- Интимная жизнь славян
- Луговина
- Штраф за отсутствие девственности
- 6. Первая ночь невесты
- 2. Ночь Ивана Купалы
- Секс во время исповеди
- Церковный канон и обычаи: что сильнее?
- Русь христианская: покайся, грешник!
- Измены и смерть
- 3. Луговина, или секс во время посевной
- Оргии в банях
- Рисовали на бумаге, да забыли про овраги
- Садомазо князей
- …есть у нас такая традиция — ходить в баню
- Снохачество и другой крестьянский блуд
- Муж не люб, да куда ж его деть
- Скакания
- Настоящее коварство
- Религиозные ограничения
- Древний феминизм и волосы на теле
- 4. Банные забавы
Интимная жизнь славян
Жители Руси особо не стеснялись в вопросах полового удовольствия и не стеснялись в сексуальных обрядах. До тех пор, пока в страну не пришло христианство, любовные развлечения почти все время сопровождали людей. Ни один праздник, ни людей, ни семьи, не обходился без секса. Многие историки, изучающие быт древних славян, склоняются к тому, что даже, казалось бы, невинные прыжки через огонь на празднике Ивана Купалы были игрой с эротическим подтекстом.
Мужчины могли видеть все «прелести» юных девушек, которые неизбежно попадали на всеобщее обозрение в тот момент, когда они задирали юбки при прыжках. Именно из-за этого христианские священники в дальнейшем очень резко относились к этому празднику и были наказаны за соблюдение этой традиции.
До прихода на Русь новой веры секс был неотъемлемой частью большинства языческих обрядов. Например, во время засева полей и садов совершались особые обряды. Молодые девушки совершенно без одежды обошли все засеянные поля. Таким образом, они делились своими репродуктивными силами с землей, чтобы посевы были здоровыми.
Мужчины традиционно засевали поля голыми. Этот ритуал должен был укрепить связь между фермерами и землей, на которой они работают. А чтобы урожай был обильным и хорошим, пары имели право на пашню и огороды. В некоторых случаях, по распространенному мнению, достаточно было просто имитировать половой акт.
Сохранились сведения и о других эротических традициях. Например, у историков есть информация, что всего за 100 лет до появления новой религии на Руси активно практиковалось лишение девушки девственности в ночь перед свадьбой. Причем совершалось оно в бане с помощью нескольких фокусников. Сегодня это может показаться диким, но в то время это имело глубокий религиозный смысл. Князь Святослав отменил этот обычай. Обязанность лишить девушку девственности ложилась только на ее собственного мужа.
Незадолго до появления христианства на Руси в обиход людей вошел термин «блудница». Но у него не было негативных или оскорбительных коннотаций. Так называли девушек и женщин, которые искали подходящего мужа. «Блудницы» очень созвучны слову «скитаться».
После того, как новая вера прижилась в этой стране, грешных женщин стали оскорбительно называть блудницами. Например, те, кто потерял девственность до замужества. Или тех, кто приводил мужчин в свой дом при живом муже. А также вдовы, ищущие новых мужей.
Знаменитая «Повесть временных лет» содержит несколько упоминаний о таком явлении, как многоженство. Историки, описывая свой опыт путешествий по городам и селам Руси, затрагивали тему многоженства и интимных отношений со славянами. Например, в своих заметках о жизни славянских народов историк Прокопий Кемарийский упоминал, что во многих семьях мужья имели одновременно несколько жен.
Обычно число ограничивалось четырьмя, но были случаи, когда их было больше. Дальше всех пошел князь Владимир со своими двенадцатью женами и почти тысячей любовниц. Он часто разъезжал по городам, выполняя свои политические обязательства, и всегда находил время и возможность отдохнуть в компании девушек.
Чем большее влияние приобретала христианская церковь, тем сильнее она выступала против секса в Древней Руси. По мере того, как она укрепляла свою неоспоримую власть в большинстве аспектов жизни обычного человека, интимные отношения и их обсуждение стали табу. Были введены ограничения даже на секс между супругами, а всем остальным и вовсе запрещалось вступать в сексуальные отношения.
Мужу и жене запрещалось заниматься любовью в позе, отличной от миссионерской. Это было связано с тем, что на других должностях (разумеется, только по мнению духовенства) шанс забеременеть был значительно ниже. Поэтому они были признаны позами для удовольствия, а не для зачатия ребенка.
Не все согласились на такие ограничения. На эту тему в народе ходило много шуток и поговорок. Такое неуважение к религии заставляло церковников принимать меры к наставлению грешников на истинный путь. Каждый пришедший на исповедь был обязан рассказать обо всех своих половых актах, изложить священнику все свои «грязные и греховные» мысли и таким образом очиститься от них.
В противном случае виновному грозило наказание. Если не от самого Господа, то уж точно от местных властей. Были даже подготовлены специальные документы, которыми священники руководствовались при принятии исповеди. В них содержались вопросы, которые они должны были задать. И если человек отказывался говорить на эти темы, он рисковал наказать себя.
В наше время часто видны попытки людей отказаться от желаемого за действительное — в пример приводится Древняя Русь как чистое, невинное и целомудренное государство, где не было грязи, коррупции и греха. Как показывает практика, это не так. Сексом не только занимались при каждом удобном случае, но и не стеснялись об этом говорить.
До наших дней дошло множество песен, стихов, вещей, рассказов, анекдотов, пословиц и сказок эротического характера. Более того, на Руси тот, кто наиболее красноречиво, грубо, непристойно выражался, воспроизводил самые бесстыдные жесты за всю историю, пользовался особым уважением в обществе и считался прекрасным собеседником.
Луговина
Это понятие относится к сексу на лугу во время посевной. Луг представлял собой целый ритуал, связанный с плодородием земли, которую сравнивали с женщиной.
Трудно сказать, правда это или нет, но по дошедшим до наших дней описаниям пары занимались сексом прямо на пашне. И все это делалось не ради чистой любви, а чтобы буквально оплодотворить землю. А дальше, на усмотрение влюбленных, можно было продолжать в свое удовольствие.
Штраф за отсутствие девственности
Даже после крещения на Руси добрачная девственность была для мирян необязательна. Иногда, если девушка, вышедшая замуж, «делалась нечистой», ее штрафовали. Жрецы жаловались в прологах, что женщины на Руси, несмотря на запреты, остаются ярыми любовницами. Нередко еще до замужества, вкусив свободной личной жизни, они требовали от мужей исполнения «ненасытных желаний». Недаром одной из причин разводов в дохристианской Руси было бессилие мужа. «Нет от него радости! Когда я сплю со мной, он лежит на кровати, как недвижимое сокровище!», — восклицала героиня «Сказки о семи волхвах…».
6. Первая ночь невесты
В древности у славян девственность невесты считалась большим бременем. Обычно, если молодые люди сами сговаривались во время деревенского праздника, невинностью в таком браке и не пахло.
Но в тех обществах, где браки устраивались по договоренности с родителями, для решения проблемы приглашался колдун (местный жрец и знахарь). Разумеется, это произошло в бане и сдано в эксплуатацию. Magus не разменивался на индивидуальные контракты и работал оптом, так как свадьбы тоже играли вместе одновременно.
Однако в 967 году князь Святослав издал указ о том, что лишение невесты девственности является долгом и привилегией жениха. (Также читайте: Как правильно лишить девушку девственности.)
Ну, если парень не был промахом. Однако невесте не всегда везло. Поэтому во время свадьбы молодым людям пели всевозможные непристойности и песни, чтобы объяснить, чего от них ждут. По традиции каждый гость мужского пола должен был прижать невесту к стене, «чтобы привыкнуть». Тут же на свадьбе, в застолье, пиве и меде можно было увидеть живой пример старших родственников.
Еще одно любопытное предание объясняет бездну смыслов в отношениях свекрови и зятя. В браках по расчету отец часто спешил схватить девочку с рук и выдавал ее замуж совсем юной, 12-14 лет. В то же время мать сжалилась над дочерью и оберегала ее от преждевременных вмешательств нового мужа, подменяя ее в супружеской постели первые несколько лет.
Так жених стал опытнее, а невеста успела повзрослеть. Ну а свекровь и зять на всю оставшуюся жизнь были связаны странной полуревностью-полуненавистью-полулюбовью. «Я без шуток не прохожу мимо дома моей свекрови…»
2. Ночь Ивана Купалы
С водой был связан один из самых безумных и эротичных праздников древних славян, день Ивана Купалы. Вы, наверное, слышали, что там происходило: купание в реках, прогулки в летних сумерках по лесу, прыжки через костры и всякие развраты. И любая девушка или женщина (даже замужняя) могла выбрать себе парня по сердцу и провести с ним ночь.
Секс до брака в те времена не только не осуждался, но и поощрялся: чтобы молодые могли решить, кто им подходит для длительного союза. Поскольку никаких «позорных болезней» не было, побочные эффекты от такого «пробного запуска» были минимальны. Хорошо, если только внебрачных детей без проблем принимали в семью. Одним больше, одним меньше…
В некоторых районах считалось, что если жена и ее любовник смогли спрятаться от мужа в эту ночь, то после этого они могли жить вместе, и предыдущий брак считался оконченным.
Хотя, конечно, монахи осуждали «банный вечер». Вот что пишет об этом игумен Памфил:
«Город зашумит, и загремят в нем эти люди, охваченные развратом, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — бьют в бубны, сопли поют, струны гудят. Брызгают и пляшут, главою тайные знаки, крики и крики похабные из уст самые похабные песни. выходят жены-ведьмы на луга и болота, в степи и дубравы, роют дикие корни, чтобы околдовать и свести с ума мужчин».
В общем, вроде бы весело! Жаль, что отменили.
Читайте также: Всего 3 вопроса, которые мгновенно определят, есть ли будущее у ваших отношений
Секс во время исповеди
Женская сексуальность считалась особенно греховной, а обнаженное тело стало табу. «Ничего не откроется человеческим глазам, ежовая привычка и природа тайно хочет иметь», — с осуждением писал преподобный Епифаний. Священники даже описывали случаи насилия женщин над мужчинами: «Он не хочет жить с нею, а привлекает ее в нужде и творит по обычаю, по закону брака» — и описывали они не только позиции и формы достижения сексуальных радость, но даже приспособления для этого. Доходило до того, что священники, слушая женские исповеди, так распалялись, что завладевали ими тут же, в исповедальне. Когда об этом стало известно церковным властям, они дополнительно запретили предоставление подробностей эротического содержания.
Церковный канон и обычаи: что сильнее?
Христианизация Руси, длившаяся несколько столетий, оказалась довольно поверхностной. Православные нормы зачастую не только существовали рядом с языческими, но и оказывались менее соблюдаемыми.
На Русском севере «скачки» сохранились до начала 20 века: накануне свадьбы молодые люди собирались в доме жениха, все становились в круг и прыгали, высоко задирая ноги и юбки, при этом пели эротические песни. Веселье закончилось сном бок о бок. В 16 веке итальянский путешественник Лактанций Рокколини говорил о «гасках»: Собравшись в чьем-то доме, чтобы потанцевать, мужчины и женщины после танца ударяли факелом, после чего все занимались сексом с той девушкой, которая была ближе.
На сексуальные традиции повлияли размеры России: в то же время обычаи могли различаться от региона к региону. Например, в Архангельской губернии невинность девушки никто не подчеркивал, а в Воронежской губернии «испорченную» невесту жестоко наказывали: ее избивали до полусмерти и заставляли трижды ползать на коленях вокруг церкви.
Влияли пол и особенности крестьянского быта: когда несколько семей жили бок о бок в одном доме, измены и любовные треугольники оказывались неизбежными. Доходило до того, что младшие братья не женились, потому что жили с супругами старших, и все смотрели на это свысока.
Другой вид инцеста даже получил собственное название: речь идет о невестках. Молодая жена, въехав в дом к мужу, стала любовницей своего еще молодого отца: ведь браки заключались в 13-16 лет. Невестка часто отправляла сыновей ловить рыбу, чтобы никто не мешал его «шалостям», а он получал от девушки свое: не подарками, а угрозами физической расправы. Жены невесток молчали по тем же причинам: одну «успокоил» новый сарафан, другую — побои.
Иногда доходило до убийства: например, в начале XX века в Калужском суде слушалось дело Матрены и ее тестя Дмитрия. Сыну Матрены от невестки в то время было пять лет, и второй мужчина взял его тотчас же после рождения и заживо зарыл в землю в сарае.
На сексуальную жизнь простых людей гораздо больше влияли практические соображения, чем религиозный устав. Ольга Семенова-Тян-Шанская, написавшая книгу о жизни крестьян Рязанской губернии, говорила:
«Ивану, толстому осенью и даже после «весов», всегда неизмеримо. А Иван голоден, в рабочее время, например, с женой фактически не живет. Другой русский писатель, Глеб Успенский, отмечалось, что мужчины, выбиравшие время секса, следили за тем, чтобы «женщина в трудную рабочую пору со страданиями была здорова, не рожала и не имела желудка».
Русь христианская: покайся, грешник!
Христианство перевернуло жизнь людей с ног на голову: все, что раньше считалось благотворительным, было запрещено, а сексуальные и эротические желания были объявлены происками сатаны.
Целомудрие стало «святым делом», причем не только до свадьбы, но и после нее. Непорочное зачатие перекочевало из Библии в жития святых: например, по их словам, князь Дмитрий Донской (вполне реальная историческая личность) и его жена, княгиня Авдотья, обходились без секса, но это не мешало им иметь секс многих аборигенов детей.
Среди свадебных обрядов появился новый унизительный — определение «чести» невесте. Молодой человек вышел из спальни с полным кубком вина, на дне которого была дырка. Если жена была невиновна, муж запечатывал ее воском, если нет, то убирал палец, чтобы вино вытекло.
Воздержание стало обязательным по пятницам, субботам, воскресеньям, во время церковных праздников и постов: При соблюдении всех запретов оказалось, что заниматься сексом можно лишь несколько дней в месяц. Единственной приемлемой позицией была миссионерская позиция. Историки расходятся во мнениях относительно того, почему они выбрали ее: то ли из-за патриархальной парадигмы «мужчина выше женщины», то ли потому, что поза считалась наиболее подходящей для зачатия, что было главной и единственной целью постельного комфорта.
Все остальное было наказуемо. Например, «клеветница» объявлялась «великим грехом» и вызовом «образу Божию», а после ее обидчиков ожидало от 3 до 10 лет покаяния со многими ежедневными изнурениями. «Догги-стайл» называли скотским блудом и содомией с женой: ей приходилось платить за это не менее 600 изнурений, но бывало и хуже — могли отлучить от церкви. Для глубокого поцелуя предназначались 12 дней голодания, для прикосновения одной рукой к влагалищу жены — три недели. Куннилингус стоил «дороже»: от двух до трех лет голодания (примерно столько же давали за супружескую измену или инцест со свекровью).
Даже разрешенная половая жизнь считалась осквернением тела и души человека. Мужчина после полового акта был обязан умыться при жизни — до этого он не имел права входить в церковь и прикладываться к святым мощам. Женщинам во время менструации запрещалось посещать храмы и причащаться: существует легенда о девушке, которая пренебрегла этим правилом, подошла к гробнице святого и была поражена молнией. Другая женщина, причащавшаяся каждую неделю, была превращена в лошадь.
Мастурбация тоже была грехом: заниматься ею или просто предаваться похотливым мыслям означало призывать дьявола. Ходила легенда, что член парня, который мастурбировал, часто превращался в змею; на этом фоне более современная страшилка про волосы на руках выглядит добродушной сказкой. Когда грешника ловили на постыдном деле, это предавалось огласке: например, корреспондент Тенишевского архива, описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, рассказывал о прецеденте мастурбации колесной гайкой из тарантас.
Измены и смерть
Историк Наталья Пушкарева пишет в своих трудах, что мужчины на Руси были ветреными мужьями. Напрасно священники увещевали прихожан: «Не играйте в шутливую игру с чужими женами… Бегите рассказывать женские истории, как будто хотите целомудрия, не давайте им смелости смотреть на вас. Первый Говори тихо и глаза твои держи полными — краснеют безмерно, и светлы на вид, и бьют по бровям, и обращаются. И это заточает тебя на смерть».
На Руси такой «смерти» не избежали. Даже у Владимира Крестителя, по преданию, в каждом городе была «жена». Женившись на византийской принцессе, князь не отказался от своих привычек. У князей Святослава и Ярослава Галицких были и другие жены.
Простолюдины также подражали князьям. В одной из берестяных грамот XII века оказалась написана жалоба жены на мужа, предпочитавшего «незаконнорожденную семью». И судя по «покаянным собраниям», где записывались епитимьи, любовь мужчин к «невенчанным женам» не была искоренена даже в 16 веке.
Но о верности славянских жен писали многие античные авторы. Женщины часто сопровождали своих мужей в военных походах, ходили с ними на охоту. Римский император Маврикий писал в конце VI века, что «скромность славянских женщин превосходит всю человеческую природу, смерть мужей они считают своей смертью и добровольно душит себя, а вдовство не считают жизнью».
Немецкий русофоб архиепископ Бонифаций признавал, что славяне «соблюдают взаимную любовь с такой верностью в браке, что жена сама отрекается от жизни после смерти мужа, и славной у них считается та, которая собственноручно убьет себя, чтобы сгореть вместе с мужем в одном огне».
Случалось и так, что женщина была готова умереть, но не изменяла мужу. Например, Иулиания, жена вяземского князя Семена Мстиславича, отказала смоленскому князю Юрию Святославичу, добивавшемуся господства своего мужа, за что и поплатилась жизнью. Смоленский князь приказал утопить строптивую в реке.
Однако было и предательство. Судьба предателей была ужасна. Мужчин убивали без пощады, а женщин казнили, зарывая плечи в землю — жертва умирала от жажды и голода. «Оже есть у Русина свободная от вольной жены в Ризе или на Гыцкой березе, хочет убить, а его убивают…» Конечно, всякие случаи были и часто мужья прощали изменников, искупая вину своей штраф. После крещения на Руси порядок стал более гуманным: жена была обязана простить мужа, а муж имел право изгнать прелюбодейную жену.
3. Луговина, или секс во время посевной
Странный обряд существовал во многих регионах древней Руси во время посевной. Это был один из самых важных моментов года для сельскохозяйственных общин.
Естественно, мать-земля, родившая зерно, сравнивалась с женщиной. С этим были связаны посевные обычаи. В некоторых районах крестьяне выходили пахать без штанов, чтобы ворошить почву. В одном месте они «удобряли» пашню собственными семенами. И чаще всего просили помощи в этом священном занятии у своих жен и деревенских девушек.
Ритуал назывался «анг». Девушки пришли в гости к фермерам, принесли им обед. Слово за слово – и вся компания уселась совершать обряд плодородия прямо на ферме! Первый залп, ради которого все и затевалось, был отправлен на землю. Ну а остальное зависит от влюбленных.
Летом, если бывала засуха, девушки снова выходили на поле, но уже без мужчин. Они наклонились и задрали юбки, пытаясь соблазнить небо дождем.
Оргии в банях
Мальчики слева, девочки справа — это правило было введено только при Екатерине Великой. Только в царствование просвещенной императрицы в России появились отдельные «мыльницы для мужчин и женщин». Наши предки купались все вместе, с логическим продолжением процесса.
Кстати, именно в бане молодожены проводили брачную ночь. Ну а муж с женой могут удалиться в парилку, если многие родственники не разрешают прохода дома.
Рисовали на бумаге, да забыли про овраги
Когда читаешь обо всех этих правилах, возникает естественный вопрос: а как они следовали за выполнением? Ладно, кунилингус: может быть, кто-то заметил его в окно, или женщина сама хвасталась, а священник стоял за березой и подслушивал. Но как можно судить за похотливые мысли? С выражением лица?
Ответ прост: люди должны были отчитываться даже в случае признания. У духовников были специальные анкеты, в которых находилось место всем грехам, в том числе и птичьему (бедные гуси!).
В конце XVI века анкеты стали делить на разделы для юношей, мужей и вдовцов или для дев, жен и вдов: очень немногие пункты напоминали советы о том, как грешить, а не попытку спасти душу. Например, девушку могут попросить «наступить ей на ногу и подмигнуть непотребству» — чем не кокетливый лайфхак?
Наши предки легко справлялись с суровыми правилами: они просто умалчивали о своих грехах и продолжали жить так, как им вздумается.
Путешественников часто удивляла свобода нравов в России. В XVII веке голштинский дипломат Адам Олеарий писал, что русские часто «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и блудодеянии себя или других, рассказывают всякие постыдные истории, а кто самую сквернословит и делает самые непристойные шутки, кто сопровождает их неприличными телесными движениями, считается ими самым лучшим и милым в обществе».
В позорных сказках на Руси знали толк. Владимир Даль, отправивший собранные им рассказы собирателю фольклора Александру Афанасьеву, писал: «В моем сборнике много такого, что не может быть напечатано; Это позор — они очень забавны. Лисица и заяц теперь не ссорились из-за окуня: раскос за глазами говорил, что он то и дело «наткнется на свою дорогу». Когда разъяренная лиса погналась за ним и застряла между двумя деревьями, заяц выполнил свою угрозу.
Эротические рассказы не только подробно описывали секс, но и были весьма далеки от моральных норм, проповедуемых церковью. Общей чертой сюжета было, например, изнасилование девушки, отказавшейся жениться на герое, — это считалось естественным и справедливым.
Песни и прочее были даже сильнее сказок. Андрей Тарковский хотел использовать в своем фильме «Андрей Рублев» аутентичные тексты, которые пели отморозки того времени. Разжиться ими было сложно, но когда это удалось, стало ясно: вставить в фильм сплошную ненормативную лексику, с помощью которой описывались физиологические процессы, просто невозможно.
Садомазо князей
Поскольку священники запрещали прихожанам не только секс «на стороне», но и «половые извращения», среди прочего именовавшиеся минетом и кунилингусом, очевидно, что весь спектр сексуальных утех был доступен. Причем некоторые грехи явно несли в себе нотку садизма: в «Повести о короле Василии Златовласе» смачно описан принудительный секс французской принцессы: снять кралевское платье и срачицу и раздеться. А он взял плетку и стал бить по белому телу. а потом поругал ее и поприветствовал словами и совсем поцеловал, потом повел меня на кровать…».
Такая литературная сценка почти в точности повторяла поучение «Домостроя»: «наказывай приватно, а наказав — говори и благосклонность, и люби ее…». Справедливости ради следует сказать, что изнасилование замужней женщины в дохристианской Руси приравнивалось к убийству мужчины и наказывалось штрафом в 40 гривен серебром в пользу князя и потерпевшего. Изнасилование свободной женщины приравнивалось к убийству новгородца и влекло за собой штраф в размере 10 гривен серебром.
За опалу дворянам или княгиням платили от одной до пяти гривен золотом, а изнасилование девушки приравнивалось к женитьбе на ней. Если насильник отказывался жениться на ней, он должен был дать ей «половину имени».
…есть у нас такая традиция — ходить в баню
Наиболее важные эротические ритуалы на Руси были, конечно же, связаны с обрядом бракосочетания и подготовкой девушки к новой роли. Их большое количество, и почти в каждой провинции они есть свои.
Например, накануне свадебной церемонии невесту водили в баню, где купали подаренным женихом березовым веником с добавлением веток фруктовых деревьев и мыли мылом жениха. Более того, в некоторых деревнях невесту сначала сплавляла куртизанка (колдунья) или любовник жениха, и только через некоторое время его заменяли любовники девушки. Это сопровождалось соответствующими песнями.
Кстати, ванная всегда топилась на следующее утро после первой брачной ночи. Делалось это по нескольким причинам: чтобы еще раз соединить молодых, показать, что невеста чиста до замужества (для этого сваха выводила молодых из избы и махала рубахой перед всеми гостями); а также в качестве обряда очищения и приобщения девушки к культуре другой семьи. Кроме того, по поверьям некоторых предков, вода смывает грех, освобождая молодоженов от грязи брачной ночи.
Снохачество и другой крестьянский блуд
Утверждается, что такие обычаи существовали в русских деревнях до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в своей книге 1859 года «Год на Севере» приводит слова священника из села Койнос Архангельской губернии: «В разговорах зимой, не опасаясь чьего-либо сглаза, крестьяне обнимают баб и тушат свечи…»
Архангельская губерния вообще характеризовалась довольно свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян 19 и начала 20 веков» говорит:
«В Мезенском уезде Архангельской губернии невинность девушки вообще не ценилась. При этом девушка, родившая ребенка, с большей вероятностью выходила замуж, чем та, которая оставалась целомудренной. «Чистота нравов» не требовалась девочек в других местах той же провинции. Это отражено в поговорке «девочка не трава, она не вырастет без певчей птицы».
В основном труде, посвященном этнографии Вологодской губернии, констатируется, что «в большинстве деревень девичьему целомудрию не придается строгого значения она, они знают, не будет бесплодна». Как сообщали местные информаторы, «редкие наши девушки не выходят замуж». Что касается мальчишек, то они начинают «баловаться» с 15 лет, а когда женятся, то каждый из них «знает не одну девчонку»».
Однако отношение к вопросу о невиновности сильно различалось от региона к региону. Доктор исторических наук Владимир Безгин в своей работе «Крестьянский быт (традиции конца XIX — начала XX вв.) пишет:
«В Воронежской губернии в 80-е гг. В 19 веке было принято воспитывать молодых. Молодожены в одной рубахе встали с постели и встретились со свекровью и родственниками жениха. Такая демонстрация, уходящая корнями в языческие верования, должна была публично подтвердить невиновность невесты.
Последствия для «непорядочной» невесты были серьезными. Родственников с поруганием вышвырнули вон, саму ее избили до полусмерти и заставили трижды ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали отрезанием косы, испачканием рубахи дегтем и хождением по улице без юбки. После такого позора на ней больше никто не женился, и она осталась среди девушек».
«На ферме, когда рядом жили несколько семей, иногда возникали замысловатые любовные треугольники. Так в орловской деревне Коневке «было распространено сожительство зятя и невестки. В некоторых семьях младшие братья не женились, потому что жили с невестками».
По мнению тамбовских крестьян, инцест с женой брата был вызван качественным превосходством брата, отвоевавшего жену. Братья особо не спорили по этому поводу, да и окружающие относились к такому явлению снисходительно. Инцестные дела не доходили до волостного суда, и за кровосмешение никто не наказывал».
Но одна версия таких отношений стала по-настоящему известной. «Кажется, нигде, кроме России, — писал журналист и политик Владимир Набоков, — хотя бы один вид инцеста приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название».
Дочерство состояло в том, что молодая девушка, переехавшая в дом мужа, становилась объектом притеснений еще не старого и полного сил свекра — «невестки», по традиционное выражение.
Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно с этой целью устраивали женитьбы своих сыновей на 16-17-летних невестах. Вскоре после женитьбы новый муж по распоряжению главы семьи выходил на работу на улицу и затем посещал дом лишь несколько раз в год. Его жена осталась в полном распоряжении свекра.
Уговорив невестку на сожительство, невестка в полной мере воспользовалась своим положением кормильца. На ходу были и подарки, и послабления по хозяйству, а иногда и физическая угроза. Подобные случаи породили в деревне поговорку: «Молчи, невестка, я иду покупать сарафан».
Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но предпочитали не рассматривать такие жалобы. Невестки не особенно боялись собственных жен. Вот история, восстановленная по переписке одного из жителей Орловской губернии:
«Богатый крестьянин Семин, 46 лет, с больной женой, отправил двух своих сыновей в «прииски», сам же остался с двумя невестками. Он стал ухаживать за женой своего старшего сына Григория, а с тех пор крестьянки очень скудно одеты и пристрастились к спиртным напиткам, видно, что свекор быстро поладил с невесткой, она не сдалась, но из-за притеснений и подарков согласилась.
Младшая невестка, заметив «купидона» свекра со старшей, во время их совокупления приводила свекровь в амбар. Дело кончилось тем, что муж купил старушке голубой сарафан, а невесткам подарил платок».
Иногда такие случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:
«В начале ХХ века в Калужском окружном суде слушалось дело Матрены К и ее тестя Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужем, 30 лет, в ответ на вопросы сотрудника милиции призналась, что в течение шести лет по настоянию тестя поддерживала с ним связь , от него родился сын, которому сейчас около пяти лет. От него она забеременела во второй раз. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, велел ей идти в Ригу, а как только она родила, схватил ребенка и зарыл в землю в сарай».
Исследователь также отмечает, что отношение к невесткам различалось по регионам:
«В ряде мест, где преобладали сны, этому пороку не придавали большого значения. Более того, о невестке иногда говорили с некоторым сочувствием: «Он любит свою невестку. Юн живет с ней как с женой, ему это нравится».
<…> По мнению крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, невестка была обычным явлением, но традиционно считалась самым постыдным грехом в деревне. Невестки на собрании игнорировались при решении государственных дел, так как каждый мог сказать им: «Иди к черту, невестка, не твое здесь дело»».
Муж не люб, да куда ж его деть
Странно, что на Руси было не только избиение женщин, но и обратное насилие. Особенно часто это случалось в тех случаях, когда крестьяне женили малолетних сыновей на девушках 19-20 лет. Делалось это для того, чтобы впустить в дом работницу или ее имущество. Конечно, жена не могла серьезно относиться к молодому мужу и бить его, пока юноша не вырос. А потом побои обернулись против жены — мужчина пришел к власти и получил право «поучать» свою законную жену и получать от нее все, что только можно. Эротический подтекст явно читался в избиении молодой жены старика, стоически переносившего побои, таскание за волосы и расцарапанное лицо, но в основном достигавшего своих целей.
Скакания
Вы, наверное, уже догадались, что это слово относится к неприличным танцам. Монахи описывают их с негодованием: в древности они не носили нижнего белья.
Девушка задрала подол и показала парням все, что можно. Если еще раз вспомнить о свободных нравах, то становится понятно, почему после таких танцев образовывались пары, а вскоре и свадьбы.
Настоящее коварство
Были на Руси и коварные женщины, вынашивавшие планы движения «наверх». Об одной из таких историй рассказывает «Повесть о тверском Отрочском монастыре». Произошло это в 1265 году, когда юноша тверского князя Ярослав Ярославич влюбился в дьячковую дочь Ксению в селе Едимоново и стал добиваться у князя разрешения на брак. Однако князь был непреклонен — знатному юноше ни к чему жениться на крестьянке. Но мальчик Григорий был так настойчив, что князь наконец дал добро.
Но когда он пришел на свадьбу и увидел невесту, Ярослав передумал и отослал мальчика: «Иди отсюда и найди себе другую невесту, иди, если хочешь, и эта невеста была угодна мне, а не тебе. Неожиданно невеста сказала еще тому же Григорию: «Выйди из меня и уступи место своему князю, он больше тебя и моего жениха, и ты был мне сватом».
Измученный юноша так скорбел, что ушел в лес и князь уже думал, что покончил с собой от горя. Однако Григорий был жив, он явился князю, рассказал, что ему было видение от Божией Матери, которая предсказала ему монашеский путь и повелела построить монастырь. Мальчик попросил отпустить его в монашество. Так князь женился на дочери хитрого пономаря, и под Тверью появился Отрочий монастырь.
Религиозные ограничения
После принятия христианства секс становится табуированной темой: с точки зрения церкви, зачать ребенка можно только в браке, в миссионерской позе и исключительно. Любое отклонение от этих догм считалось «бессмысленным приношением семени дьяволу» и «незаконным блудом».
За чрезмерные вольности предусматривался ряд наказаний. Так что даже если мужчине приснился секс с собственной женой, он должен был немедленно покаяться, помолиться и сбить нужное количество поклонов, а для любви вне брака ежедневные молитвы с множеством поклонов сроком от 3 до 10 лет гордо . По Уставу Ярослава Мудрого жена заключалась в монастырь за измену, а муж мог отделаться штрафом и обязательством вернуться в семью.
Древний феминизм и волосы на теле
Но сколько бы ни внушали церковники, что жены нужны только «ради плода», жены и мужья занимались сексом не только для продолжения рода, но и ради удовольствия — «по забаве», «по желанию» и «из играть». Мужчины ценили естественную красоту. Например, путешественник Афанасий Никитин считал отвратительным обычай индусских женщин брить волосы на теле.
4. Банные забавы
Зимой замерзали любимые нашими предками реки и озера. Однако это не означает, что славяне впадали в половую спячку. Все веселье переносилось в теплую горячую ванну.
Молодожены часто стелили там свою первую постель, где муж и жена уединялись от большой семьи в хижине. Правда, в банях уже нельзя было кричать и причитать от души, как в реках, так что все происходило «тихо, незаметно, как качается в ручье трава».
Кстати, раздельные «мужские» и «женские» дни считались у славян дикостью. Испокон веков мылись вместе, терлись друг другу спины. Но Екатерина Великая приказала прекратить это безобразие и завести отдельные «мужские и женские мыла».