий, добрый 27,14 % Агрессивный, жесткий, злопамятный, ранимый 10 % Обладаю всеми вышеперечисленными качествами, я очень переменчив (а) 28,57 % голосов: 70
7 главных составляющих характера
Структура характера остается предметом споров, поскольку это слишком сложная концепция, чтобы с ней было легко согласиться. Однако все сходятся во мнении, что он включает в себя большое количество разной степени самостоятельных черт личности. Наиболее значимыми психологи называют 7 компонентов.
1. Направленность
Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе и своих собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и ее ценностные ориентации. От нее зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие занятия вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.
Есть люди, для которых важно заниматься полезным делом. Они счастливы видеть и осознавать, что плодами их труда пользуется большое количество других людей. И это дает им мотивацию для продуктивной работы. Другие люди склонны преследовать только свои собственные интересы. Они могут эффективно работать, чтобы зарабатывать больше для собственного блага. Но для них не имеет значения, принесла ли их работа реальную пользу.
2. Убеждения
Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует свое отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и действия других людей. На вере основываются такие качества личности, как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, морально-этические принципы.
3. Эмоции
Излишняя эмоциональность может быть причиной таких черт характера, как энтузиазм, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать излишнюю симпатию, которая может быть вполне искренней, но при этом выглядеть притворно. Менее эмоциональные люди, напротив, могут казаться «жестокими» и «толстокожими», неспособными к сопереживанию и сопереживанию.
4. Умственные черты
Некоторые черты интеллекта и мышления также считаются частью характера. К ним относятся осторожность и наблюдательность, умение быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, развивший эти способности, обычно ведет себя более спокойно, сдержанно и уверенно.
В то же время неразумные личности обычно ведут себя импульсивно и быстро берутся за любое дело, не осознавая его значимости и делая все поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять чрезмерную медлительность, паниковать и путаться. Если такой человек не видит решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблема не существует или его не касается.
5. Темперамент
Темперамент влияет на характер и его развитие. Она создает условия, определяющие, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, с одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это как раз и определяется темпераментом.
6. Воля
Наверное, большинство людей, если спросить их, что такое характер, думают в первую очередь об этой составляющей. Воля – это способность человека действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.
Волевой человек способен действовать целеустремленно, упорно идти к цели и доводить дело до конца, не бояться трудностей и не обращать внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а отсутствие воли способствует потворству желаниям и слабостям.
7. Сила характера
Несмотря на некоторое сходство, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это что-то вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дело до конца, отстаивать свою позицию и следовать своим убеждениям.
Следует отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И все же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремленным, в то время как слабовольные люди обычно менее успешны, даже если обладают способностью принимать рациональные добровольные решения.
Классификация и список черт характера
В современной психологии выделяют четыре группы, в которые можно объединить характеристики психики:
- Как человек относится к другим людям (такие черты характера, как уважение — презрение, общительность — замкнутость, отзывчивость — черствость);
- Как человек относится к своему делу, к работе (ответственность — безответственность, трудолюбие — лень, аккуратность — нечестность, склонность к творчеству — склонность к рутине, инициативность — пассивность);
- Как человек относится к себе (самокритичность — тщеславие, самоуверенность — тщеславие, скромность — высокомерие и т.д.);
- Как человек относится к вещам (аккуратное обращение — небрежное обращение, опрятность — серость).
Группы черт характера по-разному сочетаются, проявляются по-разному, но исследователи давно пытались вывести типологию человеческих характеров. Например, на основе физики, конституции. Немецкий психолог Эрнест Кречмер вывел три типа характера, которые соответствуют определенному телосложению:
- Астеники (шизотимики) худощавые, с длинными конечностями. Доминирующими чертами характера являются серьезность, замкнутость, упрямство.
- Атлетики (иксотимики) – рослые, с хорошо развитой мускулатурой, костяком, пропорциональным сложением (спокойствие, властность, практичность, сдержанность).
- Пикник (циклотимический) — среднего роста или низкорослый, с короткими конечностями, полный или склонный к ожирению, с крупной головой (общительность, эмоциональность, чувствительность).
Другая классификация — по темпераменту — объясняет, что формирование характера в большей степени связано со свойствами нервной системы. Эти качества определяют темперамент, который в свою очередь становится основой формирования характера. Типы темперамента были описаны древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном. Согласно этой теории, их четыре:
- меланхолик (чувствительность, эмоциональность, ранимость);
- сангвиник (оптимизм, общительность);
- флегматик (задумчивость, спокойствие, уравновешенность);
- холерик (упрямство, раздражительность, властность).
Существуют и другие типологии психологических характеристик человека. Такова, например, типология немецких исследователей Юнга и Айзенка, которые по-своему измеряли черты личности в виде интроверсии или экстраверсии.
Интроверт – замкнутый человек. Он живет в своем внутреннем мире, мало интересуясь внешними событиями.
Экстраверт направлен вовне, он живет событиями, а не переживаниями, действиями, а не мыслями. Они ведут себя по-разному: интроверт носит практичную, сдержанную одежду, экстраверт – яркую, декоративную. Интроверт с большей вероятностью избегает социального взаимодействия, в то время как экстраверт ищет его.
Такая часть психологической науки, как соционика, даже распределяет типы людей, их характеры по сходству с известными людьми (есть тип личности «Наполеон», «Достоевский», «Гаксли» и многие другие), каждый из которых имеет такие психические функции, такие как логика, этика, сенсорика и интуиция.
Типы характера
Некоторые успехи были достигнуты в попытках изучения типов характера. Было даже сформировано учение о характере — характерология. Задачи изучения этой науки заключались в изучении взаимосвязи типов и внешности человека для прогнозирования поведения и реакций в различных ситуациях.
Типология основана на наличии типичных признаков, которые являются общими, а точнее, указывают на определенную группу людей. Поэтому типы характера являются выражением индивидуальности общих для группы характеристик.
Сообщество идей, на основе которых классифицируется типология, выглядит следующим образом:
- формирование происходит довольно рано (в 6 лет уже имеются первые зачатки) и ведет себя относительно равномерно на протяжении всей жизни;
- комплекс личностных характеристик не случаен.
Выше упоминалась работа Кречмера о взаимосвязи строения тела и типов характера. В таких случаях говорят, что у человека с определенным строением тела есть акцентуации функций.
«Акцентуация» впервые была введена в научный оборот К. Леонгардом. Концепция основана на наличии основных и дополнительных функций, составляющих ядро психики человека.
Так, в стиле общения между людьми Леонгард выстроил свои типы акцентуации:
- дистимические (пессимизм в настроении, сдержанность, серьезность, повышенное чувство справедливости, индивидуальность, медлительность мышления, пассивность);
- гипертимные (высокая контактность, яркая экспрессия жестов, болтливость, энергичная жажда деятельности, присущий оптимизм и инициативность, склонность к авантюрам и волюнтаризму, лояльное отношение к долгу, одиночество, частая раздражительность, трудная переносимость приемов строгой дисциплины);
- циклоидный (смена настроения, в связи с этим частая смена способа общения, за счет смены настроения и духовного подъема происходит чередование типов: при повышенном настроении — гипертимный, при пониженном — дистимический);
- возбудимый (скука, грубость, провоцирование конфликтов и принятие в них активного участия, бывают подъемы и спады состояний, от которых зависит поведение);
- фиксированный (инициативен в конфликтах, склонен к морализаторству, стремлению к достижению высоких результатов в делах, честолюбив и ревнив, предъявляет непосильные требования к окружающим);
- педантичен (общительность, избегание конфликтов, организованность, надежная опора в делах, но и зануда, сожаление и формальное отношение ко всему);
- тревожные (неуверенность, очень низкая контактность, самокритичность и хорошие исполнители, из-за тревожности и некоторой беззащитности становятся «козлами отпущения»);
- эмоциональный (предпочтение общения в узком кругу, обида «не выставленная», добрая, с чувством долга, исполнительная);
- демонстративные (жажда власти и безоговорочного лидерства, интриган, артист, увлекающий за собой других, присущий эгоизм и лицемерие, хвастовство и тунеядство, образ бурной деятельности);
- экзальтирован (в любви универсален в конфликтах, принимает разные стороны, привязанность к близким людям, в то же время «постановщик» паники, склонен к сиюминутным переменам настроения);
- экстраверт (обычно экстраверт);
- интроверт (типичный интроверт).
Когда перечитываешь типы, невольно пробуешь их сам, ищешь себя в этих описаниях и кажется, что тебе подходят все описанные типы акцентов. Поэтому в этом описании типов характера говорится о базовой структуре личности. Стоит упомянуть и другие классификации типов:
- акцентирование характеров юности А. Е. Личко;
- типология персонажей Э. Фромма;
- типология по теории Джона Холланда и др.
Широко используются и ненаучные методы, например:
- различные виды гороскопов;
- физиогномика (учение о соотношении внешности и типа);
- хиромантия (гадания и пророчества по кожным складкам ладоней).
Как избавиться от лени?
справиться с излишней ленью можно, только строго контролируя свое поведение. Регулярно следите за своими мыслями и делайте следующее:
- качественный сон, отдых, здоровое питание позволят вам быть активным в течение дня, не чувствуя усталости;
- отсутствие цели и ее видения лишает мотивации. Четко объясните, почему вы что-то делаете. Думайте о конечном результате и не жалейте себя;
- планируйте и фиксируйте все задуманное, ставьте сроки. Устанавливайте рейтинги важности, отслеживайте прогресс в выполнении задач;
- сначала делайте самое сложное. Чтобы лень вас не удивляла и силы не иссякли, прежде чем вы встанете с дивана;
- вы должны заставить себя сделать первый шаг к действию;
- будьте активны: любая физическая нагрузка ускорит психические процессы и обмен веществ. Силы действия начнут проявляться в теле. Если спорт вам не по душе, попробуйте походы, походы;
- общаться с активными энергичными людьми. Перезарядитесь и используйте жизненный опыт. Постоянный контакт с ними заразит вас привычкой работать, быть более продуктивным;
- не ищите оправданий лени. Будьте ответственны перед собой.
Для большей оперативности в списке запланированных дел можно оставить пояснительные записки с указанием причин. Согласно которому некоторые из них не были выполнены.
Будьте честны, если это была ваша вина. Но постарайтесь не винить себя, а поощрять в тех случаях, когда задание выполнено правильно и в срок.
Обмен положительными эмоциями по статье: Характер это что? Как он формируется? Я даю вам благословение, и вы идете по звездам!
- Эмоции: как справиться с тревогой
- Все, что нас не убивает, делает нас сильнее: то, что разрушает человека, помогает ему стать сильнее
Особенности становления характера в младшем школьном возрасте
Многие психологи, стоящие на позициях идеализма, объясняют формирование характера наследственными признаками, не отличая их от темперамента. Однако наследственность является одной из причин возникновения, поэтому черты характера определяются социальными, а не биологическими законами.
Люди не рождаются трусами или смельчаками, лжецами или борцами за правду, лентяями или трудоголиками, такими становятся люди. Основную роль в формировании характера ребенка младшего школьного возраста играет общение со взрослыми, подражание им и их действиям.
С 2-3 до 9-10 лет формирование признаков называют сенситивным периодом. В это время дети особенно активны в общении со взрослыми, открыты влияниям, взрослые пользуются безграничным доверием, что создает условия для консолидации поведения. В беседе с одним из психологов было подчеркнуто, что как только ребенок понял, что его обманули, он тут же научился обманывать, чувствовал добро — понимал о зле и т д., что такое хорошо и что такое плохо. Вспомните: к кому подошел сынишка и задал этот вопрос, и какой вывод он сделал в конце разговора?
Школа – важная веха. Недаром первую учительницу называют второй мамой. Все до конца жизни помнят ее имя и отчество. На этом примере можно понять, насколько хорошо эмфатичен первоклассник в этом возрасте. При этом в копилке формирования характера остаются те приобретения, которые ребенок получает дома, а затем закрепляет в школе, на протяжении всей жизни. Если происходит обратное, то это надлом характера с присущими тому времени внутренними и внешними конфликтами. Такая перестройка не всегда приводит к положительному результату, поэтому существует определенный компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что требуется от ребенка в школе.
Вы обижали людей из-за своего характера? Раньше такого никогда не было 25,71 % Бывало, но после этого мне стало нехорошо 42,86 % К сожалению, это происходит регулярно и мне трудно это контролировать 20 % Да, в какой-то степени это доставляет мне удовлетворение, самоутверждение 11,43 % проголосовало: 35
Роль конфликтных ситуаций в формировании характера
Наиболее глубокие, стойкие изменения характера происходят после эмоциональных переживаний, обусловленных конфликтами, происходящими в детстве. Ярким примером этого является переход ребенка из одной школы в другую. Смена группы общения, поиск компромисса между домом, где говорят «надо», и школой, где выдвигают новые требования. В таких ситуациях характер не только раскрывается, но и формируется.
Исследования показывают, что среди опрошенных в возрасте от 25 до 60 лет более 70 % замечали изменения в своем характере уже в подростковом возрасте, при этом главным фактором были решительные действия в критических обстоятельствах, нередко в конфликтных ситуациях.
Какой именно выход из того или иного конфликта находил человек, зависело от того, на какое действие он решился: либо на то, что отдалило его от людей, либо на то, что сблизило его с коллективом. Не следует забывать, что поступок в таких ситуациях зависит от врожденного развития и воспитания, даже если один и тот же человек может решиться на разные действия при отличном воспитании и благоприятном окружении за плечами. Из этого следует, что каждый формирует свой характер, исходя из решения о том или ином поступке. Поэтому формирование характера невозможно без самовоспитания.
Рекомендации по совершенствованию характера
Первичные черты характера у ребенка, прежде всего деловитость, могут формироваться в определенном возрасте, при определенных условиях.
- Ребенок или взрослый, который в основном будет заниматься этой задачей (родители, педагог, учитель), должен иметь сильное желание развивать такие качества. Спешка и обещания «сделать из ребенка мужчину» — пустая трата времени.
- Необходимо выработать определенную последовательность настойчивых и длительных действий, направленных на проявление и закрепление необходимых черт характера.
- Направьте их на правильный путь и предложите меры, где это необходимо, для создания условий для самообразования.
- Постоянно подчеркивайте и усиливайте положительную динамику в достижении цели.
- Использование санкционных механизмов за проявление противоположных характеристик, таких как: безответственность, лень, вялость.
Не следует забывать, что развитие одной из характеристик невозможно без воздействия на другие, так как с возрастом они складываются в достаточно устойчивую систему ценностей.
Прежде чем качественно исправлять какую-либо черту, важно выявить отношения с окружающими и действовать совместно со всеми зависимыми чертами характера.
Этапы развития характера
Формирование характера начинается с рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. С 12-14 лет начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов меняется темперамент. В этот период происходит формирование морально-нравственных ценностей, волевых качеств. У учащихся старших классов средней школы уже сформировались основные черты характера. В дальнейшем они закрепляются, развиваются, но возможна трансформация и под влиянием внешних факторов: культуры, среды, СМИ и др. у взрослого не прекращается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех качеств, которые способствуют достижению успеха в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании необходимого круга общения.