- Секс начинался со взгляда
- Расцвет проституции и публичных домов
- 3. Сексуальные позиции: никакого разнообразия
- Отказ от партнера, не способного к продолжению рода
- Проявление куртуазной любви
- Девственницы волею обстоятельств
- Куртизанки как необходимая мера
- «Гульфик» для акцента на мужском достоинстве
- 5. Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?
- 2. Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр
- Правила поведения женщины в постели с мужем
- Святая Агнесса Римская
- За каждый сексуальный грех — своё покаяние
- Фаллоимитаторы и сексуальные игрушки
- 7. Девственность и целомудрие: просто покайтесь
- Гирудотерапия для девушек, потерявших невинность до свадьбы
- Иные виды секса
- Гипертрофированный гульфик – дань средневековой моде
- 4. Гомосексуализм: Только смертная казнь
- Гостевая ночь
- Интимная стрижка для защиты от паразитов
- Кому разрешалось заниматься сексом?
- Ручные ласки вместо пыток
- Закон Божий и лукавство
- Кто писал драконовский свод правил?
- Когда можно было заниматься сексом?
- 6. Фаллоимитаторы: размер, соответствующий греховности желания
- Разводы
- Девственницы по собственному выбору
- Концепция супружеского брака
- 9. Контрацепция: делайте что хотите
- 8. Проституция: процветание
Секс начинался со взгляда
В средние века глаза и взгляд считались важной частью сексуальности. В книге «Средневековая жизнь» Роберт Гилкрист объясняет, что, согласно средневековым теориям, сам акт взгляда может вызвать желание как у наблюдателя, так и у наблюдаемого. Женщинам в то время советовали не смотреть на мужчин, чтобы не искушать их.
Расцвет проституции и публичных домов
Проституция в средние века была широко распространена. Например, даже в небольших деревнях работали представители этой древней профессии, для которых не было возможности работать инкогнито. Их могли избить, покалечить, обвинить в блуде и даже убить.
Иная ситуация была в городах, где проститутки предлагали услуги анонимно, не называя своих настоящих имен. Проститутка могла работать на улице, где любой прохожий мог стать клиентом, другие, более привилегированные работницы, демонстрировали свои навыки в сексе в публичных домах.
В Средние века проституция не осуждалась, так как, по мнению жрецов, только товарно-денежные отношения могли спасти общество от полового краха, прелюбодеяния и содомии.
Излишне говорить, что большинство борделей в средневековой Европе находились в церковном приходе, вероятно, для того, чтобы контролировать соблюдение в них моральных принципов. Кроме того, церковь хорошо зарабатывала на работе борделей, поэтому не спешила их закрывать.
3. Сексуальные позиции: никакого разнообразия
Церковь также диктовала, как именно люди должны заниматься сексом. Все позы, кроме «миссионерской», считались греховными и запрещались. Под строжайший запрет подпадали также оральный и анальный секс и мастурбация — этот вид контакта не приводил к рождению детей, что, по мнению пуристов, было единственной причиной любви. Нарушителей сурово наказывали: три года покаяния и службы в церкви за секс в любой из «девиантных» позах.
Однако некоторые богословы в то время предлагали более мягко относиться к половому акту, например располагать допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) позади. Только первая позиция была признана благочестивой, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не греховными. Видимо, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, часто страдавшие ожирением, не могли заниматься сексом в самой безгрешной позе, а церковь не могла избежать встречи со страдальцами.
Отказ от партнера, не способного к продолжению рода
Удивительно, но в те времена импотенция считалась достаточно веской причиной для развода. Жена могла легко уйти от своего партнера и убедить других, что он больше не способен производить потомство. И прежде чем принять положительное решение, несчастному дали своеобразный тест, чтобы убедиться, что он действительно больше не может выполнять свою функцию и что его достоинство больше не «работает».
Проявление куртуазной любви
открытое проявление сексуального интереса к объекту желания было запрещено церковью, но церковь признала, что любовь и секс имеют общую основу.
Куртуазной любовью считается проявление рыцарских чувств к даме сердца, при этом рыцарь должен быть абсолютно бесстрашным, а дева – неприступной. Женщина могла быть замужем, но при этом хранить верность мужу, открыто показывать друг другу свои чувства запрещалось. Можно было только тайком обмениваться взглядами или жестами, что давало намеки на взаимность.
Девственницы волею обстоятельств
Речь идет о девушках и молодых женщинах, которые еще не вышли замуж, но рано или поздно станут женами и матерями. Более того, для такой особы, если она хотела выйти замуж за хорошего человека, это было финансово выгодно, а сохранение девственности было критично. Чем выше сословие принадлежала девушка, тем реже она оставалась без присмотра дуэньи и тем больше вероятность того, что муж и половой партнер будут выбраны для нее задолго до замужества. Многих из этих невест такие брачные отношения вызвали тревогу, и можно ли их в этом винить?
Если девушка выходила замуж за человека с высоким социальным статусом, то перед свадьбой, то есть до подписания ею договора о передаче «движимого имущества», ее девственность могла быть проверена. Обычно в этом участвовали женщины-врачи или представители местной религиозной общины; однако недостойные женщины редко подвергались такой процедуре. Если предполагаемая невеста не выдержала испытания, ее семье был гарантирован позор и большой скандал в местной общине.
Изнасилование девственницы в Средние века каралось крайне сурово, ведь в результате она практически теряла шанс на удачное замужество. Точнее, не практически, а вообще.
Куртизанки как необходимая мера
Духовенство, контролирующее, как, когда и сколько могут заниматься сексом супружеские пары, закрывало глаза на представительниц древнейшей профессии, объясняя свое решение тем, что куртизанки помогают бороться с супружеской неверностью (женатые мужчины пусть идут к ним, а не имеют любовницы на стороне или соглашаются на однополые отношения). Потому что секс за деньги считался «необходимым злом» и не карался по всей строгости закона.
«Гульфик» для акцента на мужском достоинстве
Модницы того времени не выходили из дома без особого аксессуара – «гульфика», представляющего собой особую сумку, которая особым образом прикреплялась к брюкам, чтобы подчеркнуть мужественность.
А чтобы убедить дам в том, что с мужественностью у них полный порядок, представители сильного пола надевают специальные сапоги с длинными и острыми носками (как бы сравнивая себя, кто длиннее и выразительнее).
И хотя духовенство всячески пыталось пресечь эту тенденцию, мужчины (включая короля и его подданных) не собирались отказываться от столь красноречивых намеков и придумывать еще более интересные вариации.
5. Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?
Одним из самых популярных модных аксессуаров для мужчин в Средние века был гульфик, клапан или мешочек, прикреплявшийся к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, акцентируя внимание на половых органах. Кусок трески обычно набивали опилками или тканью и застегивали на пуговицы или завязывали тесьмой. В результате область промежности у мужчины выглядела очень эффектно.
Самой модной обувью были сапоги с длинными и острыми носами, что также должно было подразумевать что-то не менее длинное в брюках владельца.
Эти предметы одежды часто можно увидеть на картинах голландских художников того времени. Это портрет Генриха VIII, одного из самых выдающихся модников своего времени, изображенный в гульфике и сапогах.
Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась воспрепятствовать ее распространению. Но ее власть не распространялась на короля страны и его ближайших придворных.
2. Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр
Для тех, кто серьезно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые сношения разрешались только в браке. Добрачные или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, а церковь также часто выступала в роли суда и палача.
Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность была единственным надежным способом для мужчин знатного происхождения быть уверенными, что их дети действительно принадлежат им. Известен случай, когда французский король Филипп, взяв родных дочерей по отношению к некоторым своим вассалам, двух из них отправил в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, то они были казнены путем жестокой публичной казни.
В деревнях ситуация была не столь острой: половая распущенность присутствовала повсюду. Церковь боролась с этим, пытаясь принудить грешников вступать в законные браки, и в случае, если люди это делали, даровала прощение.
Правила поведения женщины в постели с мужем
Во время полового акта с мужем жене запрещалось снимать ночную рубашку, двигаться, шуметь.
В противном случае ее могли бы обвинить в колдовстве, гадании и общении с демонами, причем это мог сделать даже ее благоверный, если бы она ему надоела. В лучшем случае ее ждал всеобщий позор, покаяние и участь монахини в монастыре на всю жизнь, а в худшем — пожар.
Наличие письменности в Средние века позволяет современникам ознакомиться с некоторыми испытаниями, которые проводила церковь. Например, материалы одного дела касаются именно поведения жены в постели. Словом, мужчина пришел домой после охоты, где достал жену в надлежащем, рекомендованном церковью виде, а на следующее утро она нашла ее мертвой.
И она была мертва во время спаривания. Такая история шокировала папу и придворных, и церковь смягчила правила, чтобы жены могли иногда подавать признаки жизни в половом процессе. История может быть вымышленной, но в ней есть подсказка.
Вообще сексуальные запреты, правила и предписания пронизывают не только Средневековье, но и всю человеческую историю. Ученые, мыслители, жрецы и законодатели, в том числе средневековые, написали горы «трудов», чтобы объяснить смертным, как, когда, с кем и для чего нужно заниматься сексом.
В те времена личная жизнь мирян находилась под неусыпным контролем духовенства, а все проявления разврата сводились к одному просторному слову — блуду, который нередко карался смертью.
Священники испытывали непреодолимый интерес к личной жизни мирян, их интересовала буквально каждая ее сторона, что подробно фиксировалось в епитимейских книгах во время процессов. Именно благодаря этому исследователи теперь имеют краткое представление о жизни людей в средние века и месте в ней секса.
Читайте также: Какой самый большой размер члена
Святая Агнесса Римская
В мире, полном средневековых опасностей, девственницы нуждались в особой защите, и девушки всех возрастов обращались к святой Агнессе. В разных странах святая была известна под разными именами — Агнесса Римская, святая Инесса, Инес дель Кампо; обычно ее нетрудно «узнать» на иконах и картинах, потому что она почти всегда изображается с барашком. Хотя agnus — латинское слово и переводится как «агнец» («овца»), имя Агнес — греческое и означает «чистая», «целомудренная», «святая».
Святая Агнесса родилась в 291 году в Риме. С раннего возраста она решила посвятить свою жизнь религии и всячески сопротивлялась всем попыткам подкупить и переубедить ее. Агнес вовсе не хотела выходить замуж; Девочкой она называла Иисуса своим единственным мужем. Сведения о ее мученической кончине противоречивы, но большинство источников сходятся во мнении, что девушка наотрез отказалась быть обрученной с сыном римского префекта, за что и была обезглавлена 21 января 304 года. Ей тогда было 12-13 лет. Сегодня череп мученицы хранится в приделе церкви Святой Агнессы в Агонии на площади Навона в Риме и доступен для паломников. Это памятник всем, кто просит сохранить свою девственность — прямо противоположное тому, что требовали от Агнес ее родители.
Самой большой проблемой средневековой девственницы было то, что мужчины того времени хотели заняться с ней сексом и не обращали особого внимания на ее возраст, профессию и даже на ее обет оставаться невиновным до конца своих дней.
Наглядной иллюстрацией этого может служить один из рассказов летописей апостольских братьев Пармских. Дочь вдовы из Пармы В начале тринадцатого века дочь вдовы из Пармы имела несчастье оказаться дома, когда туда прибыли странствующие монахи. Один из них, Герардо Сегарелли, серьезно планировал стать святым; согласно записям, однажды он остановился, чтобы переночевать у вдовы. Когда он увидел ее девственную дочь, он заявил, что Господь только что говорил с ним и приказал ему испытать свое воздержание, пролежав всю ночь рядом с обнаженной молодой девушкой. Слова посетителя ничуть не убедили его мать, но Херардо это не смутило. Он процитировал библейский стих из Евангелия от Матфея, где заявил, что «есть скопцы, которые сделали себя скопцами для Царства Небесного» и что поэтому ее дочери совсем не грозит потеря девственности. Она поверила ему. И очень зря.
Обезьяна с колбой с мочой
За каждый сексуальный грех — своё покаяние
Это был термин «покаяние», то есть наказание за грехи. Определенный период согрешивший человек должен был молиться, каяться и отказываться от некоторых продуктов (особенно от мяса). За неверность в помыслах полагалось наказание от двух лет, за измену — до пяти лет, за секс в неправильной позе (официально разрешенной была «миссионерская») — от трех до четырех лет, за анальный секс — девять лет.
Фаллоимитаторы и сексуальные игрушки
В Средние века, по оставшимся в книгах данным, женщины активно использовали излучатели фаллоимитаторов или подобные им предметы. У них не было определенного названия до эпохи Возрождения.
Как правило, подобие полового члена делалось из кожи с разными наполнителями. В размерах излучателей фаллоимитатора не было определенных размеров, они соответствовали греховности желания женщины.
7. Девственность и целомудрие: просто покайтесь
Средние века высоко ценили девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девой Марией. В идеале девушка должна заботиться о своей невинности как о главном богатстве, но на практике это редко кому удавалось: нравы были низкими, а мужчины грубыми и настойчивыми (особенно в низшем сословии). Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и прощение грехов не только для недевственниц, но и для родивших детей.
Женщинам, избравшим этот «путь очищения», полагалось покаяться в своих грехах, а затем искупить их, приобщившись к девственному культу, то есть посвятив остаток жизни служению монастырю.
Кстати, многие думают, что в те времена девушки носили так называемые «пояса верности», но на самом деле эти страшные приспособления были изобретены (и пытались использоваться) только в 19 веке.
Гирудотерапия для девушек, потерявших невинность до свадьбы
И хотя сексуальные отношения до замужества считались грехом и наказывались по всем законам того времени, некоторые барышни не могли устоять перед своими чувствами (и настойчивыми ухаживаниями кавалеров) и начинали интимную жизнь еще до замужества. И тогда, чтобы убедить новоиспеченного супруга в своей невиновности (и непорочности), особо предприимчивые дамы прибегали к различным ухищрениям.
Альтернативой было использование гирудотерапии в ночь перед первой брачной ночью.
В пряное место были посажены пиявки, рана от их укуса успела немного зажить (но все же сочиться), но при проникновении человека она снова открылась и кровь хлынула сильнее. В конце концов все остались довольны — молодая жена умело скрыла свой позор, предоставив мужу «доказательства» своей невиновности в виде «кровавых» простыней.
Иные виды секса
В Средние века оральный и анальный секс, а также мастурбация были запрещены и не допускались ни при каких обстоятельствах, так как они не приводили к зачатию, а значит и к рождению детей, что по мнению жрецов должно было быть единственная возможная причина полового акта между мужчиной и женщиной. Нарушителей строго наказывали.
Гипертрофированный гульфик – дань средневековой моде
В средние века это была мода на мужчин, которую церковь, мягко говоря, не приветствовала. Кусок кожаной или тканевой трески помещали в область промежности одежды, закрепляя тесемками или кожаными ремешками.
Внутри он был наполнен опилками или тряпьем, полезной функции он не выполнял, а подчеркивал достоинства человека, а значит, и сексуальность мужчины. Хотя красоту такого элемента гардероба в современном мире можно считать сомнительной, тем более он был похож на эрегированный мужской половой орган в штанах.
Кусочки трески были запрещены в общественных местах, но такое ограничение не распространялось на монархов, дворян и придворных. Сохранилось множество картин современников прошлого с изображением мужчин в одежде, непременным атрибутом которой была треска.
4. Гомосексуализм: Только смертная казнь
Позиция церкви в отношении гомосексуализма была твердой: без предлога! Содомия характеризовалась как «неестественное» и «безбожное» занятие и наказывалась только одним способом: смертной казнью.
В определении гомосексуализма Питер Дамиан в своей работе «Гоморра» перечислил следующие способы занятия сексом: одиночная мастурбация, взаимная мастурбация, сношение между бедрами и анальный секс (последний, кстати, считался настолько неприемлемым, что многие авторы старались даже не упоминать об этом в своих книгах). Св. Фома Аквинский расширил список, включив в него любые формы и виды секса, за исключением вагинального. Он также классифицировал лесбиянство как содомию.
В XII и XIII веках содомитов было обычным делом сжигать на костре, вешать, морить голодом и пытать, конечно же, чтобы «изгнать беса» и «искупить грех». Однако есть свидетельства того, что некоторые представители высшего общества практиковали гомосексуальность. Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное Сердце» за исключительное мужество и воинскую доблесть, ходили слухи, что на момент знакомства с будущей женой он состоял в сексуальных отношениях с братом. Короля также осудили за то, что он «ел из одной тарелки» с французским королем Филиппом II во время визита во Францию, а по ночам «спал в одной постели и занимался с ним страстной любовью».
Гостевая ночь
Во избежание конфуз в семейной жизни в Германии и Швейцарии было принято, чтобы потенциальный жених сдавал экзамен на «мужскую силу». Все началось с того, что он ходил ночью к любимой и вел с ней разговоры, которые впоследствии сводились к пресловутым сексуальным отношениям. Если женщина беременела, играли свадьбу.
Пара могла расстаться, если бы партнеры решили, что не подходят друг другу. Интересно, что такие «испытания» были распространены не только в простых семьях, но и среди монархов и знати.
Интимная стрижка для защиты от паразитов
Сегодня дамы могут сами решать, хотят ли они сделать модную интимную стрижку или порадовать своего партнера естественностью, представ перед ним естественным образом.
Но в те времена такая стрижка была отнюдь не данью моде, а настоящей необходимостью — женщины в то время выщипывали или удаляли лобковые волосы, особенно используя отвары трав для защиты от паразитов (прежде всего эти манипуляции проводились представителями древнейшей профессии).
Но потом, когда Европу захлестнула эпидемия сифилиса, эти самые люди обзавелись «секс-париками», чтобы хоть как-то убедить мужчин в том, что они совершенно здоровы.
Кому разрешалось заниматься сексом?
С появлением христианства в Высоком и Позднем Средневековье отношение к сексуальности во многом формировалось церковью. Духовенство считало необходимым вмешиваться в дела общества и личности, в том числе и в вопрос половых отношений между мужем и женой. Представители тогдашней новой веры пытались запретить свободы, практиковавшиеся в древности, и получить полный контроль над жизнью мирян. В моду вошло целомудрие, а любые излишества не только порицались, но и сурово наказывались. Свод церковных правил описывал тот факт, что мать Иисуса — Мария — на момент бракосочетания была девственницей. Всем девушкам было приказано вести себя одинаково — целомудренно и скромно.
И даже замужним женщинам не полагалось проявлять эмоции в постели с мужьями. Акт близости следует воспринимать исключительно как неприятную необходимость для продолжения рода. На самом деле секс до обета, особенно в раннем Средневековье, считался большим грехом. Нарушение этого правила может привести к казни через потрошение!
Церковь различала два типа обетов (или типов согласия на брак), которые были одинаково обязательными: обручение, когда пара обещала пожениться в будущем, и обмен клятвами в настоящем. На этапе обручения жених и невеста еще могли быть разлучены, если только они не вступали в интимные отношения — в этом случае они признавались мужем и женой как в глазах общества, так и церкви. А сам брак признавался юридически действительным только после его заключения — брачной ночи с полноценным половым актом. Однако были и отклонения от этого правила, которые церковь принимала. Например, пара может состоять в браке, но никогда не заниматься сексом — если оба партнера дали обет целомудрия.
Если один из супругов не мог вступить в половую связь, а другой этого не терпел, брак мог быть расторгнут. После подачи жалобы был учреждён церковный совет, который некоторое время следил за сексуальной активностью пары (в таких случаях показания были особенно важны). Далее последовал унизительный суд с осмотром половых органов «виновных». Если совет признавал, что муж не может удовлетворить свою жену, пара могла получить развод, обычно после трех лет безуспешных попыток сохранить семью.
Некоторые мужчины пытались использовать этот метод расторжения брака как лазейку. Они заявляли об импотенции со своей старой женой, но волшебным образом излечились, когда снова поженились.
Ручные ласки вместо пыток
Мало кто знает, что ласки рук использовались вовсе не для того, чтобы доставить удовольствие партнеру, а скорее наоборот. Например, женщина, используя этот метод, могла устроить настоящую пытку неверному супругу, что приводило его в возбуждение и останавливало каждый раз, когда он был готов дойти до финала (кроме того, дама очень сильно отталкивала мужское достоинство, и наносила не только психические, но и физические увечья его верующих).
Закон Божий и лукавство
В своде ограничительных и запретительных правил, установленных церковными служителями в Средние века для мирян, имеется ряд несоответствий, вернее их разное толкование для отдельных слов населения. Это относилось к моде, праву первой ночи, когда по канону церкви девушка была обязана заботиться о себе за законного мужа, а не за дядю на вороном коне.
Кто писал драконовский свод правил?
В настоящее время существует четкое мнение, определяемое современными сексологами и психологами, что написанием и внедрением бредовых правил поведения в сексуальных отношениях и постели занимались только люди с психическими расстройствами, садистскими наклонностями и разнообразными комплексами.
Художественная литература, как и реализация свода церковных правил в отношениях между мужчиной и женщиной, осуществлялась монахами, которым не разрешалось жениться, тем более иметь отношения с женщиной. Они вели замкнутый образ жизни, их целью было очищение своих душ, а также душ мирян, иногда даже через пытки.
Именно в источнике их похоти, женщине, они увидели чуть ли не дьявольское отродье, которое во что бы то ни стало хочет заманить мужчину в пучину прелюбодеяния и блуда, хотя, вероятно, не прочь предаться плотским утехам с одной из красавицы, если бы могли. Именно поэтому они установили для мирян драконовские правила, которые, мол, «ни для себя, ни для народа».
Историки и философы все же склоняются к тому, что Средневековье было застойным, прогресса как такового не существовало ни в технической, ни в научной области. Все попытки доказать совершенно очевидные для современного человека вещи отвергались церковью, а теоретик был признан еретиком и подвергнут пыткам Святой инквизиции.
Что же касается социальной сферы и секса, то в Средние века Церковь не только развила их, но и вернула к первобытнообщинному строю, когда спаривание мужчины и женщины осуществлялось только ради потомства.
Когда можно было заниматься сексом?
Список «дней целомудрия», в которые муж и жена должны были воздерживаться от секса, примерно соответствовал религиозному календарю. Запрещалось предаваться половой любви ни в большие праздники (такие, как Рождество или Пасха), ни в течение шести недель Великого поста, ни по воскресеньям, ни в дни рыбной ловли. На самом деле оставалось не так много дней, когда церковь разрешала секс. Правда, в двенадцатом веке канонисты стали проявлять более снисходительное отношение к сексуальности, более соответствующее ожиданиям и привычкам мирян. Соблюдение «святых дней» стало носить скорее рекомендательный характер, а проступки уже не так строго наказывались.
Секс также не разрешался во время менструации, беременности и грудного вскармливания — эти ограничения в равной степени встречаются как в церковных, так и в медицинских источниках средневековья.
6. Фаллоимитаторы: размер, соответствующий греховности желания
Есть некоторые свидетельства того, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за различные грехи. Эти записи были примерно такими:
«Совершил ли ты то, что некоторые женщины делают с предметами в форме фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, то ты должен каяться во все святые праздники в течение пяти лет!»
Фаллоимитаторы не имели официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих вытянутую форму. В частности, слово «фаллоимитатор» произошло от названия продолговатого хлеба с укропом: «укропное тесто».
Разводы
Разводом в Средние века обычно не занимались, его не принимали. Единственными причинами расторжения брака были либо смерть одного из супругов, либо половая дисфункция мужчины (замерзающих женщин никто не мог назвать, так как все они, как один, лежали как бревна в постели, что считалось норма).
Чтобы доказать сексуальную дисфункцию мужа, жена пригласила церковных священников и женщин в виде «аккредитованных церковью экспертов» в этой области. Они тщательно изучали мужской орган, заставляли пары спариваться в присутствии толпы, как правило, мужчину признавали слабым. Еще хотел!
Девственницы по собственному выбору
Второй вариант включал так называемых девственниц по их выбору. Эти взрослые женщины сделали сознательный выбор хранить целомудрие, обычно обещая Богу продолжать делать это в обозримом будущем. В некоторых случаях их решение было замечательным, но в других не очень. Одной из последних дев этого типа является Кристина Маркьяте. Феодора Хантингдонская, известная также как Кристина Маркджате Кристина, родилась в английском городке Хантингдон около 1096-1098 годов. При рождении ее назвали Феодорой.
Родители, Беатрикс и Аути, богатые купцы, не отличались религиозностью от большинства горожан. Но Феодора с детства говорила со Христом так, как будто он был реальным человеком, которого она могла видеть и слышать. Подростком она посетила аббатство Святого Олбана в Хартфордшире, где была настолько переполнена благочестием, что немедленно дала тайный обет целомудрия. Однажды Феодора гостила у своей тетки, когда к ней пришел епископ; он безумно влюбился в девушку и пытался сделать ее своей наложницей. Узнав о его намерениях, находчивая Феодора любезно сказала ему, что пойдет запереть дверь, чтобы обеспечить им уединение. Епископ согласился, но девушка выбежала из комнаты и заперла его одного. Надо сказать, ни к чему хорошему это не привело. Разгневанный отказом, епископ устроил так, чтобы Феодора вышла замуж за молодого дворянина по имени Беортред.
Родители Феодоры с радостью согласились, но сама девушка наотрез отказалась выходить замуж. Отец и мать были вне себя от ярости. Они перепробовали все: пытались воздействовать на дочь чарами, напоить ее, таскать за волосы, бить ее и угрожать ей, но ничего не принесло желаемого результата: Феодора стояла на своем. Итак, в отчаянной попытке все-таки устроить выгодный брак для своей дочери, родители вступили в сговор с Беортредом; они решили тайно пустить его ночью к себе в спальню, чтобы он изнасиловал ее и хотя бы таким образом принудил к браку. Такое разочарование их ждало… Когда на следующее утро родители Феодоры вошли в комнату, чтобы проверить, как все прошло, они увидели, к своему глубочайшему изумлению, что их дочь рассказывала взволнованному молодому человеку истории о целомудренном браке и других добродетелях женщин всю ночь. Неудивительно, что друзья Беортреда безжалостно издевались над ним из-за того, что он не мог заполучить девушку.
Родители Феодоры решили не останавливаться перед трудностями и вторично впустили будущего жениха в покои дочери, надеясь на лучший исход. Теперь Теодора спряталась за занавеску, и Беортред не мог найти ее; согласитесь, это кое-что говорит о его умственных способностях, а также намекает на то, что парень может быть не таким решительным, как казалось сначала.
В конце концов Феодора убежала из дома, переодевшись в мужскую одежду, и спряталась у монахини во Флемстеде. Именно тогда она сменила имя и всю оставшуюся жизнь посвятила служению Богу, став главой общины монахинь. Она умерла девственницей около 1155 года. Кристина победила, ее родители проиграли. Молящаяся Сальтер из Хельмарсхаузена, Молящаяся знатная дама.
Молящаяся женщина
Кристина была не одинока в своей борьбе за невинность, чтобы воспользоваться прибежищем, предлагаемым церквями или монастырями. Самое примечательное, что женщины, выбравшие целомудренную жизнь во имя святости, все же могли выйти замуж, пользоваться всеми привилегиями высокого статуса и по-прежнему избегать знакомства с мужьями, которые не вызывали в них нежных чувств. Хотя общество в целом сочло решение дать обет целомудрия замечательным, нетерпеливому новоиспеченному мужу, внезапно обнаружившему, что его жена мечтает о Боге гораздо больше, чем о романтической интерлюдии с ним, оно едва ли казалось удачным.
Что особенно прискорбно, хотя бедняк и жаловался на жену своему священнику, но хотел услышать только то, что тот должен быть благодарен, так как ему посчастливилось связать свою жизнь с такой замечательной и необыкновенно благочестивой женщиной. Типа, поздравляю. Это, кстати, было отличной лазейкой для женщин, которых выдавали замуж по принуждению и которые понимали, что являются побочным продуктом практического брачного союза, заключаемого для расширения имущества или повышения социального статуса семьи. Письменных свидетельств женщин, которые оставались целомудренными на протяжении всего брака, немного, но они есть.
Эти женщины сохранили девственность, несмотря на усилия разочаровавшихся супругов. Можно предположить, что обычно все происходило примерно так. Джеффри, довольно богатый мужчина, лысый толстяк лет пятидесяти, «вычеркнул» себе в жены симпатичную семнадцатилетнюю девушку по имени Маргарет. Итак, брачный контракт был подписан, церемония бракосочетания состоялась, приданое доставлено в дом Джеффри, толпа гостей собралась вокруг брачного ложа, чтобы убедиться, что брачная ночь прошла хорошо. Все ждут, когда невеста остепенится.
Однако Маргарет удивительно внимательна; она явно ищет выход… Маргарет: Муж мой, прежде чем мы ляжем спать, я должна помолиться и поблагодарить Господа за этот чудесный день. Джеффри: О.. конечно.. если тебе это нужно, молись, моя жена, но пожалуйста. Нам еще есть чем заняться! Маргарет: Я ненадолго. Десять минут спустя. Джеффри: Э.. что у тебя там? Вы еще не закончили молиться? Я. хорошо. я жду. Маргарет: О, мой друг! Мой муж! Радуйтесь! Я так молилась, чтобы произошло чудо! Господь только что говорил со мной и повелел просто любить Его — и сердцем, и душой, и особенно телом! Я знаю, вы будете чрезвычайно счастливы услышать, что отныне я преисполнен любви только к нашему Богу, и из-за моей внезапной любви к Нему я прямо здесь и сейчас даю обет целомудрия и освобождаю вас от вашего супружеского долга! Аллилуйя! Разве ты не счастлив? Джеффри: Отлично, Марг… Подожди, что ты сказала?! Лучшее. Лазейка. Из всего возможного.
Концепция супружеского брака
После замужества секс должен предоставляться «по требованию». Папа Павел III утверждал, что мужья и жены должны платить друг другу столько, сколько они заслуживают, и оба имеют власть над телом другого. Эти представления о супружеском долге сохранялись веками. Оба партнера имели полное право требовать секса (хотя в большей степени это относилось к мужчинам, так как женщины выходили замуж очень рано и часто по принуждению), оба были обязаны подчиняться.
Вопрос брачных обязательств в Средние века вызывает много вопросов — например, знали ли наши предки о черте, когда секс становился изнасилованием. Поскольку брачные узы требовали от супругов заниматься сексом по требованию, жалобы на насилие редко считались законными и только в том случае, если слова сторон подкреплялись достаточно авторитетными показаниями или доказательствами причинения серьезного вреда супругу или супруге.
9. Контрацепция: делайте что хотите
Церковь никогда не одобряла контроль над рождаемостью, так как препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе защиты люди были предоставлены сами себе. Противозачаточные средства рассматривались скорее как незначительное моральное оскорбление, чем как серьезный грех.
Помимо наиболее распространенного контрацептивного метода прерывания полового акта (то есть извлечения полового члена из влагалища перед семяизвержением), люди использовали также презервативы из кишечника или мочевого и желчного пузырей животных. Эти презервативы использовались много раз. Судя по всему, их функция заключалась не столько в предохранении от нежелательной беременности, сколько в предупреждении венерических заболеваний, особенно широко распространенного в Европе сифилиса.
Женщины также готовили отвары и настои трав, которые затем помещались во влагалище и с разной степенью эффективности играли роль спермицидов.
8. Проституция: процветание
Проституция процветала в средние века. Проститутки предлагаются в крупных городах
свои услуги анонимно, не раскрывая своих настоящих имен, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что церковь в то время молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, никак не пыталась ее предотвратить.
Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных отношениях рассматривались как средство предотвращения супружеской неверности (!) и гомосексуализма, т.е как то, без чего нельзя было обойтись. Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам продавать свои тела, похоть хлынет в наши города и разрушит общество».
Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее привилегированные предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях часто была одна проститутка на всю деревню, и имя ее было хорошо известно жителям. Там, однако, к проституткам относились с презрением, их могли избить, покалечить или даже бросить в тюрьму, обвинив в распутстве и разврате.